Организаторские навыки. Как развить организаторские способности? Развитие организаторских способностей

В жизни часто приходится слышать: "У этого человека есть организаторские способности. Это хорошо, далеко пойдет". А вот второй совсем не способен руководить даже маленьким коллективом, хоть и хороший исполнитель, но и только. Становится интересно, что же мы понимаем под этим емким определением? Другими словами, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него развились эти самые способности? Можно ли тренировать их или они даны от природы? Итак, мы сегодня рассматриваем организаторские способности. Это довольно емкая, но очень интересная тема.

Попробуем дать определение

На первый взгляд все и так понятно: глянул на человека, и даже в поведении у него сквозит, сможет повести за собой людей или нет. Но если нужно сформулировать определение, то возникают проблемы. Итак, организаторские способности - это некий набор качеств, которые помогут человеку грамотно и эффективно организовать работу, причем как свою, так и коллег. Стало ненамного понятней. Что это за качества, как их измерить и почему у одного их много, а у другого нет совсем?

Раскрываем изнутри

Раз не получилось дать более точное определение, попробуем разбить его на компоненты. Организаторские способности - это набор качеств, сейчас мы с вами и соберем «копилочку», которая необходимо для формирования общего понятия:

  • Авторитетность - это первое качество, которым должен обладать человек. Сложно не согласиться. Если вашему слову не доверяют безоговорочно, то действовать в соответствии с распоряжениями будут только из-за угрозы наказания, да и то без желания. Авторитетность тоже можно раскрывать глубже. Это профессионализм, харизма и многое другое.
  • Справедливость и строгость. Истинный руководитель должен уметь абстрагироваться от собственных чувств и действовать в соответствии с логикой и ситуацией. Именно так рождается справедливость, которую чувствуют все окружающие. Даже повышенная строгость такого шефа не будет коробить, а наоборот, прибавит ему авторитетности.
  • Коммуникативные и организаторские способности - это умение грамотно разрешать конфликты. В коллективе они неизбежны, а значит, нужно уметь выслушать обе стороны, сохранить нейтралитет и вынести решение, которое принесет мир.
  • Делегирование полномочий и контроль. Это высший пилотаж, по которому можно судить, насколько развиты организаторские способности человека. Наверняка вы все видели людей, которые не могут спланировать даже свое время. У них куча задач, они хватаются за одно, второе, третье, на столе ничего не найти, в голове хаос. Что же будет, если дать ему в подчинение людей? То же самое, они будут завалены ненужными делами, не успевая сделать главное. И совсем другое дело, когда вы видите, что с утра у человека составлен план работы, собрана планерка, распределены задачи, за которые завтра с каждого спросят. Все заняты своими делами, никто не спешит.

Врожденные или приобретенные

Как видите, понятие получилось довольно емкое. Давайте смотреть дальше, какие организаторские способности даются от природы, а какие вырабатываются в течение жизни? Мы все можем обладать всем тем, что перечислено выше. Однако просто так они не падают. Нужно получить профессию, пройти сложный путь до мастера своего дела. Каким бы вы ни были талантливым, а быть абсолютным новичком и при этом блестяще руководить коллективом не получится. Задумайтесь, выиграл бы Сталин войну, если бы не был гениальным стратегом и технически подкованным человеком. Ведь ему приходилось принимать решение о целесообразности введения в производство того или иного вида вооружения, расстановке сил и тому подобного. Более того, при полном отсутствии опыта даже свою работу спланировать сложно. Поэтому проявите терпение и начните с самообразования, все остальное придет.

Развитие организаторских способностей

Чем выше вам тем больше уверенность в себе. Но порой грамотный сотрудник, который продуцирует блестящие идеи, совершенно не способен их красиво подать. Особенно творческим людям и техническим специалистам бывает сложно из-за отсутствия коммуникативных навыков. Здесь играют роль и собственные ограничения, психологические барьеры, стеснение и замкнутость, боязнь осуждения, неуверенность в себе. В этом случае нужно обязательно обратиться к психологу или психотерапевту. Он поможет отработать внутренние проблемы и выйти на новый уровень развития.

