Организация социального партнерства в образовании. Социальное партнерство в сфере образования - виды, задачи. Виды социального партнерства в сфере образования


Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: слушательница курса

«Социально- педагогическое партнерство

В решение актуальных задач воспитания»

Месяц Юлия Васильевна

Куратор курса: доцент кафедры

социально-педагогического

Образования АППО

Г. Санкт- Петербурга

Степихова Валентина Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Цель социального партнёрства

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Основные задачи социального партнёрства:

Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
- Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
- Формирование активной жизненной позиции школьника;
- Социализация личности.

Принципы социального партнёрства:

Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
- Доверие;
- Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
- Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Взаимная заинтересованность сторон;
- Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
- Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

Реализация непрерывности образования.
- Совместная (коллективная) деятельность.
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
- Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
- Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

Первый этап - Знакомство.
- Второй этап - Совместная деятельность.
- Третий этап - Партнёрство.

Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

Развитие попечительской деятельности;

Развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

Расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб.)

В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района (тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе!!!

Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.


Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    - оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    - реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    - определение функций, подлежащих оценке;
    - определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

  • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
  • "В мире прекрасного" (изобразительная деятельность);
  • Мастерская здорового образа жизни;
  • Клуб исследователь.

Творческие мастерские на базе СОШ №93:

  • Мастерская художественного слова;
  • Интеллектуальный клуб;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Детские газеты "Школяр" и "Школьный вестник".

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
  • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Основными видами деятельности являются:

  • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
  • совместные конкурсы исследовательских работ;
  • система внеурочных мероприятий;
  • организация летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.

3. Метод работы с педагогическими кадрами

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Первое направление педагогического "всеобуча" - проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Второе направление педагогического "всеобуча" - научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

Первый - "Методический калейдоскоп". В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают "образовательный маршрут", объединяются в группы единомышленников.

Второй этап - обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

ЧТО РЕАЛИЗОВАНО:

№ п/п Содержание деятельности
1. Семинар-практикум "Методология и методика педагогического исследования".
2. Семинар-практикум "Гуманистическая педагогика: сущность, опыт, результаты".
3. Мастер-класс "Организация профильного обучения и внедрение ИКТ".
4. Выступление на семинаре директоров школ по теме эксперимента.
5. Семинар учителей-естественников "Организация научно-исследовательских экспедиций школьников".
6. Семинар "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовательном процессе".
7. Мастер-класс "Модернизированная модель единой научно-методической службы школ".
8. Семинар-практикум "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании".
9. Приказ об организации совместной работы НОУ:
Научно-исследовательская работа по направлениям.
Научно-практическая конференция.
10. Совместная работа над программами "Одаренные дети" и "Здоровье".
11. Проведена научно-исследовательская экспедиция школьников на озеро Чаны.
12. Систематическое проведение диагностической работы по выявлению одаренных детей и организации дальнейшей работы с ними
13. Участие в районных педчтениях, семинарах, конференциях по теме эксперимента.
14. Работа единого ресурсного центра для учащихся и учителей естественных наук, филологии, математики и информатики.
15. Работа временных творческих проблемных групп.
16. Мероприятия по совершенствованию систем профильного и дистанционного обучения школьников.
17. Участие в телекоммуникационных проектах и конкурсах.
19. Участие в конкурсах социально значимых проектов.
20. Создание банка данных одаренных детей, образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлениям, повышения квалификации педагогов.
Систематизация и обобщение опыта работы по эксперименту: фильмы, методические пособия, мультимедийные презентации, публикации в образовательных СМИ, размещение информации на сайтах школ, буклеты.
Этапы реализации программы эксперимента
Этап I - 2006 - 2007 годы Этап II - 2007 - 2008 годы
задачи результаты задачи результаты
1. Создание нормативной базы ЛПИ.

2. Изучение, разработка и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей в рамках ЛПИ.

Создание системы целенаправленного выявления, отбора и развития одаренных детей.

3.Обобщение и распространение опыта работы через систему семинаров, районных и региональных научно-практических конференций.

4. Организация выездной летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции на озеро Чаны.

1. Внесение изменений в локальные акты школ.

2. Создание системы постоянно действующего педагогического "всеобуча" - научно-практического семинара для учителей по направлениям:
- организация исследовательской деятельности (МОУ Новочановская СОШ);
- организация профильного обучения и внедрение ИКТ (МОУ СОШ №93).

