Уважаемые коллеги!
Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.
Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».
СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
МАРТ
8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)
20 — Международный день счастья
АПРЕЛЬ
1 — Именины Домового.
18 — День матери России
5 — День детей.
15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)
17 — Международный день детского телефона доверия.
ИЮНЬ
1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)
8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.
9 — Международный день друзей.
21 — Международный день отца.
ИЮЛЬ
6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)
8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)
20 — День друга.
28 — День родителей.
АВГУСТ
1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.
СЕНТЯБРЬ
10 — День бабушек и дедушек (США)
15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)
НОЯБРЬ
7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)
20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)
25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.
дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой
Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .
Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».
«Семья 21 века и библиотека»
(анкета для родителей)
Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!
Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!
- Какое место в жизни Вашей семьи занимают книги и чтение?
- Что даёт современному ребёнку чтение книг?
- Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?
- Как часто Вы её пополняете?
- Какую литературу Вы предпочитаете покупать?
- Как часто Вы читаете своему ребёнку вслух?
- Назовите детских книг , которые, на Ваш взгляд, обязательно должен прочитать Ваш ребёнок.
- Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
- Как Вы думаете, сохранятся ли в своём виде книги в будущем?
- Может ли Интернет заменить книгу?
Ваши пожелания библиотеке:
Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!
Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.
Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.
Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.
Образец письма родителям дошкольников
Дорогой родитель! (Дорогие родители)
Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.
Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.
Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.
С искренним уважением ________________________
(фамилия, должность)
Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»
И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».
И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.
Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».
Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.
Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.
Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.
Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.
Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».
Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.
Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.
Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.
А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.
Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.
Составитель: Л. А. Потокина, методист
Олеся Галушко
Работа с родителями «Клуб семейного чтения - Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке».
Воспитанию читателя -школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем , а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя , среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать) .Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя , для которого чтение - серьезное занятие , сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать , прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное , и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т. д., у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Итак, любой дошкольник является читателем . Даже если он не умеет читать , а только слушает чтение взрослых , он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу , зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни . А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.
В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух : вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух , затем прочитанное обсуждалось . В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение . Совсем иные отклики вызовет книжка , если её преподносит ребенку родитель , увлеченный детской литературой , который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.
Что же надо знать родителям о детской книге ?
Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Родителям следует знать , что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги , это неминуемо даст свои результаты.
Изучив проблему и актуальность семейного чтения , родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка » . Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания , а так же умению анализировать произведение.
Задачи нашего клуба :
1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение .
2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.
3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.
4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.
5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника .
Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе как «Вечер семейного чтения » , на которых родители и дети сначала слушают выразительное чтение воспитатей . На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят в виде круглого стола «» (дети + родители + воспитатели , где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений. Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике . Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ . Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители .
План работы семейного читательского клуба «Читаюшка » :
«Вечера семейного чтения »
1. Консультация «О традициях семейного чтения » (особая значимость семейного чтения ) . Буклеты «Советы родителям как читать книги детям » . Анкетирование родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 1) .
2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей» .
3. Тема встречи : «Искусство художественного чтения и рассказывания : основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция».
4. Тема встречи : «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов ».
5. Тема встречи : «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений » .
Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей : стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.
Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке »
1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе » (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка) . Анкетирование родителей «Ребенок и книга»
(Приложение 2)
2. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы ».
3. Работа с литературными произведениями : анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника .
4. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка ; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения .
Подбор произведений имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка (Приложение 3) .
Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями , где записываются не только слова ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.
Ожидаемые результаты :
- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона) ;
Поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;
Поможет укрепить родительско- детские взаимоотношения в семье;
Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;
Подготовка к самостоятельному чтению в школе : переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения .
Книги остаются с нами навсегда…
Мы любим книгу…
Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.
Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство , понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором – как чтецы, как исполнители.
Мы – это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.
Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве , откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.
Мы любим книгу, это значит – мы стремимся создать культ Книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…
Приложение 1
Анкета для родителей
«Я и мой ребенок»
1. Часто ли ребенок рассматривает иллюстрации в детских книгах ?
Б) Иногда
В) Очень редко
2. Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?
А) Предпочитает получить готовый ответ от других
Б) Когда как
В) Предпочитает помучиться , но сам находит ответ
А) Постоянно
Б) Иногда
В) Никогда
4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному произведению ?
