Презентация к занятию небылицы. Презентация "русские потешки, песенки и небылицы". Овцы - в донцы

Русские народные

песенки, потешки,

небылицы


Заря- заряница По морю ходила, По морю ходила, Ключи обронила. Её ключи- Золотые лучи .


Люли- люли- люли, Прилетели гули, Сели в красных ботах На моих воротах. Стали гули ворковать, Стал гадать я: Что им дать? Вынесу им ложку Спелого горошку, Горшок чечевицы, Корытце водицы Да пшеницы бочку Дам я голубочку.


Я умница- разумница, Про то знает вся улица: Петух да кошка, Брат Ермошка Да я сама немножко.


Анютины глазки Купили салазки, Сели, поехали, К дедушке заехали: - Дедушка, дедушка, Что нам прикажешь? - Садитесь в саду, Играйте в дуду, Чтобы бабушка вставала, Курам зёрнышек давала.


Танцевала репа с маком, А петрушка с пастернаком, Кукуруза с чесноком, Наша Таня с казаком. А морковка не хотела Танцевать, танцевать, Потому что не умела Танцевать, танцевать.


Божья коровка, Где твои детки: Во глубокой ли норе, На высокой ли горе?


Петушок, петушок, Золотой гребешок! На соломе спал, Раным- рано встал, По водичку пошёл, Молодичку нашёл, Молодичка- добра Сапожки дала. Не успел он их сносить, Как другие стал просить.





Хороша дочка Аннушка, Пока хвалят мать да бабушка .


-Девица, девица. Сходи за водицей! -Рака боюсь! Рак на болоте В доску колотит: Трах- трах- трах! Страх, страх, страх!


Лежит зайка под мостом, Под осиновым кустом. Охотники рыщут. Серенького ищут. Он проснулся, Встрепенулся. В лес метнулся. Оглянулся: «Вы, охотнички, бегите- На мой хвост поглядите!»


Гуси- лебеди летели, В чисто поле залетели. В поле баньку отыскали, Лебедёнка искупали…


Стучит бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке- Туда же по дорожке. - Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь? - Сено косить. - На что тебе сено? - Коровок кормить. - На что тебе коровки? - Молоко доить. - На что тебе молоко? - Ребяток поить. - А много ли ребяток? - Как в лесу опяток .


Была репка важная. Дивилась старуха каждая; Такой репки Нигде не найдёшь: За день не объедешь, За ри не обойдёшь. Уж как мы семьёй Вокруг репки сели Да за неделю Половину съели. А другую половину Покатили к овину Катили, катили, Овин завалили. Ох и крепко Запомнилась репка!

Структура жанра «небылица»

Факультатив «Литература как предмет эстетического курса»

Учитель русского языка и литературы Белова Анжела Эдуардовна


1. Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам не лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.


2. Богат Ермошка -

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке

Шьет рубашку для Ермошки.

Собачка пустолайка

Лепешки печет.

Кот в уголке

Сухари толчет.

Курочка в сережках

Избушку метет.

Вымела избушку,

Положила голичок:

- Ляг, голичок,

Под порог, на бочок!


3. Долгоногий журавель Две сороки-белобоки

На мельницу ездил; Пошли танцевати,

На мельницу ездил, Ай-люли, ай-люли,

Диковинку видел. А барашки-круты ножки

Ай-люли, ай-люли, В дудочки играют.

Диковинку видел: А сова из-за угла

Коза муку мелет, Ногами топочет,

Козел засыпает. Головою вертит,

Малые козляточки Ай-люли, ай-люли,

Муку выгребают. Головою вертит.

Ай-люли, ай-люли,

Муку выгребают.


4. Вы послушайте, ребята, Косолапый медведь

Моей сказки небогатой. С мухи шкуру содрал,

От конька-горбунка Полсапожки сшил,

И медведя плясунка. Оскальзнулся и упал,

Облаухая свинья В сине море он попал.

На дубу гнездо свила, Сине море все повыгорело,

Поросила поросят Бела рыба вся повылетела.

Ровным счетом шестьдесят. А на печке мужик

Распустила поросят Осетра-рыбу поймал,

Все по маленьким сучкам. А в пламени другой

Поросята визжат, Быстру щуку схватил.

Полететь они хотят. Как пошло на чудеса,

Полетели, полетели, И где море – там лиса,

И на воздухе присели. Водой палит леса.


5. Сел сверчок на шесток,

Таракан - в уголок,

Сели - посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки -

Вытянули ножки,

Услыхали калачи -

Попрыгали из печи

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Танцевал ухват с кастрюлей,

Миску щей перевернули,

И морковки дивовали,

Как все ладно танцевали.


6. По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит,

Свинья на ели гнездо вила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек,

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.


7. Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны.


8. Медведь на работе каменья воротит,

Рак на колоде рубашку колотит,

Волки на болоте просо молотят,

Кот на печи сухари толчет,

Кошка на окошке ширинку шьет;

Курочка-рябушка избу метет;

Паук в углу основу снует,

Утка в юбке холсты точет,

Селезень-пирожник пироги печет,

Корова в рогоже всего дороже -

В закутке стоит - сыр-масло доит.