3. Создание банка инновационных технологий и опубликование материалов в образовательных СМИ.

4.Укрепление здоровья учащихся. Совершенствование исследовательских навыков учащихся при изучении экологических систем.

1. Развитие исследовательских навыков, коммуникативных способностей и повышение уровня самореализации учащихся.

2. Мониторинг различных направлений работы с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции.

3. Повышение уровня квалификации учителей через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.

4. Эффективное использование учебно-методической и материально-технической базы в образовательном процессе.

5.Развитие системы обобщения и распространения опыта через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ.

Регулярное проведение совместных интеллектуально-творческих мероприятий разной направленности.

Систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов.

Создание единой структуры научно-методической службы школ, позволяющей эффективно разрабатывать и внедрять инновации.

Создание единого ресурсного центра для использования учащимися и учителями:
- в области естественных наук (Новочановская СОШ);
- в области филологии, математики и информатики (СОШ №93).

5. Анализ и корректировка программы эксперимента. Разработка программы эксперимента до 2010 года.

(Из опыта работы педагогического коллектива МОУ «Школа №3 г.Докучаевска»)

Непреложным является тот факт, что именно образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения, залогом успешного развития любого государства, абсолютным олицетворением известной пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Однако в последнее время все более настойчиво звучат рациональные и взвешенные аргументы в пользу того, что школа не является единственным субъектом осуществления учебно-воспитательной миссии. В свете задач, определяемых доктриной развития образования, а также ввиду модернизации современного образования, возникает естественная необходимость в обеспечении открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны семьи, общества, государства и, более того, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии. Нелишним будет напомнить, что школа никогда и не претендовала на абсолютную монополию в области оказания образовательных и воспитательных услуг и, так называемые, «шефские отношения», столь популярные в 70-80 годах прошлого века являются тому абсолютным подтверждением. Наряду с положительными результатами, а именно: оказание материальной и иной помощи в осуществлении ремонта школы, закупке учебной литературы и дидактических материалов, обеспечение питания и оздоровления детей, шефские отношения носили лишь эпизодический, бессистемный характер и не базировались на диалогическом отношении субъектов и, как следствие, не обеспечивали перманентное единство, гармонизацию взаимоотношений и выработку совместной стратегии единых действий. Говоря иными словами, происходило своего рода манипулирование, когда либо одна из сторон неосознанно выполняла действия, необходимые другой стороне, либо одна из сторон использовалась лишь как элемент поднятия статуса деятельности без ее осознанного включения и вовлечения в образовательно-воспитательный процесс. Срабатывал так называемый уровень подчиненного включения , который предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Такое однобокое, а иногда лишь символическое участие в жизни школы, конечно же, не имело ничего общего с предметом нашего сегодняшнего разговора, но именно оно послужило зародышем тому, что сейчас и принято называть социальным партнерством в области образования. И именно социальное партнерство, исключая подчиненное включение соучастников процесса образования и воспитания, предлагает иные виды включений , более конструктивные, позволяющие чувствовать себя не просто вовлеченным, а сопричастным образовательной системе, видеть результаты своего соучастия, проявлять искреннюю заинтересованность в обсуждении и решении проблем развития образования.

В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер деятельности общества, где он трактуется как механизм урегулирования взаимоотношений между государством, различными социальными группами. Социально-педагогическое партнерство – это объединение совместных усилий лиц или образовательных учреждений для достижения общих целей; упорядочивание координационного взаимодействия систем образования и социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, с целью внедрения общенациональных, общегосударственных аспектов образования и воспитания, на основе которых представители разных субъектов собственности, групп населения, организаций и учреждений достигают желаемого консенсуса, организовывают совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике. И основывается эта совместная деятельность на:

*согласованном включении , строящемся с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей ее разработкой и возможной корректировкой;

*инициирующем включении , отличающемся высокой активностью одной стороны, при консультативной и координирующей деятельности другой стороны;

*самостоятельном обоюдном включении , где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной при двусторонней поддержке идеи, ее разработке и реализации совместными усилиями, а также обоюдной ответственности за успешность достигаемого результата.

Выбор уровня включенности в осуществление совместной деятельности определяется и ситуацией, и результатами, которых стремятся достичь стороны, именуемые социальными партнерами.

Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества. Однако социальное партнерство не должно предполагать прямого копирования зарубежного опыта. Он далеко не универсален и при его даже частичном применении требуется более глубокий социально и историко-сравнительный анализ. А посему нужно согласиться с тем, что социальное партнерство в нашей стране должно исходить из реалий и потребностей нашей с вами жизни. Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - в качестве совместного развития системы ценностей, преобладающих в нашем социуме и являющихся критерием оценки уровня образования и воспитания человека.

Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Но ведь термин "партнерство" понимается очень широко и наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Современный подход к вопросу партнерства в образовании показывает, что развитие образования - забота не только государства в целом и учебного заведения в частности. Государство в лице министерства и региональных отделов образования отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в и предоставление системе образования необходимых ресурсов и поэтому, ввиду очевидных причин, не может охватить всю сложность задач, потребностей и условий конкретных сообществ. К тому же, школа – живое образование, имеющее непрерывную динамику и склонность к изменению и именно поэтому допускается вариативность форм осуществления социального партнерства. Образованию, как одному из социальных институтов, всегда были присущи тесные взаимосвязи и их взаимообусловленность со всеми основными сферами социума – экономикой, социальной структурой, политикой и культурой. Это и есть те четыре основополагающих камня, на которые может опираться школа в осуществлении своего главного предназначения – образовывать и воспитывать. И именно от взаимодействия этих четырех субъектов сотрудничества и зависит, удастся ли всей системе образования в целом и каждому образовательному учреждению в частности выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики шефских отношений. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что социальная зрелость общества и локальных сообществ является предпосылкой и индикатором возможности и даже необходимости социального партнерства в образовании. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия и конкретные действия всего общества, а не только одного из его составляющих. Безусловно, необходимо предварительно произвести мониторинг ситуации в том или ином конкретном городе или населенном пункте с целью выяснения наличия почвы для взаимовыгодного сотрудничества, т. е. партнерства между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами. Необходимо досконально изучить и проработать вопрос: какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот, какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства, каких взаимовыгодных результатов можно добиться в случае успешного партнерства.

Каким же образом партнерство в образовании помогает улучшить сам процесс обучения школьников, каких результатов помогает добиться, каких ошибок помогает избежать, чем способно обогатить рутинный образовательный процесс, имеет ли право на жизнь, вообще и какова конечная цель этого непростого и весьма трудоемкого дела?

Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, не экономя при этом ресурсы самой школы, а обогащая их. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

  • а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
  • б) готовность к такому сотрудничеству школы;
  • в) потребность школы;
  • г) инициатива школы;
  • д) инициатива негосударственного сектора.

Наличие всех вышеназванных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы школы на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования в школе и будет способствовать взращиванию в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольности. Уже сегодня социальное партнерство создает на местном уровне реальные структуры гражданского общества, пытаясь гарантировать их стабильное развитие.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

- открытость и сотрудничество ;

- упор на развитие, общение и обмен идеями;

- разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;

- возможность реализации рациональных идей для местных жителей;

- учреждение общественно-активных школ;

- выявление желания местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;

- предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей;

- сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Гарантией успешного сотрудничества образовательных учреждений выступает большое количество факторов. Но наиболее важными является развитие культуры благотворительности, сформированная стратегия организаций, вступающих в сотрудничество, близость к нуждающимся, профессионализм в оказываемых услугах, степень развития организационной культуры партнера, гуманитарная составляющая человеческого фактора партнера, система контроля, сложившаяся система финансирования и философия ее развития, информационное обеспечение, регулирование организации, механизм саморазвития партнерской организации.

Модели социального партнерства в образовании и организационные формы партнерства, имеющие "прописку" в Докучаевской общеобразовательной школе №3, этапы реализации модели социального партнерства дают право заявлять о сложившейся специфике взаимоотношений, устоявшихся технологиях и оценивать слагаемые успеха в этом новом для развивающегося гражданского общества деле. Да, социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Но современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность , толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений .

Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адекватно адаптироваться к условиям современного общества, его социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь, ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека , становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни. Неслучайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также родителями.

