Материальные потоки. Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения В чём измеряется материальный поток

  • II. Расчет номинального значения величины магнитного потока.
  • Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  • Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.
  • Производство продукции проходит ряд этапов. Во-первых, необ­ходимо закупить и доставить определенные материалы для производ­ства выбранной продукции. Во-вторых, нужно организовать процесс непосредственного производства продукции из доставленных мате­риалов. В-третьих, следует организовать сбыт выпущенной продук­ции. В результате совершаются различные операции с сырьем, полу­фабрикатами и готовыми изделиями. Следствием выполнения этих операций является возникновение материальных потоков.

    Материальные потоки могут возникать между предприятиями или внутри предприятия. Если речь идет о доставке сырья или мате­риалов, комплектующих или полуфабрикатов от поставщика до пред­приятия, то материалопоток возникает между предприятиями. Если речь идет о перемещении материалов, сырья и т.п. внутри предприя­тия между стадиями изготовления продукции, то материалопоток возникает внутри предприятия.

    Таким образом, основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

    Материальный поток (МП ) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.).

    Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

    Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

    Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

    Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

    1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

    2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные.

    3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукций в натуральном выражении (шт., т, и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

    4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортимент бывает групповой, видовой и внутривидовой.

    5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. К ним относятся потоки, приведённые далее в тексте.

    Массовый поток - это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

    Крупный поток - это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

    Средний поток - это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

    Мелкий поток - это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

    Тяжеловесные потоки - это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при этом же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при перевозках более 1 т., а при железнодорожных перевозках- 0,5 т.

    Легковесные потоки - это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и, следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1т. груза занимает более 2 .

    Негабаритные потоки - это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, длина - больше длины грузовой площадки.

    Насыпные грузы образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и т. п., перевозятся обычно навалом (например, зерно).

    Навалочные грузы образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание, смерзание и др., например, рудо, уголь и т. п.

    Наливные грузы - это жидкие или полужидкие грузы, заливаемые в другие наливные транспортные средства.

    Тарно-штучные и штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящики, мешки и др.).

    МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность , под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности материального потока: т/год, шт./ч, ед./сутки, п. м/ч, м 2 /год и др.

    С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный набор информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения.


    | | | | | 6 | | | | | | | | | | |

    Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки логистики. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки логистики могут рассчитываться для конкретных участков...

    • 1. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РАЗМЕРНОСТ
    • 2. СТОХАСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С УЧАСТИЕМ СЛУЧАЙНЫХ ПОТОКОВ
    • 3. ЗАДАЧА
    • ЛИТЕРАТУРА

    Материальный поток: понятие, виды, размерность. Стохастические потоки в логистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Развитие рыночной экономики предполагает постоянное увеличение предложения над спросом. В этой ситуации ориентация всех предприятий подчиняется поиску наиболее эффективных способов привлечения и удержания потребителей. Тезис создать потребителя становится обобщением всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели в такой постановке связано с удовлетворением всего спектра потребностей потребительского рынка по профилю выпускаемой продукции или видов услуг. Для этого необходимо налаживать тесные связи и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков ресурсов, а также разработки и внедрения принципиально нового подхода в планировании производственных мощностей. Расширяются и усложняются функции самого предприятия как производственно-хозяйственной единицы.

    Идеи нового подхода в планировании должны основываться на стремлении увеличить результативность работы предприятия (или производственной системы) с учетом требований международных стндартов (в отличии от режима плановой экономики, когда целевые установки ориентированы на сокращение затрат). Управление предприятием должно осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а основываться на планировании упреждающих воздействии. Необходимо выходить на уровень осуществления интеграции планирования и контроля операций по организации производства с операциями маркетинга, сбыт, снабжения и финансов, организации единой системы, охватывающей все подразделения предприятия. Это должно способствовать увязке часто противоречивых целей различных функциональных подсистем и подразделений.

