Мотивация и стимулирование трудовой деятельности презентация. Презентация "Разработка системы мотивации и стимулирования труда" – проект, доклад. Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

3 слайд

Описание слайда:

Процесс мотивации Потребности (недостаток) Побуждение (мотивы) Поведение (действие) Цель Оценка результата: 1.Полное удовлетворение 2.Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения

4 слайд

Описание слайда:

Существует два основных подхода (класса) теории мотивации содержательный и процессуальный

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи: неудовлетворенные потребности побуждают к действиям; если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

7 слайд

Описание слайда:

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу уважение Социальные потребности Безопасность и защищенность Физиологические потребности самореализация

8 слайд

Описание слайда:

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников

9 слайд

Описание слайда:

Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид МакКлелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху- желание принимать на себя личную ответственность в решении задач, выделиться среди других стремлению к власти- желание оказывать управляющее воздействие на события стремление к причастности (соучастию) - желание устанавливать связи с окружающими людьми, быть частью коллектива

10 слайд

Описание слайда:

При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Согласно теории МакКлелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

11 слайд

Описание слайда:

Теория двух факторов Фредерика Герцберга Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека Теорию представляют два фактора: условия труда и мотивирующие факторы. Факторы условий труда (гигиенические факторы): условия работы; политика фирмы; заработная плата; межличностные отношения в коллективе; степень непосредственного контроля за работой. Мотивирующие факторы (мотиваторы): успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможности творческого и делового роста. Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы.

12 слайд

Описание слайда:

Процессуальный подход определяет не только потребности, но и является также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: 1.теория ожидания Врума 2.теория справедливости Адамса 3.модель мотивации Портера - Лоулера

13 слайд

Описание слайда:

Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Теория ожидания базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: * руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; * сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; * сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; * сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

14 слайд

Описание слайда:

Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

15 слайд

Описание слайда:

Теория справедливости Адамса. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники. Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда Например один работает на новом оборудовании, а другой- на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или,например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.

16 слайд

Описание слайда:

Модель мотивации Портера- Лоулера Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться

17 слайд

Описание слайда:

В их работе фигурируют пять переменных: - затраченные усилия, - восприятие, - полученные результаты, - вознаграждение, - степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

18 слайд

Описание слайда:

Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.

Мотивация трудовой
деятельности
Н.Н. Шеленкова
Доцент кафедры
менеджмента

1
10.02.15

Модель управления человеческими ресурсами
Коммуникация
Мотивация
Вознаграждение
персонала
Реализация целей
организации
Производственное
поведение
Способность Потенциал
Оценка персонала
Развитие и подготовка
персонала
Подбор персонала

Цели освоения дисциплины
-
знакомство с основными теоретическими концепциями и
подходами к изучению трудовой мотивации персонала, видами и
формами стимулирования труда
-
сформировать представление об опыте разработки систем
мотивации и стимулирования труда в зарубежных и отечественных
организациях различного типа.
- познакомить с различными схемами мотивации и их влиянием на
выборы индивидом целенаправленного поведения индивида в
соответствии с требованиями организации.
3
10.02.15

В сфере управления персоналом под понятием
трудовая мотивация подразумевается:
Потребности и ожидания работника
Меры, которые компания применяет по
отношению к работнику для повышения
эффективности его труда
Вознаграждение, оплата труда работника
4
10.02.15

Основные понятия мотивации
1. Потребность - состояние человека, определяемое нуждой,
необходимостью в чем-либо.
2. Мотив – конкретный, осознанный вид внутреннего побуждения
работника к деятельности, актуальная потребность, которую он
пытается удовлетворить, работая на данном предприятии/ в компании.
Актуальные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу
человека.
3. Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.
Внутренние вознаграждения – достижение результата, содержание и
значимость работы, общение в процессе работы (дружба, взаимопомощь
и т.д.) Почему мне хочется это сделать?
Внешние вознаграждения - зарплата и дополнительные выплаты,
продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа,
похвалы и признание. При каком условии я это сделаю?
5
10.02.15

Основные понятия мотивации
Трудовая мотивация – процесс побуждения работника к эффективному
труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в
соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в
организации;
Мотиваторы - факторы, которые повышают эффективность работы
человека и (или) его удовлетворенность за счет того, что соответствует его
внутренним потребностям и мотивам, которые в настоящий момент частично или
полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.
6
10.02.15

Этапы процесса мотивации:
Возникновение потребности
Поиск путей обеспечения потребности
Определение целей (направлений) действия
Реализация действия
Получение вознаграждения за реализацию действия
Ликвидация потребности
7
10.02.15

Основные виды мотивации
Материальная
Повышение
оклада
Доплаты и
надбавки
Переменная
часть з\платы
8
Нематериальная
Вознаграждение
за заслуги,
имеющее
денежное
выражение, но
выдаваемое
работнику в не
денежной форме
Моральная
Организационная
Создание
организационной
Вознаграждения культуры,
, не имеющие
поддерживающей
денежного
мотивацию
выражения
сотрудника на
достижение целей
компании
10.02.15

Теории мотивации
Содержательные
(структурные) теории мотивации.
Основываются на идентификации
систем внутренних побуждений,
определяющих специфику трудового
поведения работников. Раскрывают
причины того или иного поведения
людей (идентификация внутренних
побуждений) и пытаются ответить на
вопрос «что?»
А. Маслоу
Д. Мак Клелланд
Ф. Герцберг
9
Процессуальные
теории мотивации
Теории, пытаются ответить на
вопрос «как?»
В. Врум
Л. Портер, Э. Лоулер
В.И.Герчиков
10.02.15


Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
V. Самореализация
(самовыражение)
IV. Эгоистические (самоуважение и
признание со стороны других людей)
III. Социальные (причастность, принадлежность к
группе\ коллективу)
II. Безопасность и уверенность в будущем
I . Физиологические
10
10.02.15

Задание:
Уровни потребностей
Вознаграждение
Организационные
формы
1. Физиологические
потребности
Пища, вода, воздух, секс
и т.д.
а)
б)
в)
2. Потребности в
безопасности
Безопасность,
стабильность, защита
а)
б)
в)
3. Социальные
потребности
Принадлежность к
группе, любовь,
привязанность
а)
б)
в)
4. Потребности в
уважении и признании
Самооценка,
самоуважение, статус,
престиж
а)
б)
в)
5. Потребности в
самовыражении
Рост, успех, творчество
а)
б)
в)
11
10.02.15

Применение теории А. Маслоу:
Знание теории потребностей требует от руководителя в
первую очередь определить, какой уровень иерархии
является для работника наиболее актуальным;
Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни
актуальных потребностей работников могут
различаться;
Данная теория помогает организации определить
последовательность мотивирования работников,
учитывать не только физиологические потребности, но и
потребности более высоких уровней;
Учет динамичности потребностей (мотивация,
сработавшая один раз не обязательно будет эффективно
работать все время)
12
10.02.15