На сегодняшний день в Докучаевской ОШ №3 сложилась определённая система работы по социальному партнёрству, способствующая созданию для учащихся «социальной ситуации развития». Школа является открытой социально-педагогической системой, тесно взаимодействующей со всеми типами образовательных учреждений города, республики, общественными организациями, семьями обучающихся. Рынок дополнительных образовательных услуг в нашем городе достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают кружки Дома Культуры, детские музыкальная и спортивная школы, Дом детского и юношеского творчества, частные формы дополнительного образования детей. Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разно уровневое образование, а при умелом вовлечении в партнерство оказывают неоценимую помощь школе. В настоящее время педагогический коллектив нашей школы сотрудничает более чем с двадцатью различными организациями нашего города. Привлечение общественности к партнерству в области образования – задача, выполнение которой поможет создать качественно новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития образования союзом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики. Мы ищем возможности для привлечения социальных партнеров, обладающих ресурсами для организации совместной деятельности школы как ресурсного центра.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Между социальными группами системы образования:

Детский сад;

Другие школы города;

Учреждения дополнительного образования:

Музыкальная школа,

Спортивная школа,

ДДЮТ,

Горный и торговый техникумы;

Внутришкольные связи на уровне межпредметных интегрированных отношений;

Между социальными группами вне системы образования:

Библиотека;

Музей;

Дворец культуры;


- благочиние;

Местные интернет ресурсы;

Полиция;

Станция пожарной охраны;

Медицинские учреждения;

Общественные организации;

Со многими из вышеперечисленных организаций уже существуют давние партнёрские отношения, строящиеся на договорной основе. К некоторым из них мы еще только прокладываем тропинку в области взаимосотрудничества и партнерства. И,поскольку, выгода от совместных скоординированных действий как школы,так и всех субъектов социума, очевидна – все проще удается наладить контакты с теми, кто реально заинтересован в многогранности процесса обучения, в его многовекторности и глубинности.

Социальное партнёрство в Докучаевской общеобразовательной школе №3 осуществляется по нескольким направлениям:

1.Социально – педагогическое направление:

Родители;

Детские сады;

ДДЮТ;

Учреждения дополнительного образования;

2. Гражданско – патриотическое направление:

Библиотека;

Совет ветеранов;

Краеведческий музей;

Общество ветеранов – афганцев;

Союз ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

Казаки.

3.Духовное направление:

Благочиние;

Воскресная школа;

4. Физкультурно – оздоровительное направление:

ДЮСШ;

Тренажерные залы;

4. Профилактическое направление:

Социальные службы по работе с молодежью;

Местные интернет ресурсы;

Полиция;

5. Профориентационное:

Горный и торговый техникумы;

Городской центр занятости;

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-техникум (ВУЗ)), Докучаевская общеобразовательная школа №3 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, техникумами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования. Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Социальные партнеры должны совместно принимать активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования. Работать не только с учащимися выпускных классов, которые в большинстве своем уже определились с выбором, но и среди учащихся младших классов посредством организаций и проведения бесед с лучшими рабочими, экскурсий по предприятиям, проведением дней открытых дверей в учебных профессиональных заведениях.

Рассмотрим несколько направлений современного партнерства в области образования.

Социально – педагогическое направление:

Родители – главные социальные партнёры школы.

Большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, опора воспитательный потенциал семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии на места работы родителей невозможна без активной помощи родителей. Гражданскую же пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, добровольную общественную работу, благотворительность. Мы стараемся сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! И поэтому педагогический коллектив нашей школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они ни были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это и родительские собрания, которые проходят в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», и родительско -педагогические консилиумы; тренинги, дискуссии, «круглые столы». Родители дискутируют на родительских собраниях, участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.

Основные направления работы с родителями:

  • формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
  • организация родительского всеобуча;
  • взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
  • вовлечение в органы школьного самоуправления;
  • использование увлечений отдельных родителей для внеклассной работы с детьми;
  • проведение совместных мероприятий, праздников, походов, экскурсий, клубов выходного дня;

С целью активизации всех вышеперечисленных направлений работы с родителями в школе разработана и действует программа «Социальные партнёры: школа и семья», которая реализуется через:

* использование традиционных форм работы с семьёй, организацию совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных праздников и других форм совместных мероприятий: «За здоровьем – всей семьёй», «Бабушкин сундук», «Увлечение моей мамы», «Листая старый фотоальбом», « Песни моего детства», «Взрослые – детям» и другие;

* развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, города: «Моя родословная», «Праздник родовода», «Вклад моей семьи в историю города, страны», «Защитник Отечества в моей семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;

* создание в школьном музее семейных альбомов, однодневных выставок-экспозиций; составление репортажа об интересных семьях на местном интернет - ресурсе «Типичный Докучаевск» и сайте ОШ№3.

