Способы фиксации прочитанной информации. Эффективное чтение Расширение поля зрения

Зачем читать когда можно слушать?

Да, я сам сторонник такого мнения. И по этому смотрю на этот вопрос точно таким же взглядом, как и большинство. Но при этом я имею собственный подход, который ставит меня между людьми, которые любят читать книги в печатном виде по старинке или загрузив понравившуюся аудио книжку с какого-нибудь сервиса, скидывают её себе на электронные носители и слушают их: в маршрутках, в поездах, на прогулках и т.д. Перед тем, как я опишу Вам свой срединный путь, я хочу коснуться самой ценности чтения книг.

Зачем нам читать книги?

Ещё со школы нам твердили, что чтение-это важно и нужно. И даже, если это действовало на нас, от этого мы не стали читать чаще и больше. Все дело в подаче. В современном образовании в головах учеников и студентов чтение книг скорее принуждение чем нужда. Прочитайте и перескажите, прочитайте и выучите, а ещё обязательно напишите сочинение на тему героя книги или тезиса.

В чтении книг все завязано не на запоминании и пересказе содержания, а на понимании. А вот понять книгу это совсем не значит её запомнить. Чтобы понять книгу нужно соотнести себя с ней, сопоставить её со своим эмоциональным опытом. Транслируя суть книги и происходящие в ней события на свою жизнь и картину мира, мы можем более ясно видеть, то что пытался донести нам её автор. В наш 21 век нам доступны все творения великих умов планеты. Достаточно лишь отрыть их книги для себя.

Разные книги — разные способы чтения

Для чтения разной литературы существуют свои собственные правила чтения. Кратно их можно разделить на следующие категории.

Практические книги — помогают Вам понять суть явлений и показывают, как можно решить ту или иную задачу рассматриваемую в книге. Технические, медицинские, бизнес книги — это все практическая литература. Чтобы эффективнее читать подобный тип книг, Вы должны держать в голове следующие вопросы:

  1. Какие цели преследует автор в данной книге?
  2. Какие методы решения он Вам предлагает?

Художественная литература — основная её задача это приблизить читателя к прекрасному, позволить ему пережить события книги и почувствовать себя одним из её героев. Большинство изучаемых в школьное время книг именно такого типа. Для эффективного изучения подобных книг совсем не нужно искать в них ни основную мысль, ни терминов, ни аргументов и уж совсем не старайтесь осмыслить сюжет таких книг с логической точки зрения. Самое ценное в таких книгах- это их эстетические качества и красота.

Научная литература -рассказывают читателю о различных явлениях и событиях окружающих его в повседневной жизни. В них более детально разбирается какая-либо тема выбранная автором. Цель этих книг заключается в объяснении читателю сложных вещей на примере простых повседневных явлений. Чтобы с легкостью читать подобную литературу, Вы должны быть готовы к обращению к различным дополнительным источникам информации для улучшения понимания раскрываемой темы. Читая подобные книги, старайтесь активировать свою исследовательскую жилку и искать описываемые явления в окружающем вас мире.

Каковы основные правила при чтении книг?

Чтобы лучше понимать выбранное Вами произведение, необходимо при чтении помнить о следующих правилах эффективного чтения.

  1. Анализируйте, то что читаете. Старайтесь определить основную идею книги. Для более глубокого понимания нужно держать структуру книги в голове и уметь связать отдельные её части между собой.
  2. Интерпретируйте написанное автором. Старайтесь понять смысл ключевых слов и найти общий язык с автором. Закончив прочтение главы или всей книги проследите, удалось ли автору ответить на заявленные вопросы или проблемы.
  3. Прочитайте, потом критикуйте. Окончательно поняв суть произведения можно приступать к его критической оценке. Критика позволяет Вам выработать свой путь понимания произведения и формирование собственных суждений. Конструктивная критика позволяет более лучше осознать произведение найдя его сильные и слабые стороны.

От цифры к бумаге

Когда я слышу о каком-либо произведении, я в первую очередь начинаю с изучения его типа и темы, которая раскрывается в нем.

Если же мне близка эта тема или интересен автор, то я в первую очередь ищу краткое содержание данного произведение, которое позволило бы мне аналитически взглянуть на произведение и быстро вникнуть в его идею.

