Вербальные и невербальные средства влияния. Невербальное речевое воздействие. Устная речь, как самый распространенный способ коммуникации. Вербальное общение - наиболее универсальный способ передачи мысли. Изучение сигналов языка телодвижений. Преимуществ

Невербальные средства влияния. Тесно связанные со стимулами, ориентированными на анализаторы, невербальные компоненты обще­ния являются весьма важными при оказании психологического влия­ния. Функции, которые они выполняют, очень многообразны, и это связано с несколькими причинами, к числу которых относится то, что невербальные средства общения:

* исторически более древние, нежели вербальные;

» непосредственно внешне проявляют внутренний мир индиви­
дуума;

» стандартизированы и стереотипизированы;

» интерпретируются как знаковые;

» приобретают символическую нагрузку;

» выявляют особый смысл ситуации общения;

» позволяют создать системы знаков в силу своей экспрессивности;

* выступают в качестве исполнительного действия;
» образуют моторные гештальты;

» являются средством формирования образа через гештальт.


К числу невербальных средств влияния обычно относят следующие:

1) визуально-кинетические или паравербальные характеристики,
выступающие как отражение психосоматического состояния
субъекта, степени его эмоциональной напряженности:

* тембр; » темп; » ритм;

2) кинетические или экспрессивно-двигательные характеристики:
» такесические;

» проксемические;

» тактильно-кинетические;

3) аудиально-акустические или интонационно-фонетические ха­
рактеристики, связанные со смысловым акцентированием и вы­
ступающие как один из приемов фасцинации, направленной на
минимизацию потерь семантической информации:

» акустической; » ритмической; » семантической.

Строго говоря, только прием акустической фасцинации может быть отнесен к интонационно-фонетическим характеристикам невербаль­ного влияния, а ритмическая и семантическая, скорее, могут быть вы­делены в отдельную группу. Интонирование же свидетельствует толь­ко об использовании приема фасцинации.

Психологическое влияние с помощью невербальных средств изу­чалось во множестве исследований, в том числе Н. В. Введенским, Е. А. Ермолаевой, Г. А. Ковалевым, В. С. Собкиным, Н. И. Смирновой и др., полученные результаты были обобщены В. А. Лабунской, перечис­лившей функции невербального поведения. На основании этих работ выделяются представляющиеся наиболее важными следующие из них:

» создание образа партнера по общению;

» манифестация психологического содержания сообщения с опе­режением;

* регуляция пространственно-временных параметров общения;

« поддержание оптимального уровня психологической близости

в общении;

» камуфлирование характеристик системы «Я» личности; « идентификация партнеров по общению;

* стратификация в социуме;


» обозначение статусно-ролевых отношений;

* выражение качества взаимоотношений партнеров по общению;
« формирование и изменение отношений партнеров по общению;
» проявление актуальных психических состояний;

» минимизация вербального сообщения и речевого общения;

» уточнение вербального сообщения;

» усиление эмоциональной насыщенности вербального сообщения;

» контролирование аффекта;

» нейтрализация аффекта;

» привнесение социальной значимости в аффективное отношение;

* регуляция процесса возбуждения;

* облегчение и разрядка возбуждения;

» индикация психомоторной активности субъекта.

Именно способность невербальных компонентов общения к олицет­ворению, выражению, обозначению, изменению, номинации, коррек­ции, возможность для них выступать как способ отреагирования приводит к продуктивности их использования в качестве средства психологического влияния.

Следует заметить, что существует весьма интересный аспект этой те­мы, а именно вопрос соответствия целей психологического влияния в общении и средств, используемых для их реализации, в том числе не­вербальных. Как правило, в общении преобладают все же вербальные средства, а невербальные, лишь сопровождая их, остаются неосознанны­ми, а следовательно, и не регулируются. Понятно, что продуктивность их использования при этих условиях ниже, чем она могла бы быть при целенаправленном, осознанном и регулируемом употреблении. Осо­знаются они лишь при следующих обстоятельствах необходимости:

» микширования эффекта вербального влияния;

» смещения акцента в сообщении;

» замещения речевого средства;

» уточнения или изменения смысла сообщения;

» усиления эмоциональной окраски сообщения;

» демонстрации различий статуса партнеров;

» поддержания оптимальной дистанции;

» маскировки намерений и проявлений.

