Почему вашему бизнесу нужна маркетинговая стратегия. Хитрое ведение контекстной рекламы в интернете The Weather Channel пробуждает сильную привязанность

Бывает, разговариваешь с потенциальным клиентом, рекомендуешь ему контекстную рекламу, а он отвечает: «Да я пробовал контекст — не работает». PPC-специалисты, конечно же, усомнятся в надежности вывода, так как в большинстве подобных случаев оказывается, что не было грамотно настроенной веб-аналитики или использовались далеко не все инструменты контекстной рекламы.

В общем, контекст контексту рознь.

Как настроить веб-аналитику, мы уже писали , а сейчас я хочу рассказать, как использовать контекстную рекламу по максимуму. По максимуму — это не упустить ничего и быть уверенным, что вы действительно сделали все, что можете.

В 90% случаев нет возможности и необходимости пробовать все инструменты из-за ограниченного бюджета: тогда специалисты делают все, чтобы сработал принцип Парето, согласно которому 20% усилий приносят 80% результата. Если же вам повезло и по проекту можно сделать «все», то, основываясь на своем опыте, рекомендую использовать подход, который я назвала «стратегия ведения контекстной рекламы по воронке продаж».

Несмотря на слово SaaS в заголовке, этот подход можно использовать для сайтов любого типа. В чем соль? Метод позволяет систематизировать создание и запуск рекламных кампаний, а также разложить все нюансы по полочкам в голове специалиста и заказчика.

Что такое стратегия и для чего она нужна?

Стратегия — план, составленный для достижения главной цели. Важно понимать, что стратегия не гарантирует достижения цели, но помогает ответить на вопрос «как достичь желаемое в данных условиях» и двигаться в правильном направлении.

  • спланировать развитие проекта с помощью контекстной рекламы;
  • достичь поставленных целей (увеличить количество продаж, повысить узнаваемость бренда, повысить трафик на сайт).

Стратегия ведения рекламы по воронке продаж — что это и в чем преимущества?

Основная идея стратегии — понять и предвидеть каждый шаг пользователя к покупке и провести его от первого этапа воронки (широкая аудитория) до последнего (узкая аудитория).

Пользователей, которые могут заинтересоваться вашим предложением, много, но с каждым шагом вниз целевая аудитория уменьшается, так как «отсеиваются» люди, у которых не возникло желания приобрести ваш товар. На последней ступени — ваши новые и лояльные клиенты, которые совершили покупку.

Ничего удивительного, что, продвигаясь по воронке, часть пользователей отсеивается. Чтобы минимизировать их процент, ко всем аудиториям необходимо использовать различные подходы, учитывать возникающие потребности и интересы .

Запомним этот тезис как основной.

Планирование рекламы, увязанное с маркетинговым планированием, может осуществляться на трех уровнях: годовой план рекламы, планы кампаний, тек-стовые стратегии для отдельного рекламного обращения вне рекламной кампа-нии. План рекламы и план кампании схожи по составу и по структуре, концен-трируясь на следующих элементах плана:

  • охват аудиторий: кого вы хотите охватить?
  • стратегия обращения: что вы хотите им сказать?
  • стратегия средств доставки рекламы: когда и где вы будете контактиро-вать с ними?

Схема, по которой проходит разработка годового плана рекламы или плана кампании, в некоторой степени похожа на ту, по которой разрабатывается план маркетинга. Раздел ситуационного анализа и определение целей и стратегий, например, присутствуют в обоих случаях. Наиболее важные отличия находятся в разделах, отвечающих за стратегии обращения и средства рекламы. Типич-ный план рекламы или кампании выглядит таким образом, как это показано в табл.7.1.

  1. Введение
  2. Ситуационный анализ
    • Проблемы использования рекламы
    • Благоприятные возможности использования рекламы
  3. Ключевые стратегические решения
    • Цели рекламы
    • Целевая аудитория
    • Конкурентные преимущества товара
    • Имидж и характерные особенности товара
    • Позиция товара
  4. Творческий план
  5. Медиа-план
  6. План коммуникаций
    • стимулирование сбыта
    • связи с общественностью
    • прямой маркетинг
    • личные продажи
    • спонсорство, мерчандайзинг, упаковка, реклама в местах продажи
  7. Реализация и оценка
  8. Оценка
  9. Бюджет

Введение

Поскольку план рекламы не все имеют желание читать целиком, его резюме или краткий обзор должны содержаться в разделе, называемом введением. Ре-зюме содержит описание основных элементов плана и обычно занимает не бо-лее одной страницы. Краткий обзор, объем которого составляет одну-две стра-ницы, является более подробным и дает достаточно полное представление о плане.

Ситуационный анализ

Первый шаг на пути разработки плана рекламы (как и плана маркетинга) - это не планирование, а прощупывание почвы, другими словами, исследование и обзор состояния дел с точки зрения коммуникаций. Этот раздел детализирует поиск и анализ важной информации и тенденций, влияющих на рынок, конку-ренцию, поведение потребителей, саму компанию, товар или марку. Ключевое слово в названии этого раздела - анализ, осмысление всей собранной инфор-мации и ее значения для будущего успеха товара или марки.

Проблемы и возможности

Как в бизнес-планировании и маркетинговом планировании, один из способов анализа ситуации - определение проблем коммуникации, которые могут поя-виться, и возможностей, которые могут быть созданы или использованы.

Агентства применяют различные стратегии. Например, BBDO использует про-цесс, названный “поиском проблем”, суть которого заключается в прямом оп-росе потребителей с целью выяснения, какие проблемы, связанные с товаром или товарной категорией, их волнуют. DDB Needham выискивает все “препят-ствия к покупке”, т. е., причины, по которым люди не покупают или редко по-купают товар.

Реклама может решить только те проблемы, которые связаны с рекламным об-ращением, таким как образ, отношение, восприятие, знание или информация. Она не может решить проблемы, связанные с ценой товара или его доступно-стью, но обращение может изменить мнение о том, что цена слишком высока. Также оно может представить товар с ограниченным распространением как эксклюзивный.

Стратегические решения в рекламе

При разработке рекламной стратегии существует группа ключевых решений: установление целей и определение целевой аудитории, конкурентного пре-имущества, позиции товара, создание имиджа и индивидуальных отличий тор-говой марки.

Определение целей рекламы прямо вытекает из ответа на вопрос: какой резуль-тат требуется получить, воздействуя на целевую аудиторию? Обычно реклама стремится создать, изменить или укрепить отношения, которые заставляют потребителей опробовать новый товар, покупать его снова или перейти на по-требление другой марки товара. Реклама торговой марки направлена на созда-ние имиджа или индивидуальности товара и его позиции.

Моделирование результатов помогает анализировать воздействие рекламы и определять последовательность ее целей, исходя из так называемой ИЕРАРХИИ РЕЗУЛЬТАТОВ3. Классический подход, модель AIDA, описывает результаты воздействия на потребителей как процесс, начинающийся с внимания, продол-жающийся интересом, желанием и заканчивающийся действием. Ее вариаци-ей является модель DAGMAR (определение рекламных целей для измеримых рекламных результатов), разработанная Дэвидом Колли, которая начинается с осведомленности, продолжается знанием, затем убежденностью и заканчива-ется действием4.

DAGMAR работает следующим образом. Если у вас аллергия, а Procter & Gamble рекламирует новый стиральный порошок для людей с чувствительной кожей, объявление наверняка привлечет ваше внимание, - и вы осведомлены о товаре. Если именно вы покупаете стиральный порошок для своей семьи, то вы осознаете значимость объявления. Наконец, вы решаете опробовать товар, а потому, когда по почте вам приходит купон, вы возьмете по нему в магазине пробную упаковку порошка, т. е., вас побудили к действию.