В последнее время существует огромное количество сервисов предоставляющих выжимки различных книг в виде аудио или электронных книг. Мне довелось активно работать с сервисом smartreading .

Если после знакомства и основными идеями книги она меня заинтересует, то я буду искать её полный вариант (приоритетно в аудио формате).

Ну и если мне очень сильно близки мысли и суждения автора и я полностью интерпретировал его идеи по отношению к себе, я обязательно возьму себе вариант его книги в печатном виде.

Таким образом, я получаю некий цикл знакомства с книгами который позволяет мне эффективнее выбирать именно те книги, с которыми я хочу познакомиться.

Итог

В итоге можно сказать, что придерживаясь данных правил при чтении книг, Вы сможете более эффективно читать книги, извлекая большую пользу для себя и своего личного развития.

А какой способ повышает вашу эффективность? Делитесь вариантами в комментариях.

    «Я выиграла курс “Эффективное чтение” это чудесный курс он поломал все мои стереотипы на счет чтения, я стала очень много читать, за месяц я прочитала семь книг. Я раньше за пару месяцев книги три максиму могла прочитать, а тут семь. Скорость моего чтения выросла про себя со 150 слов в минуту до 800. Вслух выросла тоже со 150 до 400. Я стала красивее говорить, перестала заговариваться также раньше я просто ненавидела скороговорки не получались они у меня. Но тут я так натренировалась, что могу взять любую скороговорку и с легкостью быстро её прочитать. Благодарю Николая Ягодкина и команду Advance за прекрасные курсы! Вы изменили очень круто мою жизнь, и она продолжает меняться с каждым днём.»

    «Скорость увеличилась существенно, и это только начало! А ведь у меня как раз в этом году начинается универская жизнь, потому как нельзя кстати и актуально:))) Всем советую! Ещё раз спасибо, обязательно приду на другие курсы, огромнейшее количество полезной информации, ещё и структурированной для лёгкого восприятия, что самое главное!»

    «Мы продолжаем использовать упражнения и методы, приобретенные в этом курсе. Наши дочки начинают домашние уроки (они на домашнем обучении) со скороговорок, столбцов, таблиц Шульте»

    «Хочу сказать спасибо за пройденный курс «Эффективное чтение» команде Advance и талантливому преподавателю Ольге Мамонтовой. Курс очень понравился, особенно стоить отметить качественное изложение материала и поддержку мотивации на протяжении занятий. Было приятно работать - планирую и дальше заниматься по предоставленным техникам.
    s Скорость чтения увеличилась в 2 раза! Спасибо!»

    «Много методик, интенсивная и качественная подача материала в форме легкого непринужденного общения. Безусловно, такой подход располагает к участию и мотивирует. Техники освещаются последовательно, довольно подробно. При условии выполнения домашнего задания и работы на уроках можно создать себе хороший вектор ускорения и далее самостоятельно двигаться.»

    «Тренинг стал для меня очень полезен, даже неожиданно для себя получил мотивацию на учебу в 1 части. И ещё, учебная литература воспринимается гораздо лучше при выполнении всех условий) после окончания улучшил скорость в 3 раза, больше в сторону понимания и запоминания, обязательно буду улучшать свои навыки.»

    «Недавно два члена нашей семьи прошли тренинг по скорочтению, который вела Оля Комарова. Оля - большой профессионал своего дела, очень внимательная, отзывчивая и приятная в общении девушка. Уроки проходили легко и весело несмотря на то, что объем материала был огромным. Оля с любовью и пониманием относилась ко всем ученикам. В итоге, по окончании тренинга наши результаты по технике чтения увеличились вдвое. Хочется отметить, что знания, полученные в процессе обучения, можно применять не только в чтении.»

    «Курс действительно достоин названия "Эффективное чтение" плюс огромный, что техник больше пяти и в сумме они дают потрясающие результаты (это при условии, если ты не ленивая коала и занимаешься дома). Интересная подача материала, приятная и добрая атмосфера, главное чай в перерывах... В группе себя одинаково чувствуют и школьники, и студенты и уже заядлые работяги / Каждое занятие помимо техник дают много интересного по развитию внимания, памяти.»

