В чем различие между оао и пао. Различия и особенности правовых форм (ИП, ООО, АО, ПАО, НКО, ОП). Уставный капитал и прибыль

Люди, которые мало знакомы с хитросплетениями российского законодательства, часто задают вопрос: «А что такое ПАО? Что это за непонятная аббревиатура?». Понять людей легко – они еще не привыкли к новой парадигме, в которой с недавнего времени существуют юридические лица, хотя с данной аббревиатурой люди встречаются все чаще.

Многие крупные российские компании уровня Газпрома и Аэрофлота, ИНТЕР РАО и Сбербанка, Росгосстраха и МТС уже обзавелись в своих официальных наименованиях припиской – ПАО. Эта «приписка» означает Публичное акционерное общество – именно такая расшифровка у непонятного на первый взгляд слова ПАО.

Откуда данное наименование появилось, ведь раньше оно никогда в поле зрения не попадало? Что изменилось в связи с такими переименованиями? Разберемся во всем по порядку.

Что такое ПАО

Что изменилось в законодательстве?

В сентябре 2014 года в Гражданский кодекс РФ (далее – также ГК РФ) в рамках коренного реформирования гражданского законодательства были внесены обширные изменения в раздел, касающийся правового положения юридических лиц.

Вместо ставших такими привычными организационно-правовых форм «Открытые акционерные общества» и «Закрытые акционерные общества» («ОАО» и «ЗАО» соответственно), появились новые – «Публичные акционерные общества» и «Непубличные акционерные общества» (соответственно – «ПАО» и «НПАО»). Организации, которые относятся к НПАО, допустимо именовать просто «АО» – акционерное общество.

Власти объяснили необходимость таких кардинальных изменений необходимостью приблизиться к нормам европейского корпоративного права, которое уже давно оперирует в своем законодательстве именно такими дефинициями.

Правовая природа публичного юридического лица

Итак, «ПАО» расшифровывается как «Публичное акционерное общество».

Полное наименование организационной формы подчеркивает открытость и публичность компании, создаваемой под ее знаменами.

По своей правовой природе ПАО более близки к ОАО, а АО – к ЗАО. Только публичные общества имеют право на свободное и неограниченное распространение акций на рынке, чем выгодно отличаются от обществ непубличных – у ПАО гораздо больше возможности привлечь инвесторов, предложив взамен долю в уставном капитале организации.

При этом, количество акционеров в публичной компании ничем не ограничивается. Акционеров может быть хоть миллион штук! А может быть и всего один человек!

Люди зададутся вопросом – если закон изменен, тогда почему многие акционерные общества как и раньше называются «ОАО» и «ЗАО»?

Дело в том, что закон, который внес изменений в ГК РФ, не обязывает все ныне существующие организации сиюминутно изменять наименование . Это можно сделать со следующим изменение устава, которое произойдет в рабочем порядке.

То есть, все юридические лица, которые создаются сейчас – они могут стать только «Публичными» и «Непубличными», а общества, созданные до изменения закона, могут пока продолжать быть «Открытыми» и «Закрытыми». Однако, постепенно обе эти организационные формы будут уходить в прошлое, по мере того, как фирмы будут перерегистрировать свои уставы.

Выше уже отмечалось, что ПАО наиболее близки к ранее создаваемым ОАО. При этом, совершенно неправильно считать, что данные организационные формы абсолютно идентичны по своей природе. Это не так, отличия есть. Разница, конечно, видна в первую очередь профессиональным юристам, и с правовой точки зрения она весьма существенна.

Чем отличается ПАО от ОАО

Что изменится в деятельности компаний?

Отличия «новой» организационно-правовой формы от «старой» прослеживается в измененном подходе к природе формирования уставного капитала и организации деятельности органов управления компанией.

Для работников таких предприятия, которые оформили трудовые отношения с «ОАО», а потом оно вдруг стало «ПАО», ничего не изменится – переживать на этот счет абсолютно не стоит .

Единственное, что изменится для рядового работника – это запись в трудовой книжке, в которой будет отражено, что поменялось наименование работодателя. Только и всего.

Полезно знать: для потребителей товаров и услуг ПАО также ничего не поменяется.

Если Ростелеком стал публичной организацией, то это не значит, что как-то изменится услуга предоставления телефонной связи. Абонент разницы точно не заметит. Если КАМАЗ стал публичной компанией, то на характеристиках автомобилей это тоже не скажется. То, что они теперь называются по-новому, на основной деятельности точно никак не отражается.

