Настоящая баба-яга. Как баба яга стала отрицательным персонажем, и какие традиции с ней связаны Мифология баба яга

Бабы-Яги нет на земле русской; но предания о Бабе-Яге почти бессмертны в устах целого русского народа. Она знакома в Петербурге почти так же, как и в Москве; её знают в Сибири и в Одессе; о ней говорят даже и в Аваче, словом, эта Баба-Яга что-то очень знакомое всякому русскому человеку!

Жизнь Бабы-Яги - сказка. Баба-Яга - идеал, миф, вздор. Но попробуйте уверить, какого хотите, русского простолюдина, что Бабы-Яги не было на свете, никто не поверит! Вам не покажут подлинного места, где живёт ещё Баба-Яга; её все боятся, все ужасаются; она легко может встретить вас и там и сям - она страшное, уродливое чудовище.

Вот что о ней говорит стихотворец: она:

Ростом - древний дуб высокий,

Толщиной - огромна печь!

Вся краса её - гриб старый.

Взгляд - всех хныкать заставляет,

Пешей сроду не ходила,

А любила всё скакать!

Вот что о ней же повествуют и сказки, дошедшие к нам из не постигнутой древности: «Баба-Яга, костяная нога, говорят они: в ступе едет, пестом погоняет, след помелом заметает»: следовательно, никому невозможно и знать о том, где проезжала эта баба , - её след заметается помелом, ее следу как не бывало: в этом-то и была одна из её таинственностей.

Ягайя-баба - это миф, это сказка! Где, как и когда найдем мы быт ее? Укажи, смельчак! Кого, или что разумеешь ты под этой Бабою-Ягойей ? У нас ее нет, на земле Русской; она - не славянка!

И говорю я тоже: эта Ягайя-баба - миф: она - сказка, она - рюрик ! Не жила она: нет этой бабы и в рядах славянок. Глубока та древность, из которой вышла она к нам, на святую Русскую землю! Ай да Баба-Яга!

Но вот о ней предание, которое, так или сяк, а сохранилось на русском люду, почитай везде, почитай всюду единогласно:

Ягайя-баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой , она - вечная старушка , и старушка - пугало, проказница, какой другой не скоро найдешь! И если ты русский, то познакомься с нею ближе: она приветлива, она услужлива. И вот, всякий из наших молодцов, по крайней мере, из сказочных, не выходил от Яги-бабы без толку: Ягайя-баба всех наводила на путь, всем указывала дорожку к невестам! Вот такая была Яга-баба. Найди же теперь другую бабу такую же!

Полвека назад, или, может быть, больше, простой русский народ еще очень верил тому, что ее всякий найдет в лесах дремучих, непроходимых, соединяющих Русскую землю с какими-то чудными, неведомыми Царствами, или словом: с подсолнечными Королевствами и тридесятыми Государствами. Там он, наш народ русский, мастерски отыскивал бабину избушку, простую, тесную, в которой хозяйка леживала, растянувшись из угла в угол. Сказывали, что ее нос упирался в потолок и проч. Старушонка была очень не смазливая…

Самой странной архитектуры была ее избушка, она страивалась на курьих ножках и, как будто рассерженный индейский петух на гуменном току, повертывалась то туда, то сюда. Вертелась она, будто топотала на одном месте. В наше время никакой архитектор такой избушки не построит. Эти избушки делывались без планов и - главное, без смет.

Кружение избушки, без доброго, вестимого словечка, никогда не прекращалось: этот лесной индейский петух токовал вечно и, чтоб остановить его, то должно было сказать непременно: стань ты к лесу задом, а ко мне передом , и вот тут избушка тотчас останавливалась, и желающий тотчас входил в эту избушку.

При встрече нежданного гостя, Баба-Яга, пробормотав себе под нос что-то свое, для нее необходимое, всегда принимала гостя приветливо, а особенно русских; их она узнавала по какому-то духу, может быть, по отважности, по той славе, которая так давно твердит, что только русскому всякое море по колено. А другой кто ж пойдет к Бабе-Ягойе?..