Возможные факторы демотивации:
Нарушение договоренностей между руководителем и подчиненными
Неиспользование тех профессиональных навыков сотрудника, которые
он сам ценит
Игнорирование инициативы сотрудников
Отсутствие признания со стороны руководства
Отсутствие итоговых результатов (из-за особенностей корпоративной
культуры проекты застревают на этапе согласования, рассмотрения. В
данном случае сотрудник не может на это повлиять в силу внутренней
специфики организации
Отсутствие изменений в статусе сотрудника
Выполнение задач, которые не входят в круг непосредственных
обязанностей сотрудника
13
10.02.15

Последствия демотивации:
Высокая текучесть кадров
Высокий уровень конфликтов в коллективах
Низкий уровень исполнительской дисциплины
Некачественное выполнение обязанностей
Проблемы при создании согласованной команды
Низкий профессиональный уровень персонала
Безынициативность сотрудников
Неудовлетворенность персонала и др.
14
10.02.15

Содержательные теории мотивации
Теория потребностей Д. Мак Клелланда
Ос
Потребность в
Потребность в
Потребность во власти
Стремление человека
занимать лидерские
позиции и влиять на
работу и условия труда
других людей
достижениях
(цели, успеха)
Стремление к
достижению
наилучших
результатов в своей
профессии или в
порученном им деле.
причастности
(аффилиации)
Выраженная потребность
человека работать в
коллективе и получать
признание от своих
коллег
Особое значение в теории придается мотивации достижения.
Высокую мотивацию достижения обеспечивают:
Персональная ответственность за исполнение задания
Наличие обратной связи о результатах исполнения
Наличие выполнимой задачи, т.е. задачи достаточно сложной, но не
слишком
15
10.02.15

Содержательные теории мотивации
(двухфакторная модель
Ф.Герцберга)
Суть концепции: людям присущи два вида потребностей:
Потребность
избегать страдания
Потребность
психологического роста
В результате исследований была выявлена закономерность:
Удовлетворенность работой связана с выполнением
определенных заданий
(фактор содержания работы), возможностью карьерного роста и пр.
Неудовлетворенность работой (фактор контекста) – результат плохих
условий труда
16
10.02.15

Содержательные теории мотивации
Мотивационно-гигиеническая теория

Чтобы оградить работников от страданий
или неудовлетворенности,
должны быть созданы благоприятные условия труда!
Психологический
рост человека связан с удовлетворением
потребности в содержательной работе.
Мотивирующие факторы (связаны с
характером и сущностью работы,
повышающие производительность)
Гигиенические факторы (связаны с
окружающей средой и делающие
работу более привлекательной)
Рост и развитие
Оплата, связанная с результатами
труда
Признание и одобрение хорошо
выполненной работы
Признание в коллективе
Работа, заставляющая развивать свои
способности;
Сложная и трудная работа
Полномочия и ответственность
Обратная
связь
17
Вовлеченность в принятие решений и
Окружающая среда
Отсутствие большого напряжения и
стрессов
Отсутствие шума и загрязнения среды
Достаточное количество инф-ции о
том, что происходит в организации
Гибкое рабочее время
Справедливое распределение объемов
работ и т.п.
10.02.15

Содержательные теории мотивации
Мотивационно-гигиеническая теория
(двухфакторная модель Ф.Герцберга)
Выводы:
Для того, чтобы мотивировать персонал, руководитель должен
обеспечить наличие гигиенических и определить основные
мотивирующие факторы;
Задача руководителя:
сохранить увлеченность, стремление сотрудника к достижениям
вовремя заметить и предпринять определенные шаги, если
появится негативная динамика
18
10.02.15


Теория X и теория Y
Теория ожидания (Виктор Врум, 1964г.)
Руководитель должен знать три вещи, связанные с эффективностью
деятельности отдельных людей и организации в целом:
Человек верит, что от его усилий зависят полученные результаты;
Человек верит, что вознаграждение будет соответствовать
полученным результатам;
Для человека вознаграждение должно быть значимым
Если один из этих пунктов нарушается, эффективность
деятельности работника снижается. Обобщенно эти положения
могут быть представлены в следующем виде:
Усилие
19
Исполнение
Награда
Потребность в
исполнении
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Теория X и теория Y
Модель мотивации описывается формулой:
Мотивация = О(У – Р) х О(Р – В) х Т, где
О (У – Р) – ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты;
О (Р – В) – ожидание того, что результаты повлекут за собой
определенное вознаграждение;
Т–валентность – ожидаемая ценность вознаграждения
(привлекательность – непривлекательность).
Мотивация будет равна нулю, если:
работник не может справиться с заданием (не умеет, не знает, не
обладает необходимыми физическими и психологическими
характеристиками);
достижение результата не предполагает вознаграждения или оно
не представляет никакой ценности для работника.
20
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Теория справедливости
Теория развита в работах американских и западноевропейских
экономистов, психологов и специалистов по управленческому
консультированию (Д. Кюн, Дж. Слокум, Р. Чейз, Дж. Шустер, Б. Кларк
и др.).
В основе теории – соотнесение вознаграждения, получаемого
работником, с затратами его труда и вознаграждениями других
работников, выполняющих аналогичную работу (как в данной
организации, так и в сравнимых секторах рынка).
_
В отличие от модели В. Врума в ней подчеркивается, что ценность
вознаграждения для любого работника имеет относительный
характер и зависит не только от сложившегося у него стандарта
потребления и уровня цен на потребительском рынке, но и от цен на
профессиональном рынке труда и установившегося в данной
организации уровня оплаты
21
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Модель Л. Портера – Э. Лоулера
Модель объединяет теорию ожиданий и теорию справедливости.
Исходные положения:
Высокая трудовая мотивация работника побуждает его лучшим
образом применять свои способности и предпринимать максимум
усилий для выполнения своей работы;
Уровень трудовой мотивации находится в прямой зависимости
от удовлетворенности работника;
Удовлетворенность определяется тем, насколько справедливо, с
токи зрения работника, вознаграждение, получаемое им за свой
труд.
При оценке своей трудовой ситуации работник учитывает как
соотношение полученного им вознаграждения с достигнутыми
результатами, так и прочие факторы, рассматриваемые в рамках
теории.
22
10.02.15