Простых результатов легче достичь, а они в свою очередь приводят к более сложным. Чем сложнее результат, тем ниже процент людей, им соответствую-щих. Люди могут быть осведомлены о товаре, однако немногие решат его оп-робовать. Иерархическая модель иллюстрирует последовательность и относи-тельное влияние различных результатов.

Майкл Рэй разработал модель результатов рекламного обращения думать-чувствовать-делать, которая предполагает, что мы подходим к решению о покупке вследствие серии реакций 5. Эта модель определяет три категории ре-зультатов, названных познавательными (умственными, или рациональными), эмоциональными (импульсивными) и волевыми (решение или действие). Ро-берт Лавидж и Гарри Штейнер связали эти категории с иерархией результа-тов в модели.

Модель думать-чувствовать-делать также называют моделью высокой вовле-ченности из-за того, что она описывает стандартные реакции “активно мысля-щих” потребителей. Этот тип рекламы обычно предоставляет множество дета-лей о товаре и является очень информативным.

В отличие от этой модели, модель низкой вовлеченности меняет порядок реак-ций на думать-делать-чувствовать, считая, что потребитель узнает о товаре, пробует его, а затем формирует собственное мнение. Это происходит, когда различия между товарами незначительны и не требуют долгих размышлений. Также это называют импульсивной покупкой. Третья разновидность - это модель делать-чувствовать-думать, которая описывает, как люди покупают товар, а затем учатся на своем опыте. Это называют моделью рационализации: потребители выбирают товар, а затем оценивают свое решение и вырабатыва-ют устойчивое положительное отношение к товару.

Выбор целевых аудиторий

Реклама определяет ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ - людей, которым направлено обращение. Целевая аудитория может равняться целевому рынку, но часто в нее входят люди, не относящиеся к возможным потребителям. Например, целе-вая аудитория диетической программы может включать докторов, фармацев-тов, диетологов и правительственные агентства, занимающиеся вопросами здравоохранения и питания, а не только потребителей.

Целевые аудитории описываются с точки зрения их демографических катего-рий. Так как эти категории часто пересекаются, процесс описания аудитории - это также процесс сужения целевой аудитории. Например, вы можете исполь-зовать в качестве целевой аудитории женщин от 25 до 35 лет и покупателей пригородных торговых зон. Эти две категории будут пересекаться, так как оп-ределенная доля женщин в возрасте 25–35 лет совершают покупки в пригород-ных торговых зонах. Каждый раз, как вы добавляете еще одну характеристику целевой аудитории, ее размер уменьшается, так как группа определяется более узко. Этот вид анализа позволяет при планировании рекламы нацелиться на наиболее восприимчивую аудиторию

The Weather Channel определял свою аудиторию как “любителей метеопрогно-зов”, а также прочих телезрителей, с удовольствием регулярно смотревших передачи канала. Среди его приверженцев были мужчины и женщины в воз-расте от 18 лет и старше. Они любили также читать метеопрогнозы в газетах и слушать сообщения о погоде по радио или в передачах общенациональных ка-налов телевидения.

Однако творческим людям довольно сложно придумывать волнующие обра-щения для статистических данных. Они гораздо легче и убедительней пишут, ориентируясь на знакомого им человека, который подходит под описание. По-этому специалисты по рекламному планированию определяют ПРОФИЛЬ ти-пичного потребителя товара, а затем составители рекламных текстов ассоции-руют этот обобщенный облик с кем-то, кого они знают.

Характеристики товара и конкурентное преимущество

Важным шагом в определении конкурентного преимущества является анализ вашего товара в сравнении с товарами ваших конкурентов. АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ - это простой способ структурировать работу. Сначала необходимо составить таблицу с перечислением важных характеристик вашего товара и товаров ва-ших конкурентов. Например, для прохладительных напитков важен вкус, для автомобилей - мощность и надежность, а для модных наручных часов - ори-гинальность. Затем надо понять, насколько важна каждая характеристика для целевой аудитории, и оценить собственный товар по этим характеристикам. Ваше конкурентное преимущество лежит в той области, где вы располагаете сильной характеристикой, важной для целевой аудитории и слабой у конкурен-тов.

Индивидуальность торговой марки

Создание индивидуальности торговой марки для картофеля кажется непосиль-ной задачей, однако это удалось Idaho Potatoes. Он имел такой успех, что большинство людей стали называть коричневый картофель Idaho Potato неза-висимо от того, где действительно он был выращен. Однако название Idaho Potato является зарегистрированной торговой маркой Idaho Potato Commission. В своей рекламной кампании фирма разъясняла, что Idaho Potatoes - уникаль-ный товар, и покупателям следует искать на упаковке пометку “Сделано в Ай-дахо”, если они хотят купить натуральный картофель Idaho Potatoes.7

Рекламная кампания The Weather Channel стремилась к тому, чтобы канал стал ассоциироваться с образом его марки, который имел юмористический оттенок и указывал на приверженность теме метеорологии. Для этого рекламное агент-ство канала TWC использовало юмористический подход, который сделал нор-мальным и даже модным ироничное отношение к кабельному каналу прогноза погоды.

Стратегии позиционирования

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ - это маркетинговая стратегия, которая создает опреде-ленное положение товара и восприятие его покупателем по сравнению с кон-курирующим товаром. Чтобы помочь The Weather Channel избавиться от его потребительского образа и обеспечить ему особую рыночную позицию рек-ламное агентство TBWA Chiat/Day решило перепозиционировать TWC с учетом его страстной приверженности теме погоды, а не только компетентности в данной области. Однако исследования рынка указывали на то, что для полного перепозиционирования TWC реклама должна осуществить не только переори-ентацию направленности канала. Она должна была также прославлять интерес зрителей к погоде таким образом, чтобы ненавязчиво помочь им “выбраться из своего чулана” и сделать TWC привлекательным для более широкой аудитории.

Карты восприятия

После анализа свойств товара вы должны описать наиболее важные его харак-теристики, а затем изобразить карту рынка, которая покажет позицию вашего товара относительно позиций всех конкурентов. В стратегическом плане пер-вый шаг состоит в определении текущей позиции товара, если таковая сущест-вует, при помощи составления карт восприятия. Для нового товара, а также для некоторых уже существующих позицию необходимо завоевать. Для продол-жающего свою жизнь на рынке товара необходимо принять решение о поддер-жании существующей позиции или о ее смене.

Важной частью стратегического процесса является рассмотрение и сочетание с рекламной стратегией других элементов маркетинговых коммуникаций. Эти элементы, - к которым относится стимулирование сбыта, связи с обществен-ностью, упаковка, прямой маркетинг, личные продажи, спонсорство и прочие средства продвижения, - рассматриваются в последующих главах. Реклама GE Exchange стимулирует предприятия к покупке визитных карточек в качест-ве средства, способствующего продвижению продукции на рынок. Усилия по продвижению создают дополнительные стимулы для совершения покупок.

Исполнение

Последний раздел плана рекламы содержит детали исполнения стратегии, включая календарное расписание и определение бюджета, а также методы оценки успеха. Реализация рекламного плана, без сомнения, является его са-мым сложным этапом. Он содержит тысячи мельчайших деталей и пропуск хотя бы одной из них может привести к провалу всей кампании. Поэтому рек-ламные агентства должны иметь особых специалистов по координации всех этапов реализации плана, отвечающих за точное выполнение всех его предпи-саний.