При этом ситуация противоречия задачи общения, решаемой с осо­знанным применением вербальных средств и неосознанных чувств,


проявляемых невербально, приводит к возникновению диссонанса, который:

* демонстрирует намерения источника сообщения;

» уменьшает ценность вербального сообщения;

» становится причиной изменения отношений между партнерами;

» создает ситуацию оппозиции партнеров;

» снижает уровень доверия к источнику.

Как видим, в таком случае невербальные средства влияния могут снизить эффективность влияния путем обесценивания сообщения, передаваемого вербально, или искажения его смысла.



Подводя итоги, следует сказать, что при всей ценности и значимо­сти невербальных средств общения и влияния они в силу не всегда возможного произвольного контроля часто привносят в общение вы­раженные побочные эффекты, что приводит к снижению продуктив­ности психологического влияния в его рамках.

Вербальные средства влияния. Относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипу­лирование. Тем не менее при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограни­ченном числе ситуаций.

Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздей­ствия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопут­ствующих невербальных элементов, в частности:

1) в случае устной речи:

» внешние визуальные характеристики субъекта влияния;

» паралингвистические компоненты его речи;

» экстралингвистические компоненты его поведения;

* проксемические компоненты его поведения;

* кинетические компоненты его поведения;
» такесические компоненты его поведения;

ф визуалистические компоненты его поведения;

2) в случае письменной речи:

* особенности пространственного расположения;
« особенности цветопередачи;

» особенности графики; » особенности дизайна.


Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами:

1) влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от
потребностного и деятельностного контекста - статуса партнеров
по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия;

2) привлечения к совместной деятельности.

Итак, вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в со­вокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информацион­ного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться:

* к воображению объекта;

« к его эмпирическому опыту;

* к конкретному состоянию;

» к актуальному переживанию.

Реакция адресата на сообщение специфична и зависит от осмысле­ния им содержания в личностном контексте, ложась в последующем в основу развития многих регуляторов его поведения. Возможен и ва­риант переживания адресатом сообщения когнитивного диссонанса, возникающего вследствие появления противоречий между старыми представлениями и новой информацией.

Таким образом, можно выделить следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач:

* формирование совместно с другими средствами целостного и внут­
ренне единого комплекса средств влияния, продуктивность при­
менения которых находится в прямой зависимости от непроти­
воречивости и сочетаемости его компонентов;

» выступление в качестве средства осознания и выражения систе­мы «Я>> индивидуума;

* исполнение роли элемента процесса коммуникации как переда­
чи информации;

» выступление в качестве средства удовлетворения потребностей;

* осуществление знаковой функции в контексте других средств
влияния.

Последняя позиция является принципиально важной для пони­мания роли вербальных средств влияния в контексте общения и пси­хологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не


только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впо­следствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конк­ретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения со­храняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов:

» образов;

» символов;

» символических действий;

» знаков;

* вербальных форм.

Подводя промежуточный итог, отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной явля­ется опора на знаковую, опосредующую функцию слова.

Таким образом, понимание текста в качестве продукта деятельно­сти субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминоло­гии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, кото­рая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализа­ции коммуникативно-познавательных задач.

Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варь­ирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партне­ров по общению варьирование выражений становится:

» средством речевого воздействия - при осознании субъектом и неосознании объектом;

» средством анализа субъекта - при осознании объектом и неосо­знании субъектом;

« средством речевого противостояния - при осознании субъектом и объектом.

В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе созда­ния и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами: « лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знако­вых средств;

» экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами

реализации коммуникативных интенций.

При анализе механизма вербального влияния невозможно обой­тись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризу-


ем теорию речевого воздействия, основные положения которой гла­сят, что:

* субъекты взаимодействия используют разные, но отождестви-
мые способы передачи информации, а использование разных
средств для передачи конкретной информации номинируется
как вариативная интерпретация действительности;

* существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (ус­
тановочный) компоненты
информации, размещение семанти­
ческой информации именно в установочном компоненте стано­
вится важным способом влияния;

» следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингви­стической предпосылкой вариативной интерпретации действи­тельности.