Герчиков Владимир Исакович (1938-2007)
Профессор, д.соц.н., автор свыше 230 научных работ, в том числе 14 на англ.
языке.
Один из основателей отечественной промышленной социологии и отечественной
научно-практической школы управления персоналом.
Основные разработки: типологическая модель трудовой мотивации и тест
Motype, методика измерения социологических шкал количественных признаков,
в том числе заработной платы, типология миссий российских компаний и др.
1968-1971 Институт экономики СО АН СССР.
1971-1981 Отраслевой Центр НОТиУ при Пермском телефонном заводе
(филиал).
1982-2001 Институт экономики СО РАН, Новосибирский гос. университет,
факультет экономической кибернетики и кафедра общей социологии (после
открытия в 1989г. отделения социологии).
2001-2007 Госуниверситет «Высшая школа экономики», факультет менеджмента,
кафедра управления человеческими ресурсами.
23
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Мотивация и трудовое поведение: базовая модель В.И. Герчикова
Основные постулаты:
Работники
принципиально различаются преобладанием у
них мотивации достижения или мотивации избегания.
Любая
организация заинтересована получить от каждого
работника максимальную эффективность трудовой
деятельности и не вызвать у него деструктивного трудового
поведения.
24
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Базовая модель трудовой мотивации
Активное, конструктивное
трудовое поведение
II
I
Мотивация избегания
Мотивация достижения
III
IV
Пассивное, деструктивное
трудовое поведение
25
10.02.15

Процессуальные теории мотивации

Квадрат I

работника с развитой мотивацией достижений пропорционален
степени удовлетворения его мотивационных ожиданий и ограничен
только «естественными» пределами – максимально возможной
эффективностью для данных организационно-технологических
условий.
26
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Особенности связи мотивации и трудового поведения:
Квадрат II
Рост организационной эффективности трудовой деятельности
работника с мотивацией избегания принципиально ограничен:
заданием (нормативной величиной), возможностью руководителя
доказать вину работника в случае невыполнения здания; высокой
вероятностью, что при регулярном выполнении оно будет увеличено.
27
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Особенности связи мотивации и трудового поведения:
Квадрат III
Уровень деструктивных реакций работника с мотивацией избегания
также ограничен и сводится, чаще всего, к пассивному трудовому
поведению и «работе по правилам» (сплошная линия). Однако, если в
группе появляется сильный лидер, вступающий в конфликт с
руководством организации (обычно это кто-то из высших
руководителей или высокопоставленных сотрудников с
неудовлетворенной сильной мотивацией достижений, чаще всего
денежной), он способен довести работников с избегательной
мотивацией до крайних форм деструктивного поведения вплоть до
полного разрушения организации (пунктирная линия)
28
10.02.15

Процессуальные теории мотивации
Особенности связи мотивации и трудового поведения:
Квадрат IV
Если организационные условия работы и система стимулирования
идут вразрез с мотивационными ожиданиями работника,
способствующими достижению поставленных целей, велика
вероятность получения от него деструктивного трудового поведения в
достаточно резких формах. Однако до разрушения организации дело
не дойдет.
29
10.02.15

Типы трудовой мотивации
Инструментальный

Максимизация цены – величина заработка и других благ, получаемых в
качестве вознаграждения за труд;
Возможность «заработать» получаемые деньги (достаточно точно
рассчитанную ожидаемую работником сумму), а не получить их в качестве
спонтанной прибавки благодаря щедрости руководителя;
Развитое социальное достоинство
___________________________________________________
Пример:
Работник с инструментальным типом мотивации, скорее, позитивно отнесется к
предложению поработать в худших условиях: для него это послужит основанием потребовать
увеличения заработка как доплаты за неблагоприятные условия труда
30
10.02.15

Типы трудовой мотивации
Профессиональный
Для работника этого типа важны:
Разнообразие,
увлекательность, творческий характер работы;
Возможность проявить себя и доказать, что он может справиться с
трудным заданием, которое не каждому по силам;
Профессиональное совершенствование
___________________________________________________
Сотрудники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым
профессиональным достоинством. Как правило, работник этого типа достаточно быстро
становится лучшим специалистом компании, а его профессиональные интересы
перемещаются за пределы организации – в рамках профессионального сообщества.
31
10.02.15

Типы трудовой мотивации
Патриотический
Для работника этого типа важны:
Участие
в реализации общего, очень важного для организации дела.
Они отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную
ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них
важно общественное признание их участия в общих достижениях.
32
10.02.15

Типы трудовой мотивации
Хозяйский
Для работника этого типа важны:
Добровольно принятая
на себя полная личная ответственность за
выполняемую работу;
Стремление к максимальной самостоятельности в работе
(суверенитету);
Неприязнь к контролю
_______________________________________________
Пример: люди, занятые предпринимательской деятельностью. Работник считается
наиболее эффективным при соотношении вложенных в него затрат и результатов его труда.
Однако, им довольно трудно управлять из-за его стремления к максимальной
самостоятельности.
33
10.02.15

Типы трудовой мотивации
Люмпенизированный
Также есть работники с мотивацией избегания наказания, которых
отличает:
Стремление минимизировать свои трудовые усилия;
Низкая цена рабочей силы (квалификация, ответственность, активность);
Расчет на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность
руководителя.
Не смотря на указанные качества, такой тип работника удобен и
нужен, поскольку он:
Может работать там, где не согласится работать сотрудник с мотивацией
достижения;
Согласен на достаточно низкий заработок в том случае, если никто из его
коллег не получает существенно больше него;
Является оправданием административного стиля руководства, т.к.
нуждается в постоянном контроле.
34
10.02.15

Для чего используются знания трудовой
мотивации?
Организация труда
Обучение и развитие
Коммуникации
35
10.02.15

Формирование кадрового резерва

перемещении персонала
Тип мотивации
Позиция
Примеры
Исполнитель работает с
четко измеримым
результатом
Исполнитель на
автономной работе
Исполнитель на простых
работах
Специалист на работе
функционального
характера
Руководитель
подразделения
Высший управляющий
36
_
10.02.15

Формирование кадрового резерва
Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменном
перемещении персонала
Тип мотивации
Позиция
Примеры
Инструментальная
Исполнитель работает с
четко измеримым
результатом
Менеджер по продажам
при индивидуальной
работе
Хозяйская,
профессиональная +
инструментальная
Исполнитель на
автономной работе
Страховой агент, торговый
представитель, слесарьремонтник
Инструментальная,
избегательная
Исполнитель на простых
работах
Оператор
Профессиональная
Специалист на работе
функционального
характера
Менеджер по маркетингу,
сотрудники офисных
отделов
Хозяйская +
патриотическая
Руководитель
подразделения
Начальники отделов, цехов
Хозяйская
Высший управляющий
37
_
10.02.15

