Специалист п социальной работе. Должностная инструкция специалиста по социальной работы. Специалист по социальной работе имеет право

Психология, педагогика, социальная работа

Вид деятельности

Общаться с людьми (помогать, обслуживать, консультировать)

Краткое описание

Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными.

Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице.

Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций . Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение.
Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей. Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью : проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

Где учиться

Направления образования:
Социально-экономическое направление

Вузы:

39.03.02 Социальная работа

    • Академия труда и социальных отношений (АТиСО)
    • Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) Факультет социологи и психологии
    • Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) Факультет социальной работы
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы
    • Московский государственный областной университет (МГОблУ) Факультет психологии
    • Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Факультет педагогики и психологии
    • Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
    • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Психолого-социальный факультет
      39.03.03 Организация работы с молодежью
    • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (МГГУ Шолохова) Институт политики, права и социального развития
    • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) Гуманитарный институт
    • Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ) Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
    • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Факультет социальной коммуникации
    • Московский городской педагогический университет (МГПУ) Институт психологии, социологии и социальных отношений
    • Российский государственный социальный университет (РГСУ) Факультет педагогики, социальной работы и ювенологии
      Колледжи, техникумы, училища:
    • Социальный колледж российского государственного социального университета (СК РГСУ)
    • Социально-педагогический колледж МГППУ (СПК МГППУ)
    • Колледж по подготовке социальных работников № 16 (КПСР № 16)
    • Техникум сервиса и туризма № 29 (ТСиТ № 29)

Где работать

Специалист, занимающийся социальной работой, занимается оказанием и организацией как бытовой, так и мат.помощи менее социально защищенным гражданам (инвалиды, сироты, неблагополучные семейные ячейки и т.д.). Профессия предполагает подготовку к будущей деятельности и постоянное самосовершенствование согласно рабочему плану.

Также социальный работник выявляет тех граждан, которые нуждаются в различных социальных услугах и выявляет характер таких услуг (помощь продуктами, ремонт, покупка одежды и т.д.). Еще один вид поддержки – разработка программы восстановления и реабилитации в семьях.

Социальный работник должен максимально приблизить жизнь и ее образ у своих подопечных к стандартным условиям. Для того, чтобы люди смогли комфортно чувствовать себя в обществе, социальный работник выясняет возможности и желание участия людей в общественной жизни.

В случае необходимости сотрудник, согласно указаниям специалистов, может выполнять технические функции. Это покупка и доставка необходимых вещей и продуктов, доставка одежды в прачечную и оказание первой доврачебной помощи.

Если это нужно, сотрудник социальной службы может проводить беседы, работать с людьми и наблюдать за жизнью подопечных. Труд сотрудника тарифицируется по трем-пяти разрядам и может определяться по медицинским, социальным и другим критериям.

Какими качествами должен обладать сотрудник

Любой работник социальной службы должен обладать следующими качествами:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • эмпатия;
  • коммуникабельность;
  • отличная память;
  • концентрация.

При наличии всех или большинства качеств человек может стать социальным работником и помогать гражданам.

Противопоказания

Человек не сможет быть социальным работником, если у него есть такие заболевания:

  • болезни ОДА;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • психические и нервные заболевания;
  • кожные и инфекционные болезни.

При этих и подобных заболеваниях человеку противопоказан уход за другими людьми.

Чем еще может заниматься специалист?

Помимо перечисленного выше, специалист, занимаясь обеспечением социальной службы, должен выполнять следующие функции:

  1. Диагностика и выявление проблем в семье во время адаптации приемного ребенка.
  2. Обеспечение и осуществление психологической диагностики.
  3. Использование в работе командного подхода с привлечением всех возможных ресурсов как своих подопечных, так и всего общества.
  4. Ведение личного дела семьи с подробным документированием.
  5. Предоставление отчетов согласно срокам – каждый день, неделю, месяц и т.д.
  6. Участие в программах оценки качества предоставляемых услуг.
  7. Поддержка ценностей организации.
  8. Консультирование в офисе и на дому.

Заключение

Специалист соцработы – это устойчивый к стрессам и функциональный человек, способный ладить с любыми людьми вне зависимости от их характера и степени опасности. У профессионального рабочего на такой специальности в области есть множество обязанностей и требований, поэтому стать таким работником сможет не каждый.