Оценка

Основное в оценке - показатель того, насколько были достигнуты запланиро-ванные цели; для отслеживания эффективности могут применяться разнооб-разные приемы. Один из специфических методов контроля - это тестирование текста рекламного обращения, научное исследование эффективности рекламы. Иногда бывает трудно напрямую связать эффективность рекламы с увеличени-ем сбыта. Возьмем, для примера, чипсы Wow!, представляемые руководством компании как “наиболее успешный продукт десятилетия”. Компания никогда не публиковала данные о продажах Wow!, а лишь заявляла, что “потребители уже приобрели свыше 100 млн упаковок чипсов”. Имеются также доказатель-ства того, что торговые марки Wow! угрожают другому низкокалорийному продукту компании Frito, в частности Baked Lays, сбыт которого после появле-ния на рынке Wow! снизился на 30%. Однако, Frito утверждает, что продажи и Wow!, и Baked Lays идут успешно. На вопрос же о существовании угрозы для Baked Lays со стороны Wow! представитель фирмы заявил, что “говорить об этом еще слишком рано”8.

Рекламный бюджет

определенная доля маркетингового бюджета выделяется для целей маркетинговой коммуника-ции, откуда часть приходится на рекламу. Определение общей суммы ассигнований на рекламу является непростой зада-чей, которая к тому же не всегда успешно решается к концу реализации рек-ламного плана. Нередко суммы в долларовом выражении, например, в количе-стве $370 000, выделяется на рекламу в процессе планирования бюджета (в момент, предшествующий окончанию финансового года). Исходная база для задания этой величины может быть абсолютно произвольной и основываться, в частности, на мнении вице-президента по маркетингу или на количестве денег, которые руководитель службы рекламы сможет выпросить, одолжить или по-лучить каким-либо иным, пусть даже и обманным способом.

Кроме того, распределение долларовых средств в организации обычно является тонким внутриполитическим процессом. Компании, возглавляемые опытными финансистами, редко выделяют много денег на рекламу и требуют от руково-дителя рекламной службы отчета за каждый потраченный пенс. В то же время компании, во главе которых стоят бывшие руководители отделов рекламы или маркетинга являются более щедрыми и рассматривают средства, выделенные на рекламу, в качестве долгосрочных инвестиций.

Хотя процесс определения необходимых ассигнований (общей суммы) и фор-мирования бюджета (распределения выделенных средств по конкретным стать-ям расходов) происходит с учетом разнообразной цифровой информации, все же он в большей мере является искусством, чем наукой. Нередко он осуществ-ляется на основе интуиции руководителей, традициях компании и данных о ее финансовом состоянии. Кроме того, этот процесс не носит устойчивого харак-тера. Т. е., если рекламная кампания идет успешно, то на нее легко можно по-лучить дополнительные средства. Верно и обратное: если фирма испытывает финансовые затруднения, то в этом случае в первую очередь урезаются расхо-ды на рекламу.

Размер бюджета важен с точки зрения плана рекламы или кампании, так как он определяет то, какой объем рекламы компания может себе позволить. Объем бюджета также определяет, сколько кампаний и целевых аудиторий фирма или марка сможет поддерживать. McDonald’s, например, легко может проводить многочисленные кампании, направленные на различные целевые аудитории.

Промышленные фирмы обычно имеют меньшие бюджеты на рекламу, чем производители потребительских товаров. Выбор средств рекламы и узкие це-левые стратегии отражают размеры их бюджетов, поэтому такие компании в рекламе часто полагаются на прямую почтовую рассылку, коммерческие пуб-ликации и телефонный маркетинг. Существенным и на уровне маркетинга, и на уровне маркетинговой коммуни-кации остается следующий вопрос: сколько нам следует потратить?

Исторический метод

История является источником достаточно общего метода определения бюдже-тов. Например, бюджет может просто основываться на бюджете прошлого года с соответствующим увеличением, ориентированным на уровень инфляции или другой рыночный фактор. Таким образом, если Morris Hardware потратила в прошлом году на рекламу $12 000, то в этом году она выделит на рекламные цели $12 000 + 0.05 x $12 000 = $12 600. Этот метод, хотя и является довольно простым, не имеет ничего общего с достижением поставленных рекламных целей.

Метод целей и задач

МЕТОД ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, вероятно, является наиболее распространенным мето-дом определения размера бюджета. Этот метод заключается в рассмотрении каждой поставленной цели и определении затрат, необходимых для ее дости-жения: сколько придется затратить на обеспечение осведомленности о товаре у 50% потребителей на рынке? Сколько потребителей и сколько раз необходимо охватить? Какие объемы средств рекламы и затраты на них необходимы? Глав-ное достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет разработать бюджет на систематической основе, при этом достижение поставленных целей осуществляется в рамках общей стратегии. В то же время его результаты бы-вают успешными настолько, насколько были правильно выбраны цели и на-сколько полно проводилось финансирование каждой из них.

На полях

Метод процента от сбыта

МЕТОД ПРОЦЕНТА ОТ СБЫТА заключается в сопоставлении общего объема сбыта с общими затратами на рекламу (или продвижение в целом) в предыду-щем году или в среднем за прошлые годы для расчета процента затрат на те-кущий момент. Этот метод также может использоваться для сравнения реклам-ных затрат различных товарных категорий. Например, если компания в прошлом году достигла объема сбыта в $5 млн, а рекламный бюджет составил $1 млн, то соотношение затрат на рекламу к объ-ему сбыта равняется 20%. Если на следующий год сбыт прогнозируется на уровне $6 млн, то рекламный бюджет составит $1,2 млн. Ниже объясняется, как рассчитываются проценты затрат на рекламу и размер рекламного бюдже-та.

    Шаг 2: % затрат на рекламу * прогнозируемый объем сбыта на будущий год = рекламный бюджет нового года. Этот метод имеет два основных достоинства: он прост в использовании и по-зволяет получить сумму расходов, напрямую связанную с объемом имеющихся средств. Однако он имеет и определенные недостатки. Главным образом, они связаны с тем, что метод рассматривает рекламу как результат, а не причину сбыта. Кроме того, он не учитывает возможность снижения прибыли, когда после некоторой критической точки каждый доллар, вложенный в рекламу, будет обеспечивать все меньшее увеличение сбыта. Таким образом, использо-вание метода процента от продаж может привести к недостаточному вложению средств в рекламу при благоприятной рыночной ситуации и перерасходу средств при неблагоприятной конъюнктуре рынка.

Методы, ориентированные на конкурентов

При расчете размера бюджета часто учитываются размеры бюджетов конку-рентов. Метод конкурентного паритета связывает размер бюджета на рекламу с тем, какую долю рынка занимает этот товар. Для понимания этого метода вам необходимо понять концепцию рыночной доли товара в сознании покупателя, которая предполагает, что присутствие рекламодателя в средствах рекламы влияет на долю внимания, которую привлечет товар, а это, в свою очередь, по-влияет на то, какую долю рынка он сможет завоевать. Эту взаимосвязь можно сформулировать так:

Это соотношение является лишь приблизительным. На самом деле оно в значи-тельной мере зависит от таких факторов, как качество рекламного обращения и загруженность средств рекламы. Другими словами, простое увеличение доли рекламного присутствия не означает равного увеличения занимаемой доли рынка (соответствующая доля рынка может быть как меньше, так и больше).

Все, что вы можете себе позволить

Когда компания выделяет на рекламу средства, остающиеся после удовлетво-рения запросов всех остальных подразделений, то говорят, что она использует метод, получивший название “все, что вы можете себе позволить”. В действи-тельности это даже не метод, а скорее философия отношения к рекламе. Ком-пании, использующие этот подход, считают, что они не рассматривают рекла-му в качестве стратегического императива. Однако каким бы примитивным ни казался этот метод, он может оказаться эффективным, если подобное размеще-ние средств обеспечивает успешное осуществление прочих функций предпри-ятия.

