Органы управления товарищества собственников жилья и недвижимости: председатель, правление ТСЖ и другие должностные лица. Правовое положение членов тсж, органы управления тсж Органы тсж

§17.2. Органы управления товариществом собственников жилья

В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товариществом собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление.

Общее собрание членов ТСЖ - высший орган управления товарищества, он созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания членов ТСЖ относится:

внесение изменений в устав товарищества, принятие решений о реорганизации и ликвидации ТСЖ, избрание его правления и ревизионной комиссии (ревизора);

установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, утверждение годового плана финансовой деятельности и отчета о его выполнении;

рассмотрение жалоб на действия правления, председателя правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, обязанных обслуживать многоквартирный дом, и положения об оплате их труда;

определение размера вознаграждения членов правления товарищества, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; другие вопросы, предусмотренные Жилищным кодексом или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов ТСЖ товарищества, помимо указанных в части 2 статьи 145 ЖК РФ, также может быть отнесено решение и иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Согласно части 1 статьи 146 ЖК РФ, уведомление о проведении общего собрания членов ТСЖ направляется в письменной форме лицом, по чьей инициативе созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания; в нем указываются сведения о лице, по чьей инициативе созывается общее собрание, место и время проведения, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов ТСЖ устанавливаются в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания по вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7 и 12 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества.

Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления товарищества или его заместитель, а в случае их отсутствия - один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Согласно части 1 статьи 147 ЖК РФ, руководит деятельностью ТСЖ правление товарищества, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением тех, что отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление избирает из своего состава председателя товарищества; оно является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов ТСЖ. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества и признается правомочным, если в нем принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

В соответствии со статьей 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит:

1) соблюдение законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль над своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов товарищества на год и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров об управлении им, об обслуживании, эксплуатации и о ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и их увольнение;

6) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

7) созыв и проведение общего собрания членов товарищества, выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества, обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления ТСЖ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правления или общего собрания членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка в отношении работников, в чьи обязанности входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Согласно статье 150 ЖК РФ, ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия из своего состава избирает председателя, не реже одного раза в год проводит ревизии финансовой деятельности товарищества, представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов товарищества на год и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов, а также отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Из положений гл. 18 ГК РФ и гл. 13 и 14 ЖК РФ следует, что членами товарищества собственников жилья могут быть три категории лиц.

Во-первых, граждане - собственники жилых помещений в многоквартирных домах и соответственно недвижимости, являющейся объектами общего пользования.

Во-вторых, юридические лица, которым жилые помещения в многоквартирных домах принадлежат на праве собственности, жилые помещения и соответственно объекты общего пользования принадлежат на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия, а также учреждения).

В-третьих, публичные образования (муниципалитеты, субъекты РФ и РФ) в лице соответствующих органов, которым жилые помещения и (или) другое недвижимое имущество принадлежат на праве собственности.

Глава 14 ЖК РФ определяет правовое положение членов ТСЖ.

Согласно ст. 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество.

Таким образом, для того чтобы стать членом ТСЖ, собственнику жилого помещения достаточно подать заявление о приеме его в товарищество. Лица, приобретающие помещения в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.

Членство в ТСЖ прекращается с момента подачи заявления о выходе из числа членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Статья 144 ЖК определяет структуру органов управления ТСЖ, которыми являются общее собрание членов товарищества и правление. Устав ТСЖ может предусматривать создание и других органов управления товариществом собственников жилья, а также контрольно-ревизионных органов.

Общее собрание членов ТСЖ1 является высшим органом управления и созывается в порядке, установленным уставом.

Согласно п. 2 ст. 145 ЖК РФ определяются основные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ТСЖ:

1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;

9) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

10) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;

11) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

12) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

13) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;

14) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;

15) другие вопросы, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ или иными федеральными законами.

Уставом ТСЖ к компетенции общего собрания его членов также может быть отнесено решение иных вопросов. Общее собрание членов ТСЖ имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции его правления (ст. 145 ЖК РФ).

Порядок организации и проведения общего собрания членов ТСЖ определен ст. 146 ЖК РФ, в соответствии с ч. 1 которой уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего

собрания членов товарищества или уставом товарищества не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания . В уведомлении о проведении общего собрания указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по вопросам, отнесенным законом к компетенции общего собрания, принимаются не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления. Уставом может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Согласно ст. 147 ЖК РФ исполнительным органом ТСЖ является его правление, которое осуществляет руководство деятельностью товарищества.

