размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07-03-2000 195 О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В... Актуально в 2018 году
Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности
12. В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.
13. Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
14. Не позднее чем за 15 дней (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.
Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.
На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.
15. В случае если находящиеся в федеральной собственности акции переданы в установленном порядке для продажи в Российский фонд федерального имущества, последний осуществляет по согласованию с министерством полномочия акционера в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства. Порядок согласования определяется министерством и Российским фондом федерального имущества. Федеральный орган исполнительной власти, представители Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии акционерного общества взаимодействуют с Российским фондом федерального имущества в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства.
В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .
На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».
В чем же государство видит реализацию данной стратегии?
Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:
- сохранение в федеральной собственности;
- отчуждение из федеральной собственности.
При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.
Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).
Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:
- Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
- Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
- Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
- Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
- Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
- Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .
В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».
Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.
В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.
Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.
Статус АО | Количество АО |
---|---|
Ведущие стабильную ФХД | 1798 |
Внесено/завершается внесение в УК ВИС | 356 |
Банкротство (конкурсное производство) | 197 |
Не ведет ФХД | 77 |
Ликвидация | 64 |
Приватизировано | 55 |
Банкротство (наблюдение) | 18 |
Выпуск акций не зарегистрирован | 15 |
Банкротство (внешнее управление) | 11 |
Реорганизация | 2 |
Ликвидировано | 1 |
Передано в собственность субъекта РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Общий итог | 2595 |
Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).
Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.
Субъект осуществления прав акционера-РФ | Количество АО |
---|---|
Росимущество | 2260 |
Минобороны России | 277 |
ГК «Ростехнологии» | 30 |
ГК «Росатом» | 18 |
Доверительное управление | 5 |
Минкомсвязь России | 1 |
Минэкономразвития России | 1 |
ЦБ РФ | 1 |
Минтранс России | 1 |
Правительство РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.
При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:
- в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
- находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
- пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.
В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.
Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).
Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.
Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.
Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:
- участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
- право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
- право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
- право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
- внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
- реорганизации АО;
- ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- изменении уставного капитала АО;
- совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
- участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .
Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.
Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 45 |
22 | |
11 | |
5 | |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки | 4 |
3 | |
ТЭК | 2 |
2 | |
2 | |
Металлургия | 2 |
2 | |
Прочие отрасли | 1 |
1 | |
Предоставление услуг | 1 |
Общий итог | 103 |
Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:
1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).
В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).
Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.
ФОИВ | Количество АО | Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, % |
---|---|---|
258 | 18% | |
248 | 18% | |
157 | 11% | |
Федеральное дорожное агентство | 141 | 10% |
106 | 7% | |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 89 | 6% |
Министерство обороны Российской Федерации | 67 | 5% |
Федеральное агентство воздушного транспорта | 30 | 2% |
Министерство образования и науки Российской Федерации | 29 | 2% |
29 | 2% | |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | 28 | 2% |
26 | 2% | |
Министерство культуры Российской Федерации | 24 | 2% |
22 | 2% | |
Федеральное агентство по рыболовству | 19 | 1% |
18 | 1% | |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 12 | 1% |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 12 | 1% |
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | 11 | 1% |
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) | 88 | 6% |
Общий итог | 1414 | 100% |
Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.
2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.
Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.
ФОИВ | Общий итог | ||||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | - | 1 | 18 |
Федеральное космическое агентство | 9 | 2 | 1 | - | 12 |
4 | 2 | 2 | 1 | 9 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 3 | 1 | - | - | 4 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | - | - | 4 |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
1 | - | - | - | 1 | |
- | - | 1 | - | 1 | |
Министерство экономического развития Российской Федерации | - | 1 | - | - | 1 |
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | - | - | - | 1 |
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | - | - | - | 1 |
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | 1 | - | - | - | 1 |
Общий итог | 41 | 14 | 6 | 4 | 65 |
3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.
Таблица 6. Анализ стратегических АО.
ФОИВ | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | 17 | ||
Федеральное космическое агентство | 8 | 2 | 1 | 11 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство транспорта Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 2 | 2 | |||
Федеральное агентство по государственным резервам | 1 | 1 | |||
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | 1 | |||
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | 1 | 1 | |||
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Общий итог | 36 | 11 | 4 | 1 | 52 |
Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).
Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.
Наименование региона РФ | Количество АО | Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, % |
---|---|---|
г. Москва | 293 | 21% |
Московская область | 92 | 7% |
Краснодарский край | 79 | 6% |
Санкт-Петербург | 73 | 5% |
Свердловская область | 53 | 4% |
Новосибирская область | 37 | 3% |
Ростовская область | 34 | 2% |
Красноярский край | 29 | 2% |
Тульская область | 25 | 2% |
Саратовская область | 25 | 2% |
Хабаровский край | 23 | 2% |
Челябинская область | 23 | 2% |
Ярославская область | 19 | 1,3% |
Воронежская область | 19 | 1,3% |
Приморский край | 19 | 1,3% |
Самарская область | 19 | 1,3% |
Тверская область | 18 | 1,3% |
Ивановская область | 18 | 1,3% |
Смоленская область | 18 | 1,3% |
Пермский край | 18 | 1,3% |
Кемеровская область | 17 | 1,2% |
Ставропольский край | 16 | 1,1% |
Нижегородская область | 16 | 1,1% |
Архангельская область | 15 | 1,1% |
Алтайский край | 15 | 1,1% |
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) | 393 | 27,8% |
Общий итог | 1406 | 100% |
Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.
Рис.2. Отраслевой анализ АО.
В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).
Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.
Отрасль | Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа | Общий итог | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дальне-восточный ФО | Приволж-ский ФО | Северо-западный ФО | Северо-Кавказс-кий ФО | Сибирс-кий ФО | Уральс-кий ФО | Централь-ный ФО | Южный ФО | Зарубежная собствен-ность | ||
Сельское хозяйство | 8 | 34 | 11 | 14 | 30 | 4 | 57 | 38 | - | 196 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 8 | 9 | 12 | 6 | 14 | 14 | 55 | 9 | - | 127 |
ТЭК | 6 | 4 | 10 | 6 | 8 | 11 | 35 | 23 | 3 | 106 |
Предоставление услуг | 5 | 14 | 11 | 5 | 12 | 7 | 33 | 13 | 100 | |
Прочие отрасли | 3 | 11 | 4 | 1 | 16 | 2 | 48 | 10 | 2 | 97 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 6 | 8 | 13 | 3 | 4 | 8 | 46 | 3 | - | 91 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 1 | 12 | 18 | 3 | 5 | 10 | 38 | 2 | 1 | 90 |
Дорожное хозяйство | 18 | 11 | 7 | 4 | 11 | 2 | 24 | 10 | - | 87 |
21 | 9 | 13 | 3 | 6 | 6 | 14 | 10 | 2 | 84 | |
ВПК | 1 | 10 | 12 | - | 9 | 5 | 37 | - | - | 74 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 5 | 7 | 6 | 1 | 6 | 3 | 41 | 2 | - | 71 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | 6 | 5 | - | 4 | 5 | 26 | 4 | - | 51 |
14 | 17 | 32 | 7 | 22 | 29 | 103 | 16 | - | 240 | |
Общий итог | 97 | 152 | 154 | 53 | 147 | 106 | 557 | 140 | 8 | 1414 |
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.
Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.
Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 36 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 27 |
ТЭК | 26 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 24 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 21 |
Дорожное хозяйство | 19 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 16 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 12 |
Прочие отрасли | 11 |
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление | 11 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 11 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 8 |
Легкая, пищевая, мебельная промышленность | 7 |
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание | 6 |
Предоставление услуг | 5 |
Сельское хозяйство | 5 |
Металлургия | 5 |
Культура, искусство, архитектура, кинематография | 3 |
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность | 1 |
Промышленность строительных материалов | 1 |
Общий итог | 258 |
Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.
Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
более 500 млн. руб. | 11 | 9 | 4 | 6 | 30 |
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. | 38 | 7 | 31 | 20 | 96 |
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. | 38 | 1 | 6 | 3 | 48 |
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | 91 | 1 | 3 | 3 | 98 |
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. | 107 | 1 | 16 | 11 | 135 |
менее 100 тыс. руб. | 456 | 39 | 77 | 88 | 660 |
убыток | 224 | 18 | 38 | 20 | 300 |
Общий итог | 965 | 76 | 175 | 151 | 1367 |
Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.