Кухня

“Вполне нормально присоединиться к банде”

Уэйд Элджер, копирайтер, DDD Needham Dallas

Поиск рекламной стратегии в некоторых отношениях является наиболее головоломной частью работы сотрудников творческих отделов. Уэйд Элджер объясняет, как он и его партнеры разрабатывали стратегию привлечения в ряды бойскаутов городских подрост-ков:

“Мой коллега, Джей Рассел, и я работаем над тем, что, по нашему мнению, является примером наилучшей современной печатной кампании. Совет десятого округа Органи-зации бойскаутов Америки давно является клиентом DDB Needham Dallas. В настоящее время агентство завершает разработку плана четвертой кампании для этого Совета. Задачей этого года, как и всех прошлых лет, является поиск потенциальных скаутов среди городской молодежи. Какие мотивы могут заставить этих ребят присоединиться к подобной специфической организации? Предлагаемая стратегия заключается в объеди-нении имиджа бойскаутов с представлением об остроте городской жизни. В сущности, мы представляли бойскаутов как банду. Только на этот раз вступление в банду пред-ставлялось как нормальный поступок. Мы решили привлечь внимание подростков с помощью плакатов, общая тема которых звучала как “Вполне нормально присоединить-ся к банде”.

Некоторые плакаты имели, к примеру, такие надписи: “Хочешь вступить в банду? На-пример, в ту, из которой вышли 16 президентов, 71 сенатор и 126 астронавтов”, “При шести футах и четырех дюймах роста и 450 фунтах веса он мог бы лишить тебя жизни. Но при 28 наградах он спасет тебя” или “Он научился пользоваться ножом в 12 лет. Но еще лучше, что он научился не пускать его в дело”.

На рекламных плакатах изображались бойскауты в их традиционной униформе. Все плакаты были выполнены в намеренно грубоватом стиле и с виду напоминали афиши рок-концертов, расклеиваемые на телеграфных столбах. Фотографии для плакатов сде-лал Джон Катцер. Художественным директором был Джей Рассел. Кевин Саттон и я сочинили тексты. Кроме того, в этой работе участвовали также Джим Фергюсон и Майк Фазенде.”

Уэйд Элджер и Джей Рассел закончили в 1997 г. Southern Metodist University. Это была их первая самостоятельная работа.

Творческий план
и стратегия рекламного текста

Эти планы называют по-разному - творческая платформа, план творческой работы или творческий проект. Не все агентства используют такие планы, но все начинают с систематического анализа проблемы, которую необходимо ре-шить. ТВОРЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА - это способ структурировать такой анализ для выработки основы разработки рекламы, необходимой для работы всех уча-стников и обеспечивающей общее понимание стратегии рекламного обраще-ния.

Большинство творческих платформ сочетают в себе основные решения, ка-сающиеся рекламного обращения (проблемы, задачи и целевые рынки) с клю-чевыми элементами стратегии обращения, которые включают коммерческое предложение, основную идею и детали исполнения этой идеи. Хотя схемы мо-гут меняться, творческая платформа всегда будет включать все или несколько из следующих стратегических решений.

Стратегии обращения

Например, The Weather Channel должен был разрабатывать стратегию творче-ского обращения для того, чтобы укрепить свою марку канала, преданного те-ме погоды. TWC знал, что существует нечто неуловимо веселое в том, чтобы чувствовать свою связь с погодой. Поэтому маркетинговая группа канала ре-шила использовать творческую стратегию, при реализации которой они смея-лись сами и заставляли смеяться вместе с ними телезрителей.

Творческое решение этой задачи заключалось в создании образа “погодного барьера” по имени Фронт, напоминавшего барьер на беговой дорожке, который заявлял: “Любители погоды, вы не одиноки”. Эта идея заимствовала идею ув-лечения спортом для создания увлечения проблемой погоды.

Другое решение ставит содержание рекламы в зависимость от ее ассоциатив-ного или эмоционального смысла. Информационная реклама обычно носит прямой характер, наполнена фактическими сведениями и часто концентрирует-ся на новостях. Этот подход применим только для товаров с высоким уровнем вовлеченности или в тех случаях, когда потребители нуждаются в информации для принятия решения. Чаще встречается ситуация низкой вовлеченности, ко-гда потребители принимают решения о повседневных товарах, требующие ми-нимального объема информации и меньшего времени для принятия решений. В этом случае реклама концентрируется на создании имиджа товара или эмоцио-нальном воздействии на потребителя. Недавние кампании производителей пива A & W Barq’s и Mug уделяли основное внимание образу за счет использования таких персонажей как вампиры, собаки и “тупоголовые соискатели рабочих мест”9.

Коммерческие предпосылки

Каждый торговый представитель имеет собственные идеи насчет того, как по-дойти к перспективному клиенту. Разные подходы к логике коммерческого обращения называются КОММЕРЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ. Наибольшая часть предпосылок сосредотачиваются на товаре или потребителе.

Стратегии обращения, ориентированные на товар и потребителей

Стратегии обращения, фокусирующиеся на самом товаре, основываются на его характеристиках. В этом случае используется рекламное утверждение о свойствах товара: как долго товар прослужит, насколько хорошо он чистит, сколько энергии он потребляет и т. д. Испытания на выносливость, сравни-тельные испытания и демонстрации “до” и “после” могут усилить заявление. Часто поддержку заявлению можно обеспечить научным исследованием. Стратегии обращения, ориентированные на потребителя, концентрируются на его потребностях и нуждах, а не на том, что компания может произвести.

Преимущества

При использовании стратегий преимуществ товар рекламируется как способ-ный что-то предложить потребителям. Для разработки стратегии преимуществ вам необходимо превратить свойство или характеристику товара в его ПРЕИМУЩЕСТВО.

При разработке утверждения о преимуществе может быть использована сле-дующая формула. Во-первых, необходимо определить свойство товара, а затем сказать, что оно означает для вас. Заполните пропуски, и вы получите готовое утверждение о преимуществе товара.

Это (свойство товара) является важным, так как это даст мне (преимущество).

Заметим, что преимущество находится исключительно в сознании потребителя, а не в самом товаре. Оно субъективно.

Обещания

Заявление о преимуществе в будущем времени называется обещанием. В нем говорится, что нечто произойдет, если вы воспользуетесь рекламируемым то-варом. Например, при употреблении определенной зубной пасты ваше дыхание станет свежим, а зубы - белыми, или у вас никогда не будет кариеса.

Для разработки обещания используйте следующую формулу. Во-первых, ска-жите, как вы используете продукт, а затем сформулируйте утверждение о том, что это вам даст.

Когда я пользуюсь (товар), я получаю (преимущество).

Как видно из этой формулы, то, что вы обещаете, - это преимущество, поэто-му обещание и преимущество взаимосвязаны.

Причина, по которой…

Еще одна форма утверждения о преимуществах - указание причины, по кото-рой стоит сделать покупку. Она отличается от обещания тем, что ясно опреде-ляет причину преимущества. Во многих стратегиях преимуществ эта причина умалчивается, подразумевается или предполагается. Аргумент “за” обычно опирается на логику и обоснование. Разработка этой формы утверждения в высшей степени рациональна и обычно начинается с заявления о преимущест-ве, затем следует утверждение “потому что”, которое обеспечивает “доказа-тельство” или “подтверждение”.

Уникальное торговое предложение

Концепция УНИКАЛЬНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, или USP, основана на предложении преимущества, которое является уникальным по отношению к товару и важным для потребителя. Если товар имеет особый состав, дизайн или свойства, в особенности защищенные патентом или авторскими правами, то вы можете быть уверены, что он действительно уникален. Вот почему USP часто выделяются при помощи выражения “только”, выражено ли оно откровенно или подразумевается.