Диагностическая функция . Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом - результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности - участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

Организаторская функция . Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество - сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические - лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические - сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические - трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист -клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

  • - консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
  • - включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
  • - социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции - одно из основных направлений социальной работы.

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

5) типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан - получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан - получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан - получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Социальная работа предъявляет высокие требования к тем, кто избрал её в качестве своей профессии. Мы уже с вами видели, на решение каких сложных комплексных проблем она направлена, какие принципы должны соблюдаться в данной деятельности, какую разностороннюю подготовку должен иметь социальный работник. Совокупность общих типичных требований, предъявляемых к социальному работнику, составляют его профессиональный портрет. Данное системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю профессии иногда обозначают как профессиограмма, уточняя её в некоторых случаях, как перечень требований применительно к конкретному направлению социальной работы.

Профессиональный портрет социального работника довольно подробно описан в научной и учебной литературе и включает в себя такие основные компоненты, как теоретическую подготовку, практические навыки и определённые личностные качества. Теоретические знания составляют базис профессионального портрета специалиста по социальной работе. Как мы знаем, социальная работа имеет полидисциплинарный характер и поэтому теоретическая подготовка социального работника должна включать в себя знания по таким базовым для социальной работы дисциплинам, как социология, психология, социальная педагогика, дисциплины правового цикла, конфликтология и т.п.

Поскольку специалист по социальной работе зачастую имеет дело с асоциальными личностями, в частности, с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению, то он должен обладать знаниями из области социологии и психологии девиантного поведения, психодиагностики, криминологии, возрастной психологии и педагогики. Разнообразие клиентов социальной работы обязывает её представителей владеть рядом компетенций, позволяющих оказывать услуги разным клиентам – бездомным и безработным, одиноким и престарелым, «трудным подросткам» и лицам с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь, накладывает требование обладать запасом знаний, позволяющих понять и проанализировать причины трудных жизненных ситуаций у разных типов клиентов, знать их специфику.

Живя в обществе и имея дело с представителями разных социальных групп, специалист по социальной работе должен иметь чёткие представления о социальной структуре общества, экономических, социальных, политических и культурных процессах, происходящих в нём, о разных сферах общественной жизни, о потребностях, интересах, нормах различных слоёв и субкультур. Следовательно, он должен быть подготовлен в области социальных и гуманитарных наук, обеспечивающих общий культурный уровень человека и уровень его социального образования. Этому способствует изучение в процессе профессиональной подготовки философии, истории, экономической теории, политологии, культурологи, дисциплин эстетического цикла.


Профессиональный портрет социального работника предполагает наличие знаний, достаточных для того, чтобы суметь понять представителя любой социальной группы, его потребности и интересы, сомнения и переживания, вкусы и предпочтения в разных областях жизни. Для того чтобы быть в состоянии понять внутренний мир и мысли другого индивида, социальный работник должен иметь изрядный собственный потенциал в области гуманитарных знаний, а также ориентироваться в таких областях, как искусство, религия. Необходимы специалисту по социальной работе базовые знания из области медицины, геронтологии, психиатрии, поскольку клиентами социальной работы часто являются лица, имеющие проблемы со здоровьем, некоторые отклонения от психической нормы, требующие элементарного ухода.

Другим важным компонентом профессионального портрета социального работника являются практические навыки, которые он приобретает в процессе профессиональной деятельности, а также во время обучения в профессиональном образовательном учреждении – вузе или колледже (училище, техникуме). Они представляют собой целый комплекс навыков различного характера – от самых простых умений оказывать элементарные бытовые услуги и первую медицинскую помощь до более сложных, таких как социально-психологическое и социально-правовое консультирование.

Большая часть профессиональных компетенций связана с процессом взаимодействия специалиста и клиента. Сюда можно отнести умение устанавливать контакт со своим подопечным, доверительные отношения, организовывать сотрудничество в поиске решения стоящих пред ним проблем. Среди конкретных приёмов, которыми должен владеть специалист, такие как активное слушание, центрирование на клиенте, эмпатическое понимание, предохранение от эффекта собственного «эмоционального сгорания» и др. Более подробно эти навыки и умения изучаются в курсе «методы и технологии социальной работы», а также в рамках некоторых специальных дисциплин и дисциплин специализации.