* вовлечение родителей в укреплении материально – технической базы школы: оборудование и ремонт учебных кабинетов, участие родителей в ремонте школы и участие в общешкольных субботниках.

Школа – детские дошкольные учреждения.

Давно сложилась система работы «школа - детский сад». Учителя начальной школы заранее знают, какие дети придут к ним в первый класс, так как по договору о совместной деятельности они посещают занятия подготовительной группы, родительские собрания. Воспитатели детского сада приглашаются в школу на педагогические консилиумы по вопросам готовности к процессу обучения, а также адаптации детей в школе, (чтобы увидеть, как их бывшие воспитанники чувствуют себя здесь). Такая система работы позволяет детям быстрее привыкнуть к смене привычной среды и деятельности, новым педагогам, помогает избежать сложного периода болезненной адаптации. Традиционными стали праздники, проводимые для воспитанников детского сада нашими учащимися: открытые уроки для малышей с целью ознакомления с уроком как таковым, новогодние ёлки, дни знакомства со школой и другие.

Школа – Дом Детского и Юношеского Творчества.

На протяжении многих лет школа сотрудничает с этим учреждением дополнительного внешкольного образования. Особенно ценно для нас то, что уже много лет на базе школы ведёт кружок «Кружевница» методист ДДЮТ Пыжова Наталья Андреевна. На своих занятиях она знакомит детей с азами моделирования одежды, занимается с ними вязанием крючком, изготовлением традиционных народных кукол. Её руками оформлены передвижные выставки уголка школьного музея.

Физкультурно – оздоровительное направление.

Школа – «ДЮСШ» СК «Доломит».

Спортивная школа предоставляет свою базу для проведения занятий учащихся. Многие учащиеся школы посещают секции, которые ведут тренеры – преподаватели ДЮСШ. Результаты этой работы учащиеся показывают, побеждая на разно уровневых соревнованиях. Однако, тренеры оказывают еще и неоценимую помощь школе и в деле формирования у школьников самодисциплины, а порой даже работы над школьными предметами и улучшения качества знаний.

Профилактическое направление.

Деятельность школы по этому направлению осуществляется путем взаимодействия с социальными службами по работе с молодежью, общественной организацией «Молодая Республика», а также полицией. Представители вышеперечисленных организаций – нередкие гости в нашей школе. Беседы, викторины, выступления агитбригад, совместные мероприятия помогают учителям в нелегком процессе формирования личности учащегося. В данном направлении осуществляется также социальное партнёрство по реализации дополнительного образования: представители общественного движения «Молодая Республика» предлагают детям заниматься различными видами общественной деятельности на условиях волонтерского движения, спортом, активным образом жизни.

Информационное направление.

Велика роль учреждения образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности. Педагоги, и обучающиеся нашей школы активно используют тематические полосы газеты «Докучаевские вести», сайты «Типичный Докучаевск», «ОШ №3». В качестве положительной тенденции можно отметить и то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о жизни школы, о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи ОШ №3 и привлекать новых партнеров к сотрудничеству.

Профориентационное направление.

Наша школа много лет сотрудничает с Докучаевским горным и торговым техникумами. Это образовательное партнерство мы понимаем как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения выпускниками профессии, делающими при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.

Можно бесконечно говорить о необходимости социального партнерства в современном образовании, значение его трудно переоценить. Очевидно одно: именно оно позволяет всех по-новому взглянуть на процесс образования, как на неотъемлемую составляющую всей жизни социума, каждый член которого в той или иной мере может повлиять на его течение, направленность и результативность. Сегодняшняя практика социального партнёрства наполняется новым содержанием: особое внимание уделяется использованию в работе с учащимися технологий поисковой, исследовательской деятельности учащихся, выстраивание социальной инфраструктуры школы, позволяющей создавать условия для включения учащихся в процесс разработки и реализации социальных проектов, взаимной пенетрации школьных предметов, полномасштабной интегрированности всех действий, производимых школьным учебным заведением. И, поскольку, все вышеперечисленные схемы партнерства являются все же, скорее, разовыми и бессистемными (так как работа со школьниками не является основным видом деятельности ни для полицейских, ни для медицинских работников, ни для представителей иных служб), осуществление современного партнерства в нашей школе мне хотелось бы продемонстрировать как раз на примере межпредметных связей, на совместных скоординированных действиях всех работников школы, на осуществлении такого партнерства посредством проведения интегрированных уроков. Исходя из своей педагогической специальности, собственного опыта и имеющихся образцов партнерства в обучении детей, я бы хотела остановиться все же на школьном предмете под названием «Английский Язык». Вашему вниманию представлены две презентации, основанные на теоретических знаниях и практическом опыте на тему «Современное партнерство в области образования (достижения и перспективы) и «Современное партнерство в обучении детей английскому языку».
Подготовила материал к участию в Виртуальной выставке-презентации «Современное образование в Донецкой Народной Республике 2016» - Писанец Н.Г., учитель английского языка МОУ «Школа №3 г.Докучаевска», учитель высшей квалификационной категории, старший учитель.