Поддержка

Независимо от того, какие торговые предпосылки использует рекламодатель, их логика всегда должна быть очевидной, подкрепленной фактами, доказатель-ствами или объяснениями. Поддержка важнее любого другого элемента рек-ламного обращения, так как она обеспечивает доверие к предложению.

Комментарий

The Weather Channel пробуждает сильную привязанность

Стратегические решения - анализ рынка, постановка целей, выбор аудитории и пози-ционирование товара - составляют основу творческого процесса создания рекламы. После принятия этих решений рекламная группа может разрабатывать творческую платформу, определяющую, что будет говориться в рекламном обращении.

Успех кампании The Weather Channel основывался на догадке о том, что потребители целевого рынка компании не просто интересуются метеосводками, а испытывают ис-креннюю привязанность. Воплощение этой привязанности в шутливом образе “погод-ного барьера” по имени “Фронт” обращалось непосредственно к целевому рынку потре-бителей и дистрибьюторов каналов кабельного ТВ.

Благодаря своей успешной рекламе TWC сохранил за собой канал и увеличил свою те-леаудиторию на 3 млн семей. Кроме того, последующее исследование позволило уста-новить, что после окончания кампании 73% людей, видевших рекламу TWC, считали, что этот канал “страстно предан теме погоды”. Наконец, страничка в Интернет Weather.com вошла в десятку самых популярных сайтов Всемирной сети.

Успех The Weather Channel в достижении поставленных целей не был случайным, ее массированная рекламная кампания использовала все три основных элемента удачной рекламы, рассмотренных в гл. 1. Все обращения были согласованными со стратегией, творческими и уникальными. Обратите внимание на порядок перечисления элементов. Все начинается со стратегии.

Резюме

  1. Объясните, каким образом стратегия и планирование рекламы способны повысить ее эффективность. Рекламные обращения создаются для выпол-нения определенных задач, а затем разрабатываются специальные страте-гии, направленные на решение этих задач с помощью стратегического планирования. Стратегическое планирование - это процесс определения целей, выбора стратегий и разработки тактики. Планирование - это обычно тройственный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов: стратегического бизнес-плана, функциональных планов и планов рекламы. Бизнес-план создается для отдельных подразделений компании или стра-тегических бизнес-единиц. Он начинается с утверждения миссии предпри-ятия и продолжается анализом внешней и внутренней среды, определени-ем целей, стратегий и программ.
  2. Назовите основные элементы плана маркетинга. План маркетинга (функ-циональный уровень) описывает стратегии по использованию элементов структуры маркетинга для достижения маркетинговых целей. Он связан с бизнес-планом. В него входят разделы, посвященные целям маркетинга, определению угроз и возможностей, выбору целевых рынков, разработке маркетинговых стратегий, составлению планов действий и оценке резуль-татов.
  3. Дайте определение плана рекламы и перечислите его основные элементы, а также объясните его связь с планом маркетинга. План рекламы опреде-ляет правильные целевые аудитории, которым направляются правильные рекламные обращения в правильных средствах доставки рекламы, способ-ных охватить эти аудитории. Обычно план рекламы включает следующие компоненты: ситуационный анализ (проблемы и возможности), ключевые стратегические решения (задачи, целевые аудитории, конкурентное пре-имущество, имидж товара, позиция товара), творческий план, медиа-план, план продвижения, исполнение и оценку, а также бюджет.
  4. Опишите основные элементы творческой платформы и типы текстовых стратегий. Творческий план включает стратегии рекламных объявлений, используемые для индивидуальных объявлений. Стратегии обращения оп-ределяют, что и как необходимо сказать о товаре. Это отражается в торго-вом предложении (коммерческая логика). Возможными предложениями являются преимущество, обещание, “причины, по которым…” и уникаль-ное торговое предложение.

Основные понятия

  • анализ отличий
  • иерархия результатов
  • карта восприятия
  • коммерческие предпосылки
  • маркетинговый план
  • метод процента от сбыта
  • метод целей и задач
  • план рекламы
  • позиционирование
  • преимущества
  • “причина, по которой…”
  • профиль
  • стратегический бизнес-план
  • стратегия
  • тактика
  • творческая платформа
  • уникальное торговое предложение
  • утверждение
  • целевая аудитория

Вопросы

  1. Что подразумевается под стратегией в рекламе? Каковы основные предположения в рекламной стратегии?
  2. Вспомните товары, которые вы приобретали недавно. Как они рекла-мировались? Какие стратегии в рекламе вы смогли обнаружить? По-могла ли реклама убедить вас в необходимости покупки товара? Объ-ясните почему.
  3. Товары Day-Flo в 1993 г. были проданы в количестве 4 млн штук. Все-го в этой товарной категории в том же году было продано 3,5 млн штук. Какова была доля рынка компании Day-Flo в 1993 г.? В 1994 г. Day-Flo поставила перед собой цель увеличить сбыт на 15%; рост общего объема сбыта оценивается в 10%. Если эти ожидания оп-равдаются, какую долю рынка Day-Flo займет в конце 1994 г.?
  4. Вы занимаетесь маркетингом новой марки джинсов для женщин. Ка-кие сегменты данного рынка с точки зрения преимуществ товара смог-ло бы определить исследование потребителей? Как будет меняться творческая стратегия рекламы в соответствии с потребностями сегмен-тов? Будьте как можно точнее.
  5. Ниже приведена краткая выдержка из ситуационного анализа фирмы Luna Pizza в 1993 г. Luna - местный производитель замороженной пиццы. Единственным ее крупным конкурентом является Brutus Bros. Оцените размер рекламного бюджета фирмы Luna Pizza при следую-щих условиях:
    • фирма использует исторический метод расчета, выделяя на цели рекламы 40 центов с единицы продукции, с учетом 5- процентной инфляции;
    • фирма использует метод фиксированного процента рекламных затрат, за-давая его на уровне 7% от предполагаемого уровня сбыта;
    • фирма использует метод ценового паритета. Ожидается, что Brutus потра-тит в 1994 г. 6% от объема сбыта на рекламу.
    • в автомобиле “V” применяется компьютерное управление тормозной сис-темой, в результате чего для любого состояния дорожного покрытия тре-буется одинаковое тормозное усилие;
    • автомобиль “V” имеет специальную аккумуляторную батарею с отдельной секцией, изолированной от любых перепадов температуры окружающего воздуха;
    • автомобиль “V” имеет запрограммированную память на установку води-тельского сиденья, которая автоматически регулирует его высоту, расстоя-ние до педалей и положение рулевого колеса для каждого водителя.

Предлагаемое классное задание

Выберите два печатных рекламных объявления: одно для потребительского товара, а второе - для товара промышленного назначения. Изучив объявле-ния, определите коммерческие предложения, конкурентные преимущества и определенные целевые аудитории. Каковы цели рекламы? Удалось ли их дос-тичь? Определите, в чем стратегия ясно проявляется, а что остается непонят-ным.

Проекты организации кампании для фирмы Hallmark

Прежде, чем отвечать на следующие вопросы, прочитайте, пожалуйста, в конце этой книги приложение, посвященное деятельности фирмы Hallmark.

  1. Соберите небольшую группу и, используя в качестве модели пример фир-мы Hallmark, проанализируйте, как совместно работают цели маркетинга, использования масс-медиа, коммуникационные и творческие цели для обеспечения успешного развития рекламной кампании.
  2. Посетите ближайший магазин Hallmark Gold Crown Store. Наметьте для этого магазина две маркетинговые и две коммуникационные цели. Приве-дите логические обоснования постановки именно этих целей. Затем пред-ложите для них наилучший метод формирования рекламного бюджета.