По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.
Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.
Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Отрасль | Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли | Общий итог | Процент рентабельных от общего количества АО | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Высокорент абельные (более 25%) | Рентабель-ные (15%-25%) | Малорента-бельные (менее 5%) | Убыточные | |||
Сельское хозяйство | 22 | 6 | 123 | 41 | 192 | 79% |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 5 | 4 | 90 | 24 | 123 | 80% |
ТЭК | 6 | 1 | 79 | 20 | 106 | 81% |
Предоставление услуг | 3 | 83 | 12 | 98 | 88% | |
Прочие отрасли | 4 | 4 | 66 | 23 | 97 | 76% |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 3 | 1 | 69 | 18 | 91 | 80% |
Все виды машиностроения и металлообработка | 3 | - | 68 | 16 | 87 | 82% |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 4 | - | 47 | 30 | 81 | 63% |
Дорожное хозяйство | - | 1 | 52 | 25 | 78 | 68% |
ВПК | 4 | 2 | 52 | 13 | 71 | 82% |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | - | - | 46 | 15 | 61 | 75% |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | - | 36 | 13 | 50 | 74% |
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) | 8 | 4 | 170 | 50 | 232 | средняя рентабельность: 79% |
Общий итог | 60 | 26 | 981 | 300 | 1367 | 78% |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.
В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.
Литература
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
- Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
- Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
- Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .
Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики
По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.
1. со 100%-ным государственным капиталом
Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.
Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества.
Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.
2. с принадлежащим государству контрольным пакетом акций
Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.
Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров
на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.
3. с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.
Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров
Золотая акция
Золотая акция – это условная акция, акционерного общества, которое ещё не учреждёно. Она даёт государственному представителю право на процессе решающего голоса превращения в акционерное общество государственного предприятия. Золотая акция - важный документ, так как решающее вето дает возможность регулировать формирующееся снова общество так, как это является выгодным интересам и государству.
Золотая акция дает право вето на срок до трех лет. Устанавливается этот срок при ее выпуске
Золотая акция находится в государственной собственности. Ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение золотой акции иными способами до истечения срока ее действия допускаются только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже и отчуждении золотая акция конвертируется в обыкновенную акцию, и особые права, предоставленные ее владельцам, прекращаются
По мнению Д.В. Мурзина, специальное право - золотая акция выступает средством ограничения гражданских прав (в данном случае - прав других акционеров. Нельзя относить к ценным бумагам и другую разновидность субъективных прав, связанных с функционированием акционерного общества, каковой являются объявленные акции. Объявленные акции означают возможность для общества размещать оговоренное количество акций дополнительно к уже размещенным и приобретенным акционерами акциям (размещенные акции), номинальная стоимость которых формирует собственно уставный капитал. Ценными бумагами объявленные акции становятся после перевода в разряд размещенных акций при прохождении процедуры государственной регистрации выпуска таких акций.
Рассмотрим на простом примере, как работают золотые акции. Допустим, мы представляем собой Сибирский Федеральный Округ и решили продать нефтетранспортную компанию N. Владелец компании хочет быть уверенным, что и после продажи копания будет двигаться в правильном направлении. Тогда он принимает решение выпустить золотую акцию, которая, естественно, будет оставаться за ним.
Компания на рынке, то есть теперь у неё много акционеров. Но на одном из собраний вдруг понимается вопрос о закрытие компании. Мы, как владельцы золотой акции, блокируем это решение. Компания, благодаря нам, живет дальше и активно развивается. В определенный момент мы понимаем, что уже нет необходимости контролировать компанию, и мы отдаем свою акцию.
Теперь она не “золотая”, а обыкновенная.
Пути превращения государства в акционера
Наряду с и физическими лицами акционером российских может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.
Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:- при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);
- при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.
Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Государство как участник процесса приватизации
Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:- акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;
- акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
- акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;
- акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);
- акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).
Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей.
Причины участия государства в капитале акционерных обществ
Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:- акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;
- форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;
- акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.
Институт государственных представителей
Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.
Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.
В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.
В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.