    «Спасибо Ольге Комаровой, методистам, организаторам, всей команде за курс «Эффективное чтение». Тренировки, подробное объяснение непонятного, юмор ведущей, подача материала, наглядность, смена техник и методик, д/з, поддержка через общение в группе и совместная работа участников – всё это привело к положительным результатам.»

    «Очень понравился курс. Был удивлен насколько быстро можно читать, причем с пониманием, намного большим, чем при обычном чтении. Скорость чтения, умноженная на коэффициент понимания увеличилась в 8 раз, что считаю очень крутым результатом.
    Плюс дали алгоритм как прокачать этот навык дальше при чтении, а не на упражнениях, это огромный плюс.»

Копирайтер пишет на заказ. Темы попадаются разные и это — неотъемлемая особенность профессии.

Специализация в одной или нескольких областях радикально повышает производительность копирайтерского труда. Только представьте, вам назвали тему статьи, а вы сразу же предлагаете несколько вариантов её написания. Вы не тратите время на составление плана — он уже есть в голове. На поиск материала времени уходит в разы меньше, нужно лишь уточнить некоторые детали.

Чтобы разобраться в предмете на высоком уровне, нужно проработать гору литературы. Это большая, но вполне решаемая задача, если владеешь приёмами эффективного чтения.

Что такое эффективное чтение

На этом месте рассказа у аудитории обычно возникает путаница: эффективное чтение смешивают с быстрым чтением. Но это разные вещи.

Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы. Скорочтение — это умение читать быстро.

Эффективное чтение направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете. Скорочтение нацелено на количество — прочесть больше за меньшее время.

Предыстория. Я учился на четвёртом курсе, когда на дверях факультета появилась афиша: «Курсы эффективного чтения». Среди прочего авторы обещали увеличить полноту усвоения информации до 95%. Именно это меня заинтересовало, соблазнило и я пошёл.

Обучение продолжалось один семестр, стоило это удовольствие 25 рублей. Для сравнения: поездка на метро стоила тогда 5 копеек, буханка чёрного хлеба — 20 копеек, а моя повышенная стипендия составляла 50 рублей.

Особенностям эффективного чтения была посвящена вся первая лекция. Главное, что отличает эффективного чтеца от обычного, вот в чём: эффективный чтец всегда осознаёт цель чтения и в зависимости от неё использует разные приёмы работы с текстом.

Подготовка к экзамену и чтение детектива на отдыхе — это разные цели. Очевидно, детектив и учебник читаются по-разному. Как цели определяют способ читать яснее всего видно на примерах.

Быстрое ознакомление с темой

Цель — составить общее представление о новом предмете, ознакомиться с терминологией, понять общую логику. Для этого нужно быстро, но поверхностно просмотреть несколько книг (источников), уловить контекст, соотнести новую информацию с уже известной.

Оцениваем косвенную информацию: в каком издательстве вышла книга, год издания, объём, аннотации, информация об авторах и пр. Опытному читателю эти мелочи помогают увидеть контекст.

  • Просматриваем оглавление. Из него видно, о чём говорится в книге, насколько подробно рассмотрены те или иные вопросы.

  • Быстро просматриваем введение, начало глав и разделов, послесловие (заключение).

  • Бегло просматриваем библиографию.

  • Год издания говорит об актуальности информации, что особенно важно, если информация по теме быстро обновляется. Если книга переиздавалась, это говорит о её ценности. Если автор представлен как авторитет в своей области, это тоже плюс. Большой тираж — книга популярная, маленький — издание для специалистов. Название издательства тоже даёт крупинку информации. Например, «МИФ» — литература для саморазвития, «Наука» — научная, «Эксмо» — художественная, «Просвещение» — учебные и методические издания для школы и т.п.


    При ознакомительном чтении важно уловить главные мысли и логику изложения, подробности можно и нужно опустить. Иногда результатом этого этапа будет решение книгу не читать.

    Доскональное изучение предмета

    Типичная ситуация такого рода — подготовка к экзамену. Текст прорабатывается несколько раз, на каждом проходе используются разные приёмы (см. ниже), в результате чего полнота усвоения — запоминания и понимания — информации достигает тех самых 95%.

