Кредитование малого и среднего бизнеса: отечественные тенденции. Тенденции кредитования малого и среднего бизнеса Тенденции развития рынка кредитования малого бизнеса

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС в рыночных системах аккумулирует больше занятых, большую долю ВВП, а часто и большую долю патентов на изобретения, чем крупные предприятия. Но в нашей стране малые и средние предприятия всегда были очень уязвимы. Чтобы стать надежной основой экономики, они должны пройти через период трансформации, получить поддержку и гарантии, освоить новые - в первую очередь новые финансовые - технологии. Это долгий путь, поэтому только на третий год экономической турбулентности малые и средние предприятия начинают чувствовать почву под ногами, а финансовая среда становится для них более благоприятной.

И 2014, и (в особенности) 2015 годы были для МСБ тяжелыми. Их количество несколько сократилось, хотя собственно число таких компаний никогда не было объективным показателем развития сектора. Например, по данным Росстата за 2015 год, из 2,24 млн лишь 1,5 млн реально осуществляли деятельность - примерно такое соотношение реальных и нефункционирующих фирм сохраняется на протяжении многих лет. Перепады в численности часто связаны с фирмами-однодневками или существующими лишь на бумаге компаниями. Куда более важная метрика - это число работников на предприятиях МСБ. По итогам самого непростого для сектора 2015 года численность занятых (включая индивидуальных предпринимателей) составила 18,5 млн, или 25,7% всех занятых в экономике граждан. На уровне около 25% этот показатель держался и раньше. И если судить по нему, никакого вымирания малых предприятий не произошло. Несмотря на свою экономическую уязвимость, они сохранили сотрудников и продолжают работать.

SMART-кредиты, займы по системе Top-Up и другие новые способы сделать жизнь предпринимателя проще.
Рассказывает Сергей Бессонов,
старший управляющий директор Сбербанка

Малые и средние предприятия наращивают активность и нанимают персонал.

Сектор переживал достаточно активное развитие до 2014 года включительно. Однако в конце 2014-го и в 2015 году случилось замедление активности и снижение спроса на кредиты со стороны качественных заемщиков из числа предприятий МСБ.



Сергей Бессонов

Доля предпринимателей в МСБ за 2015 г.
от общего числа занятых в экономике граждан

Доля предпринимателей в МСБ, которые реально осуществляли деятельность в 2015 г. от общего числа зарегистрированных

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ даже у крупных предприятий были проблемы с доступом к заемному финансированию. Малые и средние предприятия вынуждены были привыкать к жизни без новых кредитов. Настоящий бум, отмечавшийся в 2010-м и 2011-м (рост объема новых кредитов на 57% и 39% соответственно), сменился спокойным темпом в 15-16% в 2012-2013 годах и провалом в 2015 году (минус 28%). Параллельно резко выросла доля просроченных кредитов - свыше 15% от общей их суммы. Какие-то признаки восстановления появились на горизонте только в середине прошлого года. В мае 2016-го впервые за несколько лет были отмечены робкие положительные темпы кредитования МСБ - плюс 1%. В июне - уже плюс 8%. В последующие месяцы кредитная активность снова затихла, так что по итогам 2016 года разные эксперты ожидают снижения кредитного портфеля на 2-3% (официальные результаты по всем 12 месяцам 2016 года пока недоступны, по итогам 11 месяцев показатель - минус 3%). Значит ли это, что 2016 год был неудачным? Понятно, что общий положительный итог был бы предпочтительней, но сам факт того, что спад практически прекратился, многого стоит. А главное - итоги 2016-го говорят о том, что уже в ближайшие месяцы практически неизбежно начнется подъем в кредитовании малых и средних предприятий.

Первая волна снижения ставок прошла в октябре-ноябре прошлого года.
В 2017 кредиты станут ещё доступнее.

За второе полугодие 2016 года количество кредитных заявок от предприятий МСБ увеличилось на 10% по сравнению с первым полугодием - что уже очень хорошо. Когда мы говорим с клиентами, то слышим, что появилась осторожная вера и понимание того, что будет происходить дальше. В 2015 году все, условно говоря, «зажались»: непонятно, что будет даже через 6 месяцев, поэтому спрос на деньги уменьшился. А сейчас многие инвестиционные проекты, замороженные в 2015 и начале 2016 года снова выходят на рынок. И в 2017 году мы ожидаем спокойный рост рынка на уровне около 10%.

Директор департамента кредитных
продуктов и процессов Сбербанка
Сергей Бессонов

Увеличение кредитных заявок от субъектов МСБ за 2-ое полугодие
2016 г. по сравнениею с 1-ым

ИНТЕРЕСНО , что доля российских предприятий МСБ, получивших запрошенный в банке кредит в полном объеме, - 65%. Это почти соответствует среднему по Европейскому союзу и больше, чем в таких странах, как Испания или Италия. К счастью, банковская система России работает устойчиво. А что бывает в противоположном случае, видно на примере Греции - там лишь 31% малых и средних компаний получили запрошенный заем. Но в то же время еще ярче в последние годы проявилась малая вовлеченность МСБ в кредитование. Лишь около половины российских компаний из этого сегмента когда-либо обращались за кредитом. Да и сейчас, согласно опросам НАФТА, лишь 10% предприятий считают, что им нужен кредит, и лишь треть из них собираются за ним обратиться в ближайшее время. В России среди некрупного бизнеса кредитование - совсем неочевидная форма финансирования. Проблема не в том, что кредиты не выдают. За кредитами не обращаются. Почему - видно на графике с процентными ставками по рынку.

Доля российских предприятий МСБ, получивших запрошенный кредит в банке в полном объёме

В 2015 году ставки превышали 18% годовых, в 2016-м опустились примерно до 15% годовых, но это все еще очень много. Значит ли это, что российские банки пытаются нажиться на малом бизнесе или ставят запретительно высокие барьеры на их пути? Если сравнить ставку рефинансирования Центрального банка и ставку по кредитам в других странах, то нет. В Италии или Китае разница в процентных пунктах примерно такая же, как в России. Просто ставки рефинансирования там намного меньше. Еще в 2015 году ставка ЦБ РФ была вполне обусловлена инфляцией, но в 2016 году инфляция резко замедлилась и останется низкой в 2017 году. Значит, ставка ЦБ неминуемо снизится, что сразу же сделает кредитование более посильным для малых и средних предпринимателей.

