Возникновение концепции устойчивого развития презентация. Экологические принципы в концепции устойчивого развития. Человек для биосферы

Начать

Сегодня стало понятным, как отмечает
А.Д. Урсул, что модель образования XXI века
должна претерпеть кардинальные трансформации и ориентироваться в своей основе
не на прошлое (консерватизм), а на будущее
(футуризм).
Однако будущее в принципе неопределенно
и альтернативно.
Как Вы понимаете последнее положение?

Развитие концепции в будущем

И все же в футурологическом подходе можно существенно
уменьшить неопределенность грядущего, когда из различных
альтернатив и поисковых прогнозов удается вычленить спектр
наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных
тенденций, которые поддаются управлению.
Так произошло и с концепцией устойчивого развития
новой моделью желаемого общецивилизационного развития. С
этой точки зрения модель образовательной системы XXI века как
прогностического образования должна ориентироваться на
модель устойчивого развития цивилизации. Опережающее
образование нацелено на созидание желаемого будущего, в
котором неопределенно долго будет развиваться человечество в
коэволюции с сохраняющейся биосферой. При этом процесс
футуризации образования и иных сфер социоприродной
деятельности приведет к становлению информационноэкологического общества.

В 1987 г. Международная Комиссия ООН по окружающей
среде и развитию (председатель – Г. Х. Брундтланд) в своем
отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре
экономического развития, безопасного для окружающей
среды». Комиссия отметила, что «человечество способно
сделать
развитие
устойчивым

обеспечить
удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску
способность будущих поколений удовлетворять свои
потребности».

Позиция ООН по вопросам окружающей среды

Таким образом,
необходим переход к устойчивым
формам
развития,
которые
требуют
разумных
взаимоотношений с окружающей средой. Перспективу на этом
пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI
век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и
развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро и материалы
Международного саммита «Рио+10» (Иоханнесбург, 2002 г).

В документах Конференции первые два тезиса сформулированы
следующим образом:
«Все государства и все люди будут сотрудничать в
осуществлении крайне важной задачи устранения бедности
как необходимого требования для того, чтобы уменьшить
неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять
требования большинства людей в мире».
«Для достижения устойчивого развития и более высокого
качества жизни для всех людей государствам следует
ослабить и исключить экологически неприемлемые
производство и потребление и поддержать необходимую
демографическую политику».
Человечество может существовать на планете только в
довольно узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид,
человек имеет свою экологическую нишу – систему взаимоотношений
с окружающей средой, законы развития которых человеку
необходимо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих
законов может привести человечество к катастрофическим
последствиям.

Стратегия выживания

Таким образом, человечество
стоит
сегодня
перед
важной
проблемой выработки стратегии
своего выживания на планете. В
связи
с
этим
Н.Н.
Моисеев
определяет устойчивое развитие как
«реализацию стратегии человека,
его пути к эпохе ноосферы, т.е. к
состоянию коэволюции Общества
и Природы». При этом под
коэволюцией (от лат. «co» –
совместно)
следует
понимать
совместную эволюцию социальной и
природной систем, объединенных
тесными экологическими связями,
при
которых
эволюция
одной
системы зависит от эволюции другой
и одновременно влияет на нее.