И в вопросах, и в ответах Бабы-Яги всегда крылось какое-то таинство, наметки , и потому-то она, увидевши русского человека, обыкновенно приговаривала: доселева Русского духу и слухом не слыхивано, и видом не видывано, а нынеча, Русский дух в очью совершается ! Как ей не знать было русских! Но видно, что все русские, в самом деле, к ней приходили издалека и, поэтому, видно, что наша Баба-Ягайя живала неспроста; а иначе, как же бы ей угадывать русских только по оному духу? Тут глубокая, непостижимая древность, тут Индия, тут Монголия, тут самая темная даль нашей незапамятной бытности, до наших древнейших переселений из Азии в Европу! Баба-Яга - строчка из той нашей истории, которую уже никто из нас прочесть не умеет. Говорю опять: ай да Баба-Яга!

Русский простолюдин иногда еще боится Бабы-Яги: он, по какой-то наследственной привычке, стращает ею свое дитя, и - упрямец-дитя покоряется страшному . Бабою-Ягою, тот же простолюдин, в запальчивости, величает свою сердитую половину и каждую злую бабу, а эти, и всякие русские бабы, в свою очередь, охотно еще слушают всякую сказку, и почти уверены, что бывали когда-то, да и есть еще такие царевичи , которые и в настоящее время, в их невестимых странствиях: то волею, то неволею, а натыкаются на Ягойю. Верят добрые люди и тому, что каждый простосердечный до Ягойи-Бабы может быть доступным.

Стало быть: она существо кроткое, когда она так любит простосердечных , так почему же она - пугало для детей? Зачем же она их таскает? До детей добрых ей нет дела; но дети упрямые, непослушные, которые бегут на улицу, без спроса у родителей, все ее жертва! Заметим про себя, что улица и в песне, и в сказке русской - большой свет наших простолюдинов. Так зачем же туда ходить детям без спроса?..

Баба-Яга, по свидетельству наших сказочных преданий, не одна на белом свету . У нее есть сестры; вы пришли к ней, и она вас провожает от одной сестры до другой, всякий путь ей известен так же, как собственные уголки ее избушки. Притом, вообще все Бабы-Ёги очень хорошо читают в будущем, они вам все будущее выложат гладко, начистоту!.. Это сивиллы .

Не знаю, была ли которая из наших сивилл в законном супружестве, и не знаю, какой бы охотник на них женился; но одна сказка передает нам, что была Яга-баба, у которой было три дочери, и - эти-то дочери, страшно и подумать: помогали ей приготовлять в пищу детей и простосердечных ! По этой самой сказке и слепой увидит, что Бабы-Ёги не все-то были услужливы и доброхотны, и потому-то нет мудреного в том, что наши крестьяне так свободно стращают Бабою-Ягою детей своих. Но, может быть, Ягайя замужняя, Ягайя с дочерьми, только и была одна, - две, три много; может быть, людоедка и питалась людьми только для того, что по числу своего семейства не могла себя прокормить тем, чем бы насытилась одна. Притом: почему бы у нас не быть и собственно людоедкам? Однажды у нас на злодейку Ягайю нашелся простак , который не дался на жаркое и - сам накормил Бабу-Ягайю ее же дочерьми. Этого простака звали Филюшкой . С той поры уже нигде не говорится, и никто не говорит о людоедстве Бабы-Яги.

Ягайя-Баба живала над трубежами около наших Переславлей , или Переяславлей … - А теперь, смотрите, где не жила она: и во Владимире, и в Калуге, и в Рязани, и в Туле, и в Ярославле; ни там, ни сям никакое дитя не выбежит на улицу, коли пригрозят ему: нишни, нишни тебя унесет злодейка Ягайя-баба ! Дело кончено: ребенок ни вон из избы!

Что вы ни говорите, а все это предание и - предание глубокое, собственно русское; но не растолкованное в наших летописях, как и многое. Это предание затащено к нам на север издалека. В других странах Европы нет такой Яги-бабы, какая живет еще у нас в наших бабушкиных сказках.