Оно вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции

общего собрания членов ТСЖ. Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием на срок, установленный уставом, но не более

чем на два года, при этом членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Правление, являясь исполнительным органом, подотчетным общему собранию, избирает из своего состава председателя. Работой правления руководит его председатель. Согласно п. 3 ст. 147 ЖК РФ, председатель избирается из числа членов правления самим правлением, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Заседание правления созывается председателем в сроки, установленные уставом, и признается правомочным принимать решения, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Статья 148 ЖК РФ*установила перечень обязанностей правления ТСЖ по управлению деятельностью товарищества.

В обязанности правления входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава ТСЖ;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление годовых смет доходов и расходов товарищества и отчетов о его финансовой деятельности, представление их общему собранию товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава ТСЖ обязанностей (ст. 148 ЖК

Правовой статус председателя правления ТСЖ урегулирован статьей 149 ЖК РФ. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества (часть 1 статьи 149 ЖК РФ). Анализ совокупности юридических прав и обязанностей председателя правления ТСЖ позволяет сделать вывод о доминировании первых над вторыми. Так, председатель имеет право:

1) давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно;

2) действовать без доверенности от имени товарищества;

3) подписывать платежные документы и совершать сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества;

4) разрабатывать и выносить на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда;

5) утверждать иные внутренние документы товарищества, предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Юридические обязанности1 сформулированы в части 2 статьи 149 ЖК РФ, в соответствии с которой председатель правления ТСЖ обеспечивает выполнение решений правления ТСЖ. На первый взгляд из изложенной компетенции председателя правления ТСЖ видно, что большинство правовых предписаний в гипотезах и диспозициях содержат оговорки и отсылки, которые обусловливают деятельность председателя правления ТСЖ позицией общего собрания членов товарищества и правления товарищества.

Однако при внимательном анализе указанных оговорок и отсылок обнаруживается, что подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, связанных с распоряжением имуществом ТСЖ, председатель правления может заключать самостоятельно, без предварительного согласования с общим собранием членов ТСЖ и правлением товарищества.

Так, к компетенции общего собрания членов ТСЖ в соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ относится осуществление сделок, связанных с заимствованием и получением заемных средств, в том числе банковских кредитов (пункт 6 части 2 статьи 145 ЖК РФ). Следует отметить, что указанные ограничения обусловливают принятие решений на осуществление гражданско-правовых сделок, но не ограничивают председателя правления ТСЖ в выборе контрагента при их осуществлении.

Таким образом, в руках председателя правления ТСЖ сосредоточен значительный объем властных полномочий, однако юридический нонсенс ситуации заключается в том, что в соответствии с положениями статьи 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Как видно из положений указанной правовой нормы, председатель правления ТСЖ к органам управления не отнесен. Однако, по мнению Д. Карпухина, председатель правления ТСЖ является одним из ключевых элементов управленческого механизма, действующего в товариществах собственников жилья. Указанная деятельность, осуществляемая ТСЖ в лице председателя правления, действующего без доверенности (часть 2 статьи 149 ЖК РФ), сопряжена с потенциальными финансовыми рисками, ответственность по которым несет ТСЖ всем принадлежащим ему имуществом (часть 6 статьи 135 ЖК РФ) .

К числу органов ТСЖ относится также ревизионная комиссия (ревизор)1, которая в соответствии со ст. 150 ЖК избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава ее председателя.

Выход простой - взять власть по содержанию своего дома в свои руки! Именно такую возможность предоставляет нам Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 года.

Почему мы должны управлять своим домом?

Потому что нам не безразлично в каком доме мы живем и в каком доме будут жить наши дети и внуки!

А как управлять своим домом?

Согласно ст. 161 п. 2 ЖК РФ, существуют три способа управления многоквартирным домом (далее МКД)

  • непосредственное управление собственниками помещений в МКД;
  • управление управляющей организацией;
  • управление товариществом собственников жилья (ТСЖ).
    Остановимся кратко на этих способах управления

Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (ст. 164 ЖК РФ)

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и т. д. заключаются каждым собственником непосредственно с каждой ресурсоснабжающей организацией (Мосводоканал, МосЛифт и т. д.).