Динамика процентных ставок по кредитам в России
в 2015 и 2016 гг.е

Растущий спрос на кредиты в конце прошлого года продемонстрировал:
малые предприятия приобретают уверенность в будущем.

Ставки по кредитам значительно снизились в 2016 году. Последняя наша акция проходила в октябре прошлого года, ставки были снижены на 1,5-5% годовых. Оцениваю, что в случае сохранения позитивных тенденций в 2017 году ставки продолжат умеренное снижение - на 1-2%. Если взять динамику снижения ставок по 2016–2017 годам в целом, то это значительное снижение, и оно очень важно для клиента: если ставки высоки, ты должен делать сверхрентабельные проекты и очень сильно рисковать. Когда ставка для компаний малого бизнеса падает до 18% годовых, потом до 15% годовых, а в перспективе и до 12% годовых, бизнес может позволить себе реализовать гораздо больше проектов с меньшими рисками. К слову, для среднего бизнеса это перспективное предложение доступно уже сегодня

Директор департамента кредитных
продуктов и процессов Сбербанка
Сергей Бессонов

Прогнозное снижение процентных ставок по кредитам в 2017 г., при сохранении позитивных тенденций

НА СТЫКЕ 2016 И 2017 годов можно зафиксировать еще несколько добрых знаков. Во-первых, рост «просрочки» обернулся вспять. В 2015 году он был угрожающим, почти двукратным. В 2016-м резко замедлился. Максимум (15,2%) был достигнут в середине 2016 года, и с тех пор этот параметр снижается. Во-вторых, постепенно растет доля кредитов, выдаваемых на срок более 3 лет. Это важный показатель стабильности рынка и веры в будущее как у кредиторов, так и у заемщиков. В-третьих, когда многие предприниматели брали займы в условиях очень высоких ставок, крайне актуально стало рефинансирование (оно требуется 12% опрошенных НАФИ представителей МСБ) - это большой рынок для банков и большое облегчение для предпринимателей. В-четвертых, уверенность самих бизнесменов в завтрашнем дне сейчас несколько выше. После спада в первой половине 2016 года оптимизм стал преобладать: 36% представителей МСБ оценивают перспективы как хорошие и очень хорошие. Как плохие и очень плохие - 20%.

Доля представителей МСБ, оценивающих перспективы развития как хорошие и очень хорошие

Крайне важно то, что в кредитование малого и среднего бизнеса все активнее включаются самые крупные игроки - банки из первой тридцатки и даже само государство. До конца 2015 года банки из ТОП-30 сокращали кредитование МСБ даже быстрее, чем рынок в целом. С начала 2016 года отмечается перелом тенденции: крупнейшие банки становятся драйвером этого сегмента. А государственные программы - как региональные, так и федеральные - позволяют получать льготное кредитование как отдельным категориям предприятий, так и и всем представителям МСБ в определенных регионах, где действуют пилотные программы (которые в 2017 году наверняка распространятся шире). Технологии тоже становятся важным фактором улучшения экономической среды. В первую очередь такие как дистанционное банковское обслуживание и анализ BigData, позволяющий быстро оценивать риски, выдавать кредиты быстрее и на лучших условиях (как в случае со SMART-кредитами от Сбербанка).

Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в России в последние годы развивается более высокими темпами, чем в США и в Великобритании , и стабильно превышает темпы роста корпоративного кредитного портфеля в целом . Это позволяет говорить о том, что направление кредитов для МСП в России достаточно перспективно.

Прогнозируются высокие темпы развития рынка кредитования МСП

По данным ЦБ РФ задолженность МСП стабильно возрастала в 2009–2013 годы, при этом доля просроченной задолженности в 2010 году возросла, в период 2010–2012 годов в целом была стабильна, а в 2013 году – снизилась.

Рисунок 1. Рост задолженности МСП не связан со снижением качества кредитов и ростом просроченной задолженности.

Источник: ЦБ РФ

В соответствии с прогнозом международного рейтингового агентства Moody’s «Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: рост поддерживает прибыльность, но остаются цикличные кредитные риски» к 2015 году общий объем банковских кредитов МСП стабилизируется на уровне 15% ВВП (по сравнению с 10% в 2012 году).

Ernst&Young прогнозирует активный рост отдельных кредитных продуктов для МСП – факторинга и микрокредитования.

Так, факторинг – самый быстрорастущий рынок кредитных услуг для МСП в России. В 2012 году его доля в ВВП выросла до 2.3% (с 1.6% в 2011). Доля МСП сектора в новых сделках (2012 год) около 40%.

Рисунок 2. Ernst&Young прогнозирует рост факторинга для МСП на уровне 56% в год.

Оценки «Эксперт РА» менее оптимистичны в связи с тем, что уже в первом полугодии 2013 года темпы роста всего рынка факторинга замедлились до 38% и текущая макроэкономическая ситуация будет продолжать способствовать их снижению. Тем не менее, в абсолютном выражении прирост рынка сократился незначительно (230 млрд. рублей, вместо 250 млрд. рублей за аналогичный период годом ранее) и «Эксперт РА» прогнозирует рост факторинга на уровне 35–40% в ближайшие годы.

Сегментация факторинговых услуг в России по данным Внешэкономбанка по состоянию на 2013 год следующая: 63,3% рынка факторинга занимает внутренний факторинг с регрессом, 34,9% внутренний факторинг без регресса и 1,8% международный факторинг .

В 2012 году общий объем портфеля микрофинансовых организаций составлял 48 млрд. рублей с годовым темпом роста 30%. Доля МСП сегмента в этом портфеле составила 54% или 26 млрд. рублей в абсолютных значениях. Компания Ernst&Young прогнозирует рост объемов микрофинансирования, приходящихся на МСП, средними темпами порядка 52% в год. Оценки «Эксперт РА» схожи: 45–50% в ближайшие годы . При этом, по прогнозам НАУМИР, «серый» сегмент микрофинансирования в 2014 году сократится с 50% до 10% рынка , что способно повлечь за собой еще более существенный рост микрофинансирования.

