Значение сплоченности коллектива. Как сплотить коллектив: эффективные способы. стратегии, которые помогут сплотить коллектив

Формирование сплоченного коллектива на работе – довольно значимый момент для дальнейшего успешного развития компании. В данном материале мы рассмотрим, когда и какие мероприятия по формированию коллектива необходимо проводить, какое влияние они могут оказать на подчиненных и в чем заключается успех сплоченной и дружной команды.

Когда следует проводить программу сплочения команды.

Проведение мероприятий и программ по поддержанию дружеской обстановки в коллективе необходимо проводить не только потому, что это нынче принято и модно, а прежде всего, выделив для себя определенную целью. На самом деле. Это весьма действенный способ повысить производительность работы сотрудников, так как атмосфера имеет большое значение для подчиненных.

Программы по сплочению коллектива необходимы, если:

Компания находится в активной стадии роста. Это бывает в том случае, когда предприятию потребовалась расширить штат сотрудников и набрать на работу новичков. Вполне вероятны конфликты между вновь прибывшими сотрудниками и прежними работниками. Для того, чтобы общение задалось, следует стимулировать дружеские отношения между лидерами. Это могут быть как официальные лидеры: директора, управляющие, так и неформальные, признанные коллективом. Мероприятия по сплочению коллектива позволят им узнать друг друга лучше и установить дружеский контакт;

Деятельность компании приостановлена или она переживает нелегкий момент. Когда сотрудники понимают, что фирма переживает не лучшие времена, они начинают расслабляться, работать без усердия и старания, так как не видят будущего и перспектив. Многие параллельно ищут новые места работы и покидают предприятие. Поэтому главное, чему необходимо уделить внимание в такой ситуации, это уверенность команды в успешном исходе дел. Сотрудники должны почувствовать, что именно от них зависит будущее организации, и они способны помочь ей выйти из кризиса;

Между отделами компании возникла конфликтная ситуация. В такой ситуации тимбилдинг также может сработать весьма эффективно и своевременно решить возникшие проблемы. Для того, чтобы решить конфликт между сослуживцами, существует множество различных инструментов тимбилдинга.

Допустим, в компании начал снижаться уровень продаж. Руководству следует провести несколько мероприятий по стимуляции персонала, возможно, слегка изменить технологию продаж, ввести новые схемы и структуры, и уже эти действия способны оказать положительный эффект на дальнейшую работу компании и подчиненных.

Говоря о мероприятиях, которые способны сплотить коллектив, мы так и не уточнили, какие именно действия попадают под эту категорию. В нашей стране чаще всего используется такой инструмент, как корпоративные празднования. Некоторые компании организовывают своих подчиненных на спортивные соревнования и тренировки. А вот элементы тимбилдинга в рабочем процессе часто не учитываются. Рассмотрим подробнее способы сплочения коллектива.

Корпоративные празднования.

Для того чтобы корпоративная вечеринка не только не принесла дополнительных проблем, но и решила накопившиеся, следует особое внимание уделить ее организации. Если вы планируете нанимать ведущих или аниматоров, то внимательно ознакомьтесь с программой, которую они предлагают, чтобы скучные конкурсы и несмешные анекдоты не испортили праздник. Для того чтобы корпоратив помог сплотить коллектив, он должен быть интересным, новым, чтобы людям было о чем поговорить и что обсудить, забыв обо всех проблемах.

Некоторые подчиненные не могут воспринимать корпоративное празднование, как отдых. Они чувствуют себя напряженно, так как находятся рядом со своим начальством, и все присутствующие – представители офиса или филиалов предприятия. Здесь срабатывает логика: с этими людьми еще работать и решать серьезные вопросы, поэтому, расслабившись, выпив лишнего или разговорившись с кем-то на личные темы, потом об этом можно будет сильно пожалеть.