    Чтение для развлечения

    Такое чтение развлекает и доставляет удовольствие. Так читают художественную литературу. Спешка здесь совершенно ни к чему. Чтец смакует особенно понравившиеся фразы, а неинтересные или неудачные абзацы пропускает или прочитывает очень поверхностно.

    Быстрое чтение: обзор некоторых приёмов

    Идея скорочтения проста, как плавленный сырок: читай скоро. Быстро читаешь — можешь прочесть больше за то же или меньшее время — много прочёл — молодец. Вот некоторые приёмы, которые обещают увеличить скорость чтения.

    Борьба с регрессиями

    Проследите, как вы читаете. Периодически вы возвращаетесь назад и перечитываете уже прочитанные кусочки текста. Это называется регрессией и сильно замедляет чтение. Вывод: регрессии для быстроты вредны и с ними надо бороться. Например, волевым усилием не позволять себе возвращаться к прочитанному. Потренируйтесь — и у вас получится. Но!

    Беда в том, что регрессии нужны мозгу для усвоения информации. Устраняем регрессии — ухудшаем понимание и усвоение текста. Поэтому бороться с регрессиями, как этого требуют некоторые методики скорочтения не только не нужно, но даже вредно для понимания текста. Читать быстро вы будете, вот только в голове из прочитанного задержится мало.

    Остановка внутреннего проговаривания

    Ещё одна привычка, мешающая мчаться вперёд, — внутреннее проговаривание читаемого. Говорить быстро трудно, а значит, проговаривание нас тормозит, и с ним тоже нужно бороться.


    Один из приёмов — во время чтения держите в зубах карандаш. Он мешает внутреннему спикеру, и скорость чтения увеличивается.

    Жаль, но это тоже глупость. Проговаривание необходимо мозгу так же, как и регрессии. Напротив, чтобы трудные места текста понимались и запоминались лучше, читать их нужно вслух и громко.

    Расширение поля зрения

    Взгляд не скользит по тексту буква за буквой, он воспринимает строки порциями, обычно словами. У малоопытного чтеца строка разбивается на 5-6 мелких фрагментов.

    Квалифицированный чтец воспринимает ту же строку крупными кусками (группами слов) и у него взгляд останавливается при чтении одной строки всего 2 или 3 раза. Такое чтение действительно быстрее.

    Для него нужно развивать интуицию. По нескольким фрагментам и даже буквам слова мозг быстро достраивает его до целого. В большей или меньшей степени интуиция работает у всех. Именно она помогает нам верно понимать смысл слов, даже когда они написаны с ошибками и очепятками или сокращены до нескольких букв.

    Разведение глазных осей

    Оба глаза смотрят в одно место. «Какая непродуктивность!» — заявляют особо рьяные поборники скорости.

    Специальными упражнениями следует развести глазные оси: левый глаз пусть смотрит на левую страницу, правый — на правую. Очевидно, что скорость чтения возрастёт вдвое.

    Всерьёз обсуждать эту технику трудно. Неврологи и физиологи приведут 100500 аргументов против такого издевательства над собой. Вдобавок внимание не способно раздваиваться, поэтому понимание текста при таком чтении упадёт до нуля. Но она ярко иллюстрирует цели и средства некоторых особо оригинальных тренеров скорочтения: скорость любой ценой, скорость и есть цель.

    Приёмы эффективного чтеца

    Эффективное чтение — это не чтение в узком смысле. Это система работы с книгами, с текстовой информацией.


    Текст мало прочесть, его нужно понять и усвоить содержащуюся в нём информацию. Для работы над ним используются специальные приёмы. Замечательно, что все они нам известны ещё со школы:

    постановка вопросов к тексту,

  • тезирование,

  • пересказ,

  • конспектирование,

  • реферирование.

  • Постановка вопросов к тексту

    Это первый проход по тексту. Его цель — выяснить, о чём или о ком говорится в тексте. С точки зрения логики, на этом этапе мы определяем субъекты.

    Тезирование

    Затем мы формулируем тезисы: что говорится о тех субъектах, которые мы нашли на предыдущем этапе.

    Эти два приёма помогают проанализировать текст: выделить ключевые слова и формулировки, уточнить понимание терминов.

    Рассмотрим для примера сказку о Колобке. О чём/о ком в ней говорится: о неопытном молодом человеке, который не знает жизни, но слишком высокого мнения о своих способностях. Что говорится в сказке: невнимание к деталям, головокружение от первых успехов и неверная оценка своих сил ведут к фатальным последствиям.