Рисунок 3. Ernst&Young прогнозирует рост микрофинансирования для МСП на уровне 52% в год.

Источник: Ernst&Young «Малое и среднее предпринимательство в России: источники финансирования»

3 ключевых фактора развития рынка кредитования МСП

Высокий потенциал развития рынка кредитования МСП обусловлен следующими ключевыми факторами:

  • низкой освоенностью сегмента кредитными услугами и высоким потенциалом роста спроса МСП на кредитные продукты;
  • реализацией госпрограмм по развитию кредитования МСП;
  • развитием кредитного брокериджа.

Низкая освоенность сегмента кредитными услугами и высокий потенциал роста спроса МСП на кредитные продукты

О низкой освоенности сегмента кредитными услугами и высоком потенциале роста спроса МСП на кредитные продукты можно говорить благодаря следующим ключевым причинам:

Отдельным вопросом является восстановление субъектов МСП после кризиса. Проанализированная на рисунке 4 динамика роста общих объемов предоставляемых кредитов позволяет говорить о том, что сегмент МСП начал восстановление после кризиса быстрее, чем крупные компании.

Рисунок 4. До и после восстановления от последствий кризиса темпы прироста общих объемов предоставляемых кредитов для МСП России выше, чем для крупного бизнеса.

Столичные компании характеризуются аналогичной динамикой исследуемых показателей. Но в городе Москве восстановление крупных компаний после кризиса более заметно, а темпы прироста кредитования МСП в целом несколько выше, что обусловлено высоким уровнем финансовой активности в столичном регионе.

Рисунок 5. До и после восстановления от последствий кризиса темпы роста общих объемов предоставляемых кредитов МСП города Москвы выше, чем для крупного бизнеса.

Источник: расчеты АНО «НИСИПП» на основе данных ЦБ РФ

При этом отдельные сегменты МСП восстановились существенно быстрее остальных или же не ощутили значимого негативного воздействия кризиса. По данным информационного ресурса «Коммерсант» в кризис наиболее успешными являлись компании следующих категорий :

  • отрасли с растущим государственным заказом;
  • сектора, которые развиваются по мере роста свободной наличности на руках у населения;
  • услуги по взысканию долгов;
  • антикризисные корпоративные услуги, способствующие снижению затрат;
  • потребительские рынки с низкой чувствительностью к колебаниям спроса.

Согласно исследованию АНО «НИСИПП», высокие темпы роста по основным показателям деятельности после кризиса (2009–2010 годы) продемонстрировали московские субъекты МСП следующих видов деятельности:

  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели;
  • химическое производство;
  • металлургическое производство;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;
  • обработка вторичного сырья;
  • торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техобслуживание и ремонт;
  • деятельность воздушного транспорта;
  • деятельность общественных объединений.

Доля кредитов, приходящихся на МСП, после кризиса находилась на относительно низком уровне – 18% в России и 12% для города Москвы. В настоящий момент данный показатель составляет в России 25%, а в городе Москве – 16% .

Причина подобного различия в том, что в городе Москве высока концентрация крупных компаний, и именно они на протяжении длительного времени являлись ключевым приоритетом большинства московских банков. При этом данный показатель свидетельствует, скорее, о развитости кредитования крупного бизнеса в столице, чем о проблемах кредитования МСП. По состоянию на 1 января 2014 года в городе Москве сосредоточены 26% от объема выдачи кредитов МСП и 41% кредитов, выданных крупным компаниям, что является наивысшими показателями по регионам России.

Инвестиции субъектов МСП в основной капитал, характеризующие потенциал развития компаний в 2009–2012 годы, с учетом инфляции в целом стабильны в России в целом и показали высокие темпы роста в городе Москве.

Рисунок 6. Инвестиции в основной капитал субъектов МСП по России с учетом инфляции в целом стабильны .

Источник: данные gks.ru, сборники «Малое и среднее предпринимательство в России»

В городе Москве рост инвестиций в основной капитал МСП за рассматриваемый период происходил более высокими темпами.

Рисунок 7. Инвестиции МСП городе Москве демонстрируют устойчивый рост с 2010 года (с учетом инфляции).

Источник: данные Росстат, оценка АНО «НИСИПП»

Также рост спроса МСП на кредитные продукты в России поддерживается возникновением новых компаний. Так, число компаний в реестре юридических лиц стабильно возрастает (Рисунок 8), равно как и число новых коммерческих компаний, создаваемых ежегодно, возрастает : 2011 год – 361 тыс., 2012 год – 398 тыс., 2013 год – 411 тыс.

Рисунок 8. Число созданных юридических лиц, запись о которых внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (кроме прекративших деятельность), возрастает.

Источник: данные ФНС

Реализация госпрограмм по развитию кредитования МСП

Поддержка кредитования МСП со стороны государства достаточно обширна и может различаться в зависимости от региона России. Так, в городе Москве подобная поддержка осуществляется по четырем основным направлениям:

  • программы «МСП Банка»;
  • программы «Фонда содействия кредитованию МСП города Москвы»;
  • программы «Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности»;
  • тематические государственные программы по предоставлению субъектам МСП льгот при получении кредитов.

«МСП Банк» осуществляет взаимодействие с банками и организациями, предоставляющими кредиты субъектам МСП. При этом масштабы деятельности «МСП Банка» как по России в целом, так и в г. Москве стабильно растут.

Рисунок 9. Темпы роста объемов кредитных средств, выданных «МСП Банком» МСП, в городе Москве превышали показатель по России в целом.

Источник: данные ОАО «МСП Банк»

Деятельность «МСП Банка» распространяется на все 83 региона Российской Федерации, в том числе затрагивая 168 из 342 моногородов. Средняя ставка выданных субъектам МСП кредитов банками-партнерами «МСП Банка» по состоянию на февраль 2014 года составила 12,7%, что соответствует уровню 2013 года. При этом на долю кредитования МСП в сфере модернизации, инноваций и энергоэффективности приходится 58% реализуемой поддержки.