Проблема

1
2
Борьба с
бедностью
В мире насчитывается 157 миллиардеров, почти 2
миллиона миллионеров и более 1,1 миллиарда человек,
доход которых меньше 1 доллара США в день. Пути
преодоления
бедности:
обеспечение
заработков;
самообеспеченность бедных стран и сокращение
зависимости от богатых стран; увеличение численности
трудоспособного населения; устойчивое развитие и
сохранение природных ресурсов; совершенствование
образовательной
системы;
планирование
семьи;
финансовая помощь.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Изменение
структур
потребления
Расточительный
образ
жизни
богатой
части
человечества – одна из причин деградации среды и
истощения природных ресурсов. В то же время бедные
не могут получить минимально необходимое для жизни.
Альтернатива состоит в том, что необходимо установить
во всем мире такую норму потребления, какую Земля
может выдержать в течение длительного времени.
Необходимо уменьшить энергетические и сырьевые
затраты, развивать экологически чистые технологии и
др.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Население и
устойчивость
В 1993 г. население мира составило более 5, 5 млрд.
человек и, как прогнозируют ученые, к 2020 г. достигнет
8 млрд. человек. Глобальные демографические
проблемы условно представлены на диаграмме.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Защита и
улучшение
здоровья людей
Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды.
Стратегические задачи в области здравоохранения к 2000
году:
мобилизовать усилия на борьбу со спидом;
бороться с туберкулезом и другими тяжелыми
заболеваниями;
сократить детскую смертность;
создать эффективные службы контроля за состоянием
здоровья населения;
обеспечить право мужчин и женщин определять
количество своих детей и сроки их рождения;
удовлетворить потребность населения в питьевой воде,
здоровой пище;
защищать здоровье детей;
защищать окружающую среду от вредных для здоровья
выбросов, отходов.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Устойчивые
поселения
(урбанизация)
К 2000 году половина населения мира будет жить в
городах. Урбанизация общества является частью процесса
экономического развития, в городах производится 60%
валового национального продукта. Рост городского населения
в развитых и развивающихся странах неодинаков (см.
диаграмму).
Защита
атмосферы
Главный источник выбросов в
производство и потребление энергии.
атмосферу

это

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Рациональное
использование
земельных
ресурсов
Плодородие почвы снижается вследствие водной и
ветровой эрозии, а также химической и физической
деградации. Среди причин деградации почвы отмечают
чрезмерное пастбищное животноводство; оскудение и
вымирание
лесных
массивов;
сельскохозяйственную
деятельность; чрезмерную эксплуатацию земель и др.
Борьба с
уничтожением
лесов
Леса играют важнейшую роль в сохранении почвы и
воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического
разнообразия
растительного
и
животного
мира.
Правительствам
следует
разработать
программы
национальных действий для устойчивого развития лесного
хозяйства.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Борьба с
опустыниванием и
засухой
Опустынивание – это процесс деградации земли,
вызванный изменением климата и деятельностью человека.
Особенно этому процессу подвержены засушливые земли.
Наиболее явными последствиями опустынивания являются
деградация пастбищных угодий и падение производства
продуктов питания. Засуха и опустынивание являются также
причинами бедности и голода.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Защита и
рациональное
использование
океанов
Около 70% загрязнения морской среды связано с
наземными источниками, включая большие и малые города,
промышленность, строительство, сельское хозяйство и
туризм. Большой экологический стресс испытывают океаны в
результате чрезмерного вылова рыбы и моллюсков (до 90
млн. т
ежегодно) и ухудшения состояния берегов и
коралловых рифов.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Охрана и
рациональное
использование
пресной воды
Проблема пресной воды сегодня стала одной из
важнейших экологических проблем. К 2000 г. должны быть
выполнены следующие задачи:
обеспечить всех жителей городов из расчета на одного
человека минимум 40 литрами питьевой воды в день;
установить и применять нормы по удалению и
обезвреживанию муниципальных и промышленных стоков;
обеспечить жителям всех сельских районов доступ к
экологически безопасной воде и др.
Повышение
безопасности
использования
токсичных
химических
веществ
Химические вещества используются во всем мире.
Существует около 10000 коммерческих химических веществ,
хотя на долю лишь 1500 из них приходится 95% мирового
производства. В настоящее время еще не достигнуто всеобщее
соглашение о торговле токсичными и опасными продуктами.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Удаление твердых
отходов и сточных
вод
Быстрое увеличение объемов бытовых отходов и сточных
вод в городах создает угрозу здоровью населения и
окружающей среде. Ежегодно 5,2 млн. человек, включая 4
млн.
детей,
умирают
от
заболеваний,
вызванных
неэкологичным удалением сточных вод и твердых отходов. К
2025 году объем отходов может возрасти в 4–5 раз.
Удаление
радиоактивных
отходов
Опасность, которую представляют собой радиоактивные
отходы, требует сокращения объема их выработки, безопасной
транспортировки и ликвидации. Ежегодно при работе АЭС
образуется 200 тыс. м3 отходов с низкой и 10 тыс. м3 отходов с
высокой радиоактивностью.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Роль детей и
молодежи в
обеспечении
устойчивого
развития
Программы развития должны гарантировать молодежи
безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья
окружающую среду, более высокий жизненный уровень,
образование и работу. Молодежь составляет почти 1/3
населения планеты, а во многих развивающихся странах –
половину их населения. Образовательный уровень должен
повыситься настолько, чтобы к 2000 году более половины
юношей и девушек в каждой стране имели возможность
получить среднее или профессиональное образование. В
образовании молодежи следует проводить занятия по
вопросам, связанным с проблемами окружающей среды и
развития.

