Шаги к получению профессии"машинист электропоезда". Помощник машиниста: обучение, обязанности и функции Машинист электропоезда требования по здоровью

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Москва на то и столица, что здесь все сложнее. А какие требования к машинистам метро Москвы, есть ли отличия от других городов? Давайте узнаем.

Хорошая новость в том, что работа машиниста метрополитена является востребованной, постоянные свободные вакансии и набор на обучение претендентов позволяют обновлять штат молодыми кадрами.

Но если внимательно посмотреть на требования к машинистам метро, становится понятно, почему так часто ведётся набор и обучение нового набора.

Если верить объявлениям, то любой мужчина, отслуживший в армии и возрастом до 35- 40 лет может пройти обучение и стать машинистом электропоезда метро. На самом же деле требования к машинистам метро очень жесткие.

Машинист метрополитена - требования по типу личности

Серьезные требования к машинистам метро предъявляются к их психологическому типу личности. Для устройства на работу или учебу необходимо пройти психологическое тестирование, определяющее свойства нервной системы, внимания, памяти, переключения с одного действия на другое, помехоустойчивости.

Ведь все знают, что многие психические процессы у человека происходят без его вмешательства и нельзя научиться или воспитать в себе такие процессы, как переключение внимания, устойчивость внимания, скорость реакции. Эти все свойства заложены психологическими типами личности и изменить их практически невозможно.

Машинист метро - требования по здоровью

Машинисты метро должны переносить перегрузки, электромагнитное излучение, вибрацию, работу в ночное время. Чтобы удовлетворить серьезные требования по здоровью, машинисту метро необходимо быть крепким физически, не иметь хронических заболеваний.

Кандидат в машинисты получает направление на медицинскую комиссию, в которую входит более 20 врачей. Особое внимание уделяют зрению, цветоощущению, не допускается дальтонизм. Кроме этого, обязательная проверка психиатра и нарколога.

Если перед приёмом на работу претендент прошел медицинскую комиссию, это не означает, что на год можно забыть о здоровье. На самом деле медицинский осмотр каждый машинист и помощник машиниста проходят перед началом каждой смены.

Проводится замер давления, сердцебиения, тест на алкоголь. Если какие-либо параметры неудовлетворительные, машиниста могут отстранить от рейса. Кроме того, работник должен выйти на работу отдохнувшим и в хорошем настроении.

Если машинист испытывает стресс, уставший, напряжённый – это тоже повод отстранить его от рейса. Такие повышенные требования к здоровью машиниста метро не случайны, ведь от его состояния зависят сотни и тысячи жизней пассажиров.

Работа машиниста является психологически напряженной. Ответственность за жизни людей, повышенное внимание, готовность действовать в нестандартной ситуации приводят к постоянному нервному перенапряжению.

Невозможно предугадать, что может произойти на пути следования в рейсе, но нужно быть готовыми к действию всегда. Это сказывается на психологическом состоянии работника. Поэтому одно из требований к машинистам метрополитена – постоянная работа с психологом, проведение психологических осмотров перед рейсом.

Требования к машинисту метро Москвы

Помимо психологического и физического здоровья, кандидатам на работу в машинисты нужно обладать серьезными знаниями.

Помимо здоровья, требования к машинистам метро Москвы таковы:

Первое - это уровень квалификации, позволяющий управлять электропоездом по заданному маршруту. Этот уровень получают вместе с образованием, практическими занятиями, стажировками с наставником, успешной сдачей экзаменов и безаварийной работой в течение года.

Второе требование к машинистам метро Москвы - это выполнение всех инструкций при движении, а их насчитывается более 50. На каждую ситуацию, штатную или нештатную, имеется алгоритм действия и соответствующая инструкция. Это позволяет быстро принимать решения, доводить действия до автоматизма.

Это очень помогает в ситуациях дефицита времени. Такие инструкции должны быть выучены и строго соблюдаться, практически каждое действие расписано инструкцией, например: через сколько секунд после объявления о закрытии дверей можно их закрывать, сколько секунд задержки возможно на посадке. Любое отклонение от инструкции может привести к аварии или столкновению со следующим позади электропоездом.

Третье требование к машинисту электропоезда метрополитена - умение оказывать первую медицинскую помощь. В ситуации подземного движения машинист является иногда единственным человеком, способным оказать помощь и спасти жизнь. Нередки случаи падения людей на рельсы, и в таких ситуациях помощь может оказать только машинист.

В требованиях к машинистам электропоезда метрополитена указана обязанность зафиксировать случаи падения в метро и оказать помощь пострадавшему. А при случаях аварийной остановки или аварии в тоннеле, на машиниста возлагается обязанность по эвакуации пассажиров к перрону.

Работа машиниста является сложной, связана с движением скоростных электропоездов и перевозкой большого количества людей. Любые перевозки являются зоной повышенного риска, поэтому предъявляются такие высокие требования к машинистам электропоезда метро. Ведь самое главное – это безопасность жизни людей.

В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

Особенности профессии

К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Чтобы водить поезд, нужно выбрать карьеру или на железной дороге, или в метрополитене. Как правило, это мужская работа, требующая специального образования. Начинать водить поезд можно и в юности, и в более зрелые годы.

Вам понадобится

  • - отменное здоровье;
  • - навыки работы слесарем;
  • - среднее образование;
  • - устанавливающие личность документы.

Инструкция

Поступите в железнодорожное училище на специальность помощника . Если подойдете по возрасту, то обучение будет бесплатным. Во время него придется пройти практику работы слесарем, чтобы знать, как устроен тепловоз и электровоз. Такие навыки в работе машиниста необходимы. Учиться надо при неполном среднем образовании 3,5 года, а после одиннадцатого класса - 1,5 года. В конце обучения будет поездная практика. Сдайте экзамены и защитите диплом.