Организация труда
Зная структуру трудовой мотивации можно эффективно
решать следующие вопросы:
1. Формирование рабочих команд
2. Оценка вероятности «перестройки» сотрудниками компании
занимаемых рабочих мест:
кто из сотрудников будет стремиться к расширению своих
функций, а кто к сужению?
От кого из сотрудников можно ожидать проявления творчества и
инициативы, а кто будет стараться этого избегать?
3. Оценка вероятности соблюдения корпоративных правил
трудовой и исполнительской дисциплины.
38
10.02.15

Зависимость ожидаемого трудового поведения от мотивации
Ожидаемое трудовое поведение
Типы мотивации
Функции
Инициатива
Инструментальная
Нейтральное
Только при особом Средняя
стимулировании
Профессиональная
Расширение
Высокая
Средняя, со
срывами
Патриотическая
Расширение
Высокая
Высокая
Хозяйская
Стремление к
системной
законченности
Высокая в
пределах работы,
функции
Средняя, со
срывами
Избегательная
Сужение
Отсутствует
Средняя или
низкая
39
Дисциплина
10.02.15

Обучение и развитие
Знание структуры трудовой мотивации помогает лучше
решать следующие вопросы:
1. Выбор форм и видов обучения и повышения квалификации
персона, в том числе:
кто будет стремиться к развитию своей квалификации с помощью
компании, а кто будет всячески избегать любых форм обучения, считая
это напрасной тратой времени
какие именно формы и виды обучения – внутренние или внешние
– предпочтительны для Со? На кого (целевые группы) их следует
ориентировать для получения максимальной эффективности?
2. Оценка карьерных ориентаций различных групп персонала,
разработка и организация выполнения индивидуальных планов
карьерного развития в соответствии с личными намерениями
работников и целями компании.
40
10.02.15

Зависимость карьерного развития от типов мотивации
Ожидаемые
Карьерные ориентации
Типы мотивации
Ради дела
Отношение к
обучению
Ради власти
Инструментальная
Средние
Средние
Нейтральное или
пассивнонегативное
Профессиональная
Высокие
Отсутствуют
Активное,
позитивное
Патриотическая
Низкие
Низкие
Позитивное
Хозяйская
Средние или
высокие
Средние или
высокие
Нейтральное или
негативное
Избегательная
Отсутствуют
Низкие
Активно
негативное
41
10.02.15

Коммуникации между руководством компании и
остальным персоналом
Знание структуры трудовой мотивации позволяет лучше выявить
проблематику отношений в коллективе и лидерских данных людей,
пока еще не проявивших себя в этом отношении:
1.Кого
следует опасаться администрации или отдельным
руководителям компании, кто может с относительно высокой долей
вероятности послужить источником тяжелого, а иногда разрушительного
конфликта в коллективе.
1.Чьи
не раскрытые еще лидерские данные позволяют руководству
компании опираться на этих людей во взаимодействиях с коллективом?
Кто, наоборот, рвется занять какое-либо полуофициальное место в
структуре внутрифирменных отношений, но кого ни в коем случае нельзя
до этих мест допускать?
42
10.02.15

Зависимость лидерских и коммуникативных данных от типа
мотивации
Ожидаемые
Типы мотивации
Лидерские данные
Отношения с другими
работниками
Инструментальная
Низкие, средние
Нейтральные,
напряженные
Профессиональная
Средние
Доброжелательные или
нейтральные, реже
напряженные
Патриотическая
Высокие, средние
Хорошие
Хозяйская
Высокие
Нейтральные
Избегательная
Крайне низкие
Хорошие
43
10.02.15

Для понимания трудового поведения человека важно понимать
ключевые принципы, которые лежат в основе трудовой мотивации
Основные принципы
мотивации
44
10.02.15

Основные принципы мотивации
Полимотивированность трудового поведения.
На поведение работника может одновременно влиять множество
факторов.
Наиболее часто упоминаемые потребности, определяющие выбор места работы
(по результатам опроса российских компаний):
Достойная оплата труда
Достойные условия труда
Привлекательные карьерные перспективы
Доброжелательный климат в трудовом коллективе
Конструктивные взаимоотношения с руководством
Интересная работа
Возможность для проявления инициативы и самостоятельности
Возможности для обучения и профессионального развития
Уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости
Высокий уровень социальной защиты
45
10.02.15

Основные принципы мотивации
Иерархическая организация мотивов
Значимость определенного мотива и его место в иерархии
могут меняться в зависимости от ситуации.
46
10.02.15

Основные принципы мотивации
Компенсаторные отношения между мотивами
Мотивы, влияющие на трудовое поведение человека взаимосвязаны.
Недостаточная сила одних может уравновешиваться другими.
Пример:
не очень интересная работа может быть привлекательна в силу
высокой з/платы.
Важно учитывать!:
компенсаторные возможности имеют ограниченные временные рамки.
Пример:
нельзя рассчитывать, что недостаток денежной мотивации можно долго
компенсировать моральными стимулами, свободным графиком и др.
47
10.02.15

Основные принципы мотивации
Принцип справедливости
Важно учитывать и сопоставлять то, что человек дает организации и
получает взамен.
Само понятие справедливости формируется на основе сравнений.
Работник сравнивает свой вклад в работу организации и подразделения
и то, что он получил взамен с тем, какой вклад внесли другие и что они
за это получили.
Понятие справедливости субъективно, его нельзя измерить. То, что
работник может рассматривать как несправедливую оценку своего
трудового вклада, его руководитель может считать вполне
справедливым.
48
10.02.15

ВЫВОДЫ РАЗДЕЛА
Обладая такими знаниями HR-службы и менеджмент компаний
могут наиболее точно:
Выбирать как денежные, так и другие формы и методы стимулирования
желательного для компании трудового поведения различных работников;
Проектировать
конкретные программы действий, которые нужно
осуществлять для получения требуемого результата
ВАЖНО!
Для построения эффективной системы мотивации и выбора
инструментов нужно учитывать каждый из перечисленных
принципов.
49
10.02.15

Инструменты нематериальной
мотивации
50
10.02.15

Группы инструментов нематериальной
мотивации
1.
Условия труда. Все то, что обеспечивает сотрудникам
комфортную работу.
1.
Социальная поддержка. Все то, что обеспечивает
сотрудникам гарантии стабильности, уверенности в
завтрашнем дне.
1.
Корпоративная культура – общекорпоративная система
ценностей, позволяющая сотруднику чувствовать себя
причастным к важной для себя группе, получать от нее
признание собственного профессионализма.
1.
Возможность самореализации. Все, что дает сотруднику
компании возможность карьерного роста, развития,
достижения значимых для него целей.
51
10.02.15

1. Условия труда
Место работы
Оснащенность
Спецодежда
Безопасность
Транспортное обеспечение
Мобильная связь
Интернет
Питание
Медицинское обслуживание
Занятие спортом
График работы
52
10.02.15