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

Проблема
Краткая характеристика проблемы
1
2
Наука и
образование в
целях устойчивого
развития
Научные исследования в настоящее время служат целям
выживания человечества. В XXI веке могут произойти
опасные изменения в биосфере. Ученые исследуют
проблемы: изменения климата, роста потребления ресурсов,
демографических тенденций, деградации среды, путей
использования
энергии
и
ресурсов,
космических
исследований биосферы, влияния среды на здоровье людей и
др. Программа должна обеспечить образование и
просвещение по вопросам развития и сохранения
окружающей среды для людей всех возрастов. Экологическое
образование – необходимое условие устойчивого развития
человечества.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию

В июне 1997 г. в Нью-Йорке (США) состоялась очередная Сессия
Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и
развитию, посвященная обсуждению итогов 5-летнего периода по
становлению устойчивого развития человечества (после Конференции
1992г. в Рио-де-Жанейро). В работе форума принимали участие
представители свыше 60 стран мира.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию

С 26 августа по 4 сентября 2002 г. в Иоханнесбурге (ЮАР)
прошел Международный саммит по проблемам окружающей среды
и устойчивому развитию. Приветствуя участников саммита
генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал: «Мы живем на
одной планете, будучи связаны тонкой и сложной сетью
экологических,
социальных,
экономических
и
культурных
взаимоотношений, которые определяют нашу жизнь. достижение
устойчивого
развития
потребует
проявления
большой
ответственности – за экосистемы, от которых зависит жизнь
всей планеты, за судьбу каждого человека в составе единого
человеческого
сообщества
и
за
будущие
поколения.
Йоханнесбургская встреча на высшем уровне 2002 г. дает
возможность возобновить поиск путей построения более
устойчивого будущего.»

«Перспективы развития экологии» - Экологические аспекты в приоритетных направлениях модернизации. Стимулирование своевременного внедрения экологических нормативов. Создание национальной системы «зеленых» экономических индикаторов. Выводы и предложения. Регламентирование уничтожения токсичных отходов. Стимулирование добровольных обязательств бизнеса.

«Основы экологии» - В водоем запустили карпов. Основы экологии. Схема действия экологического фактора. Инфузорий –туфелек поместили в закрытую пробирку. Задания к теме «Зависимость организмов от факторов среды». Популяция – совокупность особей одного вида. Основные понятия. Задания для самоконтроля. Организмы. Компоненты биоценоза.

«История экологии» - Экология человека. Экология - это новая область науки. Сохранение и экологические движения. Надорганизменные системы и поиск объекта экологии. Биосфера. Первые экологи. Уоллес и Мебиус. История экологии. Экология и глобальная политика. Теофраст. Ботаническая география и Александр фон Гумбольдт.

«Предмет экологии» - Экологические факторы. Понятие и предмет экологии. История развития экологии. Причины образования озоновых дыр. Санитарно-биологические показатели. Регулирование численности населения. Строение атмосферы. Действие фактора. Уровни организации материи. Толерантность. Этап индустриальной цивилизации. Продуктивность экосистем.

«Основы общей экологии» - Свойства экосистем. Биологический оптимум. Пожар, эрозия, засуха. Экология – комплексная наука, изучающая законы существования. Экологические факторы. Влажность. Температура. Свет. Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп. Основные функции биогеоценоза. Темы докладов. Биотические факторы. Зависимость результата действия экофактора от его интенсивности.

Всего в теме 25 презентаций

Подобные документы

    Забота об экологии и экологическая безопасность. Актуальность и содержание экологического следа как индикатора устойчивого развития. Анализ подхода к определению показателей экологического следа на региональном уровне. Экологический след по областям.

    статья, добавлен 13.11.2012

    Характеристика возрастающего воздействия общества на природную среду. Закон оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества. Преодоление экологического кризиса и переход человечества на модель устойчивого развития.