Сюжет для части II

Mad Dogs & Englishmen

Планирование рекламных заказов с его акцентом на потребителя является сек-ретным оружием Mad Dogs & Englishmen, используемым при создании прони-цательных и эффективных рекламных планов и стратегий. Выясняя действи-тельные мысли и желания потребителей, планировщики заказов этого агентст-ва получают информацию, которую работники творческой группы могут ис-пользовать для разработки более эффективной рекламы, способствующей ук-реплению образа марки.

“В основном, работа планировщика заказов как раз и заключается в том, чтобы понять связь, которая устанавливается между потребителями с одной стороны и маркой, компанией или товаром с другой”, - объясняет Майкл Фануэле, за-меститель директора по планированию Mad Dogs & Englishmen. Начиная с пер-вой встречи планировщики заказов и менеджеры по работе с клиентом выслу-шивают пожелания представителя фирмы-клиента и задают ему вопросы о по-ведении целевой аудитории и особенностях марки. Далее планировщики зака-зов проводят дополнительные исследования для лучшего понимания того, что заставляет потребителей приобретать и использовать товар фирмы-клиента, а также для выяснения связи между аудиторией и продвигаемой торговой мар-кой. Затем эти специалисты собираются вместе и составляют творческое резю-ме, которое помогает творческой группе разработать оригинальную и умест-ную рекламу, обладающую останавливающим воздействием.

“Мы стараемся выяснить что-нибудь интересное о взаимосвязи, которая спо-собна придать творческий импульс рекламе”, - объясняет Фануэле. “Плани-ровщик заказа отвечает за составление резюме - листочка бумаги, передавае-мого затем творческой группе и сообщающего ей, о чем должна говорить рек-лама. Отчасти резюме является элементом исследования и маркетинговой стра-тегии, а отчасти - результатом творческого вдохновения.”

Mad Dogs & Englishmen совместно использует стратегическое и оценочное ис-следование для лучшего понимания особенностей торговой марки, использова-ния средств распространения рекламы, влияния рекламного обращения и оцен-ки эффективности рекламы. Для шоколадного напитка Yoo-hoo, который пред-назначался для подростков, Mad Dogs & Englishmen анализировала, как потре-бители воспринимали торговую марку; как фирма-клиент хотела, чтобы ее марка воспринималась потребителями; какие стратегии обращений будут наи-более уместными; и каким образом реклама сможет наиболее успешно переда-вать обращение и сведения об особенностях марки.

Путем проведения качественного исследования в фокус-группах планировщи-ки заказов выявили, что Yoo-hoo считался напитком для детей и пожилых лю-дей и не пользовался успехом у тинэйджеров. Поэтому задача состояла в изме-нении восприятия торговой марки и придания ей веселых черт. “Это не та мар-ка, которая должна восприниматься серьезно”, - утверждает Дэвид Кук, один из руководителей творческой группы агентства. - “Yoo-hoo рассматривался как детский напиток. Поэтому мы хотели сохранить особенности марки, но не делать ее предназначенной только для детей”.

После проведения исследований Mad Dogs & Englishmen создала четыре весе-лых и насмешливых телевизионных рекламных ролика, способных привлекать внимание подростков и распространять информацию об особенностях марки. Ролики показывали подростков, решавших, покупать ли им Yoo-hoo или же другой прохладительный напиток. Те, кто делал свой выбор не в пользу Yoo-hoo, неизменно оказывались в смешном и нелепом положении. Так, в одном ролике подросток видел на первой полке магазина бутылки с Yoo-hoo, а на вто-рой - Coca-Cola и Pepsi. После некоторого размышления он отворачивался от полки с Yoo-hoo и сразу оказывался буквально затертым в толпе грузных пот-ных мужчин, которые быстро придавали его одежде крайне непрезентабельный вид. Затем зрителям показывали группу модно одетых девушек, весело направ-лявшихся к полке с Yoo-hoo. Этот ролик (как и все другие, использовавшиеся в данной кампании) заканчивался шутливой фразой: “Yoo-hoo - купи любой другой напиток, но при этом ты сделаешь ужасную ошибку”.

После демонстрации подобных роликов на двух пробных рынках Mad Dogs & Englishmen пригласила исследовательскую фирму для изучения влияния рек-ламы на восприятие Yoo-hoo целевой аудиторией. В ходе обследования 350 подросткам задавался вопрос о том, видели ли они рекламу, что они думают о ней, и какое у них сложилось впечатление о рекламировавшемся напитке. Агентство также приступило к отслеживанию сбыта на пробных рынках для того, чтобы понять, трансформируется ли восприятие торговой марки в увели-чение объема продаж. В итоге удалось выяснить, что на пробных рынках объем продаж Yoo-hoo вырос на 60% в результате формирования позитивного отно-шения к этому напитку у значительной части целевой аудитории. Дети действительно активно отреагировали на нашу рекламу”, - объяснил Майкл Фануэле, планировщик заказов, работавший над проектом Yoo-hoo. -“Они впервые почувствовали, что старомодный продукт, употреблявшийся еще их родителями в детском возрасте, наконец-то стал обращаться к ним на близ-ком им языке и в приемлемом шутливом тоне”.

Планирование заказов, которое сыграло ключевую роль в обеспечении отлич-ной реакции потребителей на рекламную кампанию Yoo-hoo, оказалось на-столько интегрированным в рекламный процесс Mad Dogs & Englishmen, что изменил характер управления отношениями с клиентами. Вместо того чтобы делать акцент на презентацию творческих идей потенциальным клиентам в надежде на расширение сферы своей деятельности, агентство стало подчерки-вать высокий уровень выполненного планирования заказов. Например, как это было в случае, когда Mad Dogs & Englishmen стало активно сотрудничать с MovieFone, крупнейшей в США фирмой по распространению информации о фильмах и по приему заказов на билеты в кинотеатры.

Еще до встречи с MovieFone агентство Mad Dogs & Englishmen провело вто-ричное исследование внешней среды товара и проанализировало основную информацию об этой фирме, включая и результаты предыдущих исследований рекламы и покупателей. Затем планировщики заказов провели беседы в фокус-группах с целью больше узнать о восприятии товара потребителями, а также о его сильных и слабых сторонах и реальных перспективах. Это исследование позволило выявить недостатки, которые не замечала MovieFone, а именно, что некоторые люди, просматривавшие списки фильмов в газете, были недовольны информацией этой фирмы, поскольку считали ее необъективной. Идея агентст-ва заключалась в том, чтобы с помощью рекламы превратить этот недостаток в достоинство, - идея, нашедшая отклик в MovieFone. “Мы знали тогда, что нам необходимо проделать тонкую работу, поскольку у нас не было другого спосо-ба размещать списки фильмов”, - сказал один из руководителей MovieFone Эндрю Ярецки.

В результате был заключен договор с Mad Dogs & Englishmen. После встреч с представителями нового клиента с целью изучения особенностей его марки и составления творческого резюме агентство создало несколько телевизионных и радио роликов, а также образцы газетной рекламы. В них в юмористическом тоне намекалось на то, что потребители информации MovieFone были более хладнокровными и сообразительными по сравнению с теми людьми, которые не использовали сведения этой фирмы.

Затем MovieFone заказала агентству создание рекламы для программы, в кото-рой клиенты покупали 10 билетов и получали одиннадцатый билет бесплатно. Mad Dogs & Englishmen предложило сделать в этой кампании акцент не на творческое, а на информационное содержание рекламы, сконцентрировав вни-мание целевой аудитории на сути выдвигаемого предложения. “Вам действи-тельно следует распространять более прямое обращение”, - таков был совет, полученный Эндрю Ярецки. - “Мы сделаем основной рекламный текст более содержательным, но нельзя допустить, чтобы заголовок оказался чересчур за-умным”. MoviFone согласилась с этими доводами, и в результате на свет поя-вилась реклама с простым заголовком и остроумным основным текстом.