2. Социальная поддержка
Медицинская страховка
Пенсионное страхование
Кредитование
Материальная помощь
Путевки на отдых
Скидки на продукцию
53
10.02.15

3. Корпоративная культура
Организация работы, четкость распределения функций
Механизм принятия решений
Стандарты работы
Оценка эффективности деятельности
Стиль руководства
Внешние и внутренние коммуникации
Пути разрешения конфликтов
Отношение к делу
Отношение к организации в целом
Корпоративный стиль (единая символика)
Соревнования и конкурсы
Корпоративные традиции и праздники
54
10.02.15

4. Возможность самореализации
Профессиональное и карьерное развитие
Возможность принятия решений
Участие в управлении
Обучение
Стажировки
Стимулирование инноваций
55
10.02.15


Многие
руководители склонны приписывать своим работникам собственную
мотивацию (данную модель поведения называют проекцией). Это приводит к
огромному количеству ошибок в управлении. Однако избежать подобной ситуации
можно. В первую очередь необходимо правильно оценить будущего сотрудника и
его мотивацию в ходе интервью.
Исследования
показали, что значительная часть руководителей не имеет
адекватных представлений о реальных мотиваторах деятельности
подчиненных.
Они
переоценивают значение таких факторов, как регулярная оценка работы,
дисциплинарные воздействия, признание со стороны коллег, но недооценивают
стремление подчиненных к достижениям!
Руководители
выше оценивают свои возможности контроля над мотиваторами,
чем их подчиненные.
56
10.02.15

Это интересно:
В результате опроса 56 000 человек были
проранжированы факторы, связанные с работой,
по их важности.
57
10.02.15

Побудительные факторы трудовой деятельности,
расположенные по убыванию их значимости для
работников:
1.
Стремление достичь высоких результатов, качественно решить поставленные задачи;
2.
Потребность всегда хорошо выполнять свои обязанности;
3.
Чувство уважения вследствие хорошо выполненной работы;
4.
Личные профессиональные цели;
5.
Интерес к содержанию работы;
6.
Возможность продвижения;
7.
Возможность получать более высокую зарплату;
8.
Контроль. Регулярная оценка выполненной работы.
9.
Признание и одобрение со стороны руководителя.
10.
Возможность получить самостоятельность.
11.
Признание со стороны коллег. Стремление не подвести своих коллег.
12.
Хорошие физические условия труда.
13.
Стремление быть полноценным членом своей группы.
14.
Возможность получить премию или награду.
15.
Возможность дисциплинарного воздействия.
58
10.02.15

Процесс формирования интеграционных
мотивационных программ
Цель программы: объединение всех стимулирующих воздействий и
использование их для интенсификации производственной или коммерческой
деятельности организации.
Этапы создания программы:
Анализ методов и форм стимулирования работников и возможностей их
использования в конкретных условиях;
Анализ актуальных потребностей и удовлетворенности работников трудом;
Сопоставление результатов анализа;
Выбор методов и форм стимулирования на основе проведенного сопоставления
и с учетом индивидуальных особенностей работников;
Проверка эффективности выбранных форм и методов стимулирования в
организации в целом или на отдельных рабочих местах, их коррекция в случае
необходимости;
Внедрение мотивационной программы и периодическая оценка ее
эффективности и коррекция.
59
10.02.15


1. Установление актуальных, труднодостижимых целей, которые
понятны и могут быть приняты подчиненными.
ВОПРОС: «Понимают и принимают ли подчиненные ожидания начальника?»
Три важных аспекта целеполагания:
Процесс. Целеполагание может рассматриваться как дополнительный мотивирующий
фактор, если подчиненные участвуют в выработке целей и сознательно принимают
обязательства по их достижению. Этот элемент особенно важен, когда выполнение
заданий требует новых навыков, влечет за собой ухудшение взаимоотношений и т.п.
Характеристики целей:
Конкретность
Измеримые
Согласованность
Сложность
Обратная связь позволяет установить, понятны ли цели, приняты ли они и сложны ли для
исполнителей.
60
10.02.15

Элементы интеграционной мотивационной программы
2. Удаление личностных и организационных препятствий к
выполнению. Создание благоприятных условий для достижения
целей.
ВОПРОС: «Считают ли подчиненные, что цели могут быть достигнуты?»
Лучшие результаты достигаются тогда, когда подчиненные уверены в помощи и поддержке со
стороны руководителей, даже если они к этой помощи и не прибегают. Для достижения
хороших результатов достаточно, чтобы руководитель время от времени задавал
подчиненным вопросы:
Как продвигается работа?
Что Вас удовлетворяет (не удовлетворяет) в наибольшей степени?
Не нужна ли моя помощь для достижения успеха?
61
10.02.15

Элементы интеграционной мотивационной программы
3. Использование вознаграждений и наказаний для предотвращения
нежелательного поведения и поощрения отличного исполнения.
ВОПРОС: «Понимают ли подчиненные, что хорошее исполнение вознаграждается в
большей степени, чем плохое или среднее?»
Результаты исследования: 42% из 125 компаний в течение 3-х лет изменяют свою систему
вознаграждений с целью усиления связи «оплата – исполнение».
4. Обеспечение соответствующих внутренних и внешних побуждений.
ВОПРОС: «Полагают ли подчиненные, что награда за высокие достижения будет
соответствовать усилиям?».
5. Справедливое распределение вознаграждений.
6. Обеспечение своевременности вознаграждения и правдивой
обратной связи о результатах исполнения.
62
10.02.15

Основные инструменты мотивации
Изменения в работе - один из существенных факторов мотивации.
Программа изменений в работе, направленная на то, чтобы сделать ее более
интересной и разнообразной, предполагает:
Изменения в индивидуальной
деятельности
а) Ротация
б) Изменение задач
в) Расширение обязанностей
г) Обогащение труда
63
Изменения деятельности групп
а) Интеграция работы групп
б) Обособление группы
в) Качественные сдвиги
10.02.15

Компенсационный пакет
64
10.02.15

Формирование компенсационного пакета
Компенсационный пакет - все виды
вознаграждений и льгот, получаемых работником от
компании.
Разработка различных КП для всех выделенных в
компании категорий работников – одна из
важнейших стратегических задач управления
человеческими ресурсами.
! Состав КП должен удовлетворять потребности
сотрудников и быть сбалансированным.
65
10.02.15

Компенсационный пакет включает:
1. Постоянная
(фиксированн
ая часть
з/платы):
Базовый
оклад
Доплаты и
надбавки
2.
Переменная часть
з/платы:
3.
Премии
Дополнителные
Бонусы
льготы
Комиссионные
Др.
4.
Нематериальная 5. Пенсионные
мотивация (в
и
зависимости от сберегательные
результатов
программы
труда)
6. Другие выплаты
66
10.02.15