При управлении домом возникает много вопросов и их надо оперативно решать, а значит собирать собрание или опрашивать каждого собственника. Как часто собирать собрания? Раз в квартал, раз в месяц или каждую неделю? А если в доме 100 и более собственников? Вывод очевиден - такой способ подходит только для домов, где число собственников незначительно, не более 6-10.

Вывод: эффективное непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме возможно, когда число собственников в доме незначительно.

Управление управляющей организацией

При управлении управляющей организаций управляющая компания заключает договор с каждым собственником. Договор заключается на условиях, определенных общим собранием. Соответственно договор должен разрабатываться юристом, обладающим помимо прочего познаниями в области управления, содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирных домов. В каждом доме найдется такой юрист? Вопрос риторический. Следовательно, такой договор будет предлагаться управляющей организацией. Чьи интересы будет защищать такой договор? Однозначно - интересы управляющей организации. Какой контроль над деятельностью управляющей организации? Никакого! Собственник противопоставлен юридическому лицу. А чтобы сменить управляющую организацию необходимо провести общее собрание, выбрать другую управляющую организацию, согласовать новый договор. И еще не известно, будет ли новая управляющая организация лучше прежней.

Вывод: управление управляющей организацией в настоящее время самый непредсказуемый способ управления.

Где выход? Выход - управление ТСЖ!

Что такое ТСЖ? ТСЖ - некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в МКД для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Доля собственности общего имущества в доме (ст. 290 ГК РФ) пропорциональна общей площади Вашей квартиры (ст. 42 ЖК РФ).

В Жилищном кодексе РФ сказано, что собственники жилых помещений несут ответственность не только за содержание своих помещений, но и за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

К общему имуществу относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Товарищество собственников жилья - юридическое лицо, создаваемое самими жителями собственниками помещений в многоквартирном доме, для получения возможности самостоятельного управления, а также, возможно, и эксплуатации своего дома.

Коммунальные платежи жильцов поступают непосредственно на счет ТСЖ для дальнейшего распределения на нужды по своему усмотрению. После регистрации ТСЖ жители собственники, которые не захотели стать членами ТСЖ, заключают договор управления с ТСЖ своего дома. Правление ТСЖ вправе передать функции по управлению домом иной управляющей организации. В данном случае договор управления подписывается управляющей организацией с одной стороны и Правлением ТСЖ от лица собственников с другой стороны. Такие серьезные вопросы, как образование и сбор дополнительных средств в резервные фонды на восстановление, ремонт дома, получение заемных средств и банковских кредитов и т. д. относится исключительно к компетенции общего собрания собственников - членов ТСЖ, и принимается когда за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений.

Как ТСЖ управляет домом? Исполнительный орган ТСЖ - это Правление. Правление исполняет решения общего собрания членов ТСЖ. Кто избирается в Правление ТСЖ? Собственники помещений в доме! То есть Вы или Ваши соседи. Будете ли Вы или Ваши соседи плохо управлять домом? Нет, потому что Вы и Ваши соседи живут в своем доме. Вы сами управляете своим домом, но вы не одни, вы - «партия», вы - юридическое лицо, выступающая на равных с другими юридическими лицами, вы сами определяете какой договор, с кем и по какой цене заключать, вы сами решаете, сколько денег надо собрать, чтобы привести и содержать свой дом в порядке и жить достойно в своем доме.

Вывод: в настоящее время управление ТСЖ - самый оптимальный и эффективный способ управления многоквартирным домом.

Создавая ТСЖ, вы не только не лишаетесь поддержки города Москвы, но наоборот, получаете особые преимущества.

Постановлением Правительства Москвы № 1032-ПП от 04.12.2007 г. (О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «Ответственным собственникам - отремонтированный дом» на 2008-2014 годы), предусмотрено, что в первую очередь капитальный ремонт будет проводиться в домах, в которых созданы ТСЖ (п. 1.1.1 № 1032), причем не зависимо от того создано ТСЖ или нет, ремонт будет проводиться совершенно бесплатно за счет бюджетных средств.

Почему возник этот приоритет? Мы видим, что при реализации программы «Мой двор, мой подъезд» возникает порой странная ситуация: город вливает огромные средства в ремонт подъездов, благоустройство дворовых территорий, а через год-полтора все эти усилия сводятся на нет... стараниями самих жильцов и их детей. Все рушится, ломается, покрывается малопристойными надписями. Люди не чувствуют себя хозяевами всего этого добра. Многие даже считают, что лифт принадлежит ДЕЗу или Мослифту. Да нет же, он принадлежит собственникам в доме и ремонтировать его будут за их же счет.

