На что направлена социальная работа. Социальная работа как практическая деятельность. Колледжи Социальных работников

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

✓ контроль:

✓ страхование;

✓ обслуживание;

✓ попечительство и др.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальную работу характеризуют главным образом объектно-субъектные отношения.

Под объектом социальной работы понимаются.

✓ в широкой трактовке - все люди;

✓ узкой - группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы:

✓ организации, учреждения, социальные институты общества:

Государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

Различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям);

Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и др;

✓ общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:

Профсоюзы:

Отделения Детского фонда:

Общества Красного Креста:

Частные социальные службы, организации и т. д.;

✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:

Организаторы-управленцы и исполнители;

Практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетания теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементом в подготовке специалистов социальной работе должно быть освоение основ медицины, психологии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социально работе. Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Социальные работники - это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Структура социальной работы - это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

Выделяют следующие аспекты социальной работы.

✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления (виды) социальной работы.

✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия;

✓ реабилитация; ✓ профилактика;

✓ контроль:

✓ страхование;

✓ обслуживание;

✓ попечительство и др.

Переосмысление основного содержания и направления со-циальной политики привело к необходимости определения ме-ста и роли социальной работы в реализации этой политики. Но прежде необходимо ответить на вопросы: Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью? Каковы ее основные принципы, содержание и особенности?

Известно, что социальная работа является не только сред-ством реализации социальной политики. Она, выполняя функ-цию обратной связи, выступает в качестве социального локато-ра, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как дея-тельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материаль-но-финансовую, морально-правовую поддержку, консультиро-вание и обслуживание показывает реальные возможности об-щества и государства по социальной защите человека.

В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущ-ности социальной работы как вида профессиональной деятель-ности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

В “Энциклопедии социальной работы” подчеркивается, что цель “социальной работы состоит во взаимодействии между от-дельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех”.

В “Словаре социальной работы” доктора Баркера (США) приводится такое определение: “Социальная работа — это про-фессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способно-сти к социальному функционированию и создание благоприят-ных общественных условий для достижения этих целей”.

Американские исследователи М. Саппс и К. Уэллс дают сле-дующее определение: “Социальная работа — это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жиз-ненные функции, реализовывать стремления и ценности, облег-чать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы”.

Совершенствовать способности каждого человека самосто-ятельно решать свои проблемы и справляться со своими труд-ностями;

Помогать в обращении за необходимой помощью к офици-альным и неофициальным источникам;

Способствовать повышению эффективности этих источ-ников;


Оказывать помощь в развитии и совершенствовании со-циальной политики государства.

В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессио-нальная деятельность включает в себя:

Содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе;

Выявле-ние социальных проблем;

Предотвращение, устранение и смяг-чение личных и общественных конфликтов;

Развитие способ-ности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости;

Поиск и освоение источников помощи;

Выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа — это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практи-ческой реализацией и перспективой, предполагает взаимодей-ствие между человеком и окружающей средой, а также реше-ние различных проблем личности. Они считают, что социальная работа — деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является “освобождение” индивида-клиента.

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания про-блем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, пе-реживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории де-ятельности “социальная работа” они вкладывают как аналити-ческий, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нужда-ется в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от обще-принятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различ-ных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Ша-нина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтру-изме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направле-ний и подходов в практике зарубежной социальной работы (М. Ричмонд, 3. Фрейд , Д. Дьюи, В. Робинсон, Г. Гамильтон, А. Соломон и др.).

Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобре-тала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внут-ренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение со-циального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу.

Вме-сте с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника тре-буется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка соци-ального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Итак, зарубежные исследователи считают целью социаль-ной работы содействие людям в успешном разрешении их про-блем при активном участии самого человека. Средства дости-жения этой цели — высвобождение и развитие ресурсов чело-века и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия “социальная работа”. Так, авторы “Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе” определяют социальную работу как разно-видность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребно-стей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существо-вания личности.

Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как со-циальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной полити-ки в сфере поддержки “слабых” слоев населения, их социаль-ной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения соци-альной защиты. Т. Е. Демидова определяют социальную работу как “многогранную целенаправленную деятельность государ-ственных и общественных организаций, отдельных лиц по ока-занию помощи человеку в реализации его творческих, интел-лектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий”.

В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия со-циальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как про-фессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановле-ния их способности к социальному функционированию и созда-нию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель соци-альной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как обще-ственного субъекта.

По определению Н. С. Данакина, “социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл соци-альной работы заключается “в формировании и развитии уме-ний человека эффективно решать жизненные проблемы с опо-рой на собственные ресурсы”.

Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществле-ния соответствующих перемен, высвобождения и развития ре-сурсов человека и его социального окружения.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

Квалифицированное содействие людям в решении их жиз-ненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настоль-ко тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то мо-гут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное по-ложение среди “собратьев”.