Средствами вариативной интерпретации действительности, способ­ными играть Бездейственную роль, то есть оказывать психологичес­кое влияние, могут быть:

» выражения, подменяющие рациональную составляющую в по­строении образа эмоциональной, - метафоры, неологизмы, жар­гонизмы;

» лексическое отражение положения доминирования-подчинения; » синтаксические трансформации с изменением соотношения се­мантических полей; » изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее

внимание;

» вопросы - установочные, риторические, в форме просьбы. Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндера о мета- и трансфор­мационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпрета­ции действительности следующим образом:

» аннулирующее преобразование - умалчивание существенного;

* фингирующее преобразование - введение лишнего;

* индефинитизирующее преобразование - замена обобщенным;

* модальное преобразование - привнесение гипотетичности.
Подводя итоги, можно констатировать, что вследствие действия

механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблужде-


ние без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использова­нием семантических средств.

В рамках освещения характера вербальных средств влияния оста­лось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действи­тельности следующие варианты:

1) внушение- как бесконфликтное принятие информации при
снижении ее сознательного анализа и некритическом отноше­
нии, согласно представлениям В. М. Бехтерева, К. И. Плато­
нова, Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы:

* фонетико-фонологический;
« лексический;

* синтаксический;

» макроструктурный;

2) убеждение - как обращение к собственному критическому суж­
дению путем отбора, логического упорядочивания фактов и вы­
водов на основании личного опыта.

Иногда выделяется еще и информирование - как наиболее ней­тральная для личности подача информации, когда внимание не фик­сируется на задаче психологического влияния на человека и сохраня­ется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью про­цесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния.

Все эти варианты вербального влияния представляют разнообраз­ные возможности использования механизмов вариативной интерпре­тации действительности. Целью их применения, как правило, являет­ся сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте - информировании, самосто­ятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как :

» недоступность разнообразных источников информации;

» фрагментарность ее подачи;

» отсутствие навыков анализа у объекта;

» отсутствие критической установки в отношении конкретных источников;

» недостаточно высокий уровень интеллекта объекта.

При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как :


* обеспечение высокой плотности информации;
» разнообразие информации;

* глубина информации.

Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психоло­гического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей:

* скрытия коммуникативного намерения для реализации истин­
ного, а не декларируемого;

» создания приемлемого образа действительности;

* структурирования аргументации для повышения убедительно­
сти аргументов.

Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимо­действие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса пси­хологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодопол­няемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относят­ся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклек­тичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктив­ность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эф­фектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.

(буквально "лечение души") комплексное вербальное (словесное) и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях

Первая буква "п"

Вторая буква "с"

Третья буква "и"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "(буквально "лечение души") комплексное вербальное (словесное) и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях ", 12 букв:
психотерапия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова психотерапия

Психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью

Психическое воздействие на больного с лечебной целью

Метод лечения различных заболеваний путём психического воздействия на больного

Определение слова психотерапия в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Воздействие на психику человека с лечебной целью.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПСИХОТЕРАПИЯ (от психо... и терапия) психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
психотерапии, мн. нет, ж. (от греч. psyche - душа и therapeia - уход, Лечение) (мед.). Лечение болезней психическим воздействием (напр. гипнозом).

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Психотерапи́я - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. Проводится как правило специалистом-психотерапевтом, путём установления...

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
психологическое воздействие с целью лечения больных или коррекции их поведения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Метод лечения больного средствами психического воздействия. прил. психотерапевтический, -ая, -ое.

Примеры употребления слова психотерапия в литературе.

Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии - обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.

Реадаптационный эффект групповой психотерапии достигается посредством воспроизведения условных и реальных ситуаций общения с целью овладения навыками адаптивного поведения.

Это подчеркивает патогенетический эффект групповой психотерапии , ведущей к осознанию межличностных источников невротических проблем, адаптивной перестройке отношений и неблагоприятно сформировавшихся черт характера.