    Пересказ

    Да-да, всем известный по школе пересказ — это эффективный приём работы с текстом. Прочесть, понять, пересказать.

    Здесь работает специфическое свойство мышления: если мы что-то не понимаем, мы не можем выразить это словами. И наоборот: понимание приходит вместе со словами. Помните шутку: «Сто раз объяснил, уже даже сам понял»? Она как раз об этом.

    Конспектирование

    Выжимка, краткое изложение информации, которую мы нашли в тексте. Здесь нам помогают результаты, полученные на предыдущих этапах. Мы высушиваем текст: отбрасываем лирику, повторы, сравнения и т.д. Оставляем голые факты и минимально необходимые пояснения.


    Ещё один очень важный момент: для наилучшего запоминания конспектировать нужно ручкой на бумаге. Работающие мышцы кистей рук задействуют обширные области головного мозга. Это создаёт между нейронами множество дополнительных связей и способствует прочному запоминанию информации.

    Реферирование

    На основе нескольких проработанных источников пишется реферат: в нём вся найденная информация по изучаемому вопросу сводится воедино.

    Это сложная работа. При составлении конспекта мы просто сокращаем текст: выбрасываем пояснения, повторы, устаревшую или неактуальную информацию. В реферате мы сводим вместе мысли и формулировки разных авторов, добавляем определения из словарей и т.п. Одним словом, реферат — это синтез.

    Во время такой многоплановой работы над текстом он перечитывается много раз в различном темпе и с разными акцентами. Поневоле он впечатается в память.

    Это глобальное правило — гораздо продуктивнее три раза бегло прочесть текст «по диагонали», чем один раз не спеша, тщательно, вникая в каждое слово.

    Ещё несколько важных нюансов

    Дружите со словарями. Каждое слово должно быть понятно. Значение нового или незнакомого термина необходимо немедленно выяснять. Словари и энциклопедии должны быть на расстоянии вытянутой руки.


    Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям и смыслу - от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг - это кинокамера, снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.

    1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы будут живыми иллюстрациями представлямых ими идей.

    2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

    3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

    4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что наиболе эффективно.)

    Эффективное чтение

    Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т.д.

    Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

    Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

    Стратегия эффективного чтения

    Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель - «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».

    Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забыванию, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в ходе чтения надо: бегло просматривать текст, задавать упомянутые вопросы, делать пометки, пересказывать прочитанное, повторно просматривать текст.

    Технология запоминания

    Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как. можно сильнее - для большей концентрации внимания. Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

    Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

    Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

    Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

    Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

    Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

    И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

    При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, - тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

    Многие люди, читая очередную книгу, видят только поверхность произведения, а самое важное, что хотел донести автор, оставляют незамеченным. В скрытом смысле и разнообразных символах скрываются настоящая красота и ценность романа. Если вы увлекаетесь чтением, то это похвально и хорошо. Но делать это правильно – еще лучше. Ознакомьтесь с советами, представленными ниже, и у вас все получится. Уже через несколько недель вы будете настоящим мастером, так как научиться правильно читать книги не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

    Прежде чем перейти к советам, как научиться чтению, нужно уделить немного внимания способам это делать. Их выделено 4 вида. Все они были описаны М. Адлером в 1940 году в его научно-исследовательском труде. Он выделил следующие способы:

    1. Элементарный.
      Простейший способ, подразумевающий использование тех навыков, которые приобретаются на школьных уроках. С его помощью человек просто читает текст, понимает смысл, прослеживает определенный сюжет.
    2. Инспекционный.
      Такой способ еще называют «поперек листа». Следуя ему, читатель сначала смотрит в начало листа, а потом переходит к концу, при этом быстро старается «вырвать» главные моменты, поняв смысл. Такой вариант крайне полезен и часто используется в условиях нехватки времени при работе с большим количество материала учебного или рабочего характера.
    3. Аналитический.
      При аналитическом способе необходимо погружаться в текст, отчего получается действительно эффективное чтение книг. Медленное внимательное продвижение по странице, отдельные письменные заметки, поиск объяснения непонятых слов, использование ссылок автора – это главные составляющие аналитического способа. Его целью становится стопроцентное понимание прочитанного с полным усвоением всех авторских мыслей.
    4. Исследовательский.
      Популярный среди писателей и работников творческой или научной сферы способ. Он требует чтения сразу нескольких книг одной темы для подтверждения или опровержения каких-либо теорий. Этот вариант плохо подходит для художественной литературы, если рассматривать ее в плане получения удовольствия, а не работы.