(М. Макаров )

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Баба-Яга против 19 марта 1926 года не кто иной, как Каганович, на которого коллеги жаловались Сталину в связи с тем, что «ни один другой первый секретарь Украины не использовал такой нажим при проведении украинизации», выступая на Политбюро ЦК КП(б)У, заявил, что «коренизация

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба) В национальных традициях образ многогранен и противоречив: греческая нимфа Калипсо, Нагучица в сказках народов Кавказа, Жалмауыз-кемпир в казахских сказках, бабушка Метелица - в немецких.В русских сказках у Бабы-яги отталкивающая

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Баба-Яга Бабы-Яги нет на земле русской; но предания о Бабе-Яге почти бессмертны в устах целого русского народа. Она знакома в Петербурге почти так же, как и в Москве; её знают в Сибири и в Одессе; о ней говорят даже и в Аваче, словом, эта Баба-Яга что-то очень знакомое всякому

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

«Баба-птица» В это самое время на петербургской сцене появился новый актер, изрядно испортивший кровь великой княгине. Это был голштинский камергер Брокдорф, принятый Петром Федоровичем очень ласково. Когда-то его прогнали от себя Брюмер и Берхгольц, считая плутом, но

Из книги Древняя религия Славян автора Глинка Григорий Андреевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Кто она, Золотая Баба? Чтобы понять, кто же на самом деле есть Золотая Баба, нужно обратиться к сказаниям местных уральских и алтайских народов, которые ещё не так давно ей поклонялись.Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую

автора

Баба Древняя славянская богиня тишины и покоя, плодородия и здоровья, домашнего благополучия. Повивальные бабки, которые помогали при родах, считали ее своей заступницей; да и все женщины обращались к богине за советом.Храм Бабы (Золотой Бабы), согласно преданиям,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Белая баба Носительница болезни; дух судьбы; образ смерти. Чтобы не зашла белая баба в дом и не принесла несчастье, под порогом закапывали голову кобылы, цепляли косу над воротами или над косяком дверей, прибивали к порогу подкову. Существуют поверья, что перед смертью

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Дикая баба Мифический персонаж славян, известный преимущественно в Западной Украине. Гуцулы считали, что это высокая, худая, с длинными волосами женщина; в цепких руках у нее железный макогон, потому еще – железная баба. К людям относится враждебно. По преданиям, сидит с

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Баба Марта Фольклорный персонаж, известный на Буковине, в Болгарии, а также у северороманских народов. В преданиях еще встречается под именем Баба Докия. Сказок, легенд, преданий, рассказов о Бабе Марте с очень похожим сюжетом много. Баба Марта насмехается над последними

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Баба Яга Предположительно, у древних славян Баба Яга была великой богиней мрака и смерти, а возможно, жизни и смерти. Были ее капища с каменными идолами. Баба Яга – прообраз Макоши, Живы; лишь позже стала персонажем фольклора. В чешских преданиях Баба Яга стережет живую и

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж — Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

  • Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
  • Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
  • Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
  • Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Избушка на курьих ножках — знаменитое жилище Бабы Яги | Depositphotos — Oleksandrum79

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

А как вы считаете, Баба-Яга – это ЧТО?

Больше интересных тем о жизни, психологии и отношениях — в группе

Ашихмина Екатерина

Баба-Яга

Краткое содержание мифа

Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Благодаря народному эпосу, образ Бабы-Яги дошел до нас во многих мифах и легендах, таким, каким его рисовали наши предки.

Одна из многочисленных сказок про Баба-Ягу повествует нам о крестьянской семье, в которой Дед овдовел, женился на другой жене. От первой жены осталась у него дочка. Злая мачеха невзлюбила падчерицу и решила от нее избавиться. Когда муж уехал, мачеха отправила ее к своей тетушке за ниточкой с иголочкой. А тётка эта была Баба-Яга, «костяная нога». Но девочка не была глупой, почувствовала неладное, да и зашла прежде к своей родной тётке, которая подсказала ей что делать и дала с собою ленточку - для березки, маслица для ворот, хлебца - для собак, мясца - для кота. Пришла девочка к Бабе-Яге, та ее ткать посадила, а своей работнице наказала баню истопить да помыть девочку, чтоб ее на завтрак съесть. Девочка смекнула, что к чему, сидит, ни жива, ни мертва. Попросила она ласково работницу, чтоб та ее отпустила и подарила ей платочек. Тогда кот вздумал на нее наброситься, но девочка его мясцом накормила. В благодарность он помог ей бежать и дал волшебный гребешок и полотенце.