Юридические отличия ПАО от ОАО

С сугубо правовой точки зрения такие отличия отражаются в следующем:

  1. Для ОАО такой орган управления как Совет директоров был обязателен только в тех случаях, когда количество акционеров такого общества превышало 50. В иных случаях он мог не создаваться. Для ПАО Совет директоров обязателен в любом случае, независимо от того, скольким лицам принадлежат акции. Минимальное количество членов Совета –
    5 человек. Исходя из практики, этот орган управления весьма полезен – он позволяет более оперативно принимать управленческие решения. Если Совета нет, то большинство решений принимает Общее собрание акционеров. А его пока соберешь и проведешь – пройдет уйма времени, ведь процесс созыва и подготовки собраний акционеров строго регламентирован (далее – также ФЗ «Об АО»). А заседание Совета директоров провести на порядок легче.
  2. В уставе ОАО можно было предусмотреть, что уже имеющиеся владельцы ценных бумаг имеют право преимущественного приобретения на ценные бумаги новых дополнительных выпусков. В ПАО никаких ссылок на устав не допускается – все только в рамках ФЗ «Об АО». Если в законе написано, что преимущественное право приобретения акций дополнительных выпусков у действующих акционеров возникает, то значит, так оно и есть. Больше никаких оговорок в учредительных документах.
  3. Все ОАО обязаны были производить раскрытие информации о деятельности компании (бухгалтерская отчетность, годовые отчеты об итогах деятельности, сведения о проведении собраний акционеров и т.д.). Такое требование было императивным, т.е. безусловным для исполнения. В случае нераскрытия чего-либо предусматривалась административная ответственность. Российские компании заплатили много штрафов за нераскрытие или несвоевременное раскрытие информации. Для ПАО закон открывает ранее не виданную опцию – теперь публичный хозяйствующий субъект имеет право обратиться в Центральный банк (регулятору рынка ценных бумаг, который также именуется Банком России) с заявлением об освобождении от раскрытия. И если регулятор посчитает, что освобождение возможно, то ПАО будет освобождено от этой весьма обременительной обязанности.
  4. Для ОАО ранее не предусматривалась обязанность по обязательному удостоверению решение собраний акционеров. Собственники могли собраться, оформить все решения протоколом и все – решения действительны для всех. Сейчас же закон ввел дополнительную процедуру по обязательному удостоверению (подтверждению) принятых акционерами решений. Без удостоверения решения будут считаться недействительными. Для ПАО таким гарантом легальности проведенных собраний будет выступать регистратор – специализированная организация, которая ведет реестр акционеров фирмы. К слову, ранее и ведение реестра акционеров в некоторых случаях допускалось самой компанией. Сейчас – только через регистратора.

Важно знать: для всех ныне существующих ОАО, которые еще не успели сменить упраздненные по закону организационные формы на новые, действуют правила, применимые к ПАО.

Если открытое общество станет непубличным, тогда для него будут применяться нормы, применяемые для непубличных организаций. Если же ОАО станет ПАО, то оно, соответственно, подтвердит применение к себе всех обязанностей и преимуществ публичной компании.

Если говорить в общем о регулировании публичных юридических лиц, то закон в отношении них преимущественно императивен – к таким компаниям применяются строгие правила, не позволяющие отступать от них, и прописывать иные способы регулирования в уставе. Такой роскошью обладают только непубличные организации.

Создание и регистрация ПАО

Для чего создавать публичную компанию

Создание акционерного общества – это занятие достаточно хлопотное и непростое.

Для начинающих предпринимателей, особенно для тех, кто начинает свой бизнес в одиночку, заниматься созданием акционерных компаний совершенно ни к чему.

Будет вполне достаточно ограничиться созданием Общества с ограниченной ответственностью (далее – также ООО), либо просто получить статус индивидуального предпринимателя.

Задуматься о создании акционерной компании нужно только в тех случаях, когда бизнесмен осознанно понимает необходимость этого .

Если количество ваших партнеров по бизнесу превысило 50 человек (это верхний предел участников для ООО), либо ваши бизнес-планы столь грандиозны, что вы хотите вывести акции своей компании на финансовые рынки, дабы привлечь еще больше инвесторов в своей проект, тогда, безусловно, можно подумать о создании ПАО.