Деятельность «Фонда содействия кредитованию МСП города Москвы» заключается в предоставлении гарантийных обязательств при получении кредитов субъектами МСП города Москвы. Деятельность фонда характеризуется положительными отзывами со стороны субъектов МСП, а доступные ресурсы фонда высоко востребованы. При этом масштабы деятельности фонда достаточно стабильно возрастают за весь рассматриваемый период, как это видно на рисунке 10.

Рисунок 10. Общий объем поручительств «Фонда содействия кредитованию МСП города Москвы» по обязательствам МСП в 2009–2013 годы рос средними темпами в 14%.

Источник: данные «Фонда содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы»

Примером успешной деятельности фонда является компания ООО «Альфапак», производящая упаковочные материалы. За 2010–2013 годы компания получила кредитные средства от ОАО «Номос-Банк» объемом 9,5 млн. рублей с поручительством в 4,74 млн. рублей, используя поддержку фонда. Кредитные средства привлекались на закупку сырья, при этом в 2012 году компанией ООО «Альфапак» были приобретены в лизинг пять новых фур, что позволило оптимизировать логистику и снизить потребность в складах. Руководство компании уверено, что именно поддержка фонда оказала ключевое воздействие на успех компании. И данный пример далеко не единственный из тех, которые показывает фонд.

Аналогичные фонды существуют и в других субъектах Российской Федерации, примерами могут являться «Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики», «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области», «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области» и т.д. По данным Внешэкономбанка на февраль 2014 года система региональных грантовых фондов в России обеспечила 37 тыс. кредитов общим объемом более 230 млрд. рублей.

«Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности», созданный в 2012 году, нацелен на облегчение доступа МСП города Москвы к краткосрочным финансовым ресурсам относительно малых объемов. Фонд предоставляет займы с целью дальнейшего финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам. При этом фонд выделяет 16 видов деятельности субъектов МСП, кредитование которых является приоритетным и осуществляется на льготных условиях :

  • производство;
  • инновационная сфера;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • социальная сфера (работа с детьми, пенсионерами и инвалидами);
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и спорт;
  • транспортные перевозки;
  • внутренний туризм;
  • гостиничные услуги;
  • бытовое обслуживание;
  • ремесленничество;
  • сельское хозяйство;
  • благоустройство территорий;
  • молодежное предпринимательство;
  • социальное предпринимательство.

К тематическим государственным программам по предоставлению субъектам МСП льгот при получении кредитов относятся субсидии на возмещение процентов по кредитам, предоставляемые ДНПиП города Москвы через ГБУ «Малый бизнес Москвы». В соответствии с данной программой субъекты МСП могут получить компенсацию затрат на уплату процентов по кредитному договору на приобретение основных средств или модернизацию основных фондов:

  • до 5 000 000 рублей;
  • не более ставки рефинансирования в течение 3-х финансовых лет.

Развитие кредитного брокериджа

Кредитный брокеридж является отдельным фактором развития кредитования МСП. Для большинства субъектов МСП характерны сложности с получением кредитов, связанные со следующими факторами:

  • многие руководители субъектов МСП не имеют экономического образования;
  • опыт получения кредитов у новых компаний отсутствует.

Ситуация, в которой руководитель МСП не обладает экономическим образованием, является достаточно распространенной. Так, например, в городе Москве более половины руководителей МСП не работают по специальности.

Рисунок 11. Лишь 43% руководителей МСП города Москвы уверено ответили, что работают по специальности.

Современная российская экономика унаследовала от предыдущей формации высокую концентрацию производства. Малые предприятия появились в России лишь в конце 1980-х гг. в форме кооперативов. Как известно, кооперативы действовали на принципах добровольности и доступности членства, демократичности управления, коллективного распределения дохода. Кооперация развивалась как сложная система, функционирующая при поддержке государства, обеспечивающего ей свободу хозяйственной деятельности и определенные имущественные льготы. Например, в 1990 г. за пользование краткосрочным кредитом кооперативы уплачивали государственным специализированным банкам 1% годовых, за привлечение долгосрочного кредита - 0,75%, за хранение денежных средств банки начисляли кооперативам 0,5% годовых .

Экономические условия того времени способствовали стремительному увеличению числа кооперативов. Если на начало 1989 г. их в стране насчитывалось 77,5 тыс., то на 1 января 1990 г. - уже 193 тыс., т.е. почти в 2,5 раза больше. Численность населения, занятого в кооперативах, за тот период выросла в 3,5 раза. В 1988 году выручка от реализации продукции, работ и услуг кооперативов составила около 7 млрд руб., ее доля в валовом национальном продукте не превышала 1%. В 1989 году выручка кооперативов увеличилась почти в 6 раз, достигнув 40 млрд руб., а ее доля в валовом национальном продукте составила 4,4% . В последующем кооперативная форма хозяйствования субъектов малого предпринимательства была изменена.

За более чем 20-летнюю историю МБ достиг определенных результатов: в 2008 г. насчитывалось свыше 1,3 млн малых предприятий, на которых работало более 10,5 млн человек. Их оборот составил около 18,7 трлн руб., или 26% совокупного валового дохода российских предприятий. Однако доля МБ недостаточна для претворения экономических целей государственной политики: формирования конкурентной среды в экономике, диверсификации российского производства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, увеличения доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Опрос Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) собственников предприятий МБ показывает, что среди факторов, ограничивающих его развитие в России, важнейшими являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент по кредиту и сложный механизм получения. Также в условиях кризиса 2008-2009 гг. была названа неопределенность экономической ситуации в стране (табл. 1.10).

Таблица 1.10

Структура факторов, ограничивающих развитие малых предприятий (в % от количества опрошенных)*

Показатель

Недостаточный спрос на продукцию

Недостаток собственных финансовых средств

Высокий процент по кредиту

Сложный механизм получения кредита

Инвестиционные риски

Неудовлетворительное состояние технической базы

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

Неопределенность экономической ситуации в стране

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

* Структура факторов превышает 100%, так как участники опроса имели право выделить несколько факторов.

