Классификация акционерных обществ с государственным участием. Акционерная собственность государства. Формы управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности Продажа предприятия со 100 государственным капиталом

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07-03-2000 195 О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В... Актуально в 2018 году

Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности

12. В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.

13. Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.

14. Не позднее чем за 15 дней (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.

Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.

На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.

15. В случае если находящиеся в федеральной собственности акции переданы в установленном порядке для продажи в Российский фонд федерального имущества, последний осуществляет по согласованию с министерством полномочия акционера в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства. Порядок согласования определяется министерством и Российским фондом федерального имущества. Федеральный орган исполнительной власти, представители Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии акционерного общества взаимодействуют с Российским фондом федерального имущества в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства.

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики

По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

1. со 100%-ным государственным капиталом

Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.

2. с принадлежащим государству контрольным пакетом акций

Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.



Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров

на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.

3. с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров

Золотая акция

Золотая акция – это условная акция, акционерного общества, которое ещё не учреждёно. Она даёт государственному представителю право на процессе решающего голоса превращения в акционерное общество государственного предприятия. Золотая акция - важный документ, так как решающее вето дает возможность регулировать формирующееся снова общество так, как это является выгодным интересам и государству.



Золотая акция дает право вето на срок до трех лет. Устанавливается этот срок при ее выпуске

Золотая акция находится в государственной собственности. Ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение золотой акции иными способами до истечения срока ее действия допускаются только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже и отчуждении золотая акция конвертируется в обыкновенную акцию, и особые права, предоставленные ее владельцам, прекращаются

По мнению Д.В. Мурзина, специальное право - золотая акция выступает средством ограничения гражданских прав (в данном случае - прав других акционеров. Нельзя относить к ценным бумагам и другую разновидность субъективных прав, связанных с функционированием акционерного общества, каковой являются объявленные акции. Объявленные акции означают возможность для общества размещать оговоренное количество акций дополнительно к уже размещенным и приобретенным акционерами акциям (размещенные акции), номинальная стоимость которых формирует собственно уставный капитал. Ценными бумагами объявленные акции становятся после перевода в разряд размещенных акций при прохождении процедуры государственной регистрации выпуска таких акций.

Рассмотрим на простом примере, как работают золотые акции. Допустим, мы представляем собой Сибирский Федеральный Округ и решили продать нефтетранспортную компанию N. Владелец компании хочет быть уверенным, что и после продажи копания будет двигаться в правильном направлении. Тогда он принимает решение выпустить золотую акцию, которая, естественно, будет оставаться за ним.

Компания на рынке, то есть теперь у неё много акционеров. Но на одном из собраний вдруг понимается вопрос о закрытие компании. Мы, как владельцы золотой акции, блокируем это решение. Компания, благодаря нам, живет дальше и активно развивается. В определенный момент мы понимаем, что уже нет необходимости контролировать компанию, и мы отдаем свою акцию.

Теперь она не “золотая”, а обыкновенная.

Пути превращения государства в акционера

Наряду с и физическими лицами акционером российских может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:
  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);
  • при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государство как участник процесса приватизации

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:
  • акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей.

Причины участия государства в капитале акционерных обществ

Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:
  • акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;
  • форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;
  • акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Институт государственных представителей

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Среди авторов законопроекта – руководители комитетов по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и по финансовому рынку Анатолий Аксаков. К августу 2018 г. законопроект должен быть принят, начнется реорганизация в акционерное общество, заявил гендиректор «Почты России» Николай Подгузов и подтвердили Аксаков и Николаев. По оценке Подгузова, реорганизация завершится до конца этого года или в начале 2019 г.

Все акции обновленной «Почты России» будут принадлежать государству, сказано в законопроекте. Технически – Росимуществу, знают представители ведомства и «Почты России». Пока это позиция жесткая, говорит Аксаков: изменить государственное владение можно будет только через правки федерального закона, а это не планируется. Нововведения должны обеспечить равный доступ к почтовым услугам для всех жителей страны, говорится в пояснительной записке к документу, – проблемы, препятствующие стабильному развитию «Почты России», связаны именно с ее устаревшей организационно-правовой формой.

ФГУП – неповоротливая, не отвечающая потребностям рыночной экономики форма собственности, соглашается директор корпоративной практики PwC Legal Артем Мойсеенко: она подразумевает существенное вовлечение собственника в операционное управление, особенно когда речь идет о распоряжении имуществом. Акционерное общество, продолжает он, означает управление менеджмента, учредитель принимает решения в исключительных случаях. Форма АО более понятна и бизнесу, она дает комфорт в управлении финансами и при выходе на рынки капитала, перечисляет он, даже в перспективах размещения на бирже, что невозможно в случае с ФГУПом. Институты управления акционерными обществами более гибкие и рыночные, подытоживает Аксаков, компания сможет привлекать частный капитал.

Акционирование «Почты России» вряд ли направлено на изменение корпоративного управления, сомневается партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев: в практическом смысле на деятельность предприятия не влияет, находится оно в ведении Минкомсвязи или Росимущества. Но если внести небольшие поправки в закон, рассуждает он, можно разрешить частное владение акциями. Превращение в акционерное общество можно расценить как подготовку к приватизации в среднесрочной перспективе, считает Патракеев. Пока же собственник «Почты России» останется неизменным – он так же будет распределять прибыль и так же будет назначать ответственных – только теперь в совет директоров, заключает он.

При реорганизации в «Почте России» действительно будет создан совет директоров, который будет нести ответственность за ключевые решения – в соответствии с лучшей корпоративной практикой, утверждает представитель предприятия. А появление комитетов совета директоров позволит более взвешенно рассматривать стратегию, внутренний контроль и аудит, управление рисками, качество финансовой отчетности, перечисляет руководитель группы KPMG Игорь Коротецкий. Законопроект предусматривает и институт независимых директоров, продолжает он, правда, в этой части в отличие от лучшей практики ограничивается их число – не более трети совета.

В него наверняка будут входить представители рынка – отраслей, связанных с деятельностью «Почты России», например с транспортировкой или финансовыми услугами, подтверждает Аксаков. Сильный совет директоров зачастую инициирует коренной пересмотр бизнес-процессов и бизнес-модели, оптимистичен Коротецкий: эмпирические исследования показывают, что корпоратизация положительно влияет на эффективность.

Корпоративное управление, описанное в законопроекте, несколько противоречит регулированию акционерных обществ в целом, обращает внимание Патракеев: «Почте» не обязательно проводить годовое собрание акционеров, а совет директоров назначается на пять лет, хотя его должны регулярно переизбирать на ежегодном собрании акционеров.

Важное положение законопроекта – сохранение территориального покрытия почтовыми отделениями всей страны, заявил Подгузов. Каждое городское почтовое отделение должно обслуживать не более 15 000 человек, расстояния между отделениями не должны превышать 1,5 км в городах и 6 км в сельской местности, конкретизирует законопроект.

В нем четко определены требования к сохранности и доступности сети почтовых отделений, подтверждает Николаев, равно как и то, что реформирование «Почты России» не может служить поводом для увольнения работников. Помимо этого, объясняет он, в документе очень подробно перечислены нормы, которые, по его мнению, исключают разбазаривание имущества – оно должно быть полностью передано новой компании.

У законопроекта высокие коррупционные риски, спорит Патракеев, после преобразования в акционерное общество «Почта России» будет давать статус своей собственности недвижимости, которая не была четко оформлена, в этот момент она может преувеличивать масштабы своего имущества, а потом перепродавать его от лица не государства, а своего акционерного общества.