    Подобный подход к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20-е — 30-е годы ХХ века и, развиваясь, сформировался в самостоятельное направление научно-практической деятельности, получившей название логистики.

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает «искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управлени материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики, логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

    1 МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РАЗМЕРНОСТЬ

    Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки логистики.

    При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т. п.). Понятие материальных потоков логистики является ключевым в логистике.

    Материальный поток логистики это незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материальных потоков логистики является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т. д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т. д.).

    Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Материальный поток это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т. п.

    Материальные потоки логистики могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

    Материальный поток логистики, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом.

    Параметрами материальных потоков логистики могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие продукции и операций с нею.

    Выделение и анализ всех логистических операций на пути материального потока позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю и позволяет проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка и получения необходимого экономического результата.

    Именно для этого, нужно рассматривать материальный поток как понятие, имеющее размерность. И это дробь, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.). Объем груза по отдельной операции (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т. п.), рассчитанный за определенный промежуток времени представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

    Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения .

    В управлении материальными потоками нужно учитывать большое разнообразие грузов, которое ложится в основу специфики производимых с ним логистических операций. Поэтому, безусловно, важен вопрос о характеристиках материального потока и связанной с ними классификации.

    Между материальными потоками логистики информационными потоками не существует однозначного соответствия, т. е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационный поток может опережать материальные потоки логистики (проведение переговоров, заключение контрактов и т. д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальные потоки.

    1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть внутренним (не выходящим за пределы логистической системы) и внешним (выходящим за пределы логистической системы). Который, в свою очередь бывает входящим в логистическую систему из внешней среды и выходящим из логистической системы во внешнюю среду.

    2. По отношению к звену логистической системы материальны потоки также делятся на входные и выходные (что такое логистическая система и звено логистической системы мы подробно определим позже).

    3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые).

    Под номенклатурой обычно понимается систематизированный перечень групп, подгрупп, видов продукции в натуральном выражении для статистической отчетности, учёта и планирования.

    Классификация и кодирование продукции в Российской Федерации осуществляются на основе ОКП Общероссийского классификатора продукции народного хозяйства систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

    При экспортноимпортных операциях в Российской Федерации используется классификатор продукции ТНВЭД.

    Для классификации и кодирования продукции за рубежом используются:

    МСТК Международная стандартная торговая классификация;

    НСТС Номенклатура Совета таможенного сотрудничества.

    4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

    Ассортимент продукции это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

    Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

    5. Грузы в процессе сортировки могут быть классифицированы по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др.

    Список литературы

    1. Гаджинский А. М. Логистика . Учебник. М.: Маркетинг, 2003 г.
    2. Костоглодов Д. Д. и Харисова Л . М. Распределительная логистика. Ростов н/Д: РГЭА, 1996 г.
    3. Логистика: Учеб. Пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2002 г.
    4. Неруш Ю. М. Логистика : учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 495с.
    5. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. И, Сергеева. М.:. ИНФРА-М, 1999 г.
    6. Плоткин Б. К. Основы логистики : Учебное пособие. Л.: ЛФЭИ, 1991г
    7. Плоткин Б. К. Экономико-математические методы и модели в управлении материальными ресурсами . СПб., СПбУЭФ, 1992 г.
    8. Родников А. Н. Логистика : Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
    9. Транспортная логистика: Учебное пособие / Под ред. Миротина Л. Б. М.: МАДИ (ТУ), 1996 г.

    Материальный поток - вещественные объекты (грузы, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия иные товарно-материальные ценности) рассматриваемые в процессе выполнения базисных функций логистики (снабжение, производство, сбыт) в определенный временной интервал. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.)

    Если материальный поток рассматривается для фиксированного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разбе­рем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы (наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю).

    Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

    Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, * а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку.

    * Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

    В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

    Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 13 изображено 4 вари­анта:

    а) участок хранения - участок погрузки;

    б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

    в) участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

    г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

    По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м. по проекту составляет 4383 т. Предположим, что стоимость выполнения той или иной oneрации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать. **

    ** Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 13). Это означает отказ от опе­раций поaдбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом. На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объ­емы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9740 т/год.

    Таблица 3

    Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м.

    Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках. Расчет совокупного матери­ального потока для нашего примера представлен в табл. 4.

    Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и от­несенные к временному интервалу.

    Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

    увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

    проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».

    Таблица 4

    Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м.

    Наименование технологического участка,

    на котором осуществляется группа логических операций или название самой группы

    Материальный

    Участок разгрузки железнодорожных вагонов

    Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

    Участок разгрузки автомобильного транспорта

    Участок приемки

    Размещение товаров на хранение

    Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров

    Отборка товаров

    Перемещение товаров к участку комплектования

    Участок комплектования товаров

    Перемещение в отправочную экспедицию

    Перемещение в зону погрузки

    Участок погрузки

    На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.

    склад логистика торговля

    Понятие материального потока в логистике является ключевым, а поэтому его следует считать основным объектом логистики. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья и вплоть до конечного потребителя.

    Авторы многих работ по логистике дают сходные определения материального потока. Так, к примеру, И. И. Бажин определяет материальный поток как совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка) операций.

    А. М. Гаджинский под материальным потоком понимает грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных

    к временному интервалу.

    По своей природе указанный поток материален. Он может проявляться в различных физических формах, а именно в виде:

    • · сырья, материалов, исходных или первичных заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования и т. п. (все перечисленное можно определить как материально-технические ресурсы);
    • · готовых изделий (товаров);
    • · продуктов конечного потребления;
    • · отходов производственной сферы и отходов потребления.

    Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса; переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар); распределение продуктов (товаров); использование (поглощение) продукта (товара). И поэтому исходной (начальной) точкой для изучения материального потока должен стать первичный источник сырья, а конечной (заключительной) - потребитель.

    Характеристические признаки и параметры оценки материальных потоков.

    Любой процесс изучения конкретных объектов основан на получении их качественных и количественных характеристик. Качественные характеристики необходимы для устранения наличия существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих материальный поток (МП) от других потоков. В свою очередь, количественные характеристики МП нужны для изучения и определения его со стороны величины, объема, числа.

    В логистике при изучении и определении материальных потоков в виде качественных характеристик следует рассматривать признаки, а количественных - параметры.

    Признаками материального потока вполне могут считаться:

    • · номенклатура;
    • · ассортимент;
    • · характеристики тары, упаковки;
    • · условия транспортировки и хранения;
    • · требования к выполнению логистических операций.

    Параметры материального потока подразделяются на статические и динамические.

    Статические (греч. - неподвижный) параметры характеризуют внутреннее соотношение свойств материального потока в отрыве от их «развития», движения. Очевидно, такими параметрами для материального потока являются:

    А) габаритные характеристики:

    линейные размеры (ширина, длина, высота);

    Б) весовые характеристики:

    масса брутто (итал. вrutto - грубый, грязный) - вес товара с упаковкой (тарой);

    масса нетто (итал. netto - чистый) - вес товара без упаковки (тары).

    Динамические (греч. dynamikos - способный к движению, развитию; связанный с появлением движения) параметры характеризуют состояние материального потока во времени под действием ряда логистических операций.

    Основными динамическими параметрами материального потока являются:

    А) скорость перемещения, характеризующая путь S, «пройденный» материальным потоком за определенный отрезок времени t:

    Vпмп = S / t.

    Единицей изменения скорости перемещения материального потока могут быть км/ч, т*км/ч, км/дн, т*км/дн и т. д.;

    Б) скорость доставки, характеризующая общие массу (Q) или объем (V) материального потока, доставляемого в конкретную точку потребления за определенный отрезок времени t (другими словами, это та или иная «быстрота» доставки):

    Vдмп = Q / t или Vдмп = V / t.