Планируйте вечеринку заранее. Поручите начальникам отделов опросить подчиненных касательно их пожеланий по поводу праздника. Пусть они разработают специальные анкеты, где будут включены основные вопросы касательно праздника. Можно предоставить несколько вариантов, а также оставить место для того, чтобы сотрудник написал свое личное видение корпоратива. После того, как на руках будут заполненные анкеты, будет предельно ясно, как видят сотрудники корпоративную вечеринку. С этими данными можно заняться подбором сотрудников, которым и будет поручена разработка сценария.

Спортивные соревнования и тренировки, как формирование сплоченного коллектива на работе.

Именно с помощью тимбилдинга можно наладить и скорректировать отношения в коллективе, сгладить конфликтные ситуации и повысить опыт работы у сотрудников. Но здесь очень большое значение имеет сама организация мероприятий. Если последовательность или содержание будет организовано ошибочно, это может только ухудшить ситуацию. Привести к дополнительным конфликтам, снизить статус начальника или же стимулировать увольнения.

Следует очень серьезно подходить к выбору методики сплочения коллектива. Если вы планируете обратиться за помощью к специалисту, то проконсультируйтесь со своими знакомыми – возможно, они знают профессионала в данной отрасли.

Спортивные мероприятия вещь хорошая, но рисковая. Велика вероятность получения травм, а если в коллективе натянутые отношения, то сотрудники могут стимулировать ситуацию, которая приведет к ушибам, поэтому здесь стоит быть осмотрительным.

Если, являясь руководителем, вы достигли среднего или преклонного возраста, а в коллективе в основном работают молодые сотрудники, то лучше не использовать спорт, как способ сдружиться с коллективом. Если ваши сотрудники будут постоянно обыгрывать вас, а вы будете в хвосте, вполне вероятно, что это повлияет на общий имидж и может пострадать рейтинг начальника.

Не стоит прибегать к спортивным соревнованиям, если вы являетесь профессиональным спортсменом, или заставлять подчиненных заниматься тем видом спорта, которым увлекаетесь вы. Руководитель, который любит экстрим, например, прыжки с парашютом или альпинизм, не должен навязывать свои вкусы и интересы остальным. Вполне вероятно, что люди в силу своих особенностей, не смогут поддержать такую инициативу. Можно выбрать тех сотрудников, которые разделяют интерес, и с ними вместе уделять некоторое время экстремальному спорту, при этом, не заставляя остальных присоединяться.

Формирование сплоченного коллектива в рабочее время.

Это комплекс мероприятий, которые проходят непосредственно в рабочее время, например, учебные курсы, лекции, тренировки. Именно такие способы сплочения людей помогают новым сотрудникам лучше узнать тех, кто работает на фирме давно, купировать некоторые конфликты между сослуживцами и сформировать командный дух. Эффекты, которых можно достигнут при помощи рабочего тимбилдинга:

Стимулирование взаимопонимания. Для того, чтобы сотрудники начали лучше понимать друг друга, можно провести определенный курс лекций для каждого отдела компании, который должен быть идентичным. Естественно, люди учились в различных университетах, у разных педагогов и в разное время, поэтому видение проблемы у каждого из них слегка отличается. Для того, чтобы сплотить коллектив на работе, необходимо научить коллег одинаково понимать суть проблемы и выражать свои мысли. После такого курса лекций, люди использует одинаковые обозначения, характеризуют задачу по одной методике и лучше понимают друг друга. Этот метод также очень хорош для того, чтобы подтянуть знания всех сотрудников до одного уровня.

Внедрение новых сотрудников. Именно на учебной лекции, новый член коллектива может одновременно познакомиться со своими сослуживцами, показать свой уровень знаний и освоится среди новых людей. Со своей стороны, остальные сотрудники также могут сформировать свое мнение о человеке, изучить уровень его осведомленности и разработать линию сотрудничества. Без использования методов тимбилдинга, адаптация может занять не один месяц.