От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, пе-дагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный ра-ботник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии.

К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изу-чении общины. Педагогические методы применяются им при воз-действии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодатель-ства. Социальная работа близка и к медицине — и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (ле-чение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

Терминология выражает в данном случае некоторую общ-ность в подходах к человеку. Более того, есть такие области ме-дицины, которые с полным основанием можно отнести и к соци-альной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универ-салом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социаль-ной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смыс-ловое и инструментальное содержание социальной работы акку-мулирует в себя пограничные элементы смежных профессий.

Оно не нацелено на “оккупацию” соседних территорий и их насиль-ственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методи-ка психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разоб-раться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех кон-цептуальных и инструментальных “услуг”, которыми располага-ют смежные области знания и профессии.

Здесь мы подходим к формулировке еще одной, может быть, даже главной отличительной особенности социальной работы как профессии. Если психолог имеет дело с психикой человека, медик — с состоянием его физического и психического здоро-вья, а юрист — с его правовым поведением, т. е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной, причем “своей” стороны, - то социальный работник воспринимает его как целостного ин-дивида, в единстве его различных сторон. Выражаясь гегелевс-ким языком, в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором — конкретный. Это целостное видение че-ловека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной “репрезентации” в отдельных науках и профессиях.

Ценностная направленность действий психолога или соци-олога: от профессиональных ценностей — к человеку как к цен-ности. В действиях социального работника, наоборот, от чело-века как высшей ценности — к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на реаль-ных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смеж-ных профессий — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или наруша-емые нормы и т. д.

Есть еще важная особенность социальной работы как про-фессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредниче-ства, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности, направлен-ности на целостного человека и ориентации на жизненные про-блемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

В самом общем виде социальный работник выступает по-средником между клиентом и социумом. Он содействует, с од-ной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с дру-гой — процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий:

Понимание социальным работником проблем клиента, его способность к “тотальному вживанию” в клиента, в смысл его проблем;

Способность социального работника к адекватному выра-жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

Знание посредником социальных ресурсов, которыми рас-полагают различные учреждения и организации;

Знание социальным работником инструментальных воз-можностей смежных профессий, представители которых при-влекаются к участию в решении проблем клиента;

Наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонима-ние разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать при необходимости “пе-реводчиком”;

Делегирование клиентом социальному работнику пред-ставительских полномочий;

Делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга-низаций;

Признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

И, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупреч-ной работой.

М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие “соци-альная работа” в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.

В связи с этим можно предположить, что содержание по-нятия “социальная работа” также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеоло-гии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма (модель) не яв-ляется завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия “со-циальная работа”.

Итак, социальная работа — деятельность , осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добро-вольными помощниками, направленная на оказание индивиду-альной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию , через информирова-ние, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одино-ких, педагогическую и психологическую поддержку, ориенти-рующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа — профессиональная деятельность , на-правленная на активизацию потенциала собственных возмож-ностей личности при решении сложных жизненных проблем.

Социальная работа — профессиональная деятельность, но-сящая по преимуществу превентивный характер.

Социальная работа — профессиональная деятельность, на-правленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Вопросы и задания

1. Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей.

2. Поясните различные точки зрения отечественных иссле-дователей на понятие “социальная работа”.

3. Назовите причины нестатичности содержания понятия “социальная работа” в историческом аспекте.

4. Найдите общее и отличное в понятийных характеристи-ках социальной работы в отечественных и зарубежных иссле-дованиях.

5. Как классифицируют социальную работу как деятель-ность в практике социальной работы?

6. Какое из предлагаемых определений социальной работы как деятельности вам наиболее предпочтительно?

Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации .

Выделяют такие основные направления социальной работы, которые описывают ее профессиональное содержание:

· социально-психологическое (регуляция межличностных отношений в преодолении трудной жизненной ситуации)

· социально-правовое (учитывание правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации)

· социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья),

· социально-бытовое (помощь в достижении оптимальной адаптации в обществе)

· социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи)

· психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения).

Социальная работа - это профессиональная дисциплина, нацеленная на улучшение и сохранение благосостояния детей, взрослых, семей и сообществ.

Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению адаптации людей, повышению их способностей к существованию в обществе и повышению их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы .

Социальная работа как профессиональная деятельность

Социальная работа -- это управление использованием ресурсов человека, семьи или общности, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны -- поддержание стабильности в обществе.

Впервые готовить социальных работников специальных школах начали в странах Западной Европы и США в конце XIX - начале ХХ веков.

Ситуация в мире складывалась так, что появилась потребность в подготовке социальных работников-профессионалов. Основными причинами формирования социальной работы как научной и учебной дисциплины считают:

1. урбанизация и индустриализация;

2. увеличение социальных связей и отношений человека;

3. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования.