    Единицами измерения скорости доставки являются т/ч, т/дн, т/мес., т/год или дм3/ч, дн, мес., год; м3/ч, дн, мес., год; В) интенсивность (или темп) доставки - это отношение общей массы (Q) или объема (V) доставляемого материального потока в конкретную точку потребления к обусловленному отрезку пути (S):

    Iмп = Q / DS, или Iмп = V / DS.

    Единицы измерения - (кг/м, т/м, т/км) или (дм3/м, дм3/км, м3/км);

    Г) время доставки - отношение пути (S), который проходит материальный поток из начальной точки до конечной точки потребления, к скорости перемещения Vпмп:

    t = DS / Vпмп.

    Единицы измерения времени доставки - часы (ч), дни (дн), месяцы (мес.);

    Д) длина пути - путь, проходимый материальным потоком от начальной до конечной точки, измеряемый единицами длины или времени.

    С целью более детального изучения и прогнозирования материального потока в зависимости от его вида возможно использование еще и дополнительных динамических параметров.

    Логистическая операция - это выделенная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока.

    Выделяют такие логистические операции, как:

    По природе потока:

    • а) логистические операции с материальным потоком (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения сырья и материалов при реализации логистических функций производства, упаковка груза, укрупнение грузовых единиц, хранение);
    • б) логистические операции с информационным потоком (сбор, хранение, обработка и передача информации).

    По отношению к логистической системе:

    • а) внешние - ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере поставок и сбыта);
    • б) внутренние - операции, которые выполняются внутри логистической системы.

    На внешние логистические операции случайные изменения влияют в большей степени, чем на внутренние.

    По характеру выполнения работ:

    • а) операции с добавочной стоимостью, которые изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушка и т.д.);
    • б) операции без добавочной стоимости (хранение товаров).

    По переходу права собственности на товар:

    • а) односторонние - операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняются внутри логистической системы;
    • б) двухсторонние - операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одного юридического лица к другому.

    По направленности:

    • а) прямые - операции, направленные от генератора материального потока и информации к его потребителю;
    • б) обратные - операции, направленные от потребителя к генератору материального потока и информации.

    Здесь следует отметить, что если товары производственно-технического и потребительского назначения возвращаются от потребителя к поставщику, то они не обязательно проходят той же логистической цепочкой, по которой они доставлялись от поставщика к потребителю. Наиболее распространенными примерами реализации обратной логистической цепочки являются: возврат торговым посредником своему поставщику товара, срок реализации которого истек, возврат покупателем торговому посреднику дефектного товара, возврат тары потребителем поставщику и т.д. Это так называемая реверсивная логистика.

    К логистическим операциям можно также отнести такие операции, как прогнозирование, контроль, оперативное управление.

    Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию цели логистической системы, называется логистической функцией. К основным логистическим функциям относят:

    • 1) поставки - координация с оперативно-календарным планом производства, выбор и проведение переговоров с поставщиками, планирование потребностей в материалах, составление оперативно-календарного плана поставок, транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, складирование производственных запасов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с предметами поставок;
    • 2) производство - координация с планом физического распределения, оперативно-календарное планирование перемещения незавершенного производства, внутризаводские перемещения материалов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с незавершенным производством, оперативное обеспечение производственных подразделений сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, складирование незавершенного производства, учет незавершенного производства;
    • 3) сбыт - координация с планом маркетинга, прогнозирование спроса, сервис, оперативно-календарное планирование транспортировки готовой продукции, управление запасами готовой продукции, обработка заказов клиентов, складирование готовой продукции, погрузочно-разгрузочные и транспортные складские работы с готовой продукцией, поставка готовой продукции, учет запасов готовой продукции.

    Действительно, указанные три логистические функции реализуются практически всеми товаропроизводителями. Среди других логистических функций, которые имеют поддерживающий характер трех перечисленных выше, можно выделить: транспортировку, управление запасами, складирование, информационно-компьютерную поддержку, поддержку стандартов обслуживания потребителей и др.