    Для обычного человека, желающего найти ответ на вопрос о том, как эффективно читать книги, наиболее выгодными будут 2 или 3 способ. Они позволят получить как удовольствие, так и усвоить важную информацию. Однако рассматривать их подробно нет смысла, так как нужно правильно читать в целом, а не загонять себя в рамки одного способа. Перейдем к советам.

    Имейте цель

    Никогда не читайте без цели, как это делает большинство людей. Не нужно пытаться забить свободное время поверхностным чтением, надеясь на получение туманной пользы. Старайтесь сначала ставить цель, чтобы решить определенную проблему или найти ответ на вопрос. Если дело касается научной литературы, то заранее решите, что именно нужно в ней узнать.

    Перечитывайте

    Нет никаких гарантий, что после первого чтения будет усвоен весь текст. Часто случается такое, что при втором или третьем чтении люди открывают для себя новые частички сюжета, а у романа прорисовывается совершенно иной смысл. Особенно актуален этот совет для работы с научными работами, пусть даже в виде популяризированной литературы. Не бойтесь тренироваться и повторять, иначе как еще научиться чему-то, если не прорабатывать материал.

    Пробуйте разные способы чтения

    Способы, описанные в начале статьи, появились там не просто так. Несмотря на большое количество советов, которые научат, как правильно читать книги, следует использовать описанные способы. Как было сказано выше, эффективны для среднестатистического человека инспекционный или аналитический. Попробовав каждый из них, нужно выбрать один, постараться отточить его, а потом повторить со вторым. Можно чередовать или даже применять на одном романе, что очень эффективно.

    Берите сразу несколько книг

    Этот совет затрагивает только тот случай, когда необходимо работать с серьезной литературой, не относящейся к художественной. Например, при изучении традиций страны. Нужно использовать много книг, чтобы получить полное представление об изучаемом вопросе, исключить риск получения ложной или неправильно истолкованной информации. Также не забывайте сравнивать прочитанное с уже имеющимися знаниями. А если работа представлена в нескольких частях, то читать их следует строго в хронологическом порядке.

    Ищите информацию

    Если в процессе чтения вы столкнулись с необычным словом, описанием интересного события или предмета, то не следует пропускать это, так как надо читать с пониманием. Воспользуйтесь современными технологиями и найдите необходимую информацию. Во-первых, это расширит ваши знания. Во-вторых, позволит намного лучше понять читаемое.

    Делайте заметки

    Всегда держите при себе карандаш, а также несколько маленьких закладок или блокнот. Важно выделять значимые моменты, чтобы потом можно было кратко просмотреть их и вспомнить или увидеть то, что раньше казалось скрытым. Особенно, это касается учебной или рабочей литературы, так как научиться чему-то серьезному без заметок не удастся никогда. В процессе знакомства с художественным произведением можно также делать записи в блокнот о своих мыслях по поводу дальнейшего развития сюжета.

    Сосредоточьтесь

    Некоторые люди читают даже 5 часов в день, но при этом постоянно теряют фокус, уходя в себя, у них появляются отстраненные мысли. Так как нужно правильно читать, чтобы не терять время впустую, таких моментов быть в вашей жизни не должно. Постарайтесь не отвлекаться и проникнуться произведением. Если при всех усилиях сосредоточиться, уютной обстановке, хорошем самочувствии такая проблема остается, то это говорит об отсутствии цели, о которой упоминалось в первом совете. Попробуйте спросить себя: «Зачем я этим занимаюсь?».

    Читатель порой ищет соответствия и невольно сопоставляет окружение в романе реальному миру. Сравнивая, он отдаляется от цели. Придерживайтесь взгляда героя, ищите правильную точку, с которой будет идти весь процесс знакомства с романом. Это позволит оказаться в описываемом мире, что сыграет вам на руку.