Работа над собой

Снятие внутренних ограничений - это лишь один из видов работы. Без непосредственного общения в коллективе вы никогда не повысите коммуникативный уровень. А какие организаторские способности, если человек краснеет и бледнеет, не может позвонить коллеге или спросить с него результат выполнения задания?

Поэтому развивайте свою речь, репетируйте дома, с родными и друзьями. Еще лучше будет, если вы запишитесь на тренинги, посвященные уверенности в себе и развитию коммуникативных навыков. Здесь тренер будет поочередно давать задания, все увеличивая уровень их сложности. А для отработки их формируются микрогруппы. Общайтесь профессионально и на работе. Сначала с самыми ближайшими коллегами, а потом постепенно расширяйте коммуникативный круг.

Подсказки для каждого из вас

Организаторские способности руководителя формируются небыстро. Молодой специалист может взлететь по карьерной лестнице благодаря личной харизме, яркости, то есть качеств врожденных, данных от природы. Однако не стоит унывать, если вы немного иной. Для собственного развития воспользуйтесь следующими подсказками:

  • Начните развивать организацию с самого себя, собственного быта и трудовой деятельности.
  • Планируйте и тщательно обдумывайте все предстоящие мероприятия.
  • Доведите собственный рабочий процесс до совершенства. Его требуется организовать так, чтобы он стал максимально эффективным при минимуме вложенных усилий.
  • Теперь постепенно переходите дальше. Осмотритесь по сторонам: как можно организовать работу отдела, чтобы его деятельность была более эффективной?

Эти несложные приемы помогут за некоторое время вырасти из рядового сотрудника до руководителя крупного подразделения, которое будет отличаться показательными результатами. Ведь если делать, то обязательно хорошо.

Простая диагностика

Для выявления способностей созданы целые батареи тестов, однако, большинство из них слишком громоздкие, чтобы их регулярно можно было использовать. Поэтому высокие организаторские способности можно оценить буквально за несколько минут, самостоятельно и совершенно бесплатно. Лидеры всегда придерживаются общего комплекса ценностей, в которые входят справедливость и равенство, беспристрастность, целостность, честность и доверие. А оценить свою способность к лидерству можно с помощью следующих критериев:

  • Непрерывное самосовершенствование. Если вы не делаете этого сами, то не сможете побудить других.
  • Ориентация на служение другим. В любой ситуации вы должны спросить себя, что нужно другому, помимо того, что нужно лично вам.
  • Излучение положительной энергии и доброжелательности и уклонение от восприятия отрицательной.
  • Вера в других. Лидер должен видеть их потенциал, ценность и хорошие качества.
  • Рациональное распределение сил и времени.
  • Внутренняя уверенность и оптимизм.
  • Самокритичность, терпимость и признание заслуг других.

Не так много, но большинство из нас признаются, что живут исключительно собственными интересами, не обращая внимания на других. Не удивляйтесь, мир отвечает тем же.

Вместо заключения

Простое и честное оценивание себя позволит понять, обладаете ли вы лидерскими или организаторскими качествами. Но даже если это не самая сильная ваша сторона, ничего страшного в этом нет. Не так много нужно в мире ярких лидеров, которые могут словом зажечь толпу. Начните с себя, со своего рабочего места, со своих коммуникативных способностей. Станьте настоящим научитесь ценить время и ресурсы, и ваши организаторские способности обязательно проявятся.

Организаторские способности

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

· психологическую избирательность -- умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

· практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

· психологический такт -- способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность -- умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

· энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

· требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

· способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

· широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

· чувством понимания ситуации;

· творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

· нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

· готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

· стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

· эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

· ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

· способностью работать в коллективе и с коллективом;

· умением предвидеть результат;

· внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

· способностью и умением рисковать;

· способностью действовать самостоятельно;

· ответственностью за деятельность и за принятые решения;

· способностью увидеть, выделить существенное;

· искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

· умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

· способность устанавливать и контролировать дисциплину;

· стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

· осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

· развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

· отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

· регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

· стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

· системный подход к анализу работы;

· квалифицированное делегирование полномочий;

· избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

· создание эффективной обратной связи;

· защита персонала организации от внешних угроз;

· поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

· установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход -- решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость -- это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г.П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

· как искусственное образование -- искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

· как естественно живущее -- после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей -- целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60--80%). Предмет этой деятельности -- социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Posted On 17.03.2018

Для руководителей и лидеров очень важны коммуникативные и организаторские способности, поэтому они часто задумываются о том, как их развить. Для этого необходимо изучить психологию отношений и развить некоторые качества, свойственные лидерам.