Город за счет бюджетных средств капитально ремонтирует дом и передает его жителям - берегите его, потому, что в следующий раз Вы будете его ремонтировать уже на свои деньги.

Рано или поздно - по Жилищному кодексу РФ - собственникам придется полностью взять на себя расходы по содержанию и ремонту дома. Государство вернет свой долг по недоремонту, но и собственникам лучше побыстрее создать ТСЖ, чтобы своевременно войти в программу капремонта.

Контрольно-счетная палата Москвы выявила факты нарушений при проведении капитального ремонта в 2008 году. К примеру, было отмечено, что в некоторых случаях качественные показатели выполненных ремонтных работ, а также некоторые элементы отделки не соответствуют требованиям комфортности и безопасности.

Создавать ТСЖ (домком, комитет территориального общественного самоуправления или для начала хотя бы инициативные группы) надо не тогда, когда дом «отремонтирован», а до начала работ. Чтобы все держать под контролем, подойдет любой орган жилищного самоуправления, но только реально действующий.

При проведении собраний собственников многоквартирных домов необходимо обязательное присутствие заказчиков и генеральных подрядчиков, которые должны представлять обстоятельную информацию о видах и объемах работ.

В настоящее время информирование собственников многоквартирных домов осуществляется:

  • через СМИ (окружная и районная газеты, кабельное телевидение, Интернет);
  • проведение собраний;
  • распространение информационных материалов.

Но недостаток правовой культуры собственников, небольшой период рыночных преобразований в России, разнородный социальный состав собственников делают задачу проведения собраний собственников весьма непростой. Невозможность сбора необходимого количества голосов (66,70% - что составляет 2/3 от общего числа голосов собственников помещений), из-за их пассивности и недоверия, усложняет задачу в принятии решения о проведении капитального ремонта дома. Разобщенность собственников МКД на собрании в очной форме не приведет к общему решению как по утверждению перечня работ, проводимых при капитальном ремонте, так и в вопросах, связанных с участием собственников помещений в контроле над производством работ по капитальному ремонту и в приеме работ после их завершения.

При проведении собрания в заочной форме для подготовки пакета документов (уведомлений и решений) необходимо иметь множительную технику, кадровый состав специалистов, умеющих ответить на многочисленные вопросы жителей. Собственники отказываются принимать участия в данной работе из-за своей некомпетентности, отсутствии свободного времени. При использовании административного ресурса управ и специалистов ГУ ИС у собственников возникает недоверие, и такой метод займет длительное время на вручение уведомлений, сбор решений и подсчет голосов собственников МКД и приведет к срыву сроков проведения запланированного капитального ремонта.

Жители должны знать:

  • Государство и впредь не оставит собственников без помощи. В каждом административном округе, в районах будут созданы сервисные центры, которые обеспечат самый разнообразный набор услуг для ТСЖ. (подбор и помощь в заключении договоров между ТСЖ и эксплуатирующими организациями, сопровождение таких договоров. Помощь в оптимизации расходов и поиска финансовых средств для ТСЖ. Контроль за расходованием средств эксплуатирующими организациями. Независимое юридическое и бухгалтерское сопровождение работы ТСЖ).
  • Предоставление бюджетных субсидий ТСЖ на содержание и текущий ремонт управляемыми ими домами пойдет в том же порядке, что и для дирекций единого заказчика, но поступят они непосредственно на счет ТСЖ.

Другие меры поддержки ТСЖ подробно указаны в постановлении Правительства Москвы от 22.05.2007 г. № 398-1111 «О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных

кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задании на 2010 год» и наших прежних публикациях.

Так вот, для того, чтобы решить проблемы ЖКХ, надо усилить привлечение жителей, к управлению своими домами.

Итак, есть необходимость решения наболевших вопросов ЖКХ, есть финансовые средства, выделенные на эти цели, открыта зеленая улица для массового создания ТСЖ. Дело только за главным - желанием и стремлением жителей города самим вершить судьбу своих домов.

По всем вопросам, связанным с созданием ТСЖ, их работой, проведением общих собраний и другим вопросам самоуправления Вы всегда можете обратиться в ГУ «ИС района Хорошево-Мневники» лично или по телефону +7 499 728-39-95.