    реферат, добавлен 24.02.2011

    Биотопливо - движущая сила устойчивого развития. Технологии производства биотоплива, его виды и физико-химические показатели. Схема получения биотоплива. Положительные и отрицательные моменты производства и использования биотоплива, мнение экологов.

    презентация, добавлен 11.09.2012

    Разделы градостроительной экологии. Подходы к решению градоэкологических задач. Направления экологизации среды проживания. Экологическое развитие общества.Концепция устойчивого развития. Экологическая инфраструктура города. Концепции экодома и экожилья.

    курсовая работа, добавлен 19.05.2011

    Расположение хозяйства Ивановской области. Литолого-геоморфологические ресурсы, структура почвенного покрова. Объемы производства продукции растениеводства и животноводства. Система экологического контроля. Модель устойчивого развития предприятия.

    отчет по практике, добавлен 03.12.2014

    Основные условия формирования концепции устойчивого развития, его социальные и экономические аспекты. Начало пути к устойчивому развитию международного сообщества. Органы экологического управления России, их полномочия, важнейшие задачи и функции.

    контрольная работа, добавлен 06.01.2015

    Концепция устойчивого развития при сохранении экологического равновесия. Цели экологической сертификации. Структура Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Повышение экологической безопасности и охраны окружающей среды.

    контрольная работа, добавлен 09.07.2015

    Переходный период в развитии цивилизации и его особенности. Несущая способность территории (потенциальная емкость). Элементы глобальной стратегии выживания человечества. Понятие устойчивого развития. Проблемы, вызывающие экологическую напряженность.

    реферат, добавлен 08.11.2013

    Исследование проблемы роста потребляемой энергии и ресурсов. Системное рассмотрение "Фактора пять" в жилых домах. Основные положения концепции устойчивого роста. Экологические источники тепла. Правовые механизмы реализации экономии электроэнергии.

    контрольная работа, добавлен 24.12.2014

    Термин "экология". Антропогенное воздействие на природу. Стратегия устойчивого развития на достижение гармонии. Источник экологического права в Республике Казахстан. доля использования природных ресурсов и высокий уровень загрязнения окружающей среды.


В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).


В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».




90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.




Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения) Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.


Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах. 1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер 2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны 3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь


4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты 5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах




Стратегия устойчивого эколого-экономического развития предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».


Экономное, хозяйственное использование природных ресурсов включает: всемерную рационализацию производства; всемерную рационализацию производства; его комплексность; его комплексность; минимизацию отходов; минимизацию отходов; ликвидацию потерь; ликвидацию потерь; широкое применение вторичного сырья; широкое применение вторичного сырья;


Решение экологических проблем Основным из путей решения экологических проблем в промышленно развитых странах стало развитие экологического менеджмента Система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ Основными причинами составления экологических отчетов являются: давление со стороны потребителей и общественности; требования акционеров, инвестиционных Фондов, ведущих корпораций; новые отраслевые стандарты; демонстрация действий компании в выполнении принятых обязательств; фокусирование деятельности по охране окружающей среды внутри компании.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устойчивое развитие

1972 г.- Деннис и Донела Медоуз - «Пределы роста» - «…сложившийся механизм формирования и удовлетворения потребностей ведет к катастрофе…». Деннис Медоуз

Устойчивое развитие: Рождаемость должна быть примерно равна смертности, Темпы инвестирования примерно равны темпам амортизации капитала, Темпы потребления невозобновимых ресурсов – не выше темпов разработки их устойчивой возобновимой замены, Интенсивность выбросов – не выше возможности окружающей среды поглощать их.

ООН – Комиссия «Наше общее будущее» - разработка теории устойчивого развития. Т.е. формирование нового нравственного человека, меняющего свои потребности, принимающего ответственность за жизнь других людей. Необходимость гармонизации отношений человека, общества и природы.

1992г. – конференция ООН по устойчивому развитию. Программный документ «Повестка дня на ХХ I век». Национальные программы по переходу к устойчивому развитию.

1996 г. – в России разработана и принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

2002 г. – международный форум «Рио - 10» - составление программы практической деятельности по экологическому обустройству мира.

Устойчивое развитие Реализация Концепции устойчивого развития требует согласованных действий всего человечества!

2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом планеты Земля!

Спасибо за внимание! Учитель ГБОУ специальная школа№8 Климкина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...