Дальнейшее развитие МБ в значительной степени зависит от создания в стране соответствующих рыночных институтов, развития государственных программ, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступности МП банковского кредита, уровня процентных ставок по кредитам, срока кредитования и сложности процедуры получения кредита. По оценкам специалистов, в настоящее время потребность предприятий МБ в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20%. Практически невозможно получить так называемый стартовый кредит на развитие бизнеса вновь созданному и еще не зарекомендовавшему себя на рынке МП.

В России длительное время не были сформированы рыночные институты, обеспечивающие развитие МБ. Под институтами в современной теории понимают правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение . Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, организуя повседневную жизнь, уменьшают неопределенность.

Выделяют формальные и неформальные институты. Под формальными понимаются правила, созданные и поддерживаемые уполномоченными органами. Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические нормы поведения людей. Отсутствие соответствующих институтов проявлялось, в частности, в том, что не были законодательно определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, их инфраструктуры, видов и форм поддержки МБ. Коммерческие банки самостоятельно, исходя из структуры заемщиков и объемов их деятельности, определяли, какие предприятия следует относить к категории малого, а какие к категории среднего бизнеса. Зачастую предприятие, рассматриваемое крупным банком как малое, для небольшого банка являлось средним или крупным.

Отсутствие единых критериев ограничивало применение федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Лишь с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (дадее - постановление № 556) были созданы правовые основы для дадьнейшего развития мадого и среднего бизнеса в России.

Прежде всего были определены субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Законом о малом и среднем предпринимательстве было установлено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно, для МП - до 100 человек включительно; среди МП выделяются микропредприятия - до 15 человек. Были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для микропредприятий - 60 млн руб., малых предприятий - 400 млн руб., средних предприятий - 1 млн руб.

Законом о малом и среднем предпринимательстве была определена инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формы, условия и порядок этой поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь в областях подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций и промышленного производства. Законом предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную и некоторые другие виды деятельности. Финансовая поддержка МСП, в частности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Еще один шаг на пути формирования рыночных институтов, способствующих развитию МБ, - расширение числа участников рынка кредитования субъектов малого предпринимательства. В 2009- 2010 годах на кредитном рынке появились новые участники - кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, направленную на организацию финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) определены порядок приобретения статуса микрофинансовых организаций и осуществления их деятельности, установлены размер и условия предоставления микрозаймов. Микрозаймы - средства, предоставленные во временное пользование микрофинансовой организацией заемщику в валюте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в сумме, не превышающей 1 млн руб.

В настоящее время кредиты, предоставляемые МП, самые дорогие - более 20% годовых. Уровень процентной ставки по кредитам МБ коммерческие банки связывают с высокими рисками, обусловленными зачастую непрозрачностью бизнеса, отсутствием надежных залогов, кредитных историй. Многие малые и микропредприятия ведут упрощенный учет. Предоставляемая предприятиями отчетность затрудняет банку проведение оценки кредитоспособности по традиционно применяемым методикам и технологиям. Для малого бизнеса характерно отсутствие надежных залогов, так как большинство его представителей не владеют ценными бумагами и ликвидным имуществом высокой стоимости, способной превышать кредит в требуемых коммерческими банками пропорциях.

Ввиду небольшого срока существования самого МБ в России и его высокой подверженности изменениям (смена места положения, выпускаемой продукции) и экономическим катаклизмам, в результате которых одни МП уходят с рынка, другие возникают вновь, лишь небольшое количество МП имеет кредитную историю. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях. Предприятиям МБ, у которых отсутствуют кредитные истории, работающих на рынке менее одного года и не имеющих поручителя, получить кредит довольно сложно. Кроме того, на фоне значительных объемов просроченной задолженности, возникшей в результате кризиса, Банк России повысил требования к банкам в области системы риск-менеджмента. Регулятор потребовал от них формирования резервов по ссудам, предоставленным МП, в размере от 50 до 100%. Необходимость полного принятия рисков МБ коммерческими банками также сдерживает развитие кредитных отношений между кредитными организациями и МП.

Отсутствие заинтересованности банков в развитии кредитных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства не способствует созданию специализированных кредитных продуктов, оптимизации и снижению стоимости процесса кредитования и обслуживания МБ. Кредитные организации пока не сделали все возможное для создания соответствующих технологий рассмотрения кредитной заявки, обработки документов, принятия решений. Отсутствие достаточного объема накопленной информации по предприятиям МБ, специальных скоринговых методик оценки кредитоспособности, рисков, стандартизации и автоматизации процедуры предоставления кредитов не позволяет снижать издержки и сроки обработки документов МП. Методы работы с предприятиями МБ, идентичные по организации отношений с крупными корпоративными заемщиками, с одной стороны, приводят к увеличению срока обработки документов и принятия решения о предоставлении кредита, с другой - к более высокой цене кредита.

По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора - кредит», наиболее активно работают с МСП 17 российских банков. Однако их доля в структуре кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса неравнозначна. Крупнейшими участниками рынка являются ОАО «Сбербанк России» - более 56% кредитов, ЗАО «Банк Интеза» - 25,5%, ОАО «Банк Уралсиб» и ОАО «Номос-Банк» - по 4,6%. Доля этих четырех банков превышает 86% общей суммы кредитов, предоставленных лидерами рынка предприятиям малого и среднего бизнеса (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Банки - участники рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства*

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Сбербанк России

Банк Интеза

Банк Возрождение

Промсвязьбанк

Номос-Банк

Русь-Банк

Окончание

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Объем кредитов малому и среднему бизнесу, тыс. руб.

Доля кредитов малому и среднему бизнесу в структуре активов-нетто, %

Доля в общей сумме кредитов, предоставленных 17 банками, %

Солид Банк

Форус Банк

Газстройбанк

РосДорБанк

Меткомбанк

ЮниКредит банк

* Рассчитано по данным http://www.opora-credit.ru/banks.