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.


Судебная практика и законодательство - Жилищный кодекс РФ. Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья

Согласно статье 144 Жилищного кодекса органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов товарищества, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и ТСЖ от своего имени заключает договора с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (то есть исходя из договорных обязательств не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ, то налогообложение средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется в следующем порядке.


Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товариществом являются: общее собрание членов товарищества жилья; правление товарищества. Председатель правления ТСЖ указанной статьей не отнесен к органам управления. Однако анализ положений ст. 149 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что он является единоличным исполнительным органом товарищества. Необходимо обратить внимание, что в ст. 115 ЖК РФ к органам управления жилищного кооператива отнесен председатель правления кооператива. Следовало бы аналогичную норму включить и в ст. 144 ЖК РФ.

Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание (ст. 145 ЖК РФ). Объем полномочий высшего органа управления определяется ЖК РФ и уставом.

Компетенцию высшего органа можно разделить на исключительную и альтернативную.

К исключительной компетенции относятся внесение изменений в устав общества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ и иными федеральными законами.

Альтернативная компетенция общего собрания товарищества предполагает возможность принять к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества. Объем альтернативной компетенции определяется общим собранием.

ЖК РФ в ст. 145 не указывает среди полномочий, принадлежащих общему собранию товарищества собственников жилья, отнесенные к компетенции общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

Среди таких вопросов: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; о пределах использования (в том числе об ограничениях пользования) земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанные вопросы отнесены ЖК РФ к разрешенной деятельности ТСЖ (п.2 ч.2 ст. 152, п.2, п.3 ст. 137), однако реализация данных полномочий отнесена к компетенции общего собрания собственников, а не общего собрания ТСЖ.



Решения указанных вопросов могут быть отнесены уставом к компетенции общего собрания членов ТСЖ, на которым они должны будут приниматься квалифицированным большинством голосов в порядке ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. В то же время при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме они решались бы 2\3 от общего числа голосов собственников помещений.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления.

Уставом товарищества может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов (п. 6 ст. 146 ЖК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что среди полномочий общего собрания членов ТСЖ ЖК РФ не указывает ряд прав, принадлежащих общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме, которые им принадлежат в силу закона (ст. 44 ЖК РФ). Анализ и других норм ЖК РФ, в частности п. 1 ст. 147 ЖК РФ, п.3 ст. 161 ЖК РФ, позволяет сделать вывод о том, что ТСЖ по некоторым вопросам не заменяет общее собрание собственников жилья. Таким образом, на базе многоквартирного дома может функционировать одновременно две формы управления: ТСЖ и общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, что является правовой коллизией.

Для ведения текущей работы общее собрание избирает исполнительно-распорядительный орган – правление (ст. 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем за два года.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя правления.

Председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (п. 2 ст. 149 ЖК РФ).

Контрольным органом товарищества собственников жилья является ревизионная комиссия (ревизор), которая избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

Проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

Представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

Отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности (п. 3 ст. 150 ЖК

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Когда возникает право собственности на общее имущество собственников многоквартирного дома?

2. Что относится к общему имуществу многоквартирного дома?

3. В каком порядке приобретается право на долю в общем имуществе многоквартирного дома?

4. Что относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

5. Какое преимущественное право есть у собственника общего имущества в коммунальной квартире?

6. Что такое товарищество собственников жилья?

7. Какими правами обладает товарищество собственников жилья?

8. Когда и у кого возникает членство в товариществе собственников жилья?

9. Перечислите органы управления в товариществе собственников жилья.

10. Какими видами хозяйственной деятельности может заниматься товарищество собственников жилья?

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 1.

1. Проанализируйте действующее жилищное законодательство и определите его структуру.

2. Проанализируйте современную жилищную политику РФ. Дайте ее оценку. Установите тенденции жилищной политики РФ.

3. Что жилищное законодательство понимает под «жилым помещением». Как это определение соотносится с пониманием жилого помещения в решениях по конкретным делам Европейского Суда по правам человека.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 2.

1. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора коммерческого найма жилого помещения.

2. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора найма специализированного жилого помещения.

3. Составьте договор коммерческого найма жилого помещения.