А) Очень эмоционально
Б) Иногда эмоционально
В) Эмоций нет
5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?
6. Много ли у Вас детской литературы дома ?
Закончите предложение.
А) В свободное время я занимаюсь….
Б) Мне доставляет радость….
В) Для меня особенно важно….
Г) Мой идеал – это….
Д) Мои любимые книги…
Е) Люди читают чтобы… .
Ё) Моя любимая книга…
Ж) Каждый человек должен быть…
З) чтобы мой ребенок был успешным я ….
Приложение 2
Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»
Уважаемые родители ! Просим вас ответить на вопросы анкеты :
1. Читаете ли вы ребёнку книги ? Если да, то как часто :
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги :
По просьбе ребенка
По своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком ?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг
(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок :
Литературу о природе
Энциклопедии, книги познавательного содержания
Нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали ?
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете :
Периодическую литературу (журналы, газеты)
Познавательную литературу
Художественную литературу
«Детская вселенная на книжной полке » .
№ Темы для проведения круглого стола Названия произведения для чтения и сравнительного анализа
1 «Как соотносится желаемое и достижимое» А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Карло Коллоди "Приключения Пиноккио или история деревянной куклы"
2 «Вечная борьба добра и зла» В. Одоевский «Мороз Иваныч» Братья Гримм
«Госпожа Метелица»
3 «Преодоление страха, сила духа. Трудолюбие и успех» Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Л. Пантелеев «Две лягушки»
4 «Общечеловеческие ценности. Доброта и дружба» В. Катаев «Цветик – семицветик» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
5 «Как справиться с проблемой» А. Смирнова «Ежик» Н. Уманская «Яблонька»
6 «Одиночество, обиды, страхи, отношения с семьей и внешним миром. Чудесное «превращение» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» И. Сигсгорд «Палле один на свете»
7 «Наши желания и потребности и способы их достижения» В. Драгунский «Что я люблю…» «Заколдованная буква» А. Смирнова
«Заяц с рюкзаком»
8 «Целительная сила молчания»
Г. Х. Андерсен
«Дикие лебеди»
9 «Не такой как все» Г. Х. Андерсен
«Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен
Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год
ЗадачаРеализация принципов государственно... клубов , кружков и т.д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу , стало ... чтение и понимание графической информации, чтение и понимание основного ... выступили на Семейном фестивале в...
Основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная запискаДетей, через систему клубов , секций, студий... Эта позиция стала основой разработки... На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является... семейного чтения , памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы ...
Основным ориентиром работы школы является программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг «Столичное образование»
Доклад4 А Сидоренко В.И. Чтение Урок чтения + русский язык К. Паустовский... работы в коллективе – методические объединения, созданные по принципу ... 1. «Гончар» школьно-семейные : исследовательский, 3 2. ... это клуб для... Основной формой работы в этом направлении стало ...
Молодежь и наука
ДокументИ психологическая служба университета); Семейный клуб , клуб «Хозяюшка»; новогодние праздники... проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии... получить представление об основных принципах работы с векторной графикой...
Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки
Литература... чтением детей. 74.905 Семья и общественность. Помощь общественных организаций в семейном ... , экскурсионная работа , самодеятельное творчество. Основные принципы и функции... работа . Теория, история, организация и основные направления работы клубов . ...
1. Общие положения
1.1. Клуб семейного чтения «Книжкина гостиная» (далее – Клуб) – добровольное некоммерческое объединение, функционирующее на базе организационно-методического отдела Калининградской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара.
1.2. Членами Клуба могут быть дети – читатели данной библиотеки в возрасте от 7 до 13 лет и их родители, осуществляющие совместную деятельность, направленную на реализацию задач и целей данного Клуба.
2. Цели и задачи Клуба
2.1. На основе использования фондов библиотечных документов и в соответствии с уставом ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара» Клуб ставит перед собой следующие задачи:
- расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации детей, для развития литературного и художественного вкуса членов Клуба, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность;
- организация культурно-досуговой деятельности членов Клуба, направленной на продвижение книги и чтения, формирования интереса к чтению в библиотеке;
- вовлечение в культурно – просветительные и образовательные мероприятия библиотеки детей области, в т. ч. и из социально – незащищенных семей;
- расширение кругозора, творческой и познавательной активности детей и родителей, приобщение их к ценностям национальной и мировой детской литературы.