Небылица

Задача жанра –

Ведущий уровень

Картина жизни –

Построение картины жизни –

Предложение –

Слово –

Звуковой рисунок –

Ритмический рисунок –

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОТЕШКИ ЗАКЛИЧКИ СЧИТАЛКИ НЕБЫЛИЦЫ ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ Киселёва В.В. Егорова Н.В. ГБООУ « Медновская СШИ»

Потешка (потешать) - развлекать, смешить.

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил. Мишка не боится, Мишка топает домой весь до ниточки сырой. У, У, У

Считалка – в детских играх: произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. Раз, два, три, Четыре, пять – Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, Луг, цветы – Ты пойди-ка Поводи!

ЗАКЛИЧКИ От слова закликать – «звать, просить, приглашать,обращаться ». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. По поверьям, 22 марта, в день весеннего равноденствия прилетают первые птицы и приносят на своих крыльях весну, и люди отмечают Жаворонки-заклички весны. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается люди «окликали весну», пели песни, пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков).

Небылица- шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. Все собачки маленькие Надевают ва-ленки, А большие со-ба-кИ Надевают са-по-ги!

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ Докучная сказка - весёлая отговорка, испытанный приём, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Докучать - надоедать, просить, упрашивать, приставать…


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная школа-интернат 7 вида Московская область, г.Павловский Посад, ул. Тимирязева, 15. Руководитель проекта учитель начальных классов Трухачёва Г.А Проект рассчитан на 2 месяца Предмет «Литература»устное народное творчество Девиз проекта: «Дерзайте, вы – талантливы!» Тема: Малые жанры устного народного творчества. Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества: «Докучные сказки и небылицы» Цель: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся Задачи: Формирование позитивной самооценки, самоуважения.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: формирование социально адекватных способов поведения. Формирование умений решать творческие задачи. Формирование способности к организации деятельности: воспитание целеустремлённости и настойчивости. Основное содержание проекта: 1 Этап. Теоретический.Поиск информации по теме: «Устное народное творчество» в различных источникахИзучение произведений устного народного творчестваЗнакомство с рифмой2 Этап. Практический.«Проба пера» - участники проекта пробуют свои силы в написании произведенийКоллективное обсуждение сочинений детейРабота над иллюстрациями сочинений3 Этап. Презентация детских сочинений.Организация выставки сочиненийОформление сборника сочинений в книгу Докучная сказка. Про собаку. Жила-была собака, А звали её Бяка. Непослушная была, Всех кусала и рвала. Она прыгала, кусала, Не начать ли всё сначала? Кабанова Дарья 3 «Б» класс Небылицы Наша Маша молодец –В небе ловит огурец. Помидоры ловит в море И бросает это Боре. Бескашнова Алёна 3 класс Докучные сказки Жили-были два лося Вот и сказка началась. Жили-были два павлина- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка моя вся. Шарипов Шохжахон 3 класс НебылицыДаня, Данечка – чудак,Окунулся в бензобак.В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс Докучные сказки Докуч \ Докучные сказки Жила-была мартышка,Любила она книжки.Книжки читала –Сказку начинала.Мартышка молодчина,А сказке середина.Все книжки прочитала,Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс Докучные сказкиЖил-был медведь.«Научи меня петь».«Конечно, научу,Только сказочку начну.»Начал Мишенька реветь,И вертеться и хрипеть.Песня начинается,А сказочка кончается.Бескашнова Алёна 3 кл Докучные сказкиЖил-был серый волк,Серый волк - зубами щёлкПобежал он по дорожкеИ увидел белы ножки.Волк за зайцем побежал,Но зайчишку не поймал!Сказка вся, сказка вся.Сказка кончилася!Фокин Николай 3 класс Докучные сказкиЖила бабочка красавица.Всем на свете нравится.Крылышки – малина,А сказке половина.Бабочка порхает,Сказку продолжает.Митина Яна 3 «Б» класс НебылицыКоля, Коля, Николай,Он запрыгнул на трамвай.На трамвае борщ хлебалИ на козочку упал.Коля козочку прогнал,В волосах своих застрял.Фокин Николай 3 «Б» класс НебылицыДаша в театр собиралась.Умывалась, одевалась:Ласты на ножки, На голову рожки.В руки портфель.Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс Докучные сказки Жили-были братца дваИ сестра у них одна.Они вышли погулятьИ малинку пощипать.Ангелина – молодец!Вот и сказочке конец!Фалеев Олег 3 «Б» класс НебылицыНаша Яна невеличка,Спать ложится в рукавичкуУтром просыпается,Снегом умывается.Митина Яна 3 «Б» класс НебылицыЛетит Настя на метле,Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе.Собирается на бал, Скоро будет карнавал.Князева Анастасия 3 «Б» класс Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Интернет-ресурсы:. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО Список литературы:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.