Доля остальных участников рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре общей суммы кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса лидерами рынка, составляет от 3,4 до 0,1%. Кроме того, данные таблицы позволяют выделить кредитные организации, имеющие значительные составляющие либо специализирующиеся на обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким организациям относятся ЗАО «Форус Банк», в котором доля кредитов МСП составляет около 73% нетто-активов, ЗАО «Банк Интеза» - около 65% нетто-активов, ОАО «Банк Уралсиб» - более 47% нетто-активов, ОАО АКБ «Газстройбанк» - 39%, ОАО «Банк „Возрождение"», ЗАО «Со- лид Банк», ОАО «Меткомбанк» - более 25% нетто-активов.

Являясь крупнейшим участником рынка кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, Сбербанк России тем не менее направляет на кредитование МСП менее 7% нетто-активов. Однако банку приходится уделять повышенное внимание работе с субъектами малого предпринимательства, так как их количество составляет более 80% обслуживающихся в банке корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей. В 2008-2009 годах под влиянием кризисных явлений количество кредитоспособных заемщиков в данном сегменте существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании МБ предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты. В структуре корпоративного кредитного портфеля в 2009 г. доля МП не превышала

11% и была более чем в 3 раза меньше доли средних и в 4,5 раза меньше доли крупных предприятий, обслуживаемых Сбербанком России (рис. 1.13) , что недостаточно и не в полной мере соответствует государственным целям развития в стране малого бизнеса.

Рис. 1.13. Структура кредитного портфеля Сбербанка России в 2009 г.

Сбербанк России предоставляет кредиты собственникам бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб., ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. Банк не требует предоставление залога, подтверждения цели кредитования и не взимает комиссий по кредиту. Официально заявленный срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита - до трех рабочих дней. Минимальная сумма кредита для собственников бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб. - 30 тыс. руб., для ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. - 80 тыс. руб. Максимальная сумма кредита не может превышать 1 млн руб. Срок кредитования - от 6 до 24 месяцев. Ставка по кредиту одна из самых низких в России для МП - 19%.

Для положительного решения о предоставлении кредита необходимо поручительство физического или юридического лица в зависимости от формы собственности бизнеса: для ИП - поручительство физического лица; для обществ с ограниченной ответственностью - поручительство общества с ограниченной ответственностью, собственником которого является заемщик.

Другой лидер рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства - «Банк Интеза» предлагает кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Сумма кредита составляет от 150 тыс. до 120 млн руб. на срок до семи лет. Официально заявленный срок предоставления кредита - от трех дней. В обеспечение кредита принимается автотранспорт, недвижимость, оборудование, личное имущество, поручительство, товары в обороте. Процентная ставка по кредитам плавающая. По кредитам на срок до 60 месяцев по решению клиента ставка может быть фиксированной (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Процентные ставки по кредитам ОАО «Банк Интеза» малым предприятиям на срок до 60 месяцев*

Сумма кредита, руб.

Срок кредита

Фиксированная ставка, %

150 000 - 900 000

900 001 - 1 500 000

1 500 001 - 3 000 000

3 000 001 - 15 000 000

15 000 001 -75 000 000 75 000 001 - 120 000 000

Ставка устанавливается индивидуально

* По данным официального сайта ОАО «Банк Интеза»: http://www.bancainte.sa.ru.

Банк взимает единовременную комиссию за предоставление кредита в размере 1-5% от суммы кредита. Комиссия за досрочный возврат кредита - 1% от досрочно оплачиваемой суммы. В случае когда сумма кредита более 1,5 млн руб. и при условии, что досрочный возврат производится после 36 месяцев от даты получения кредита, комиссия не взимается. Если в связи с предоставлением кредита или заключением обеспечительного договора заключается договор страхования, применяются тарифы страховщика. Комиссия за досрочное прекращение залога по заявлению залогодателя или замену предмета залога составляет от 0,02 до 2% от оценочной стоимости предмета залога, определенной сторонами в договоре о залоге, минимум 100 руб. Погашение кредита может производиться аннуитетными, дифференцированными платежами или может быть составлен индивидуальный график платежей с учетом сезонности бизнеса клиента.

Условия предоставления кредита субъектам малого предпринимательства Сбербанком России и Банком «Интеза», рассматривающими это направление банковской деятельности как одно из приоритетных, достаточно комфортны и этим выгодно отличаются от условий кредитования МП другими кредитными организациями. ЗАО «Банк

ВТБ-24», например, предоставляет кредиты ИП и владельцам МБ на сумму от 100 тыс. до 2 млн руб. Срок кредитования составляет от шести месяцев до пяти лет. Для оформления кредита ВТБ-24 рекомендует воспользоваться программой страхования жизни и трудоспособности, которая гарантирует погашение задолженности перед банком в случае болезни, увечья или смерти заемщика. Официальный период рассмотрения кредитной заявки и решения вопроса о предоставлении кредита - пять дней. Банк взимает комиссию за выдачу кредита в размере 2% от суммы, но не менее 3 тыс. руб. Цена кредита в среднем составляет 24-27% годовых.

См. : Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.

  • См. : Норт Д. Институты, институциональные изменения функционированияэкономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997. С. 17.
  • По данным годового отчета Сбербанка России за 2009 г. Официальный сайтСбербанка России: http://www.sbrf.ru.
    • Анна Викторовна Куприна
    • Кристина Дмитриевна Савина Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета

    Аннотация

    Цель работы. Целью работы является анализ рынка кредитования малого и среднего бизнеса за период 2015-2017 годов, а также выявление тенденций развития на 2018 год. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на методах факторного анализа и междисциплинарного синтеза, которые предполагают точное разграничение социально-экономических сил, действующих на изучаемый объект. Основой данной работы являются исследования отечественных и зарубежных учёных по проблемам кредитования малого и среднего бизнеса. Результаты. Проанализированы основные показатели, характеризующие состояние данного сегмента рынка в последний трёхлетний период. Определены ключевые проблемы, которые замедляют развитие банковского кредитования юридических лиц. На основании проведённого анализа, был дан прогноз основных тенденций развития данного сектора на 2018 год. Например, расширение линейки кредитных продуктов приведёт к привлечению большего круга клиентов среди субъектов МСБ, что в дальнейшем будет способствовать налаживанию более крепких и долгосрочных отношений между кредитором и заёмщиком. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления хозяйствующих субъектов при формировании системы управления финансовым развитием. Выводы. На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что в отношении кредитования малого и среднего бизнеса на ближайший год будет наблюдаться тенденция упрощенных кредитных продуктов, онлайн кредитования, и решения будут приниматься на основании анализа больших массивов доступной информации по каждому отдельному заёмщику. Стимулирующим рычагом будет выступать снижение ключевых ставок Банком России и упрощение механизма предоставления кредита оценки заёмщика.