3. Предмет и деятельность Клуба
3.1. Предметом деятельности Клуба являются:
- раскрытие фондов библиотеки;
- организация и проведение на этой основе для членов Клуба массовых мероприятий, специальных занятий, позволяющих глубже понять и оценить литературное наследие библиотеки.
4. Формы деятельности Клуба
4.1. Клуб осуществляет деятельность в следующих формах:
- знакомство членов Клуба с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставочных экспозиций и разнообразия культурно – досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
- организация творческих занятий для детей на основе знакомства, обсуждения, анализа литературных произведений:
– занятия по изготовлению художественных и прикладных работ по мотивам данных произведений;
– музыкальные занятия;
– хореография;
– сценография и декламация;
– театрализованные занятия;
- организация выставок-вернисажей работ воспитанников Клуба и их родителей, созданных по мотивам детских литературных произведений;
- проведение силами членов Клуба утренников, литературных праздников, театрализованных представлений по мотивам детских литературных произведений для посетителей библиотеки.
5. Права и обязанности членов Клуба
5.1. Каждый член Клуба имеет право:
- добровольно вступать в Клуб;
- пользоваться литературой, необходимой для деятельности Клуба;
- выносить на рассмотрение Клуба предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности Клуба;
- посещать массовые мероприятия библиотеки, участвовать в их организации и в организации выставок детского и семейного творчества.
5.2. Каждый член Клуба обязан:
- участвовать в деятельности Клуба;
- уважать интересы других членов Клуба;
- оказывать помощь в организации мероприятий, проводимых Клубом в библиотеке;
- не наносить ущерб имуществу библиотеки.
6. Режим работы Клуба
6.1. Время работы Клуба определяется расписанием, утвержденным руководителем Клуба и согласованным с родителями.
6.2. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц, творческие и репетиционные занятия проводятся по специальному графику.
7. Структура Клуба
7.1. Деятельность Клуба координируется его руководителем по согласованию с членами Наблюдательного совета Клуба, в который входят представители родителей детей, посещающих клубные мероприятия.
7.2. Все мероприятия и занятия проводятся в библиотеке на добровольной основе, бесплатно и безвозмездно, с учетом плана деятельности Клуба.
7.3. План деятельности Клуба разрабатывается его руководителем на год по согласованию с членами Клуба и с учетом их пожеланий.
7.4. Все встречи членов Клуба сопровождаются организацией книжных выставок, соответствующих темам этих встреч и проводимых мероприятий.
8. Оценка качества работы Клуба
8.1. Качество работы Клуба осуществляется по следующим показателям:
- использование в работе литературы из фондов библиотеки и ее книговыдача;
- посещаемость Клуба;
- формы занятий, их содержание, эффективность, активность детей в процессе занятий;
- участие членов Клуба в массовых мероприятиях, выставках детского и художественного творчества.
9. Контроль за работой Клуба
9.1. Контроль за работой Клуба возлагается на его руководителя – главного библиотекаря Игнатенко В. Ф.
Любительское объединение «Театр книги»
Название: «Театр книги»
Адрес: г. Псков, ул. А. Алёхина, д.20
Работает на базе Библиотеки семейного чтения
Год создания: 2017 г.
Руководитель: Фокина Е.И.
Регулярность занятий: раз в месяц (кроме летних месяцев)
Количество участников: 20 - 25 (дошкольники и мл. школьники)
Цель – через игровые театрализованные формы работы поднять престиж чтения среди различных категорий читателей, в первую очередь детей.
Задачи:
- продвижение книги;
- воспитание любви к чтению;
- популяризация семейного чтения
Формы работы: Кукольные представления с книжными выставками, литературными викторинами для дошкольников и мл. школьников
Клуб «Юный краелюб»
Название: «Юный краелюб»
Адрес: г. Псков, Октябрьский проспект, 19-а (читальный зал).
Создан на базе Историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва
Год создания: 2016 г.
Руководитель: Лобанова Л.Н.
Регулярность занятий: 2-3 раза в месяц
Количество участников: 30 - 45 (дети 10 – 11 лет и их родители)
Формы работы: интерактивные занятия, краеведческие игры, встречи с творческими людьми, викторины, экскурсии, творческие мастер – классы, выставки, конкурсы.