Каковы бы не были намерения, а создание любого акционерного общества состоит из ряда определенных законом процедур.

Этапы создания Публичного акционерного общества

Подготовительный этап

На данной стадии учредители должны разрешить ряд основополагающих вопросов создания юридического лица:

  • подготовить проекты документов, необходимых для регистрации (договор о создании, договор с будущим директором);
  • подготовить проект устава (содержащий наименование, структуру органов управления и их обязанности и т.д.);
  • подготовить списки кандидатов в органы управления (напоминаем, что Совет директоров для публичной компании является обязательным и состоять он должен как минимум из 5 человек);
  • определиться с кандидатурой директора, запросить в ФНС информацию о дисквалификации данного лица (существует административная санкция, согласно которой человек не может занимать должности в органах управления). Директор может быть избран также из числа учредителей.

Проведение собрания учредителей

На данном этапе необходимо документально оформить все принимаемые решения, касающиеся вопросов создания компании.

По итогам собрания составляется протокол, в котором отражается волеизъявление учредителей по следующим пунктам:

  • создать юридическое лицо;
  • зарегистрировать его устав;
  • избрать органы управления;
  • определить порядок и сроки внесения уставного капитала (для публичной акционерной компании он должен составлять не менее 100 000 рублей – это минимальная сумма, которая будет обеспечивать права кредиторов);
  • решить иные вопросы, связанные с учреждением компании.

Государственная регистрация юридического лица

Предоставлением услуги по государственной регистрации юридических лиц занимается Федеральная налоговая служба (далее – также ФНС).

Все ранее подготовленные документы (устав, протокол собрания, квитанция об оплате госпошлины и иные документы), вместе со специальным заявлением по форме 11001 необходимо подать в ФНС.

Если все документы оформлены правильно, ФНС зарегистрирует фирму, внесет сведения о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента юридическое лицо будет считаться созданным.

Если ФНС найдет основания для отказа в регистрации, например, в документах будут обнаружены ошибки, госпошлина будет уплачена в неверном размере, то всю процедуру регистрации придется начинать заново.

Оформление правоотношений с регистратором

Как ранее уже сообщалось, для акционерного общества обязателен регистратор – организация, которая будет учитывать, кто является акционером общества, кто приобретает, или отчуждает акции, а также выполнять иной спектр вопросов, связанных с обслуживанием юридического лица.

С регистратором необходимо заключить соответствующий договор, и предоставить всю необходимую информацию о зарегистрированном обществе и уставном капитале такого общества.

Проведение регистрации выпуска акций в Банке России

После регистрации общества необходимо также осуществить регистрацию выпуска акций у регулятора рынка ценных бумаг. Для этого в Центробанк необходимо предоставить пакет документов в соответствии со Стандартами эмиссии.

Как видим процедура создания ПАО достаточно сложна . Однако, сейчас существует большое количество фирм, которые помогут в процессе создания за отдельную плату.

Публичное акционерное общество – это коммерческая организация и создается она для извлечения прибыли от своей деятельности. Заниматься такое общество может абсолютно любыми видами деятельности, естественно, кроме тех, которые запрещены законом.

Собственниками публичной компании может быть и государство, и частные лица. Допускается также и смешанная форма владения.

Главной особенностью данной организационно-правовой формы является неограниченность числа акционеров, а также свободное обращение акций на рынке, когда акции без каких-либо ограничений со стороны других акционеров, беспрепятственно переходят от одного собственника к другому.

Надеемся, что после прочтения данной статьи, наименование ПАО не будет вызывать у вас вопросов – теперь вы точно знаете, что означает данная аббревиатура, а также какими особенностями обладают публичные компании.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности регистрации ПАО:

Десять ключевых отличий публичного АО от непубличного

Понятия публичных и непубличных обществ

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.

Публичные акционерные общества - это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Непубличные акционерные общества - это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения.

Мы представили основные отличия публичных АО от непубличных в удобной таблице

Отличие

Публичное АО

Непубличное АО

Норма законодательства

1 Размещение и обращение акций - главное отличие Акции и ценные бумаги, которые конвертируются в акции, размещаются путем открытой подписки и публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах Акции и ценные бумаги нельзя размещать по открытой подписке, они публично не обращаются

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».