Что включают организаторские способности?

Лидер с высокими организаторскими способностями обладает рядом качеств, которые способствуют эффективной деятельности в роли руководителя. Такой человек умеет разрешать конфликты, устанавливать правила, регулировать психологический климат в коллективе, ставить задачи и добиваться их выполнения.

Организаторские способности включают:

  • проницательность, которая подразумевает умение «считывать» эмоциональное состояние людей и определять их психологическую совместимость, тактичность, чувство меры, психологические знания о взаимоотношениях;
  • выраженные эмоционально-волевые качества, такие как активность, требовательность, критичность, адекватность, рассудительность, решительность;
  • склонность к руководству, которая включает мотивацию, личностные характеристики, специальное образование.

Кроме этого, лидер с высокими организаторскими и коммуникативными способностями обладает обширным кругозором, эрудицией, свободным от стандартов и клише мышлением, инициативностью, упорством в достижении своих целей, устойчивостью к стрессам, готовностью учиться и изменяться, умением просчитывать результат работы.

Развитие организаторских и коммуникативных способностей

Для развития организаторских способностей необходимо развивать качества лидера. Составьте список качеств, которых вам не хватает, и установите сроки, после истечения которых вы должны стать настойчивее, целеустремленнее и т.д.

Попробуйте, например, и следующие упражнения:

Хорошо развитые организаторские способности подразумевают и умение избежать чужого влияния. Для этого нужно проводить работу над собой: анализировать свое поведение, реакцию на различные события и т.д.

Совет 1: Как развить организаторские способности

Если вы будете знать свои чувствительные зоны, вы сможете эффективнее понимать и других людей.

Статьи по теме:

Как быстро выучить английские слова?

Знание английского языка открывает новые перспективы в профессиональной деятельности, а также способствует полноценному общению, например, при поездке в многие страны мира. В этой статье мы расскажем о том, как можно пополнить свой словарный запас.

Как научиться быстро засыпать?

Некоторым удается уснуть, как только голова коснется подушки, а другие пол ночи ворочаются, а сна все нет. В этой статье мы расскажем о том, как научиться быстро засыпать.

Скорочтение и развитие памяти

В этой статье мы расскажем о том, как развить навыки скорочтения и улучшить память при помощи тех методов, которые мы предложили, как самые доступные и эффективные.

Скорочтение – упражнения

Если вы твердо решили обучиться технике скорочтения, то первое, что необходимо - запастись терпением и регулярно заниматься, выполняя те упражнения о которых мы расскажем в этой статье.

Организаторские способности

Cтраница 1

Организаторские способности - умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации.  

Организаторские способности проявляются прежде всего в подборе и расстановке кадров. Наличие организаторских способностей у менеджера проявляется в его способности понимать психологию коллектива, активизировать деятельность подчиненных, быть критичным (сохраняя при этом чувство такта) и самокритичным, быть требовательным к себе и подчиненным.  

Организаторские способности включают такие составляющие, как целеустремленность, гибкость, работоспособность.  

Организаторские способности относятся к группе сложных, требующих сочетания общих и специальных способностей. Ведь перед руководителем трудового коллектива стоит комплексная задача, включающая воспитательскую, педагогическую и объединяющую их организаторскую функцию. У замечательного советского педагога А. С. Макаренко в лекциях о воспитании высказана очень важная мысль о том, что воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. К этому замечанию следует добавить, что эффект обучения (осуществление педагогической функции) прямо пропорционален уровню авторитета руководителя как организатора. Вместе с тем для организатора недостаточно иметь только глубокие знания и интеллектуальную активность. Он должен передавать знания и выдвигать новые идеи, а также их прашнче-ски воплощать, использовать кадровый потенциал руководимого коллектива. Для этого нужна особая направленность интеллекта, которую В. И. Ленин называл практической сметкой.  