Субъектами социальной работы определяют обычно работников социальных служб, а также, иногда социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, коммерческие) учреждения и общественные организации .

К объектам социальной работы относят индивидов, малые группы, население определенной локализованной территории. Все из них становятся объектами социальной работы вследствие нарушения социального функционирования.

В виде профессиональной деятельности в социальной работе как предмет выделяют понятие "жизненная ситуация" или "трудная жизненная ситуация" объекта.

Цель -- изменение основных характеристик жизненной ситуации, преодоление объектом возникших трудностей.

В литературе выделяются три уровня практической социальной работы:

1. макроуровень (социально-административный)

2. мезоуровень (групповой)

3. микроуровень (индивидуальный).

Социально-административный уровень выделяется на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т. д.

Групповой уровень социальной работы представлен как реализация помощи группе.

Индивидуальный уровень социальный работы представляет собой организацию взаимодействия социального работника с клиентом, где оба выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств.

Действия социального работника выражаются в форме социальной защиты, социальной помощи, социальной поддержки, социального обслуживания и социального обеспечения .

Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых обществом и структурами внутри него, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активного существования человека.

Феномен социальной защиты рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае социальная защита - это деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Во втором случае социальная защита -- это создание условий, которые не допускают возникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнения у клиентов социальных служб.

Социальная защита осуществляется через социальные гарантии -- обязательства государства по отношению к различным категориям населения. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. При учитывании особенностей жизни человека, возникает специальный правовой статус, который дает ряд дополнительных возможностей.

Соответственно, для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи. Социальная помощь - это система социальных мер, которая проявляется в виде поддержки, содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе .

Социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).

Социальная поддержка - это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования "слабых" социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду и сложности в сложившихся обстоятельствах своей жизнедеятельности и общественных отношений.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с социальным работником, построить собственную линию поведения, которую клиент определит как значимую и необходимую для себя.

Социальное обеспечение - это такой вид социальной помощи, предполагающий непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного (государственного или же частного) ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат. К открытым выплатам относят пенсию и различные пособия, а к скрытым - льготы.

Социальное обслуживание - деятельность по удовлетворению потребностей разных категорий населения в социальных услугах -- полезных действиях. Для чего используются кадровые и общественные ресурсы.

У разных групп населения преобладают разные типы личных ресурсов, потребности в разных видах и формах социальной помощи. Рассмотрим особенности социального обслуживания в России для пожилых граждан и инвалидов . Для этих категорий населения существуют такие виды социальных услуг:

Услуги по организации питания, быта, досуга;

Содействие в получении образования инвалидами с учетом их возможностей способностей;

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;

Содействие в трудоустройстве, социально-трудовая реабилитация;

Материально-бытовые услуги;

Правовые услуги;

Организация ритуальных услуг.

То есть, социальная работа включает в себя и защиту, и социальную помощь, предоставление которых зависят от реальных трудностей в жизни человек, группы; тогда как социальное обеспечение и социальное обслуживание предназначены для помощи в управлении процессом использования внутренних и внешних ресурсов семей или отдельных людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последнее время был сделан существенный шаг по направлению к формированию социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки.

Необходимость повышения эффективности социальной работы в решении социальных проблем обращает наше внимание на концепцию социальных изменений. Изучение изменений с помощью синтеза разных наук о человеке приводит к реализации трехкомпонентной задачи:

Становление оптимальных отношений между людьми в обществе и группе;

Нахождение путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды;

Изменение ситуации клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.

Кем работать по выпуску из ВУЗа? В действительности, ответить на этот вопрос бывает очень трудно. Ведь даже многие преподаватели не могут однозначно ответить студентам, что ждет их впереди. Тем не менее для некоторых построение карьеры в данной области - дело довольно интересное и даже успешное. К сожалению, разных альтернатив тут мало. Вот такая жестокая специальность "Социальная работа". Кем работать после окончания ВУЗа? Давайте попытаемся разобраться в этом как можно скорее. Ведь предлагаемых вакансий не так уж и много, хотя места на должности, как правило, постоянно пустуют.

Социальный работник

Разумеется, первое место, которое только можно посоветовать - Дело все в том, что данная вакансия не пользуется особой популярностью в России, хотя она играет важную роль для общества.

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать? Как уже было сказано - социальным работником. Что тут делать? Вы должны будете помогать людям, нуждающимся в а также выявлять и ставить их на учет. Иными словами, находиться на государственной службе по "слежке" за социальным развитием населения.

Специалист по социальной работе - это далеко не самая перспективная должность. Это показала практика. Ведь стать начальником не получится - для этого у вас должны быть связи. А вот "рядовым" сотрудником может стать каждый. Только уровень зарплат с учетом ответственности и эмоциональной нагрузки очень и очень маленький.