Формирование имиджа. Довольно распространенной является ситуация, когда процесс становления в коллективе проходит с осложнениями и проблемами, особенно для руководителей. В той ситуации, когда новый начальник приходит в организацию извне, коллеги часто относятся к нему настороженно и не желают принимать его, как управляющего своим устоявшимся коллективом. Для этого тоже подойдут методы рабочего тимбилдинга, как один из способов организовать сплоченный коллектив. Допустим, новый руководитель может организовать интересные занятия по иностранному языку, программированию или основам маркетинга. Конечно, вероятно не с первой лекции, а в прошествии некоторого времени, у сотрудников возникнет интерес и желание посещать данное мероприятие. Главное, организовать сами лекции качественно интересно и подобрать хорошего преподавателя.

Совместное формирование документации. На лекции или занятии можно уделить некоторое время формированию нового устава компании. Дайте возможность сотрудникам самостоятельно выбрать, какова будет корпоративная культура организации, какие ценностные и поведенческие нормы должны соблюдаться и как взаимодействовать между собой будут отделы и подчиненные. Если начальник каждому раздаст уже готовый документ, составленный по его личному усмотрению, то вполне вероятно, что сотрудники не отнесутся к нему со всей серьезностью, и воспримут как заморочку начальника. А вот самостоятельно разработанный устав, в котором , цели компании и способы взаимодействия, сформулированы самими подчиненными, вполне вероятно воспримутся с большим энтузиазмом.

Сплотить коллектив на работе – задача весьма многосторонняя и сложная. Многие компании сталкиваются с проблемами частых увольнений, конфликтов и несоответствия рабочим нормам именно в первые годы своей работы. Допустим, в строительных компаниях достаточно тяжело удержать стабильный состав рабочих групп, где мастера часто пьют, игнорируют выходы на работу или просто увольняются, так как работа им надоедает. Истинную причину увольнения довольно сложно понять, так как зачастую организации устанавливают хорошую заработную плату, и условия труда соответствуют всем нормам.

Именно в начале своего становления, у предприятия всегда возникает очень много проблем, поэтому на то, чтобы вникать в причины увольнения сотрудников, просто не хватает времени. Со стороны давят конкуренты, возникает необходимость поиска надежного поставщика, покупателей, анализ рыночных тенденций, поэтому корпоративная культура и тимбилдинг отходят на задний план.

Некоторые руководители озадачиваются высоким уровнем текучести сотрудников и стараются применить хоть какие-нибудь методы для улучшения ситуации: начисляют премии, дополнительные бонусы, улучшают условия труда. Другие выбирают рычаги давления в виде штрафов, повышения нагрузки или выговоров. Но зачастую не те не другие способы не приносят должного результата.

В таких ситуациях необходимо прибегнуть к помощи тимбилдинга и сформировать дружный и ответственный коллектив. Каждый из сотрудников должен почувствовать себя частью общей системы, осознать, что от него зависит успех деятельности всей компании, независимо от рода деятельности. Даже уборщик или охранник должен знать, что он необходим организации и что его деятельность – важна и необходима.

Любому подчиненному приятно чувствовать себя нужным, замеченным и востребованным – это стимулирует их качественно и эффективно работать. Именно на это нацелены лекции и мероприятия тимбилдинга, чтобы объединить коллектив, вселить в каждого веру в свою значимость и необходимость для компании.

Строить политику мероприятия необходимо не в форме строгого лекционного занятия, а разнообразить различными соревнованиями, играми и шуточными ребусами и загадками. Это поможет сформировать сплоченный коллектив, сблизить подчиненных и получше узнать друг друга.

Возможно, что на начальной стадии будут возникать разногласия между сотрудниками, но при помощи диалога и общения их количество постепенно будет сокращаться, а люди начнут лучше узнавать друг друга. Тематика занятий может быть абсолютно различной. Это могут быть бесплатные обучающие курсы, ассоциативные занятия или формирование личностных качеств у коллег.

Наиболее распространенная проблема всех вновь набранных коллективов – формирование отдельных групп и нежелание общаться с остальными сотрудниками . Три или четыре человека общаются между собой и игнорируют всех остальных, противопоставляя им себя и считая свою команду самой лучшей. Здесь необходимо объединить эти команды в одно целое, чтобы каждая из них работала сообща с другими.