Организаторские способности руководителя выражаются прежде всего в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи, своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение, согласовывать свои замыслы с условиями действительности, организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных, постоянно и эффективно сотрудничать с общественными организациями, совещательными органами и органами контроля.  

Интересно отметить, что организаторские способности руководителя многими своими сторонами удачно совпадают с чертами характера, которые воспитывал в себе Суворов: весьма смел - без запальчивости; быстр - без опрометчивости; деятелен - без легкомыслия; покорен - без унижения; начальник - без высокомерия; любочестив - без гордости; тверд - без упрямства; осторожен - без притворства; приятен - без суетности; единонравен - без примеси; расторопен - без коварства; проницателен - без лукавства; искренен - без простосердечия; приветлив - без околичностей; услужлив - без корыстолюбия; решителен - убегая неизвестности (см.: Генералиссимус Суворов.  

Не скажу, чтобы ученые проявили высокие организаторские способности, но не в этом дело. Основное то, что сейчас физические исследования заслоняют собой основную инженерно-техническую разработку тех узлов и деталей, без которых никакая новая техника создана быть не может. Выходит так, что главное - это подтвердить принципиальную возможность решения, а не решить задачу до конца, до практического осуществления. Предполагается, что потом (когда. Это в корне неверно, и золотые яйца, снесенные кукушкой в пустые гнезда, протухнут скорее, чем из них вылупится хоть один птенец.  

В результате студенты получают возможность проявить творческие, организаторские способности, отличиться, выделиться, получить опыт практической работы еще в вузе и, как результат, - лучшее место работы после окончания института.  

Трудность этой задачи усугубляется тем обстоятельством, что организаторские способности являются, по сути, призванием, особым свойством личности, определяемым в существенной степени природными задатками. Разумеется, здесь нет фатальной предопределенности, способности эти, как и всякие иные, развиваются - обогащаются и шлифуются в процессе учебы и работы, но все же было бы непростительной ошибкой пренебрегать тем обстоятельством, что они в значительной мере заданы природой.  

Другие специалисты по данному вопросу обращают внимание на организаторские способности и качества административного руководителя.  

У Бабенко были замечены деловые качества, прежде всего организаторские способности и склонность к анализу. Тем не менее в качестве начальника цеха вначале его восприняли, мало сказать, недоверчиво. И рабочих можно понять: ведь они даже не успевали запоминать фамилии своих начальников, сменявшихся через пять-тесть месяцев.

Организаторские способности: как развить важные навыки

Но то были начальники солидные, а этот - юн.  

Наиболее важными для профессиональной деятельности менеджера являются его коммуникативные и организаторские способности.  

При оценке соответствия занимаемой должности руководителя должны учитываться его организаторские способности, тогда как при аттестации специалистов важно выявить уровень их исполнительности, творческого подхода к выполнению возложенных на них обязанностей.  

Компетентность устанавливается исходя из сведений об образовании и квалификации, а организаторские способности подтверждаются данными об умении подбирать, расставлять и эффективно использовать кадры, поддерживать дисциплину труда и создавать дружный коллектив, находить и разрешать узловые проблемы. Все эти данные, включая и показатели результатов деятельности, должны содержаться в приготовленных к аттестации материалах.  

Не меньшее значение для дела могут иметь товарищи, которые обнаружили свои организаторские способности в той или другой области хозяйственной, военной или культурной работы. Тяжкое состояние транспорта объясняется не только изношенностью материальной части или продовольственными и топливными затруднениями, но и неналаженностью труда железнодорожных работников на месте. Сюда нужен приток большого количества инициативных, настойчивых организаторов, как в мелком, так и более крупном масштабе, для того чтобы на всей сети железных дорог установить безупречную дисциплину, строгую исполнительность и безоговорочную ответственность.  

Страницы:      1    2    3    4

Впервые у нас в стране проблему организаторских способностей начал разрабатывать психолог Л.И. Уманский. В структуре личности способного организатора он выделил,как общие, так и специфические качества.

Общие качества личности организатора:

1. Практичность ума (способность применять знания, опыт в жизненной практике, в любой конкретной ситуации).

2. Общительность (открытость для других, готовность обращаться, потребность иметь контакты с людьми).

3. Глубина ума (способность доходить до сущности явления, видеть его причины и следствия, определять главное).