Политика

Работа может также заключаться и в политике. Дело все в том, что очень многие выпускники данной специальности имеют огромные перспективы личностного роста. А это, как ничто другое, поможет им добиться успехов в политике.

На практике, если честно, такая ситуация прослеживается очень редко. Ведь стандартное описание специальности не включает в себя никаких упоминаний о политической деятельности. Как правило, выпускникам говорят о том, что им удастся устроиться только в качестве рядового социального работника на каком-нибудь предприятии и работать там чуть ли не всю жизнь.

Так что, не стоит думать, что "Социальная работа" - это приговор. Вы легко сможете стать успешным политиком. Только для этого придется приложить немалые усилия. Зато результат сможет вас порадовать во всех смыслах.

Педагог

Очень распространена нынче такая вакансия, как социальный педагог. Если честно, то данная должность чаще всего встречается в детских садах. Там воспитателями зачастую становятся выпускники специальности "Социальная работа". Почему так получается?

Дело все в том, что такие сотрудники, как правило, очень быстро определяют социальные проблемы у малышей и их родителей. И при надобности ставят их на учет в качестве неблагополучной семьи. Это, в свою очередь, помогает устранить проблемы и улучшить атмосферу. И, разумеется, благоприятно влияет на ребенка.

Только вот социальная работа с детьми не особо пользуется популярностью среди выпускников и молодых сотрудников. Дело все в том, что тут вы не сможете получать высокую заработную плату. Да и с карьерным ростом дела обстоят очень туго. Таким образом, работать педагогом (социальным) способны только те, у кого "душа лежит" к данной профессии.

Сиделка

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать после выпуска? Например, у таких выпускников имеется возможность работать профессиональной сиделкой для инвалидов. Перспектива не самая лучезарная, зато вакансия данная пустует практически всегда.

Тем не менее сиделкой работать согласится далеко не каждый. Особенно если учесть, что опять же вы будете получать низкую заработную плату, зато во время рабочего дня придется выкладываться по полной программе. Зачастую сиделки к концу недели выглядят словно выжатый лимон.

Поэтому молодые выпускники не особо заинтересованы в данной вакансии. У них больший интерес вызывает вакансия "воспитатель общежития". Только вот на практике на такую должность принимают людей с огромным жизненным опытом. Обычно данная вакансия занимается исключительно женщинами после 50 лет. Так что у молодых выпускников шансов устроиться на данную вакансию крайне мало.

Психолог

Социолог-психолог - это еще одно место, которое доступно выпускникам. Но здесь дела обстоят чуть получше, чем с предыдущими вакансиями. Дело все в том, что социологом-психологом можно работать как в государственном учреждении, так и в частном. В первом случае вы будете на госслужбе, но заработная плата у вас будет мизерная. А работы - много.

Во втором же случае у вас не будет государственной службы в стаже, зато вот уровень заработной платы окажется в несколько раз выше. Кроме того, клиентура также отличается в этих двух местах. В первом случае вам, скорее всего, придется работать с неблагополучными семьями, а во втором - обслуживать элитных клиентов.

Разумеется, каждый сам выбирает, что для него лучше. Только вот на практике доказано, что социолог-психолог довольно часто выбирается в качестве частной работы, нежели государственной. И это понятно - для молодых сотрудников очень важен карьерный рост, а также уровень заработной платы, которые не удовлетворяют в государственных учреждениях.

Медицина

У вас в дипломе написана специальность "Социальная работа". Кем работать? Например, помимо всех перечисленных вакансий, вы также можете в медицинские учреждения. И тут существует несколько вариантов развития событий. Каких именно? Давайте разбираться.

К примеру, выпускники нашей сегодняшней специальности могут работать так называемым социальным медицинским работником. Данная вакансия подразумевает поддержку и помощь больным людям. К примеру, работу с алкоголезависимыми и наркозависимыми людьми, а также с инвалидами разных категорий. Это далеко не самое лучшее место для работы молодых и перспективных выпускников ВУЗов.

Также можете работать психологом в медицинском учреждении. Это более хорошее место. Обычно именно на данную должность и нанимаются сотрудники, которым важно работать в медицине, но при этом иметь диплом социолога.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что за специальность "Социальная работа", кем работать, а также какие места выбираются выпускниками чаще всего. Если честно, то на практике получается так, что по диплому данного направления мало кто работает.

Зачастую достаточно просто получить хоть какое-нибудь высшее образование, чтобы работать в том или ином месте. Например, социологи очень часто встречаются в качестве менеджеров, официантов и кассиров. То есть с данным дипломом вы можете трудоустроиться туда, куда пожелаете. Но в большинстве случаев только рядовым сотрудником.