Любительское объединение «Школа чтения АБВГДейка»
Название: «Школа чтения АБВГДейка»
Создан на базе
Год создания: 2011 г.
Руководитель: Иванова А.Б.
Количество участников: 25 - 30 (дети 7 – 10 лет)
Формы работы: литературные игры, встречи с творческими людьми, викторины, экскурсии, литературные праздники, творческие мастер – классы, ролевое чтение.
Школа родительской культуры «Растем вместе»
Адрес: г. Псков, ул. Труда, 20 (читальный зал).
Функционирует на базе Библиотеки «Родник» им. С.А. Золотцева
Год создания: 2015 г.
Руководитель: Петрова О.Ю.
Ответственный за работу любительского объединения – Николаева Е.И.
Регулярность занятий: 1 раз в месяц
Члены Школы родительской культуры – родители и дети
Формы работы: семинары-практикумы, тренинги, лекции, практические занятия по решению педагогических ситуаций, видеопросмотры, мастер-классы.
Любительское объединение «ТворчестВО!»
Название: «ТворчестВО!»
Адрес: г. Псков, ул. Н.Васильева, д. 83а.
Создан на базе Библиотеки микрорайона Любятово «БиблиоЛюб»
Год создания: 2015
Руководитель: Сойтту Е.Н.
Регулярность занятий: 4 раза в месяц
Количество участников: 10-15 (дети до 14 лет)
Формы работы:
- индивидуальные и коллективные занятия;
- встречи, включающие информационную составляющую:
рассказы о художниках, мастерах, видах творчества;
просмотр иллюстративного материала;
обзор изданий по различным видам художественного и прикладного искусства.
Клуб выходного дня «Мир книжных затей»
Название: «Мир книжных затей»
Адрес: г. Псков, Октябрьский проспект, 21
Создан на базе Детской библиотеки «ЛиК»
Год создания: 2017 г.
Руководитель: Чернодирова И.Н.
Регулярность занятий: 1 раз в месяц (кроме летних месяцев)
Количество участников: 15 (дети 5 – 10 лет)
Формы работы: литературные игры, громкие чтения, викторины, творческие мастер – классы, интерактивные занятия.
Клуб чтения «Любознайка»
Название: «Любознайка»
Создан на базе
Год создания: 2006 г.
Руководитель: Капинус М.Ю.
Регулярность занятий: заседания проходят раз в месяц
Количество участников: 12 - 15 (дети 7 – 10 лет)
Формы работы: литературные игры, викторины, экскурсии, творческие мастер – классы
Партнеры - Книжные магазины «Буквоед», «Книжица».
Объединение любителей фэнтези-книг от издательства «Росмэн»
Terra Incognita
Адрес: г. Псков, ул. Розы Люксембург,23
Создан на базе Библиотеки – Центра детского чтения
Год создания: 2018 г.
Руководитель: Иванова О.В.
Регулярность занятий: встречи проходят раз в месяц
Количество участников: 12 – 15 (подростки 11 - 16 лет)
Всероссийская встреча клуба Terra Incognita заявляется издательством «Росмэн». Тему выбирает издательство (1 раз в месяц) и высылает организаторам от каждого города уникальную подарочную продукцию, которая в дальнейшем разыгрывается между участниками клуба.
Клуб выходного дня «Домовенок»
Название: «Домовенок»
Девиз: «Воскресенье для чтения»
Адрес: г. Псков, ул. Новосёлов,11
Создан на базе Детской экологической библиотеки «Радуга»
Год создания: 2019
Руководитель: Матвеева И.Н.
Регулярность занятий: 1 раза в месяц (кроме летнего периода)
Количество участников: 15 – 20 (дети 6 - 10 лет, родители)
Формы работы: интерактивные занятия, театрализованные представления с книжными выставками, беседы, громкие чтения, творческие мастер - классы.
Кружок для детей «Затейники»
Название: «Затейники»
Адрес: г. Псков, ул. Карбышева д.4
Создан на базе Библиотеки - общественный центр микрорайона Псковкирпич
Год создания: 2012
Руководитель: Колосова Любовь Нинеловна
Регулярность занятий: 1 раз в неделю.
Количество участников: 15 (дети 6-13 лет)
Формы работы: творческие мастер-классы, беседы, встречи с творческими людьми, выставки.