Пройдите медкомиссию. Это один из наиболее трудных этапов: здоровье машинисту нужно поистине железное. Водить поезда - дело тяжелое, работать приходится днем и ночью. Есть строгие ограничения по весу, по сердечно-сосудистым заболеваниям, неврологии и т.п. Как правило, на работу берут отслуживших в . Но таких не хватает, поэтому могут рассмотреть и другие кандидатуры.

Поработайте дублером . После определенного числа маршрутов вам предложат сдать экзамены уже в самом депо. После этого у вас начнется стаж помощника машиниста. Через несколько месяцев такой работы, если все нормально, вас будет ждать повышение до машиниста.

Обратитесь в отдел кадров депо, если школа уже давно позади, а управлять поездом хочется. Захватите с собой основные документы: паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, трудовую книжку, военный билет. Если депо нуждается в сотрудниках, вам предложат пройти медкомиссию.

Когда здоровье соответствует требованиям, претендента отправляют в дортехшколу. Там два месяца вы будете учиться на помощника машиниста и параллельно работать дублером на тепловозе или электровозе. Закончив обучение, станете полноценным сотрудником железной дороги. И через год, если к вашей работе не будет претензий, получите удостоверение машиниста 4-го класса.

Пройдите аналогичное обучение на помощника машиниста электропоезда для работы в метрополитене. Обращаться следует в любое депо этой организации. Придется пройти комплексное психологическое обследование, строжайшую медкомиссию, собеседование с будущим руководством. Вам предложат приобрести слесарный разряд, а потом отправят в учебно-производственный центр. Несколько месяцев обучения закончатся стажировкой в статусе помощника. Чтобы стать полноценным машинистом, придется еще раз учиться и стажироваться с более опытным напарником.

Источники:

  • Машинист электропоезда - только вперед

Одна из наиболее востребованных вакансий в сфере транспорта - это водитель, в частности, машинист электропоезда. Но для освоения этой специальности требуется специальное обучение, которое можно пройти в одном из средних учебных заведений.

Вам понадобится

  • - аттестат о среднем образовании;
  • - сертификат о сдаче ЕГЭ или ГИА;
  • - медицинская справка;
  • - фотографии.

Инструкция

Поступите в среднее специальное учебное заведение (ссуз) по специальности - колледж или техникум железнодорожного транспорта. Такие учебные заведения есть во многих городах. Для поступления необходимо иметь общее или полное среднее образование. В первом случае срок обучения составит 4, а во втором - 3 года.

Вы задумались о том, чтобы стать машинистом локомотива? Тогда вы обратились по адресу. Профессия машиниста локомотива является одной из наиболее престижных и ответственных работ на железнодорожном транспорте, которая требует наличия определенных умений и навыков, позволяющих в первую очередь обеспечить быструю, а главное, безопасную доставку пассажиров и грузов в определенных направлениях.

Профессия машиниста требует пунктуальности, ответственности, предельной концентрации, внимательности и стрессоустойчивости на максимальном уровне. Поездки на длительные дистанции требуют выносливости, а также хорошей реакции, отличного зрения и слуха. Физическая форма и темперамент играют одну из ключевых ролей при выборе данной профессии.

Профессия машинист локомотива - описание

Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются

  • Устав железных дорог,
  • Правила технической эксплуатации,
  • Инструкция по сигнализации,
  • Инструкция по маневровой работе и т.д.

Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.

Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива .

Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.

Профессия машинист локомотива - плюсы и минусы

Положительными сторонами профессии машиниста локомотива являются достойная заработная плата, социальный пакет, наличие льгот, медицинского обслуживания. Ну и как же без романтики, которая заключается в поездках в различные места по территории всей страны.

К минусам стоит отнести то, что работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники, а иногда и выходные. Кроме того, длительность нахождения в поездке машиниста локомотива строго-настрого ограничена длительностью его смены, поэтому приходится оставаться на ночлег в домах отдыха локомотивных бригад, после чего ожидать возможности возврата на исходную станцию.

Машинист постоянно находится под воздействием вибрации, ускорений и магнитного поля. Например, работая на электровозе переменного тока, а это целых 25 тысяч вольт, тело машиниста постоянно находится под воздействием сильного магнитного поля. Электровозы постоянного тока работают под напряжением 3 тысячи вольт, что тоже негативно сказывается на здоровье машиниста с течением времени.

Также к минусам можно отнести, так называемые явки, которые могут быть назначены в любое время дня и ночи, например, в 2-3 часа ночи, что является очень неудобным.

Профессия машинист локомотива - востребованность

Машинисты локомотивов всегда являлись очень востребованными . Причем спрос на такого рода профессионалов высокий не только на железных дорогах нашей страны, но и на различного рода предприятиях горно-металлургического комплекса, обладающих железнодорожной инфраструктурой постоянно испытывают нехватку машинистов.

Профессия машинист локомотива - обучение

Для освоения профессии машиниста необходимо в течение двух лет отработать помощником машиниста, после чего пройти обучение и успешно сдать экзамены. Получить профессию машиниста можно в различных заведениях, начиная с железнодорожных колледжей, училищ, специализированных учебных центров, заканчивая средними и крупными предприятиями, обладающими лицензиями на обучение и выдачу удостоверений по профессии.

Профессия машинист локомотива - зарплата

Заработная плата машиниста зависит от многих факторов: стаж работы, количество отработанных часов, ночные, колесные и т.д. В среднем машинист зарабатывает в районе 700-1000 у.е.