4. Активность (умение действовать энергично, напористо при решении практических задач)

5. Инициативность (особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность и предприимчивость),

6. Настойчивость (проявление силы воли, упорство, умение доводить дело до конца).

7. Самообладание (способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях).

8. Работоспособность (выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать).

9. Наблюдательность (умение видеть, мимоходом отмечать примечательное, сохранять в памяти детали).

10. Организованность (способность подчинить себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность).

Общими эти качества называются потому, что могут наблюдаться и у людей, не являющихся организаторами.

Специфические организаторские свойства подразделяются на три группы:

1. "Организаторское чутье"

2. Эмоционально-волевая воздейственность

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Склонность к организаторской деятельности

Без достаточно выраженных этих способностей человек никогда не станет хорошим организатором, способным повести за собой людей.

1.1.Организаторское чутье довольно часто проявляется в интуиции. Из чего же складывается эта способность:

а) Психологическая избирательность - это, во-первых, способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и "отражать" ее, умело меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия. Руководитель, обладающий психологической избирательностью, легко определяет, на что способен тот или иной работник, легко улавливает изменения взаимоотношений в коллективе, умело группирует людей в зависимости от их симпатий и антипатий. В психологии существует термин "эмпатия" - способность человека встать в своем воображении на место другого и переживать его состояние, то есть способность к сопереживанию. Эмпатия - один из показателей психологической избирательности. Организатор обладающий этим качеством, всегда имеет интерес к людям, тягу к общению с ними, обладает особой памятью на людей, на их дела и поступки. Он нередко способен составить быструю и точную психологическую характеристику человека, дать меткую словесную, а порой и мимическую "фотографию". У него развиты склонности к психологическому анализу, объяснения поведения и поступков других людей и собственных.

b) Практически-психологический ум - это качество, обеспечивающее способность руководителя находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Проявляется в способности организатора распределить обязанности участников коллективной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей; в быстрой ориентировке в ситуациях, требующих практического применения знаний психологии людей; в способности решать практические вопросы сквозь призму возможностей коллектива; в умении быстро оценить и оптимально учитывать особенности взаимоотношений людей при их группировке для совместной деятельности.

с) Психологический такт - это мера подхода к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия, выражающаяся в способности быстро найти тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих. Чуткость, внимательность к окружающим людям, простота и естественность в обращении, справедливость, объективный подход к людям - вот слагаемые психологического такта.

У каждого человека, по словам Л.Н. Толстого, есть своя душевная мелодия, если она не услышана, то его нельзя понять, даже располагая о нем самыми подробными сведениями. Чтобы так "слышать" человека, дать ему возможность выразить свою душевную мелодию, надо "обладать в высшей степени способностью привлекать к себе людей…" Руководитель, обладающий психологическим тактом, не позволит себе ни речевых шаблонов, ни приспособленчества в разговоре с разными людьми.

2.1.Эмоционально-волевая воздействеиность, включает в себя:

а) Общественную энергичность - это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства - от иронической улыбки до строгого приказа, воздействовать на подчиненных своим отношением к ним, делам, оценкой их поступков, собственным примером.

Ъ) Требовательность. Она характеризуется постоянством или чуткостью проявления в связи со сложившейся ситуацией; разнообразием форм предъявления, зависящим от постоянных или временных психологических особенностей и состояний руководителя.

с) Критичность (способность анализировать деятельность и поведение других людей). Она выражается в самостоятельности суждений человека, в логичности и аргументированности его критических замечаний, их прямоте и смелости, глубине и доброжелательности.

3.1. Склонностьк организаторской деятельности предполагает самостоятельное включение в нее; смелое вхождение в роль организатора и умение нести ответственность за работу других людей; потребность в организаторской деятельности и постоянную готовность к ее выполнению; эмоционально-положительное самочувствие при ее выполнении и чувство скуки и неудовлетворенности без нее.

Никто из людей не рождается с врожденным умением что-либо делать. Не бывает, чтобы человек взял перо и создал шедевр в литературе или сед в "руководячщее кресло^ и сразу стал управлять коллективом и тд. Человек рождается только с задатками.