Среди авторов законопроекта – руководители комитетов по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и по финансовому рынку Анатолий Аксаков. К августу 2018 г. законопроект должен быть принят, начнется реорганизация в акционерное общество, заявил гендиректор «Почты России» Николай Подгузов и подтвердили Аксаков и Николаев. По оценке Подгузова, реорганизация завершится до конца этого года или в начале 2019 г.
Все акции обновленной «Почты России» будут принадлежать государству, сказано в законопроекте. Технически – Росимуществу, знают представители ведомства и «Почты России». Пока это позиция жесткая, говорит Аксаков: изменить государственное владение можно будет только через правки федерального закона, а это не планируется. Нововведения должны обеспечить равный доступ к почтовым услугам для всех жителей страны, говорится в пояснительной записке к документу, – проблемы, препятствующие стабильному развитию «Почты России», связаны именно с ее устаревшей организационно-правовой формой.
ФГУП – неповоротливая, не отвечающая потребностям рыночной экономики форма собственности, соглашается директор корпоративной практики PwC Legal Артем Мойсеенко: она подразумевает существенное вовлечение собственника в операционное управление, особенно когда речь идет о распоряжении имуществом. Акционерное общество, продолжает он, означает управление менеджмента, учредитель принимает решения в исключительных случаях. Форма АО более понятна и бизнесу, она дает комфорт в управлении финансами и при выходе на рынки капитала, перечисляет он, даже в перспективах размещения на бирже, что невозможно в случае с ФГУПом. Институты управления акционерными обществами более гибкие и рыночные, подытоживает Аксаков, компания сможет привлекать частный капитал.
Акционирование «Почты России» вряд ли направлено на изменение корпоративного управления, сомневается партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев: в практическом смысле на деятельность предприятия не влияет, находится оно в ведении Минкомсвязи или Росимущества. Но если внести небольшие поправки в закон, рассуждает он, можно разрешить частное владение акциями. Превращение в акционерное общество можно расценить как подготовку к приватизации в среднесрочной перспективе, считает Патракеев. Пока же собственник «Почты России» останется неизменным – он так же будет распределять прибыль и так же будет назначать ответственных – только теперь в совет директоров, заключает он.
При реорганизации в «Почте России» действительно будет создан совет директоров, который будет нести ответственность за ключевые решения – в соответствии с лучшей корпоративной практикой, утверждает представитель предприятия. А появление комитетов совета директоров позволит более взвешенно рассматривать стратегию, внутренний контроль и аудит, управление рисками, качество финансовой отчетности, перечисляет руководитель группы KPMG Игорь Коротецкий. Законопроект предусматривает и институт независимых директоров, продолжает он, правда, в этой части в отличие от лучшей практики ограничивается их число – не более трети совета.
В него наверняка будут входить представители рынка – отраслей, связанных с деятельностью «Почты России», например с транспортировкой или финансовыми услугами, подтверждает Аксаков. Сильный совет директоров зачастую инициирует коренной пересмотр бизнес-процессов и бизнес-модели, оптимистичен Коротецкий: эмпирические исследования показывают, что корпоратизация положительно влияет на эффективность.
Корпоративное управление, описанное в законопроекте, несколько противоречит регулированию акционерных обществ в целом, обращает внимание Патракеев: «Почте» не обязательно проводить годовое собрание акционеров, а совет директоров назначается на пять лет, хотя его должны регулярно переизбирать на ежегодном собрании акционеров.
Важное положение законопроекта – сохранение территориального покрытия почтовыми отделениями всей страны, заявил Подгузов. Каждое городское почтовое отделение должно обслуживать не более 15 000 человек, расстояния между отделениями не должны превышать 1,5 км в городах и 6 км в сельской местности, конкретизирует законопроект.
В нем четко определены требования к сохранности и доступности сети почтовых отделений, подтверждает Николаев, равно как и то, что реформирование «Почты России» не может служить поводом для увольнения работников. Помимо этого, объясняет он, в документе очень подробно перечислены нормы, которые, по его мнению, исключают разбазаривание имущества – оно должно быть полностью передано новой компании.
У законопроекта высокие коррупционные риски, спорит Патракеев, после преобразования в акционерное общество «Почта России» будет давать статус своей собственности недвижимости, которая не была четко оформлена, в этот момент она может преувеличивать масштабы своего имущества, а потом перепродавать его от лица не государства, а своего акционерного общества.