    Вопросы для контроля знаний

    1. Перечислите и охарактеризуйте принципы логистики.

    2. Дайте определение понятию "логистическая функция".

    3. Перечислите основных участников логистического про­цесса.

    4. Назовите основные логистические функции транспортно- экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий- изготовителей товаров.

    5. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия.

    Глава 3. Материальные потоки и логистические операции

    Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портирования, складирования и выполнения других матери­альных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми из­делиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Понятие потока как движущейся массы чего-либо интуи­тивно хорошо понятно: вода в стакане на столе - запас, начнем выливать воду, возникнет поток воды. Автомобили, стоящие в пробке, - запас, автомобили, движущиеся по свободному шос­се, - поток. Материальные потоки в логистике имеют анало­гичную природу: множество каких-либо вещественных объек­тов, рассматриваемых не в состоянии покоя (запас), а в состоя­нии движения. Однако под движением в логистике понимается не только перемещение чего-нибудь в определенном направле­нии, но и переход из одного состояния в другое, например:

    Товар, не упакованный в транспортную тару, превраща­ется в товар упакованный (операция упаковки);

    Партия товара в транспортной немаркированной таре пре­вращается в партию товара в транспортной таре маркированной (операция маркировки);

    Товар, в маркированной транспортной таре, уложенный на поддон, но не связанный с поддоном в единое целое, превраща­ется в удобный для последующей переработки грузовой пакет (операция пакетирования), а также множество других операций.

    Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем пример доведения готовой продукции (консервов) от завода- изготовителя до торгового зала магазина:

    На рис. 15 представлены операции, которые необходимо вы­полнить, чтобы физически продвинуть произведенные консервы по указанной цепи.

    Рис. 15.Операции, необходимые для физического продвижения произведенных консервов по указанной цепи.

    Продукт (в данном случае консервы), рассматриваемый в процессе приложения к нему перечисленных операций, пред­ставляет собой материальный поток, который и является основ­ным объектом управления в логистике. Логистика планирует этот процесс, определяет технологию и выбирает технику для выполнения тех или иных операций, определяет, где и в каком объеме содержать запасы продукта, организует документообо­рот, т. е. информационную поддержку товародвижения, опера­тивно управляет всем сквозным процессом.



    Особо подчеркнем, что произведенные изготовителем консервы передаются на оптовые склады, а затем попадают в розничную торговлю уже не одно столетие. Однако никогда в прежние века цепь операций товародвижения консервов (как и другой продукции) не была охвачена единой системой управле­ния. Необходимости в таком управлении не было, возможность такого управления отсутствовала . Соответственно, не было и не­обходимости в термине, обозначающем объект этого управления.


    товарно-материальные ценности и т. п.), рас­сматриваемая в процессе

    Рис. 15. Последовательность операций по доведению готовой продукции от консервного завода до торгового зала магазина

    Общепринятое определение гласит: материальным пото­ком называется имеющая вещественную форму продукция (грузы, детали, приложения к ней различных логи­стических операций в заданном временном интервале.

    Применение термина "материальный поток" оправданно лишь при наличии единой системы управления сквозной цепью операций по продвижению продукции и лишь в пределах управ­ляемой цепи. Отсутствие логистического подхода к организации товародвижения лишает использование данного термина как фактического, так и научного смысла.

    Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

    · увидеть общий процесс продвижения изменяющегося про­дукта к конечному потребителю;

    · проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

    Размерность материального потока представляет собой дробь,

    в числителе которой указана единица измерения продукции, име­ющей вещественную форму (штуки, тонны и т. п.), а в знаменате­ле - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. п.). Напри­мер, тонн/год, вагонов/месяц, контейнеров/смену и т. п.

    При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он яв­ляется материальным запасом, так называемым запасом в пути.