Известно, что В. Моцарт с 5 лет начал сочинять музыку, А.С. Пушкин сочинил первые стихи в 8 лет. Задатки к организаторской деятельности также могут начать проявляться рано. Американский психолог Джордж Ностренд провел интересный эксперимент по определению лидера среди младших школьников, в разных школах. И пришел к выводу: отличники примерного поведения редко попадают в лидеры, они заняты учебой и "не высовываются". Лидер же, пользующийся непререкаемым авторитетом в коллективе, - это, по сути дела, возмутитель спокойствия и общественного порядка, причем как среди мальчиков, так и среди девочек. Данный пример подтверждает, что человек обладающий такими качествами как общительность, активность, инициативность, настойчивость, энергичность как правило (если сам развивает в дальнейшем свои способности, приобретает знания и опыт) становится руководителем.

Только в упорном труде можно развить способности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или другому виду деятельности.

Играют важную роль в жизни любого человека. Развитие таких способностей необходимо для построения карьеры, бизнеса и личных отношений. Руководитель предприятия должен владеть навыками управления, знать основы психологии взаимоотношений для минимизации производственных проблем. Применение навыков коммуникации важно в любых стрессовых ситуациях.

Развитие коммуникативных способностей

Взаимоотношения начальник - подчиненный, поставщик - заказчик особенно ярко проявляют умение эффективно общаться.

Первым шагом в й является умение слушать. Сегодня лидеры предприятий должны прислушиваться к мнениям подчиненных и коллег, анализировать ситуации, решать конфликты. Слушание поможет вам получить новые идеи. Способы устранения производственных проблем станут более понятными для подчиненных, дадут возможность ощущать себя членом команды.

Чаще всего талантливые и творчески мыслящие люди из-за отсутствия организаторских и коммуникативных навыков не могут доносить свои идеи до окружающих людей, не могут заинтересовать участников команды. Очень часто степень владения навыками общения зависит от личных качеств человека.

Есть несколько качеств, необходимых как для коммуникаций, для лидера команды.

  1. Рассудительность.
  2. Решительность.
  3. Отзывчивость.
  4. Умение слышать собеседника.

В своей основе коммуникативные навыки влияют на построение деловых связей, эффективность работы, дают возможность обнаруживать проблемы на их ранних стадиях, решать их без недоразумений и сложностей.

Организаторские способности

Качества организатора должны быть присущи талантливому руководителю. Они включают в себя коммуникативные, лидерские способности и стремления, психологическую гибкость. Для эффективной работы коллектива важно, чтобы руководитель стремился

  • быть справедливым;
  • быть объективным;
  • заинтересовать сотрудника, мотивировать к работе;
  • быть миротворцем и уметь решать конфликты.

Организаторская деятельность трудоемка, она подразумевает умение работать в социально-экономических системах, учитывать эстетические, экономические отношения, оценивать профессиональные навыки и качества каждого члена коллектива, а также в умении формировать навыки коллектива как устойчивой и динамической системы.

Упражнения для развития организаторских способностей

Развивать коммуникативные и организаторские способности можно в любом возрасте при помощи несложных упражнений.

  1. Упражнение «Пантомима». Поможет сохранить самообладание в любых ситуациях, научиться правильно передавать свое эмоциональное состояние. Итак, встаньте перед зеркалом и продемонстрируйте волнение, гнев, смех, иронию и т.д.
  2. Упражнение «Желание». Поможет отработать навыки коммуникации. Для этого каждый член команды на листике записывает свое желание. Задача: убедить партнера выполнить желание, не говоря ни одного слова, после показать запись на листочке.
  3. Упражнение «Выйди из скорлупы». Поможет обрести умение убеждать. Человек, слабо владеющий навыками коммуникации, становится посреди комнаты в круг. Задача партнеров состоит в том, что бы убедить его выйти из круга. К примеру, пообещать что-либо взамен, процесс можно снимать на камеру.
  4. Упражнение «Задай вопрос при помощи пения». Поможет обрести навык выражать эмоции. Компанию нужно поделить на 2 группы. Одна команда задает вопрос при помощи песни, вторая отвечает словами другой.

Для того чтобы развивать коммуникативные и организаторские способности , стоит ознакомиться с книгами Михаила Литвака, Стивена Р. Киви, Николая Козлова, пройти тренинги разработанные специализированными центрами. Ставьте перед собой цель быть идеальным собеседником и партнером.