Отмечено, что два последних года характеризуются постепенным сокращением объемов импортируемых морепродуктов в РФ. Так, в 2013 году на территорию России было ввезено 21563 млн. тонн этой категории морепродуктов. В сравнении с предыдущим годом спад составил порядка 15 %.

К тому же, в 2013 году показатель объема российского экспорта морепродуктов был превышен почти в 3 раза по сравнению с аналогичным значением 2012 года. Следовательно, в прошедшем году объем экспорта достиг отметки в 75236 тыс. тонн продукции.

Очевидно, что рынок морепродуктов является одним из наиболее перспективных потребительских рынков в России. Принимая во внимание мнение экспертов, сделаем предположение о том, что уже в 2015 году его рост составит порядка 23% до 15356 тыс. тонн в натуральном выражении. Предположительно к 2017 году рынок полностью восстановится и начнет расти.

Следует отметить, что независимо от наших желаний, появившись на рынке, новая марка неизбежно создает о себе определенное впечатление у потребителей. Однако это впечатление не всегда может соответствовать тем преимуществам, которые заложены в марке. В этом случае причина может быть банальная - потребитель просто не разобрался в достоинствах марки. Необходимо приложить значительные усилия, учитывать потребности рынка, чтобы впечатление от марки формировалось в нужном направлении. Следовательно, процесс создания необходимого владельцу и четко спроектированного в концепции торговой марки впечатления и есть процесс управления маркой. Примем во внимание, что в решении этой задачи очень важно правильно выбрать стратегию и каналы взаимодействия с рынком.

Для обеспечения условий, которые способны сделать продукт сильным брендом в постоянно меняющихся рыночных условиях, стратегические программы продвижения торговой марки нуждаются в новых подходах. На сегодняшний день концепция продвижения - это стратегический документ, где все его составляющие имеют маркетинговое обоснование.

Стоит принять во внимание тот факт, что необходимо учитывать состояние рынка, особенности и динамику привычек, поведения и мотивации потребителей. Таким образом, концепция продвижения содержит основную работающую идею представления товара потребительской аудитории, способную эффективно продвигать продукт, и оптимизирующую коммерческие и маркетинговые возможности компании.

Следует помнить о том, что мы говорим о продвижении марки, целью является завоевание потребительской аудитории и удержание этой аудитории, когда, в результате взаимодействия марки с потребителем выстраиваются новые взаимоотношения, позволяющие формировать категорию лояльных к марке потребителей.

Заметим, что на фоне возрождения российской промышленности, когда на рынке появляется все больше товаров отечественного производства, брендинг для отечественных предпринимателей становится особенно важным и актуальным. Известно, что этим товарам приходится конкурировать с западными, и без продвижения сегодня российским производителям не выиграть эту борьбу. Очевидно, что у отечественных предпринимателей в такой ситуации есть преимущество, потому что они лучше ориентируются в специфике российского рынка, чувствуют менталитет потребителей. Это ослабляет позиции западных и международных брендов в России, дает возможность именно российским производителям занять лидирующее положение на рынке.

На сегодняшний день развитие технологий достигло такого уровня, что потребитель, задумав купить сложное техническое устройство для личного пользования (например, стиральную машину) не имеет представления о том, как эта вещь устроена внутри. Зачастую он просто не в состоянии понять все характеристики покупаемого изделия. Тем не менее, каждый из нас имеет особый набор представлений о том, какой должна быть эта самая стиральная машина. Наконец-то на помощь приходит бренд, который выделяет из всех характеристик товара те, которые более всего ожидаемы потребителем и поэтому более понятны.

Очевидно, что с точки зрения потребителя, продукт представляет собой набор ценностей, то есть набор личных выгод, признаков или удовлетворяющих потребителя качеств, которые наиболее им востребованы. Напомним, что эти качества далеко не всегда являются просто физическими характеристиками. Психологам известно, что согласно теории, представленной в пирамиде человеческих потребностей Маслоу, каждый индивидуум ищет в бренде подтверждение своих ожиданий. Так, покупая для своей любимой подарок, потребитель выбирает именно то, что не только порадует ее, но будет соответствовать его и, конечно, ее социальному статусу. Кроме того, ему хочется испытывать эстетическое наслаждение и от внешнего вида подарка.

Следовательно, продвигая компанию, мы предлагаем нашему потребителю не просто удовлетворение его физических потребностей, но, если хотите, дружбу - а настоящий друг никогда не подведет. Таким образом, объектом воздействия бренда является личность потребителя с целым набором специфических характеристик.

Нам известно, что средства рекламы включают в себя все инструменты маркетинговых коммуникаций, которые используются для согласованного воздействия на целевую аудиторию и служат продвижению продукции фирмы к потребителю, т.е. продукт, цена и место также являются коммуникациями, причем очень важными.

Таким образом, целью применения рекламы является создание взаимоусиливающего эффекта. Поскольку он проявляется в том, что суммарный результат комплексного применения средств коммуникации (интегрированных коммуникаций) отличается от простого сложения эффектов применения каждого средства в отдельности.

  • - снизить суммарный уровень издержек на продвижение;
  • - добиться повышения эффективности коммуникации;
  • - обеспечить постоянное подтверждение ценности бренда;
  • -повышать эффективность воздействия каждой составляющей коммуникативной программы;
  • - обеспечивать совместимость воздействия составляющих программы.

Таким образом, комплекс маркетинга или маркетинг-вариант включает в себя 4 элемента - 4 P:

  • 1. Продукт (Produсt).
  • 2. Цена (Priсe).
  • 3. Каналы распределения (Plaсe).
  • 4. Продвижение (Promotion).

Следовательно, понятия «продвижение» и «коммуникации» часто отождествляются, несмотря на то, что в процессе коммуникации участвуют все элементы маркетинг - микса (от упаковки продукта и его цены до прямой рекламы).

«У вас есть маркетинговая стратегия по развитию вашего бизнеса?» Отвечая на этот вопрос, предприниматели делятся на две группы:

1. - Да, конечно. Мы успешно внедряем практически все рекомендации маркетолога.

2. - Зачем?

Если вы относитесь ко второй группе, то мы готовы провести для вас ликбез на тему «Что, зачем и как: разработка маркетинговой стратегии вашей компании». Всем интересующимся также будет полезно узнать некоторые нюансы.

Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда бюджеты на рекламу и продвижение в Интернете увеличиваются с каждым месяцем едва ли не в геометрической прогрессии, но так и не приносят желаемого результата. Было? Мы на 90% уверены, что было. Обычно это происходит из-за неправильного использования инструментов продвижения и рекламы. От таргетинга нет отдачи? Скорее всего, неверно определена целевая аудитория. Акция не сработала? Возможно, стоит заняться репутацией бренда. Совсем нет продаж? Тут необходимо плотно поработать над собой.

Что такое маркетинговая стратегия, кому и зачем она нужна

Прежде чем отдавать свой сайт на растерзание сеошникам и копирайтерам, разработайте детальную маркетинговую стратегию. Она пригодится вам не только для продвижения в Интернете, о нет. Она станет вашей путеводной звездой в путешествии по миру бизнеса, полного непредсказуемых конкурентов и лабиринтов рекламных кампаний!

Маркетинговая стратегия - это подробный план действий по увеличению прибыли вашего бизнеса. Это основополагающая стратегия развития всего вашего дела! Она включает в себя пошаговую инструкцию по достижению поставленных целей, будь то генерация заявок или формирование узнаваемости бренда, и пишется с прогнозированием в среднем на год или другой заданный период времени. Кроме того, стратегия должна регулярно обновляться и дорабатываться, ведь чем понятнее и актуальнее она будет, тем больше прибыли вы сможете получить.