Дополнительные льготы
Дополнительные льготы - вознаграждения, не
связанные с количеством и качеством труда.
Сотрудники получают их за факт работы в данной
организации.
67
10.02.15

Что относится к дополнительным льготам?
Медицинская
страховка на сотрудников и членов их семей
Оплата дополнительных отпусков
Оплата питания
Компенсация транспортных расходов
Компенсация расходов на мобильную связь или предоставление
корпоративного номера
Предоставление служебного транспорта
Страхование жизни и от несчастных случаев сотрудников и
членов их семей
Оплата обучения сотрудников (второе высшее образование, MBA,
обучение иностранным языкам и пр.)
68
10.02.15

Цели системы дополнительных льгот
Обеспечение чувства безопасности и заботы о сотрудниках со
стороны компании.
Поощрение длительной работы в компании (дополнительные льготы в
зависимости от стажа)
Привлечение и удержание высокопрофессиональных сотрудников (в
зависимости от квалификации, грейда\разряда, должности, по
результатам аттестации)
Стимулирование производительности труда (по результатам
эффективности деятельности)
Улучшение физического и финансового благосостояния сотрудников
(всем сотрудникам)
Создание благоприятного общественного мнения о компании (всем
сотрудникам различные пакеты льгот)
_________________________________________________
Система дополнительных льгот должна быть приемлема для компании
и привлекательна для сотрудников
69
10.02.15

На рынке приняты две системы
дополнительных льгот:
Фиксированная система:
Разработка и предоставление
льгот сотрудникам по списку.
Список может различаться по
грейдам, но выбор из него
сотрудник делать не может.
Он имеет право только
принять или отказаться от
каких-либо льгот.
70
Гибкая система:
Список базовых льгот для всех
сотрудников
Вовлечение сотрудников в выбор из
меню переменных дополнительных
льгот в зависимости от грейда и
результатов работы
10.02.15

Преимущества гибкой системы дополнительных
льгот:
Эффективное планирование затрат
Более полное удовлетворение потребностей сотрудников
Рост ценности вознаграждения в глазах сотрудников
Привлекательность компании как работодателя
Недостатки гибкой системы дополнительных льгот:
Сложный процесс разработки
Временные затраты на разработку и внедрение
Материальные затраты на разработку и внедрение
«последствия» налогового и трудового законодательства
71
10.02.15

Нематериальная мотивация
Дополнительные льготы часто пересекаются или объединяются с
нематериальной мотивацией
Цель нематериальной мотивации:
создание у работников чувства причастности, признания заслуг
сотрудников, их вовлеченности в жизнь компании, поощрение за
высокие результаты
Нематериальная мотивация может иметь денежное выражение
или форму морального поощрения.
72
10.02.15

Виды нематериальной мотивации
Участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп
Программы признания заслуг сотрудников или подразделений
(конкурсы на лучших работников в различных номинациях)
Премии (не за результат деятельности вообще, а з конкретные
достижения в номинациях)
Ценные подарки или подарочные сертификаты (в качестве награды)
Оплата членства в спорт-клубах
Экскурсии, командировки по обмену опытом
Неформальные встречи с руководством
Предоставление отдельного кабинета
Оплата членства в профессиональных сообществах и объединениях
73
10.02.15

Классификация вознаграждений за работу
(ПРИМЕР зарубежной компании)
Первая группы
Вторая группа
Третья группа
Перерывы для кофе
Свободный
обеденный перерыв
Продуктовые наборы
Пасхальные окорока
Рождественские
индюшки
Обеды с семьей в
компании
Пикники в компании
Вечеринки после
работы (коктейли)
Дополнительный стол
Персональный
компьютер
Настенные украшения
среды
Автомобиль компании
Мебель для дома
Одежда
Инструменты для дома
Инструменты для
огорода
74
Рабочее место с окном
Клубные дискуссии
Литература компании
Личный кабинет
Клубные привилегии
10.02.15

Организационные и социальные формы
вознаграждения (ПРИМЕР зарубежной компании)
Организационные
Социальные
Дружеские приветствия
Неформальное признание
Формальная благодарность за
достижения
Обратная связь об исполнении
Поздравления с прогрессом в работе
Похлопывания по плечу
Улыбка
Вербальное и невербальное
одобрение
Деньги
Вознаграждения
Акции
Оплата страховых взносов
Торговые марки
Обеды
Билеты в театр и на спортивные
соревнования
Путешествия в отпуске
75
10.02.15

Тенденции:
Основная тенденция формирования компенсационных
пакетов в крупных компаниях:
увеличении дополнительных льгот и
нематериального вознаграждения в общей системе
вознаграждений.
76
10.02.15



1. «У наших работников зарплата выше среднего
уровня на рынке труда – они сами могут купить все
необходимые услуги»:
Минимизация
усилий работодателя в выстраивании системы
мотивации;
Сотрудник
не идентифицирует деньги с данной компанией, а
только со своим трудом;
Сотрудника
77
легче «перекупить»
10.02.15

Различные политики компании в сфере оплаты труда
могут привести к разным последствиям:
2. «Мы держим среднюю и ниже среднего уровня
зарплату, но снимаем часть забот с работника и
повышаем его уровень жизни и защищенности при
хорошей работе в нашей компании»:
Дополнительные
усилия и ресурсы
Сотрудник отождествляет доход и компанию
Сотрудник чувствует заботу и индивидуальный подход
Положительное влияние на лояльность и чувство коллективизма
78
10.02.15

Сложности нематериальной
мотивации
Определение методов влияния на эффективность работы
сотрудников - это объясняется индивидуальностью системы
мотивации каждого человека (набор потребностей может быть
одинаковым, однако сила и актуальность разных мотивов у каждого
своя)
Разработка системы мотивации в компании – очень сложно
выстроить систему мотивации, которая учитывала бы интересы всех
членов команды;
Нестабильность системы мотивации: любая система мотивации
работает некоторое время – часть потребностей удовлетворяется и
система теряет свою начальную привлекательность и эффективность;
Мониторинг системы мотивации – ожидания и мотивы сотрудников
меняются, поэтому ранее работающие инструменты мотивации со
временем могут перестать работать.
79
10.02.15

Принципы построения системы мотивации
Доступность. Условия должны быть понятными для
работников.
Ощутимость. Существует некий порог действенности
стимула.
Постепенность. Материальные стимулы подвержены
постоянной коррекции в сторону повышения. Ни в коем
случае не допускается снижение уровня материального
стимулирования, каким бы высоким он ни был.
Сочетание материальных и нематериальных стимулов.
Необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом
их целенаправленного воздействия на каждого работника.
80
10.02.15