1

Глушанок Т.М.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы профессионального образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Обязательные требования к квалификации работников при лицензировании или сертификации;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы профессионального образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

  • Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
  • Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
  • Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы науч.- практ. конф. - Минск: б.и., 1997. - С.155-158.

2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

3. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. - М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

4. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М.: Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок Т.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Обывателям нередко свойственно мнение, что не так уж важен состав участников в управлении - лишь бы сам менеджер был волевым, а что касается ответственности, - то много ли найдется желающих разделить ее в «бедной » и не очень престижной системе образования? И, тем не менее, они находятся и действуют.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в зарубежной науке. Формулировки функций в нашей концепции носят системный характер, обладают операциональностью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциального управления .

Можно ли с позиции науки содействовать становлению социального партнерства в образовании, и каковы основные ориентиры анализа?

В современных развитых индустриальных странах организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования здесь давно никем не оспаривается.

В нашей литературе есть попытки анализа структур социального партнерства в образовании по странам ЕС (см., например, ). В частности, выделяются типы и модели социального партнерства, однако из их описания отнюдь не следует возможность прямой применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Такого рода информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется его более глубокий социальный и историко-сравнительный анализ. В обсуждении данной проблемы также редко учитывается зависимость наличных форм партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции.



Таким образом, нам предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубежных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. В свою очередь, большое разнообразие местных условий в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к типичным ситуациям региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер и бесспорно заслуживают особой поддержки.

Еще совсем недавно с позиции ультра реформаторского подхода предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений. Со второй половины 1990-х гг. в регионах страны создавались консультативные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. В среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию или экспансии оказались сильнее мотивов социальной ответственности. Между тем в системе профобразования в целом продолжались перекосы - дефицит в подготовке рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов в программах среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности .

Вместе с тем при поддержке международных центров на северо-западе России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» партнерства «снизу» - а локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной системы социального партнерства в сфере образования. Так что о достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

В западноевропейских странах организационные структуры социального партнерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов. Ключевую ответственность в таких структурах играет так называемое социальное государство, хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто неформальных (но оттого не менее влиятельных!) социально-идеологических структурах. Оно сопровождается процессами укрепления гражданского общества, корни которого - в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. Социальное партнерство в образовании развивается по мере нарастания социальной интеграции, прежде всего на национальном уровне.

Экономической предпосылкой усиления социальной интеграции многих европейских обществ оказывается специфическая функция государства. Речь идет о масштабном перераспределении общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования. Демократическое перераспределение финансовых ресурсов вовсе не означает, что в западноевропейских экономиках не существует сверхвысоких доходов топ-менеджеров или собственников, однако децильный коэффициент неравенства в развитых странах составляет 5. В России официально он равен 14, а по экспертным оценкам - 25 . При этом исследования говорят о глубоком экономическом расслоении российского населения, при котором большинство ощущает себя «низами» общества . Обстоятельством, которое отчасти смягчает экономическое расслоение и социальный раскол, является сравнительно высокий уровень квалификации (в т. ч. образовательной) в массе взрослого населения. Он позволяет надеяться на эффективное взаимодействие потенциальных внешних социальных партнеров с системой образования в будущем.

Пока же незрелость российских элит, их неготовность к устойчивому социальному партнерству проявляется в том, что они, по существу, не разделяют ответственности за развитие социума, а ориентированы лишь на собственное воспроизводство в экономической и политической жизни страны, даже за счет низкого уровня жизни основных слоев населения.

Столь же медленно развивается и другая составляющая социального партнерства - социальная организация гражданских, профессиональных и поселенческих групп. В случае с системой образования речь идет о слабом участии сообществ граждан в местном самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточных экономических и правовых ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойчивости отраслевых ассоциаций и объединений родителей учащихся. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки.