    На конференции "Финансирование малого и среднего бизнеса-2012", организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА" рассматривался вопрос, в каких масштабах и на каких условиях кредитуется бизнес.

    Очевидно, что банки вышли из посткризисной спячки и снова готовы активно кредитовать бизнес. Дело в том, что кредитовать некого. Сегодня это основная проблема, тормозящая развитие рынка кредитования МСБ. "Динамика оборотов и инвестиционная активность малого бизнеса существенно снизились. Он развивался бы более активно, если бы не вериги в виде дефицита финансовых ресурсов, проблемы сбыта, рост тарифов, наша легендарная российская коррупция, налоговые инновации, введенные с этого года. И которые надо срочно отменять, иначе подавляющее большинство малого бизнеса уйдет в тень, и мы не увидим вообще никакого развития", - считает Андрей Донских, заместитель председателя правления Сбербанка.

    Рис. 1.

    На графике продемонстрирована динамика доли кредитования сектора МСП в общем объеме кредитования (юридических и физических лиц) за период с 2009 года по 2012 год. Очевидно, что пикового значения этот показатель достиг в октябре 2010 года и составил 23,1 %.

    К началу же 2012 года доля кредитования МСП в общем объеме кредитования составила 20 %. Можно сделать вывод, что пока ситуация в малом бизнесе остается неровной и от активности всех участников рынка зависит, в какую сторону он пойдет. С 2011 года банки начинают кредитовать стартапы, чего российские банки никогда не делали. "Сейчас все, что мы делаем, - это работа над ошибками. Мы пытаемся создать адекватные текущим запросам предпринимателей условия финансирования их деятельности. У нас есть уверенность в том, что малый бизнес является настолько же интересным сегментом, как и розница", - считают в Сбербанке.

    Важно также привести диаграммы, отображающие структуру задолженности по направлениям кредитования.


    Рис. 2.

    Рис. 3.

    Очевидно, что наибольшую долю в структуре задолженности составляет задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без учёта малого и среднего предпринимательства. Причём если на начало 2011 года она составляла 50 %, то к началу 2012 года стала составлять 51 %, а в абсолютном выражении увеличилась на 2503365 млн. руб., или на 34,5 %. Малое и среднее предпринимательство занимает меньшую долю в структуре задолженности. Доля сегмента МСП снизилась за 2011 год на 2 %, несмотря на увеличении объемов кредитования в абсолютном выражении.

    Таблица 1. Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего - в рублях и ин. валюте)

    Исходя из данных, представленных в Таблице 1, можно утверждать, что в рассматриваемый период наблюдался рост объем кредитования клиентского сегмента малого и среднего предпринимательства по Российской Федерации в целом. За период с 2009 по 2010 год рост составил 1690 млрд. руб., или 56 %. За период с 2010 по 2011 год объем выданных кредитов увеличился на 1347 млрд. руб., что составило 29 %. За все три года прирост объемов выданных кредитов сегменту МСБ составил 3042 млрд. руб., или 100,9 %. Таким образом можно утверждать, что после кризисных 2008-2009 гг.. наблюдается оживление в области кредитования малого и среднего предпринимательства, нашедшее отражение в двукратном увеличении объемов выданных кредитов.

    Таблица 2. Объем предоставленных кредитов накопленным итогом за 2011 год, млрд. руб.

    Объем выданных кредитов

    Для наглядности можно представить те же данные в виде диаграммы.

    Рис. 4.

    Очевидно, что в течение 2011 года наращивание объемов выданных кредитов происходило равномерно, в среднем объем кредитования увеличивался на 400 млрд. руб. в месяц. Если на начало 2011 года объем кредитования составлял 289 млрд. руб., то к концу 2011 года он вырос до 6056 млрд. руб.

    Можно сделать вывод о том, что банки в РФ выдавали кредитов сектору МСП в месяц в среднем по 520 млрд. руб. На начало 2012 года объем выданных кредитов составил 365 млрд. руб.

    Таблица 3. Общая сумма задолженности и просроченной задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства (всего - в рублях и ин. валюте), млрд. рублей

    Анализируя приведенные в Таблице 3 данные, можно увидеть, что задолженность выросла за анализируемый период на 1194 млрд. руб., что составило 45,1 %. Выросла также и просроченная задолженность. Её рост составил 120 млрд. руб., или 60 %. Однако, доля просроченной задолженности в общем объеме задолженности субъектов МСП снизилась за 2011 год с 9,4 % до 8,2 %, что является положительной тенденцией на рынке кредитования МСП.

    Таким образом, задолженность сектора МСП выросла за 2011 год до 3841 млрд. руб., учитывая, что на начало года она составляла 3036 млрд. руб., можно сделать вывод о том, что задолженность наращивалась в среднем на 72 млрд. руб. в месяц.


    Рис. 5.

    На диаграмме продемонстрировано приращение просроченной задолженности в 2011 году. Если на начало года её размер составлял 284 млрд. руб., то к концу года объем просроченной задолженности достиг значения 314 млрд. руб., то есть объем просроченной задолженности вырос за 2011 год на 30 млрд. руб., или на 10,6 %.

    Однако в течение года наблюдалось и снижение объема просроченной задолженности, которое можно заметить с октября 2011 года, когда объем просроченной задолженности достиг максимального значения 321 млрд. руб.

    По мнению экспертов, чтобы кардинально изменить ситуацию с финансированием малого бизнеса, необходимо дальнейшее снижение ставок. Для банков нынешний уровень - предел, поскольку риски кредитования очень высоки и дальнейшего падения ставок в этом году рынок не ожидает. "В поддержке малого бизнеса большая доля ответственности и задач ложится на государство. Малый бизнес несет гораздо большие риски, и банки ставят для него гораздо более высокие ставки, чем для бизнеса крупного. И только государство при помощи гарантийных фондов и субсидирования ставок может сгладить это объективное противоречие", - считают банкиры. После почти двукратного уменьшения объемов рынка кредитования малого бизнеса в кризисный период 2010 год показал первые результаты "оживления" этой сферы. Притом признаки преодоления кризиса связаны как с увеличением объемов кредитования, так и с качественными улучшениями условий кредитования для малого бизнеса.