Система мотивации не может быть универсальной для всех
сотрудников.
От того, к какой категории относится сотрудник зависит метод
нематериального стимулирования для него!
Диагностика позиции сотрудника по отношению к компании:
Индивидуалисты
ориентированы на
максимальную материальную
мотивацию
81
Коллективисты
отождествляют свои
интересы с интересами
компании
10.02.15


мотивации:
1. Цель.
Четкое понимание цели работы является одним из факторов успеха. Но
этого достаточно лишь для кратковременного проекта – для долгосрочной
мотивации необходимо, чтобы эта цель совпадала с личными потребностями
каждого члена коллектива.
2. Вызов.
Известны случаи, когда не слишком выдающиеся коллективы показывали
прекрасные результаты под влиянием сложности задачи, которая сама
становилась отдельным фактором мотивации. Но нужно учитывать степень
сложности.
3. «Чувство локтя».
Для успешных коллективов характерны как компетентность, так и
эффективность организации межличностных отношений. Для таких групп
сотрудников характерны взаимные симпатии, уважение, поддержка и
стремление развить эти качества.
82
10.02.15

Принципы формирования коллективной
мотивации:
4. Ответственность.
Как коллективы, так и отдельных сотрудников можно эффективно
стимулировать, помогая им осознавать ответственность за определенный
участок работы. Но ответственность может быть и демотивирующим
фактором. В каком случае?
5. Рост.
Профессиональное развитие
Делегирование полномочий
6. Лидерство.
Лидер может быть катализатором мотивации на короткий период времени, но
лучшие лидеры создают такие условия, благодаря которым их команда сама
себя мотивирует. Для этого необходимо понимать важность коллективной
задачи, ее вызова, «чувства локтя», ответственности, роста и постоянно
работать над этими факторами.
83

ТИПЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ Сама работа не является для сотрудника значимой ценностью, а рассматривается им только как источник заработка Сотрудник ценит в работе ее содержание Работник более всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия


















ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ОКЛАДА Квалификация Сложность выполняемой работы Степень самостоятельности выполнения работ Степень ответственности за руководство работой других сотрудников Напряженность, вредность (опасность) труда Стоимость жизни в регионе (населенном пункте) Природно-климатические особенности Отраслевая специфика






ФАКТОРНО-КРИТЕРИАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ Фактор сложности работ Весомость фактора Критерии фактораЗначимость критериев Степень специализации 0,10Работа: узкоспециализированная разнородная (по ряду задач) разнородная по всему кругу задач 0,2 0,6 1,0 Степень самостоятельности выполнения работ 0,15Выполнение работы: под руководством начальника в соответствии с инструкцией самостоятельное 0,2 0,6 1,0 Степень ответственности 0,20Только за свою работу За работу группы За работу всего подразделения 0,3 0,6 1,0


ТАРИФНАЯ СЕТКА Тарифный разрядТарифный коэффициентБазовый оклад, руб. 10,
















ПРИМЕРЫ СООТНОШЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Должностная позиция Постоянная часть Переменная часть ПиПпПо Штамповщик Торговый агент Зав. торговым залом Главный бухгалтер Зам. ген. директора








ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ (по данным опроса руководителей компаний) Обучение за счет компании Оплата проезда на общественном транспорте Питание Ссуды Медицинское обслуживание Страхование Туристические путевки, отдых Оплата жилья


СИСТЕМА КАФЕТЕРИЯ Каждый работник получает возможность выбрать из общего перечня те льготы и услуги, которые вызывают у него предпочтение Активно применяется в системе стимулирования руководителей На остальные категории персонала распространяется довольно медленно, что связано с большой потребностью в информации и неуверенностью в правильности выбора




Диспозиционные теории труда Теория потребности в достижениях (Д. Мак-Клелланд). Эффективность работы сотрудников зависит от их уровня потребностей в достижениях, или мотивации достижений (желания добиться чего-либо значимого, отлично выполнить порученную работу, быть лучшим). Чем выше мотивация достижений, тем выше эффективность труда и наоборот. Исследования показали, что экономический рост организаций и обществ может быть соотнесен с уровнем мотивации достижений персонала и граждан. Характеристики людей с ярко выраженной мотивацией достижений: Предпочитают работать в условиях, позволяющих брать ответственность на себя. Склоняются к заранее просчитанному риску и ставят перед собой достижимые цели. Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи (мнении о том, насколько хорошо они работают).


Теория иерархии потребностей (А. Маслоу) Выделил 5 базовых потребностей (витальные потребности, потребность в безопасности, потребность в общении с другими людьми и любви, потребность в уважении, потребность в самоактуализации) и расположил их в виде пирамиды в порядке возрастания их значимости для человека. Определил, что потребность уровнем выше не может быть полностью удовлетворена, если не удовлетворена потребность уровнем ниже. Следовательно, для повышения мотивации труда работодателю необходимо создавать условия для последовательного удовлетворения потребностей работника. Так, условия, позволяющие взаимодействовать с коллегами, удовлетворят потребность в общении; похвала начальника, предоставление им комфортного рабочего места – потребность в уважении; возможность профессионального роста и продвижения по службе – потребность в самоактуализации.


Мотиваторно-гигиеническая (двухфакторная) теория (Ф. Герцберг) Выделил 2 типа потребностей: потребности-мотиваторы и гигиенические потребности. Потребности-мотиваторы определяются атрибутами работы, стимулирующими высокую производительность труда (индивидуальные производственные задания, уровень личной ответственности, достижений, признания, продвижения, развития карьеры и профессионального роста). Удовлетворение потребностей-мотиваторов удовлетворенность работой. Гигиенические потребности определяются внешними параметрами рабочей обстановки (организационная политика, руководство, межличностные отношения, физические условия на рабочем месте, заработная плата, формы поощрения). Неудовлетворение гигиенических потребностей неудовлетворенность работой.


Теория характеристик работы (Дж. Р. Хекман, Г.Р. Олдхем). При условии, что человек испытывает потребность в профессиональном росте, некоторые характеристики работы приводят к определенным психологическим состояниям (положительные эмоции), те – к усилению мотивации труда. Потребность в профессиональном росте положительные эмоции на определенные характеристики работы усиление мотивации труда Характеристики работы, усиливающие мотивацию труда Разнообразие навыков. Мера использования на рабочем месте различных навыков и способностей. Чем большие навыков и умений требуется для выполнения работы, тем она привлекательней для исполнителя. Идентичность рабочего задания. Более привлекательна та работа, результатом которой является нечто цельное, а не фрагмент или деталь, как обычно бывает на сборочном конвейере. Важность работы. Значение выполняемой работы для жизни и благополучия коллег или клиентов. Автономность. Мера самостоятельности, которую работник может проявить при планировании и организации выполнения задания. Обратная связь. Объем информации об эффективности и качестве его труда, получаемой работником.