Кому? Что? Где? На эти вопросы должна отвечать эффективная маркетинговая стратегия.

Кому нужен маркетинговый план? Вам. Именно вам, ведь только вы заинтересованы в успехе собственного бизнеса. А без стратегии едва ли возможно удержаться на рынке. Но вопрос о другом.

  • Кому нужен ваш товар/услуга?

Разработка маркетинговой стратегии в первую очередь подразумевает определение целевой аудитории (далее - ЦА), то есть групп людей, которые являются вашими потенциальными клиентами. Но невозможно определить их по 1–2 критериям. Разберём на конкретном примере.

Представьте, что ваш бизнес - продажа декоративной косметики. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, вы не можете сказать, что ваша ЦА - это все женщины в возрасте от 18 до 70 лет. Во-первых, просто не каждая представительница прекрасного пола пользуется декоративной косметикой. Во-вторых, далеко не все могут позволить себе именно ваши продукты, а ведь вы занимаетесь только элитными брендами. Поэтому сразу отсекаем тех, чей доход составляет менее 50 000 рублей. Пенсионерки тоже прочь из списка. В-третьих, ваша косметика состоит только из натуральных ингредиентов, поэтому может вызывать аллергические реакции у людей с чувствительной кожей. В-четвёртых… хотя, пожалуй, и этого достаточно для примера. Вы уже почувствовали, как сузился круг потенциальных клиентов? Выбирая нишу на рынке, вы сразу ограничиваете и свою ЦА. Поэтому в идеале даже самый первый бизнес-план уже должен включать тщательно продуманную маркетинговую стратегию.

  • Что вы предлагаете?

Без чёткой формулировки УТП (уникального торгового предложения) не ждите успеха. Вы должны понимать, чем ваш товар или услуга кардинально отличается (в лучшую сторону, конечно же) от тех, что предлагают конкуренты. И эти преимущества необходимо донести до вашей ЦА.

Ещё один пример: допустим, вы продаёте лекарственные травы через Интернет. Нет, не те, которых полно в каждой аптеке. Ваши товары из самых экологически чистых районов страны поставляются прямо на дом к заказчику в герметичной и стильной упаковке, которая надолго сохраняет все свойства трав. Доставка осуществляется бесплатно по всему миру. В качестве бонуса клиент получает консультацию фитотерапевта на вашем сайте. Также возможен заказ экзотических трав и суперфудов последнего урожая. Впечатляет? Впечатляет. А ЦА уже определили?

  • Где искать клиентов?

Геолокация - ещё один немаловажный фактор в развитии вашего бизнеса. Если у вас есть только небольшая команда специалистов, которые быстро и качественно устанавливают пластиковые окна, то бессмысленно рекламировать свои услуг на всю страну. Вы же не повезёте стеклопакеты из Владивостока в Калининград!

Определите границы своих возможностей. Если у вас интернет-магазин автохимии с миллионами позиций, то смело работайте по России и СНГ. Но если у вас небольшая семейная пекарня, то даже попытка выйти за пределы города может оказаться рискованной для бизнеса.

От вашего географического местоположения будет напрямую зависеть выбор каналов продвижения. Грубо говоря, интернет-магазину - контекст по РФ и SMM, маленькой пекарне - реклама на местном радио и флаеры с купонами на скидку.

Помните, что вам необходимо чёткое позиционирование своего собственного бизнеса. Вот зачем так нужен маркетинг и тщательно проработанная маркетинговая стратегия: помимо прочего она подскажет, где лучше «ловить» вашу ЦА - онлайн или офлайн? В VK или FB? С помощью контекстной или медийной рекламы?

Детальная стратегия, составленная командой наших маркетологов, подробно ответит на эти и другие вопросы, она будет настоящим руководством к действию - ваш бизнес точно станет успешным!

Этапы разработки маркетинговой стратегии

Лучший метод разработки маркетинговой стратегии - поэтапный. Он позволяет тщательно изучить бизнес клиента и сделать стратегию (как план действий) более структурированной и понятной.

Правильная и корректная работа над маркетинговым планом начинается с анализа текущей ситуации . Мы собираем данные о компании, её деятельности и текущей ситуации и анализируем их. Без информации о том, как обстоят дела в компании на данный момент, невозможно корректно ставить задачи и цели на будущее.

На этом же этапе проводится анализ конкурентов - ни в коем случае нельзя исключать его из исследования, так как конкуренты оказывают огромное влияние на текущее положение и будущее компании.

Следующий этап - постановка целей и задач. После тщательного анализа бизнеса и текущей ситуации мы определяем ключевые направления в работе компании, которые дадут прибыль и наиболее эффективно сработают при внедрении маркетингового плана.

На третьем этапе происходит собственно создание стратегии . Мы ведём плотную работу с вашим продуктом: рассматриваем позиционирование, прорабатываем УТП, слоган, ключевые сообщения и форматы их подачи. Основываясь на анализе данных вашего бизнеса и конкурентов, выявив точки роста и определив первостепенные задачи, мы разрабатываем маркетинговую стратегию, для каждого клиента - индивидуально. В результате вы получаете презентацию с описанием всех необходимых работ и их детальным обоснованием.

Только после разработки маркетинговой стратегии развития подбираются наиболее эффективные инструменты для вашего бизнеса. Вы получаете подробное описание каждого из них, почему эффективен тот или иной инструмент, какие конкретно результаты он даст и т. д. Итог - готовая инструкция по работе с различными инструментами, ведь нельзя просто так предложить использование SMM или контекстной рекламы без предварительных исследований и анализа ЦА и конкурентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, цели, задачи и виды рекламной стратегии, основные этапы ее разработки. Краткая характеристика ООО "Д". Анализ маркетинговой и рекламной деятельности предприятия. Выбор средств массовой информации для размещения в них рекламных объявлений.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Рекламная кампания как важнейший фактор успешной работы любого предприятия. Разработка маркетинговой стратегии фирмы. Понятие и сущность рекламной кампании. Контроль и эффективность рекламной кампании. Стимулирование интереса к рекламируемому объекту.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Понятие, сущность и организация рекламной деятельности на предприятии. Анализ маркетинговой деятельности ООО "ЕТА". Особенности выделения бюджета, график проведения и этапы разработки рекламной кампании для этой организации, оценка эффективности проекта.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2012

    Сущность, виды и основные этапы разработки рекламной кампании. Анализ деловой активности, маркетинговой и рекламной деятельности ООО "Мега Полис Улан-Уде". Расчет бюджета кампании по продвижению товаров на рынке, оценка степени ее рентабельности.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Подготовительный этап планирования рекламной кампании ОАО "Макфа". Описание рекламной деятельности. Анализ рынка макаронных изделий и разработка маркетинговой стратегии. Анализ деятельности конкурентов. Цели рекламной кампании, ее медиапланирование.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2010

    Понятие рекламной деятельности, ее сущность и особенности, этапы и направления деятельности. Факторы, определяющие цели и задачи рекламной кампании организации. Порядок и этапы определения бюджета рекламной программы и ее практической эффективности.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2009

    Краткий анализ методов разработки эффективной рекламной кампании. Общая характеристика и структура рынка услуг г. Санкт-Петербург. Оценка удовлетворенности потребителей и анализ конкурентов. Проблемы маркетинговой оценки эффективности в сфере рекламы.

    отчет по практике , добавлен 24.03.2015

    Теоретические и методологические основы разработки рекламной кампании, ее цели и виды. Анализ эффективности использования средств раскрутки и общая характеристика организации "Центр". Рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010