    Так, с конца 2009 года началось постепенное снижение процентной ставки на кредиты для малых и средних предприятий (МСП), которое позволило к 2011-му достичь докризисного уровня стоимости ресурсов. Вместе с тем происходит увеличение средних сроков кредитования до 3-5-летнего среднего периода к 2011 году и до 7-летнего периода к 2012 году, которое обусловлено тем, что представители малого бизнеса почувствовали стабильность рыночной ситуации и готовы брать на себя более серьезные финансовые обязательства. В то же время упрощение требований к обеспечению по кредиту, которое достигается распространением беззалоговых кредитных продуктов и снижением коэффициентов хеджирования при оценке залогового имущества, показывает, что и банки начинают более высоко оценивать стабильность рынка.

    Эффективность различных направлений господдержки оказалась неодинаковой. Если в целом можно говорить о положительных тенденциях в сфере регулирования деятельности сектора, то результативность региональных систем поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса оказалась довольно низкой. На федеральном уровне более эффективными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России.

    Большую эффективность показала также поддержка, распределяемая по линии Российского банка развития. Характер поддержки, которую оказывает Российский Банк Развития, наиболее перспективен, так как средства выделяются на возвратной основе. Вместе с тем программа РосБР имеет и свои сложности: низкая капитализация (по сравнению со спросом со стороны малого и среднего предпринимательства); еще достаточно высокие процентные ставки; не вполне эффективно налажены механизмы распределения региональных лимитов.

    Несмотря на положительную динамику сферы кредитования МСП, она по-прежнему нуждается в государственном регулировании, которое должно выражаться не только в различных видах финансирования, но и в развитии институциональной среды. Основным барьером к дальнейшему развитию кредитования МСП остается, в первую очередь непрозрачность бизнеса. Несмотря на специализированные методы оценки финансового состояния, которые есть в большинстве банков, "выход из тени" малого и среднего бизнеса до настоящего времени является серьезным барьером к развитию системы его финансирования. Особенно ярко он проявляется в регионах.

    Важно будет привести также динамику процентных ставок по кредитам, предоставляемым малому бизнесу.

    Динамика процентных ставок по кредитам МСБ за период 2009-2012 гг.

    Рис. 6.

    Очевидно, что наблюдается снижение ставок кредитования малого бизнеса, т.е. кредиты для предпринимателей становятся дешевле и выходят на докризисный уровень.

    Важность вопроса успешной хозяйственной деятельности малых предприятий требует принятия ответственных решений, в том числе по изменению нормативной базы, уверен Андрей Метелёв, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". По словам эксперта, властные структуры и деловое сообщество говорят о важности малого бизнеса с момента возрождения рыночной экономики России - еще в составе СССР, связанного, в частности, с принятием союзных нормативных актов о создании совместных предприятий с иностранным капиталом.

    "Снятие существующих ограничений для участия в малых предприятиях иностранных лиц и крупных компаний должно, на мой взгляд, стимулировать приток капитала в малый бизнес и облегчить интеграцию российского малого бизнеса в мировую экономику, - заметил Андрей Метелёв. - Вместе с тем иностранному участнику важно понимать, на какие преференции он может рассчитывать, иначе привлеченный капитал "утечет" обратно".

    Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы "Частное право", уточняет, что сегодня у субъектов малого предпринимательства имеются некоторые преимущества. Среди них: возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме, возможность финансовой поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам.

    "Несомненным плюсом можно назвать и обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20 процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, - считает Елена Муратова. - Перечень товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением правительства Российской Федерации. Также следует отметить, что с 2010 года было введено сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого предпринимательства".

    Эксперты считают, что, с одной стороны, реализация предлагающихся поправок будет способствовать созданию новых организаций, отвечающих критерию малого бизнеса, учредителями которых будут являться как иностранные организации, так и крупные, подчас полугосударственные организации и институты. Возможно, что будет наблюдаться некоторый приток иностранных инвестиций. Однако, с другой стороны, у экспертов есть опасения, что принятие поправок минэкономразвития может привести к обратной ситуации, влекущей устранение, например, с рынка государственных закупок независимых от крупных корпораций и иностранных лиц "настоящих" субъектов малого предпринимательства.

    "Вполне возможно, что "новые" малые предприятия будут предлагать более выгодные условия для тендеров, госзакупок по сравнению с "традиционными" малыми предприятиями, используя ресурс своих учредителей, - рассуждает Елена Муратова. - Кроме того, дочерние компании крупных корпораций смогут получить доступ к дополнительному финансированию из бюджета субъектов Российской Федерации в качестве малых предприятий. В конечном итоге реализация этих поправок может привести к существенному уменьшению объема поддержки, оказываемой "традиционным" малым предприятиям в пользу дочерних структур крупных игроков, отвечающих понятию субъекта малого предпринимательства лишь формально".

    По словам Андрея Метелёва, нельзя забывать, что государственная поддержка нужна и тем субъектам малого бизнеса, в составе которых нет подобных участников. "Все должны быть в равном положении, - отметил эксперт. - Без доступа к кредитным ресурсам малым предприятиям не выполнить свою миссию по увеличению вклада в ВВП и формированию в российском обществе стабильного среднего класса".

    Глава Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров сообщает, что в течение последних пяти лет проводилась очень серьезная работа над блоком законопроектов для малого бизнеса, которого шесть лет назад не было как вида экономической деятельности, описанного в правовой сфере. Были сформулированы понятия "численность", "обороты", "механизмы поддержки (региональные и федеральные планы поддержки)", была создана федеральная программа, в 15 раз увеличилось госфинансирование малого бизнеса. Выстраиваются отношения с государством, определены перспективы малому бизнесу, которые прописаны в Стратегии-2020.