Для этого можно воспользоваться таким приемом тимбилдинга, как совместный отдых. Например, для всей команды можно взять путевки на базу отдыха на несколько дней, где весело провести время, занимаясь спортом, сообща приготавливая пищу и играя в командные игры. Помимо развлечений, можно провести несколько тренингов, но в игровом стиле. Для того, чтобы стимулировать желание сотрудников принимать участие в различных играх и развлечениях, можно назначить подарки за победу, поощрительные сувениры, которые в дальнейшем будут необходимы им на работе.

Вполне вероятно, что сначала подчиненные будут спорить и возникнет ряд разногласий касательно того, кому нужнее та или иная вещь, но со временем ситуация успокоится и каждый начнет с удовольствием принимать участие в игре, не задумываясь о собственной выгоде.

Цели, на достижение которых направлены мероприятия по сплочению коллектива.

Борьба с постоянной текучестью кадров. Подразделение, в котором постоянно меняются сотрудники, работает намного с меньшей эффективностью, так как постоянно присутствует фактор адаптации. Необходимо, чтобы все сотрудники чувствовали себя одинаково значимыми и важными для организации, тогда вам удастся избежать высокомерия со стороны вышестоящих сотрудников по отношению к менее престижным должностям.

Минимизация увольнений сотрудников по собственному желанию. При правильном подходе к мероприятиям тимбилдинга и профессиональном их проведении, количество желающих покинуть рабочее место должно снизиться до предела. Сотрудники должны осознавать, что нужны компании и увольняясь, они подведут остальной коллектив.

Разработка корпоративной культуры.

Способ второй.

Можно выполнить такие же действия, как и в первом способе, но при этом дат возможность каждому отделу самостоятельно выбрать того, кто будет обрабатывать данные. Этот человек и должен составить свой вариант устава, а после представить его перед остальными выбранными представителями других отделов.

Способ третий.

Бывают ситуации, когда начальник не желает отдавать подчиненным возможность самостоятельно регламентировать свою рабочую деятельность, но в то же время видит, что есть необходимость внедрения изменений с целью сплочения команды подчиненных. Тогда можно самостоятельно обработать анкетные данные и составить документ так, как это выглядит непосредственно в глазах руководителя. После этого, необходимо представить полученный документ каждому из подчиненных, и поинтересоваться их мнением касательно полученного устава. Пусть сотрудники изучат его и предложат свои идеи касательно того, каким они видят формирование сплоченного коллектива на работе.

Дибоу Татьяна Александровна , аспирант Института политологии и государственного управления, Таллинский Университет, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 194

Аннотация:

Статья посвящена вопросу сплоченности коллектива. В современное время сформировать чувство сплоченности становиться намного сложнее, так как труд многих людей автоматизирован и компьютеризован. Вдобавок ко всему, общение между людьми в одном коллективе минимизировано. Требуются определенные усилия, чтобы каждый сотрудник испытывал чувство сплоченности. Цель статьи заключается в том, что автор поясняет основные преимущества сплоченного коллектива для персонала и для организации в целом, а также предлагает систему основных методов по сплочению коллектива, которые уже проверены в реальной жизни и будут еще долгое время служить хорошим путеводителем для многих хозяйствующих организаций.

JEL-классификация: J81, M14, M54

«Один за всех и все за одного»,

Александр Дюма «Три мушкетера»

В современном мире трудно себе представить человека, который живет сам по себе, изолированно от общества. Человек живет в семье, учится в школе, работает в организации, участвует в различных мероприятиях. Если говорить о бизнесе, то вообще невероятным покажется экономически успешная организация, состоящая только из одного человека. Безусловно, существуют отдельные предприниматели, которые способны заниматься коммерческой деятельностью самостоятельно и добиваться успеха, но их однако нельзя назвать полноценной организацией, так как л юбая организация представляет набор социальных групп, объединенных по различным признакам: по возрасту, личностным качествам, профессионализму и т.д. Данная социальная группа с определенными целями и интересами называется коллективом организации.