Когнитивные теории мотивации труда Теория общих ожиданий (В. Врум). Эффективность труда определяется ожиданиями вознаграждения за надлежащее выполнение работы. Чем больше человек хочет получить вознаграждение, ценность которого для него бесспорна, тем усерднее он готов трудиться ради него. Ценность вознаграждения для каждого человека разная, вознаграждением может выступать увеличенная заработная плата, похвала начальства, повышение уровня ответственности и т.д. 1. Работники должны решить, готовы ли они вести себя определенным образом, например не опаздывать на работу, соблюдать правила техники безопасности или увеличивать производительность труда, чтобы вероятность достижения определенного результата (вероятность того, что их ожидания оправдаются) была достаточно большой. 2. Работники должны определить, приведет ли этот результат к достижению других результатов: например, приведет ли трудовая дисциплина к получению премии (инструментальность). 3. Работники должны решить, достаточно ли ценны для них подобные результаты, чтобы стать мотиваторами определенного поведения (валентность).


Теория справедливости (Дж. С. Адамс) Мотивация труда зависит от того, насколько справедливым человеку кажется отношение к нему на работе. Понятие о справедливости складывается из оценки своего вклада в организацию и результата своего труда в виде вознаграждения и сравнения с аналогичными показателями коллег. Типы людей, имеющие разные понятия о справедливости 1. Чувствуют себя комфортно, когда оказывается что коллег ценят выше, чем их, и испытывают угрызения совести в обратной ситуации. 2. Убеждены в том, что вознаграждение должно соответствовать затраченным усилиям. Такой человек чувствует себя несчастным, если его недооценивают, и виноватым - если переоценивают. 3. Убеждены в том, что все полученное ими - результат их собственных заслуг. Удовлетворить их может только явно чрезмерное вознаграждение, недооценка или оценка по заслугам им одинаково не по душе.


Теория постановки целей (Э. Лок) Мотивация труда зависит от наличия конкретных производственных целей, которые ставит перед собой работник. Люди, имеющие определенные цели, работают лучше тех, кто их не имеет. На приверженность цели (насколько решительно человек настроен на ее достижение) оказывают влияние следующие факторы: внешние (люди, наделенные властью, влияние товарищей, вознаграждение извне); интерактивные (соперничество, возможность участвовать в постановке); внутренние (вознаграждения от самих себя, ожидания успеха).


Работа профконсультанта с мотивационной сферой сотрудников организации Работа профконсультанта с мотивационной сферой сотрудников организации Характеристика мотивов сотрудников организации: ориентация мотива (чем именно данная деятельность более привлекательна для человека: своим непосредственным содержанием, процессом или конечным результатом, продуктом); содержание мотива (какого рода потребности человека удовлетворяются в данной деятельности).


Удовлетворение потребностей человека в организации Удовлетворение потребностей человека в организации Организация для человека - это прежде всего та среда, в которой он удовлетворяет свои потребности или ищет компенсации в тех случаях, когда его потребности не могут быть удовлетворены. Потребности человека в организации: потребность в признании, одобрении; потребность в контактах; потребность быть личностью, принимающей самостоятельные решения.


Задачи профконсультанта: работа с мотивационной сферой сотрудника организации; поиск решения в ситуациях кадровых перемещений, высвобождения сотрудника, аттестации, мотивации, поиска путей компенсации неудовлетворенных потребностей сотрудника; использование существующих в организации систем льгот и компенсаций, а также расширение и развитие ее, отыскивая и предлагая руководству все новые формы; решать ситуации, когда не находят удовлетворения следующие потребности кого-либо из сотрудников организации: в признании, в контактах, потребность быть личностью, принимающей самостоятельные решения.


Удовлетворенность работой и контроль над производственной ситуацией Стрессы, ежедневно подстерегающие бизнес-менеджеров на работе, связаны: 1) с преодолением трудностей, вызванных нехваткой времени и высоким уровнем ответственности (подобные стрессы удовлетворяют такие чувства, как потребность в самореализации и в достижениях); 2) с преодолением препятствий, мешающих достижению целей, в том числе и таких, как слишком большая ответственность и отсутствие надлежащей поддержки (речь идет о необходимости преодолевать бюрократические барьеры, о недостаточной помощи со стороны топ-менеджмента и о неуверенности в прочности своего положения на работе).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Множество презентаций и докладов на общие темы помогут вам найти интересный материал, получить новые знания и ответят на самые разные вопросы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации. Стимул - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации. Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации. Мотивационные типы можно разделить на два класса: 1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения); 2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).

3 слайд

Описание слайда:

№ Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

4 слайд

Описание слайда:

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

5 слайд

Описание слайда:

Уровень потребностей Содержание Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе. Потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Потребность к приобретению, накоплению и захвату Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. Потребность в уважении и признании а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. Потребность к преодолению трудностей Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей. Потребность в самореализации Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

6 слайд

Описание слайда:

Стимулирование как основа мотивации Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет ряд функций: Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции. Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта. Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности так же предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.

7 слайд

Описание слайда:

Основные формы стимулирования персонала компании: Материальное вознаграждение: Заработная плата; Бонусы; Участие в прибылях; Дополнительные выплаты; Оплата транспортных расходов; Дополнительные стимулы: Субсидии на питание; Скидки на покупку товаров фирмы; Помощь в оплате расходов на образование; Помощь в обучении; Членство в клубах; Загородные поездки и пикники; Страхование жизни; Страхование жизни иждивенцев; Страхование от несчастных случаев; Медицинское и стоматологическое обслуживание.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Теории мотивации Теория иерархии потребностей А. Маслоу Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп: * физиологические потребности, необходимые для выжива-ния человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; * потребности в безопасности и уверенности в будущем -- защита от физических и других опасностей со стороны окру-жающего мира и уверенность в том, что физиологические по-требности будут удовлетворяться и в будущем; * социальные потребности -- необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; * потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям; * потребность самовыражения, т.е. потребность в собствен-ном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Первые две группы потребностей первичные, а следующие три -- вторичные.

10 слайд

Описание слайда:

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда Широко распространенной концепцией потребностей, определяющей мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния потребностей достижения, соучастия и властвования. Эти потребности являются приобретенными в течение жизни и если они достаточно сильно присутствуют у человека, то оказывают заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать усилия на осуществление действий, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. Потребности достижения - проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем раньше. Потребности соучастия - проявляются в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие. Потребность властвования - стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы: 1 группа - те, кто стремится к власти ради властвования. Их привлекает возможность командования другими. Интересы организации в этом случае уходят на второй план, т.к. они концентрируют внимание только на свой позиции в организации. 2 группа - те, которые стремятся к власти ради того, чтобы решать групповые задачи, эти люди удовлетворяют свои потребности властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе решения этих задач.