В настоящее время в программу подготовки специалистов по социальной работе включены различные виды практики, которые призваны помочь овладеть практическими навыками еще в процессе обучения в вузе или колледже. Однако пока что нельзя признать достаточными и количество времени, уделяемой этим видам подготовки, и уровень её организации. Для исправления положения необходимо развивать более тесные связи между учреждениями профессионального образования и социальными службами.

Принципиальное значение в структуре портрета социального работника имеют и личностные качества, поскольку такая ответственная гуманитарная деятельность, как социальная работа, имеющая дело с людьми, находящимися в уязвимом, зависимом положении, не может выполняться формально, лишь ради отчётности и вознаграждения. В таком случае она обречена на неудачу. К сожалению, в настоящее время из средств массовой информации мы знаем немало примеров формального, а порой и недобросовестного отношения социальных работников к своим обязанностям. При этом в первую очередь страдают, безусловно, их подопечные.

Так, известен случай, имевший место в Ленинском районе г. Красноярска, когда к очень пожилой одинокой и практически неходячей женщине, проживающей в общежитии, социальные работники приходили крайне нерегулярно и не выполняли все положенные процедуры. В результате престарелая гражданка едва не умерла от истощения. Её спасли обеспокоенные соседи, которые вскрыли дверь и накормили несчастную старушку, помогли ей с гигиеническими процедурами, а также пригласили телевидение, чтобы придать гласности эту ситуацию. Данный пример показывает, что при отсутствии соответствующих личностных качеств социальный работник может относиться к своим обязанностям формально, даже идти на явные нарушения, пользуясь тем, что их результаты не всегда и не сразу заметны, и его подопечные не всегда могут потребовать положенных им услуг и постоять за себя.

Социальные службы должны принимать все меры к тому, чтобы избежать подобных проявлений. А это возможно, если рядовые социальные работники, специалисты, администраторы-управленцы должным образом относятся к своей работе, а значит и клиентам, осознают ту значимость и социальную ответственность, которые они несут перед обществом. Существуют разные точки зрения относительно того, включать ли личностные качества в профессиональный портрет специалиста по социальной работе, или они составляют уже его портрет духовно-нравственный. По этому поводу можно заметить, что отсутствие данных качеств приводит к неэффективности всей его деятельности и делает невозможным достижение намеченных результатов, следовательно, делает работника непрофессиональным. Это доказывает, что наличие соответствующих качеств является условием профессионализма социального работника, а значит, является и элементом его профессионального портрета.

Среди мер, обеспечивающих должный уровень профессионализма социальных работников, могут быть создание системы непрерывного образования – профессиональная ориентация в школах, чтобы на факультеты социальной работы не приходили случайные люди, затем отбор при поступлении в учреждения профессионального образования. Для этого необходимы соответствующие методы, которые позволяют определять не только уровень знаний, но и личностную направленность, коммуникативные способности абитуриента. Наконец, при приёме на работу в социальные службы необходим соответствующий профессиональный отбор, который должен включать процедуры, позволяющие определить, насколько претендент на ту или иную вакансию соответствует предъявляемым требованиям, обладает ли он должными общими профессиональными и социально-личностными компетенциями.

В рамках самих социальных учреждений должен осуществляться контроль за исполнением своих обязанностей всеми работниками и применяться меры поощрения, а при необходимости и взысканий – в зависимости от качества исполнения работниками своих. Важным способом поддержания и роста профессионализма социальных работников является систематическое повышение квалификации. Подобная форма переподготовки существует в настоящее время в системе высшего профессионального образования. Способствовать росту профессиональной мотивации, поддержанию системы профессиональных ценностей должны общественные организации социальных работников и социальные учреждения, ориентирующиеся на инновационные формы и методы работы, профессионально-ориентированные средства массовой информации.