Основной метод -- разъяснительная психотерапия , аутогенная тренировка.

К ним относятся: гимнастика, водные процедуры, психотерапия , аутогенная тренировка.

Каждому человеку доступен такой дар, как общение с себе подобными. Мы имеем возможность излагать свои мысли, доказывать мнение и даже просто молчать со смыслом. Это вербальное и невербальное общение.

Наиболее привычным способом обмена информацией для людей является словесный. Вербальная коммуникация - это сочетание всех средств, которые помогают точно выражать мысли при помощи фраз. К ним относится устная и Этими люди передают огромные объемы информации.

Но если вы подозреваете, что собеседник говорит неправду, то обратите внимание на его жесты, эмоции. Они наиболее полно расскажут о мыслях данного человека. Такой способ общения называется невербальным. Ученые доказали, что речь несет в себе всего лишь 20% информации. В то время как доносит до собеседника 80%. Люди понимают информацию на бессознательном уровне. К невербальным средствам общения относятся не только жесты, но и звуки. Например, покашливание, плач, пауза в разговоре, изменение тона, речевые акценты, и т.п. Ярко показывает принцип невербального общения «разговор» между матерью и новорожденным. Он плачем и другими звуками пытается показать свое настроение, проблемы. И женщина легко распознает, что нужно в данный момент малышу.

Часто люди общаются по визуально-тактильному принципу. Информация в этом случае передается буквально всем телом. Человек мимикой и движениями пытается воздействовать на собеседника. Тот, свою очередь, визуально все это воспринимает и понимает подсознательно. К этой же группе также относят взгляд, прикосновения.

Если вербальное и невербальное общение противоречат друг другу, то стоит довериться все же своим ощущениям. Словами можно выразить что угодно, но жесты и мимику мы не можем постоянно контролировать, они выдают правду. Так, если человек скрестил на груди руки при разговоре с вами, значит, он либо скрывает правду, либо просто не хочет общаться. А вот если собеседник смотрит на вас открытым взглядом, делает жесты с открытыми ладонями, то он расположен к разговору. Но учитывайте и то, что жесты могут быть случайными. Если человек один и тот же подает несколько раз, то он действительно так думает. В случае когда жест был единичным, то не стоит придавать ему значение.

Вербальное и невербальное общение также не совпадают, если человек, рассказывая о чем-то, отводит взгляд влево. В данный момент его мысли заняты выдумыванием ситуации. Когда собеседник смотрит вправо, то он действительно сейчас говорит вам правду. Если человек чуть наклоняется к вам, то он заинтересован в общении. Это только несколько сигналов тела, их не нужно знать наизусть, чтобы понимать невербальные знаки собеседника. Интуиция поможет распознать, что хочет вам сказать человек.

Вербальное и невербальное общение могут выражаться также в пространственно-временном виде. Дистанция, которая возникает между людьми во время разговора, выражает степень близости. Расстояние до полуметра - это интимное расстояние. Его придерживаются родные люди. Если собеседники соблюдают дистанцию до 1,2 метра, то можно сказать, что они интересны друг другу. Так разговаривают обычно друзья, знакомые.

Вербальные коммуникации воспринимаются глазами, ушами, пальцами (слепыми людьми). Невербальное общение улавливается всеми органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), а также интуицией.

Итак, вербальные и невербальные коммуникации - важные средства общения. Важно, чтобы человек мог достаточно убедительно воздействовать на собеседника, умело управлять речью, эмоциями и жестами. Особенно это необходимо для людей, профессия которых связана с постоянным общением. Например, менеджера по продажам, консультанта, банковского работника и т.п.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

  • Коммуникативная . Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
  • Познавательная . Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
  • Аккумулятивная . Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
  • Конструктивная . Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
  • Эмоциональная . Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
  • Контактоустанавливающая . Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
  • Этническая . Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

  • говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
  • слушание - восприятие содержания звучащей речи;
  • письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
  • чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

  • жестика;
  • мимика;
  • пантомимика.

Жестика

Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
  • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
  • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
  • Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  • Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:

  • доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
  • покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
  • равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:

  • Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
  • Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
  • Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
  • Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению.
Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.