Дело в том, что в словаре русского языка насчитывается несколько терминов, раскрывающих те или иные свойства личности и большинство из них вполне могло быть у моего воображаемого героя-организатора. Они могли присутствовать и у любого другого человека, не проявляющего чудес в организаторской работе.

Чем же тогда отличаются способные организаторы от неспособных? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим вожаком?

Организаторские способности - это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.

Когда звучит музыкальный аккорд, то бывает очень трудно определить на слух, из каких отдельных звуков он состоит. Когда работает организатор, заметить, обнару­жить каждое «звучащее» качество еще трудней.

Советский ученый, профессор Л. И. Уманский много лет посвятил расшифровке этих организаторских «аккор­дов». Он выделил главные свойства, те, что ведут «мело­дию» организаторской работы , и «аккомпанирующие» качества. Начнем с «аккомпанемента»- общих качеств лично­сти организатора. Общими эти качества личности мы на­зываем: потому, что их можно обнаружить не только у хороших организаторов, но и у тех, кому пока еще хочет­ся таковыми стать.

В нашем «организаторском рояле» одиннадцать «кла­вишей». Ударяя по каждой, мы будем получать следую­щие «звуки»:

компетентность - знание того дела, которое требуется органи­зовать;

активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

инициативность - особое творческое проявление активности, вы­движение идей, предложений;


"--

общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение дово­дить дело до конца;

самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;

самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;

организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Эти перечисленные качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но и не должны переходить в свою противоположность (слабоволие, безынициативность, замкнутость, неорганизованность и др.).

Задание. Внимательно еще раз прочтите перечень этих качеств и попытайтесь «прикинуть», как они развиты у вас. Для удобства можете воспользоваться пятибалльной шкалой.

Теперь о главных, специфических свойствах, индикаторах организаторского таланта. Что составляет «мелодию» организаторских способностей?

Первое – это организаторская проницательность. Для того чтобы понять другого человека, нужно как бы проникнуть в его внутренний мир, чутко уловить его настроение, самочувствие.

В повседневном общении можно и не обратить внимания на существование в человеке этого качества. Но «пробьет час» организатора, возникнет организаторская ситуация, вот тогда и сверкнет эта редкостная грань личности - тонкая психологическая избирательность, чуткость, зеркальная способность отражать в себе неуловимые для глаз душевные волнения других людей.

За чашкой чая, за разговорами можно открыть душевного человека, чуткого товарища, но не организато­ра. Лишь в организаторской работе раскрываются спол­на качества настоящего вожака.

Организаторская проницательность не только ключ к душе человека. Главное все же - умение найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, быстро определить, кто, на что способен чего можно от кого ожидать. Когда хорошо чувствуешь состояние другого человека, легче найти к нему свой подход.

Способный организатор моментально находит тропи­ночки понимания к своим товарищам, знает, как лучше на кого повлиять. Одного он может пожурить, другого от­ругать наедине, третьего похвалить принародно, а в ином случае, где, казалось, нужно реагировать очень бурно, он промолчит...

Еще одно специфическое свойство организатора – способность к активному психологическому воздействию. Это значит, что организатор оказывает влияние на других людей, используя разнооб­разные средства - от иронической улыбки до строгого приказа. В одном случае организатор увлекает собст­венным примером, заражает всех своей активностью, энергичностью. В другом - он предъявляет четкие требо­вания - убежденно, решительно, бескомпромиссно. Все зависит от умения организатора правильно оценить сложившуюся ситуацию и воспользоваться ею. Правиль­но сделать это помогает критичность организатора - своеобразный контролер работы, страховка против самоуспокоенности и самодовольства. Критика у толкового организатора аргументирована, самостоятельна и доб­рожелательна.

Напомним и о самокритичности, без которой все цен­ные свойства организатора могут быть сведены к нулю. Отсутствие самокритичности - тормоз развития лич­ности организатора. Без критической оценки своих дейст­вий организатор рано или поздно потерпит неудачу.

Третье важное свойство - склонность к орга­низаторской работе. Склонный к организатор­ской работе человек - тот, кто возлагает на себя организаторские обязанности добровольно, без каких-либо побуждений со стороны окружающих, самостоятельно включается в организаторскую работу.