Все личностные качества социального работника, необходимые ему в процессе деятельности, обычно принято делить на три группы. Первую группу составляют индивидуальные психофизиологические особенности, которые характеризуют психические процессы и состояния – восприятие, память, мышление, уровень тревожности, импульсивность, сдержанность, стрессоустойчивость. Вторую группу образуют социально-психологические качества специалиста как личности – способность к самоконтролю, самокритичность, ответственность, честность и открытость. К третьей группе относятся психолого-педагогические качества, которые обеспечивают эффективность непосредственного взаимодействия с клиентом – коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность (аккуратность в одежде, внешняя привлекательность).

Наряду с общим портретом специалиста по социальной работе можно выделить и его более конкретные виды в зависимости от специализации. Специализация в социальной работе заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку социальный работник в некотором смысле должен быть универсально подготовленным. Вместе с тем, ряд ситуаций и проблем требует специальных знаний и навыков. Как разрешить данную дилемму и избежать узкого редукционизма с одной стороны, и схоластического универсализма – с другой? Выход из данного положения видится в формировании в социальной работе специализации нового типа – специализации не на какой-либо конкретной проблеме, а на реальном объекте, в нашем случае, клиенте как носителе комплекса определённых проблем.

Так может быть обеспечена целостность рассмотрения трудной жизненной ситуации клиента. Не разделяя её на проблемы экономические, социально-психологические, медицинские и не разводя их решение по разным институтам и ведомствам, социальная работа способна обеспечить их комплексное решение. При таком подходе не теряется полидисциплинарность и многофункциональность и, наряду с этим, удаётся этот широкий спектр деятельности наполнить конкретным содержанием.

Комплексный подход к решению социальных проблем и полифункциональность социальной работы позволяют выделить ряд профессиональных функций специалиста по социальной работе. Среди них:

Диагностическая, означающая стремление социального работника к установлению причин возникновения проблем клиента;

Адвокативная, состоящая в представлении и защите интересов своих клиентов;

Социально-терапевтическая, или компенсирующая, реализующаяся через оказание поддержки в трудных жизненных ситуациях, предоставлении различных видов помощи, социальных услуг;

Социально-профилактическая, предполагающая использование социальным работником в своей деятельности методов, предупреждающих возникновение социальных проблем;

Прогностическая, состоящая в анализе возможных изменений в поведении клиента в будущем;

Проективная, проявляющаяся в планировании ближайших и перспективных результатов вмешательства;

Функция социального контроля, предусматривающая мониторинг отклоняющегося поведения и применение социальных санкций;

Организационно-административная, проявляющаяся в управленческой деятельности и взаимодействии с другими социальными институтами.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зарубежные авторы выделяют профессиональные роли социального работника в зависимости от его «рабочего» функционала:

Брокер – социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» – социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник – социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.

Оцениватель – социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор – социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

Учитель – социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения – социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант – социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

Проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.

Менеджер информации – социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

Администратор – социальный работник, который управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой.

Практик – социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).

Становление профессионального портрета социального работника начинается задолго до того, как он поступит на службу в социальное учреждение. Мы видели, какое большое значение имеет то, какие абитуриенты приходят в вузы на специальность социальная работа и качество подготовки, которую они получат в университетах. Способствовать лучшей подготовке будущих социальных работников призвано развитие многоуровневой системы социального образования.

Понятие социального образования включает два аспекта: в широком смысле под социальным образованием понимается изучение социально-гуманитарных дисциплин во всех образовательных учреждениях, начиная со школы и заканчивая вузами. Результатом его должна стать большая компетентность всего населения в вопросах общественной жизни, правильное и более глубокое её понимание и лучшая подготовленность к ней. В узком смысле под социальным образованием понимают подготовку специалистов для социальной сферы – социальных работников и социальных педагогов, психологов, социальных аниматоров, социологов и т.д. Иначе говоря, социальное образование ставит своей целью качественную подготовку социономов – специалистов социальной сферы.

Важны оба из названных аспектов социального образования. Второй постольку, поскольку от него зависит кадровое обеспечение социальных служб. Но не менее важен и первый аспект, так как он позволяет сделать общество более просвещенным в различных вопросах общественной жизни, людей – более подготовленными к различным социальным ситуациям, более терпимыми и законопослушными, поднять уровень общей и правовой культуры, снизить количество антисоциальных проявлений и социальную напряжённость в обществе.