4. Составьте исковое заявление о расторжении договора социального найма жилого помещения в связи с выездом нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства; исковое заявление о выселении нанимателя без предоставления другого жилого помещения в связи с систематическим разрушением жилого помещения; исковое заявление о выселении за невозможностью совместного проживания.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 3.

1. Осуществите сравнение правового положения членов семьи нанимателя жилого помещения, членов семьи собственника жилого помещения, членов семьи пайщика ЖК или ЖСК.

2. Охарактеризуйте право пользования жилым помещением на основании завещательного отказа и по договору пожизненного содержания с иждивением.

3. Составьте исковое заявление о признании недействительным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.

4. Составьте перечень изменений и дополнений, внесенных в закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с момента его принятия и до наших дней. Объясните их причины.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 4.

1. Напишите Устав ТСЖ.

2. Составьте договор управления многоквартирным домом.

3. Сравните способы управления общим имуществом многоквартирного дома. Установите преимущества и недостатки каждой из них.

4. Сравните правовой статус членов ТСЖ и членов ЖК или ЖСК.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. С. 19.

СЗ РФ. 1937. №3. Ст. 99.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С.17; С. 97, 100, 103, 29; Васильев Ю.Г. О договоре жилищного найма. Советское государство и право. 1959. №9. С. 106; Потюков А.Г. Жилищное право. Л., 1973. С.5.

Чигир В.Ф. Жилищное право. - Минск: Вышейш. шк. 1986 .- С. 12.

Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М.: Юристъ, 1999. -С. 313.

Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право. 2004, № 33. С. 613.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963 г. С. 17, 97.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С.11.

Корнеев С.М. Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 150-151; Свердлык Г.А. Принципы приватизации жилых помещений в Российской Федерации // Жилищное право. 2007. № 9. С. 23.

Басин Ю.Г, Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963. С. 19.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Там же. С. 19.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов, от прошлого к настоящему. В кн. Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 239.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу российской Федерации (постатейный). М.. 2005. С. 54.

Рыжов А.Б. Осуществление перевода жилых помещений в нежилые как функция органов местного самоуправления. Электронный журнал Волго-Вятской академии государственной службы. Выпуск 1. 2006 г.

Лапач В.А. Изменение назначения жилого помещения: некоторые правовые вопросы. Закон. 2006. №8.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №22. Ст. 2126.

Лапач В.А. Прекращение и отпадение права. Законодательство. 2005. №9.

Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 57

1 СЗ РФ. №6, 2006 г. ст. 702

2 В.Н. Литовкин Указ. соч. С.41

1 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам, М., 1995 г. С.173

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С. 40.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 350.

Святловский В.В. Жилищный вопрос с экономической точки зрения. Выпуск 5. Жилищный вопрос в России. Краснодар. 2000. С. 107.

Святловский В.В. Там же. – С. 111.

Бессонова О.Э. Жилье: рынок и раздача. Новосибирск 1993. С. 63.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. С. 34.

Жилищное законодательство: сборник официальных материалов. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. С. 53.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 671

Аскназий С.И., Брауде И.И., Пергамент А.И. Жилищное право. М.,1956. С.11.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. - С. 37.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 41.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 38.

СУ РСФСР. 1918. №62. Ст. 674

СУ РСФСР. 1921. №59. Ст. 403

Жилищные законы. Под ред. В.И. Вегер. - М., 1927. С. 54-57.

Там же. С. 456.

Там же. С.455 - 456.

СЗ СССР 1937. №69. Ст. 314.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: федеральный и региональный аспект. В кн.: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003. С. 607.

Ст. 25 всеобщей Декларации прав человека, утв. генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г.

Конституция СССР 1977 года

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека ООН.

Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище. Журнал российского права.2003. №4. С. 27.

Скрипко В.Р. Право граждан на жилище и его судебная защита. М., С. 5

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 4.

СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349.

ВВС РФ. 1991. №16. Ст. 503.

СЗ РФ. 1997. 330. Ст. 3590.

СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст. 1227.

Жилищный кодекс Российской Федерации. Под ред. д. ю. н. П.В. Крашенинникова. М.. 2005. С.263

См. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006//СЗ РФ, 2006 г., №6

СЗ РФ. 2005. № 22.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов,

от прошлого к настоящему. Проблемы современного гражданского права: сборник статей – М.: Городец, 2000. – С. 275.

Литовкин В.Н. Там же– С. 242.

Литовкин В.Н. Там же – С. 271.

1 Толстой Ю.К. Жилищное право. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 71.