    Помните о подтексте

    Современные читатели действительно не знают, как правильно читать книги. Доказательством является факт, что большинство воспринимают романы и все описываемое в них буквально. Важно всегда помнить о подтексте, оставленным автором. Это может перевернуть преставление о сюжете, а также откроет новые грани и скрытый смысл, не замеченный ранее.

    Подтекст бывает скрыт в следующем:

    • погода, время года – погодные условия часто выражают чувства героев, а времена года могут иметь огромный символ цели написания романа или частично выражать скрытый смысл;
    • действия героев – автор может таким образом показывать настоящий мир, проводя параллель, к примеру, с политикой;
    • насилие – во многих произведениях несет общественный или культурный смысл;
    • география – она может выступать в своеобразной роли, раскрывая целую отдельную тему, обозначая символ, или показывать влияние окружения на персонажей;
    • спасение героя – многие авторы показывают перерождение героя или резкое изменение его взглядов путем спасения от смерти, например, падение в реку и спасение, а иногда героя убивают, что тоже говорит о многом;
    • клеймо персонажей – физическими недостатками могут выражать символы людских нравственных или психологических проблем.

    Всегда пытайтесь увидеть подтекст.

    Уберите сюжет на второй план

    Все известные писатели пишут не ради развлечения читателей, а для донесения какой-либо мысли. Сюжет здесь играет далеко не главную роль – он выступает, как средство, а не самоцель. Именно поэтому некоторые произведения вообще не имеют внятного сюжета, но содержат много полезных мыслей. То же касается героев – они являются средством выражения мысли. Читайте для понимания мысли автора, а не знания сюжета. Это важнейший момент в вопросе того, как научиться правильному чтению.

    Ознакомьтесь с книгой заранее

    Задаваясь вопросом о том, как читать эффективно, начните это делать уже с обложки. Перед первым прочтением постарайтесь максимально близко познакомиться с книгой. Попробуйте вникнуть в название, не скрыто ли в нем что-то важное. Изучите обложку, т.к. изображения могут многое сказать о смысле романа. Обратите внимание на названия глав, прочтите первые страницы – это поможет не только определить, насколько сложно и интересно написан текст, но также узнать о самом главном посыле автора. О нем (об авторе), тоже следует немного почитать, если есть такая возможность, ознакомиться с другими работами. Не будет лишним прочтение нескольких отзывов о произведении.

    Подводите итоги, анализируйте

    После прочтения дайте себе немного времени, чтобы прочитанное уложилось по полочкам в голове. Затем составьте своеобразный отчет, в котором будет описано самое важное:

    • О чем вы прочитали?
    • Что произошло? Каковы причины?
    • Поучительны ли и интересны описанные события?
    • Согласны ли вы с автором?
    • Какие выводы можно сделать?

    Такой подход позволит получить максимум от книги, что и является целью того, как научиться наиболее эффективному чтению. Дополнительно можно писать свои личные рецензии на прочитанное или обсуждать все с друзьями.

    Бросайте неподходящую литературу

    Не нужно пытаться через силу осилить плохую литературу, думая, как бы научиться и прочитать ее с большей эффективностью. Строго отсеивайте бесполезные произведения, которые не можете осилить. Они не подарят чувства удовольствия, не помогут развитию эффективности, а оттолкнут вас назад.

    Выделяйте больше времени

    Учиться нужно регулярно, а не раз в месяц – это вы, скорее всего, и так знали. Обучение эффективности читательских способностей не является исключением. Нужно выделять достаточное количество времени хотя бы раз в пару дней. Будет достаточно и одного часа, но при условии правильного подхода и использования советов.

    Смешивайте жанры

    Имея жанровых фаворитов, не стоит углубляться исключительно в их представителей. Перенасыщение любым жанром не приносит пользы, тем более, если есть желание добиться такой цели, как научиться читать с эффективностью. Меняйте жанры, переходя от одного к другому, с каждым романом. Это не только ускорит обучение, но и расширит кругозор.

    Резюме

    Навыки эффективного чтения –полезная вещь для человека, научиться которой обязан каждый, кто хочет получить пользу из книг и добиться успеха. Если следовать описанным советам, то результат придет уже через несколько недель тренировок. Главное, не забывать о регулярности и качестве.