Обращение к зарубежному опыту полезно для идентификации действующих субъектов партнерства в сфере образования.

На ее низовом уровне в качестве акторов чаще всего выступают конкретные образовательные учреждения, местные предприятия, особые группы местного населения (этнические, религиозные, возрастные), а также специалисты разных государственных служб (социальной защиты, безопасности, здравоохранения, труда и занятости) и активисты общественных организаций. Здесь типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле оснащения или ремонта учебных помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образовательное учреждение, в котором бы не функционировал попечительский совет, объединяющий специалистов, активистов и представителей местных органов власти, лидеров бизнеса. Исследования показывают, что в распоряжении региональной и федеральной власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на систему образования. Их возможно сгруппировать в два главных направления влияния:

1. Использование институтов гражданского общества для регулирования системы образования (оптимизации ее стандартов и структуры) ради достижения ею социальных целей и удовлетворения специфических потребностей местных сообществ.
2. Обеспечение оптимального функционирования институтов гражданского общества в качестве самостоятельных и социально полезных участников системы партнерства.

В государственном влиянии на систему образования присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое» подразумевает наложение организационно-правовых ограничений, установление отраслевых норм и параметров оценивания, осуществление более или менее систематического контроля (проверок), задание определенных условий финансирования и т. п.

«Косвенное» регулирование предусматривает широкое использование институтов гражданского общества, точнее - опору на их заинтересованное отношение к системе образования.

Ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, - Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования .

Другой пример непрямого государственного, точнее, общественного регулирования образования - механизмы аккредитации, публичного оценивания. Программы, по которым действует образовательное учреждение, могут подвергаться внешней экспертизе, а учреждение в целом (ее персонал, оборудование, системы безопасности и т.п.) - аккредитации. Комиссии по аккредитации, как правило, включают представителей авторитетных негосударственных организаций, а не только ведомственных инспекторов разных уровней.

Показательно, что в ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала государственных (муниципальных) образовательных учреждений больше не устанавливаются национальным правительством. Они определяются в процессе переговоров между учительскими профсоюзами и ассоциациями школьных директоров (или попечительскими советами). Идя по такому пути, учительские профсоюзы приобретают более весомую роль в непрямом регулировании образования (условий оплаты персонала, прав работников и т. п.). Но одновременно они принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения общего качества системы образования (взаимный социальный контроль в трудовых коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе и др.).

Механизм финансирования - другой регулирующий инструмент, который может стимулировать образовательные учреждения адаптироваться к потребностям сообщества. В этот механизм нередко включены институты гражданского общества. Если профессиональные школы, к примеру, получают финансирование в зависимости от числа студентов, то в их интересах увеличение контингента. Именно поэтому они пытаются выглядеть привлекательными, уделяют внимание маркетингу.

Если профессиональная школа финансируется по показателям выпуска (например, когда объем фондов зависит преимущественно от «успешности» выпускников), то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства. Если же «успех » трактуется как нахождение выпускником рабочего места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное учреждение привлекать к участию в учебном процессе гражданские организации, локальные ассоциации работодателей. Анализ показывает, что их вовлечение в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ.

Другой инструмент, который может использовать государство, состоит в стимулировании определенных групп гражданского общества путем оказания им финансовой поддержки на цели сотрудничества со школой. Так, в процессе осуществления российско-нидерландского проекта сотрудничества в сфере общего и начального профессионального образования в Новгородской области на уровне муниципальных районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили школы, профессиональные лицеи, местные отделы занятости населения, ассоциации товаропроизводителей (или отраслевые организации) для совместного обсуждения проблем и потребностей некоторых профилей подготовки и релевантности их учебных планов/ программ. В некоторых случаях это привело к пересмотру прежних профилей школ и лицеев, к модернизации их учебных планов и программ.

В высшей школе - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограничивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или, скажем, содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необходимость стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог.

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социального партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2011гг.

2. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. - № 9. - С. 17-21.

3. Россия и страны мира / Статистический сборник.- М., Госкомстат России. - 2002.

4. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

5. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность

6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 8. См.:

8. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.

9. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-

10. См.: Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001; Пугач В. Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001;

11. Образование, которое мы можем потерять / Под ред. акад. В. А. Садовничего. - М., 2002;

12. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.

13. См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004.

14. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». - М., 2007.

15. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.