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала. Собаки хотели её разорвать, но тут она бросила им хлебца, и они пропустили девочку. Ворота хотели захлопнуться, но она подлила им под пяточки маслица, и они пропустили девочку. Берёзка хотела ей глаза выстегать, но она её ленточкой перевязала, и та пропустила девочку. Обнаружив, что девочка сбежала, Баба-Яга разгневалась на своих слуг. Они же ей в ответ молвили, что никто так ласково с ними не обходился, как эта девочка.

Баба-Яга, костяная нога поскорее села в ступу и пустилась в погоню за девочкой.

А девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится и вот-вот настигнет ее: взяла и бросила полотенце - сделалась река такая широкая, широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела, воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста. И снова Баба-Яга пустилась в погоню.

Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга уж близко: бросила гребешок - сделался лес, такой дремучий да частый! Баба-Яга стала его грызть, но, сколько ни старалась, не могла прогрызть и воротилась назад. Когда дед вернулся домой и услышал рассказ дочери, он рассердился на жену и прогнал её из дому, а сам с
девочкой стал жить-поживать да добра наживать.

Образы и символы мифа

Образ Бабы-Яги в сказках слагается из разных деталей.

Во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары.

Во-вторых, яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

В-третьих, яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, ведущая с ними бой, а порой и наказывающая их (вырезающая у них из спины ремень).

Народный фольклор всегда стремился отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог, то огромный нос до потолка, вислые груди до пояса, подслеповатость, а то и звериное обоняние.

Самая яркая примета Бабы-Яги - ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или «навь». Навь, по славянским поверьям, душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мира, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.

Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль своего рода стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает.

Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в представлении древних. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.

Не менее важна избушка на курьих ножках. В народной фантазии она была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Поэтому сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, то есть оказывается на грани жизни и смерти.

В сказках Баба-Яга может жить в различных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река — это граница между «белым светом» и загробным миром. Баба-Яга - будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост — по верованиям древних индоевропейцев разделяет реальный и волшебный миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье и не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).

Коммуникативные средства создания образов и символов

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом изображения сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников «славянского» (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге.

Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Множество сказок дошедших до наших дней открывают перед нами полный образ Бабы - Яги. Это такие произведения, как: « Гуси-лебеди», « Царевна-лягушка», « Василиса Прекрасная», « Марья Моревна», « Иван-царевич и Белый Полянин», « Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Большинство из них были экранизированы. Чаще других роль Бабы-Яги играл Георгий Милляр.

Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Алавердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Яга, или Небесные яблоки» и др.

Социальное значение мифа

Баба-Яга является не только одним из самых популярных персонажей в славянской мифологии, но и самым харизматичным, это едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Она традиционно ассоциируется с нечистой силой, предстает в образе злой колдуньи, однако зачастую мы видим, как она помогает добрым молодцам в поисках царевны, и делает это бескорыстно.

Баба-Яга — хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит — накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее — все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.

В детстве каждый ребенок хотя бы раз слышал сказку о Бабе-Яге и помнит, как родители пугали ею, стоило ребенку в чем-либо провиниться, или ослушаться старших. Повзрослев, мы осознаем весь колорит этого мифического персонажа.

На детских утренниках или на русских гуляньях, посвященных какому либо празднику, не обойтись без такого яркого героя как Баба-Яга. Она и закрутит сюжет любого действия, и испытает смелых и сильных в бою, и, конечно же, щедро наградит достойных.

"Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час". Старинное любовное заклятие

Б АБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.


Баба-Яга - старуха-чародейка, наделенная магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом (метлой).

Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых, благодаря совершению определенных ритуалов.


Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Эта еда «отверзает уста умершего». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно - те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. <…> Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».