2 Вишневская И.С., Парада Е. С. Новое в регулировании договорных отношений по найму жилых помещений в свете части второй ГК Российской Федерации// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1998. №4. – С. 77.

1 Комментарий части второй ГК РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. - С. 687.

2 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 1. - М.: ОГИЗ, 1935. –С. 433

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 3. С.1198-1199

Там же. С. 616

Там же. С. 339

Жилищное законодательство. Сборник региональных нормативных правовых актов. Сост. И.С. Вишневская, Г.Д. Улетова. М., 1998.

ФЗ от 24 декабря 2002 г. № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)».

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М., 2008. С. 49.

Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова М., 2003. С. 754.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С.3.

СЗ РФ. 2006 г. №6. Ст. 697.

СЗ РФ. 35, 2006. Ст. 5.

СЗ РФ. №6, 2006. Ст. 697.

Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. №1. 2006. С.16.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 660, 662.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. с. 50.

Сергеев А.П. Жилищное право. М., 2006. С. 121.

СЗ РФ. 2001. №3 23. Ст. 2277.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 19.

СЗ РФ, 1995, №32. Ст. 3198.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С. 11.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 174.

Бюллетень международных договоров, 1995 г., № 5.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 178.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 18.

В Типовых договорах найма специализированного жилого помещения сформулировано, что «наймодатель передает нанимателю…», а не обязуется предоставить жилое помещение.

Нерсесянц А.В. Философия права. М., 2003. С. 28

Кучерена А.Г. Жилищные споры: юридический справочник для населения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. С. 12

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М.. 2008. С.19

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 37

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С.153

Титов А.А. Там же. С.97

СЗ РФ. 2006. №5. Ст. 546

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 21.

Текст абзаца 2 статьи 53 ЖК РСФСР 1983 года подлежал применению к отношениям с участием членов семьи собственника жилого помещения в силу отсылки содержавшейся в абзаце 2 ст. 127 ЖК РСФСР

Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.. 1995. С. 262

Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.. 2004. С. 319. // Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 85

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.84

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. // СИС Консультант Плюс

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С.49-50.

Обзор законодательства и судебной практики за IY квартал 2005 г.

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 28

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.92

СЗ РФ. 2006. №6. Ст. 702

Жилищное законодательство. Сб. региональных нормативных правовых актов. Ч. 1 М., 1998. С. 107

Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М., 1992. С. 15.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.

СЗ РФ от 01.01.2007. №1 (1 ч.). Ст. 14.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1989. №1. Ст. 4.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1989. 313. Ст. 72

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 208-209

См: Закон РФ от 23.12.1992 №4199-1; ФЗ от11.08.1994 №26-ФЗ, от 28.03.1998 № 50-ФЗ, от 01.05.1999 №88-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ, от 20.05.2002 №55-ФЗ, от 26.11.2002 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 29.12.2004 №189-ФЗ; изм., внесен. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 №25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П // первоначальный текст Закона опубликован в «Ведомостях СНД и ВС РСФСР», 11.07.1991, №28, ст.959; текст с последними изменениями опубликован в СЗ РФ, 03.01.2005.

Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилое дом и квартиру. М.. 1995. С. 3

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С. 187

Седугин П.И. Жилищное право. М., 2003. С. 240

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11. С. 3.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 212.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №7.С.9.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11; 1997. №1.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 316-О / СЗ РФ. 2003. №5. Ст. 503

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 5

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 3430.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 197

СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2963

СИС Гарант.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 215-216

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 258

Тарасова А.Е. Сделки с обсобенностями волеизъявления. Журнал российского права.2008. №4. С.86.

Чефранова Е.А. Правовое регулирование отношений собственности в многоквартирном доме. Закон. 2005. №6. С.16

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.96.

Российская газета. 2006.№37.

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон 2005. №6. С.8.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 226

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон. №6. 2005. С. 9

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.264.

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Авт. На соискание ученой степени к.ю.н. Волгоград. 2006. С. 22.

Рыжов А.Б. Момент заключения договора управления многоквартирным домом при выборе управляющей организации. Жилищное право. 2007. №1. С. 43

Михайлов В. Возможная модель правового режима // ЭЖ-Юрист. 2006. №18. С.4.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 292-299

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.10-11

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5079

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.11-12

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 269

СЗ РФ. 1998. №15. Ст. 1794

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 251

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. М., 2005. С. 267