У настоящего вожака всегда есть потребность в орга­низаторской работе. Он проявляет к ней устойчивый ин­терес. Причем бескорыстно, не ожидая похвал и наград.

Как порой бывают, несправедливы одноклассники к тем, кто по собственной инициативе начинает действо­вать, организовывать ребят на полезное дело, не может остаться в стороне, когда видит, что нужна его помощь. А за спиной в это время слышится шепот: «Выскочка!», «Ему больше всех надо». Но это же хорошо, когда тако­му человеку действительно больше всех надо, хорошо, что среди нас живут такие неуспокоенные. Они неуто­мимы, они испытывают неудовлетворенность, когда об­щественной работы нет.

Разговор об особенностях способных организаторе: был бы неполон, если бы мы специально не остановились еще на одной важной стороне личности организатора. Я имею в виду направленность личности организатора.

Итак, пусть дело найдет своего организатора, а организатор свое дело.

Организатору не все возрасты покорны . Есть такие вожаки, которые одинаково хорошо действуют как co сверстниками, так и с теми, кто младше их. Однако случается, что направят в пионерский отряд хорошего организатора комсомольской работы, а вожатым он неожиданно для всех оказывается посредственным: никак не, может найти подход к ребятишкам, выбрать верный тон, понять их. Бывает и наоборот: отлично показал себя пионерский вожатый в отряде, завоевал авторитет, а выдвинули в комсорги - сник и не может проявить себя.

Оказывается, что для некоторых организаторов существует так называемая возрастная ограниченность: наиболее успешно действуют только с каким-нибудь одним возрастом.

Следует иметь в виду, что такая ограниченность не есть что-то раз и навсегда данное. Человек может рас­ширить свой диапазон влияния. Один добивается этого быстро, другой - постепенно, некоторым так и не удает­ся одинаково успешно работать как с младшими ребя­тами, так и со сверстниками.

А теперь об индивидуальности организатора. Существуют организаторы-«художникн», ор ганизаторы-«мыслители», организаторы - «практики». Наз­вания, разумеется, условные.

«Организаторы - «художники» воздействуют на других эмоциональностью речи и мимикой, «жаром души», образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.

Организаторы - «мыслители» предпочитают действо­вать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремятся найти закономерности в работе. Внешняя сторона явления отодвигается ими на второй план. Главное - найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значе­ние дела.

Организаторы – «практики» стараются увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.

Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях.

Индивидуальность организатора зависит и от его темперамента. История знает много фактов влияния темперамента организатора на своеобразие его деятель­ности.

Например, для организаторского «почерка» великого полководца А. В. Суворова характерна стремительность действий, высокая подвижность, вспыльчивость, прямоли­нейность в суждениях и отношениях с людьми, решитель­ность. Он был человеком холерического темперамента с некоторым чертами сангвиника. Молодой офицер, служивший у А. В. Суворова, впоследствии выдающийся военачальник М. И. Кутузов обладал явно флегматическим темпераментом с его уравновешенностью, неторопливостью, выдержанностью в трудной обстановке. Очевидно несходство стилей организаторской деятельности не помешало каждому добиться выдающихся успехов в военном деле.

В жизни и работе необходима всегда поправка на ин­дивидуальность организатора. Бывает так, что организатор-холерик начинает требовать от исполнителей такой же стремительности, с какой привык действовать сам, и этим вызывает нервозную обстановку в коллективе.

В другом случае, когда требуется оперативность, быстрота, организатор-флегматик может проявлять излишнюю осторожность, расчетливость, медлительность и этим помешать достижению результата. Там, где организатор-сангвиник передает свой опыт флегматику, а тот начи­нает его копировать буквально, - результативность деятельности может не возрасти, а, наоборот, снизиться. Каждый должен знать как преимущества, так и недостатки своего личного «почерка» работы, исходить из реальных возможностей.

Часто при выдвижении старшеклассников в органы самоуправления они выражают сомнение в своих возможностях. Некоторые делают это искренне, другие - скорее для формы, в душе веря, что справятся (в этом их часто убеждают товарищи, перечисляя на собрании дос­тоинства), третьи исходят из того простого и древнего принципа, что «не боги горшки обжигают».