Понятие коллектива и роли сплоченности коллектива в организации.

Коллектив представляет собой основу для всей деятельности организации. Коллектив – это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей (Kibanov, Zakharov, Konovalova, 2005) , объединенных общими целями, интересами и потребностями организации. Они формируют особый тип межличностных отношений, характеризующихся разной степенью сплоченности [ 2 ] .Коллектив представляет собой своего рода средство для выполнения работы. Люди необязательно должны нравиться друг другу на работе, но им нужно уметь абстрагироваться от своих разногласий, чтобы выполнить задание.

Любая организация – это огромный живой организм, не способный прожить без постоянного успешного взаимодействия всех его структур и составляющих. Это очевидно, что каждая организация по-своему добивается достижения своих поставленных целей, но нужно всегда п омнит ь , что умение сотрудничать тесно друг с другом , работать вместе в сплоченном коллектив е, является основой любого успеха. В современное время создать чувство сплоченности становится намного сложнее , так как труд многих людей автоматизирован и компьютеризован. Вдобавок ко всему, общение между людьми в одном коллективе минимизировано. Требуются определенные усилия, чтобы каждый сотрудник испытывал чувство сплоченности.

Сплоченность является важной составляющей коллектива организации. Организация, которая имеет сплоченный коллектив, имеет большие преимущества, причем в выгодном положении оказывается как сама деятельность организации, так и персонал организации.

Преимущества сплоченного коллектива

для организации

для персонала организации

1. Возрастет уровень качества продукции и эффективность производства.

2. Повысится деловая активность.

3. Улучшится передача информации снизу вверх и сверху вниз.

4. Возрастет моральный дух работников.

5. Решатся проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы
внимания.

6. Цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с
целями руководства
, и сами сотрудники будут способствовать нала живанию дел в организации .

1. Большие возможности для роста.

2. Ощущение причастности к общему делу.

3. Большее удовлетворение от своего труда по мере устранения однообразия в работе и повышения ее содержательности.

4. Лучшая система подготовки кадров и возможность демонстриро вать свои способности; новые возможности морального и матери ального стимулирования.

5. Повышение гарантий занятости в результате роста эффектив ности организации.

6. Новые возможности для интеллектуального развития .

Таблица 1. Преимущества сплоченного коллектива [ 3 ] (Basovskiy, Protasev, 2005).

Сплоченность выражает степень единства коллектива. Ее основа - реально существующие и субъективно значимые внутри коллективные связи, единство взглядов, общая точка зрения на пути и средства реализации, целей коллектива, взаимопомощь членов коллектива [ 2] .

Принцип «Один за всех и все за одного» поможет наладить не только эффективную работу организации, но и создаст здоровую атмосферу отношений между сотрудниками. Хочется еще привести одно изречение о сплоченном коллективе, взятое из законов эффективного управления Г. Огарева: «Это цепь людей, держащихся за руки. Как бы ни старались порвать цепь, ничего не получится, ведь каждый из них думает о стоящем рядом и о целостности всей цепи. Они не разомкнут руки и не дадут нарушиться общности. Ведь каждый из тех, кто составляет цепь, в ответе за всех» [ 4] (Ogarev, 2005). Поэтому один из самых важных законов управления – это сохранение в коллективе чувства сплоченности.

Методы сплочения коллектива

Любой коллектив рождается в деятельности. Важность сплоченности коллектива для успеха организации и определяет тот факт, что многие лидирующие компании вносят данный пункт и в общие корпоративные ценности. Согласно данным обзораFortune, в набор ценностей 100 компаний-лидеров мирового рынка вошел такой аспект, как командная работа. Однако заучивание ценностей компании всеми сотрудниками не обеспечивает того, что они будут разделять их .Как сделать так, чтобы коллектив действительно был сплоченный и в нем царил дух команды и единства?

По мнению автора, в современных постоянно изменяющихся условиях ценности должны постоянно дорабатываться и пересматриваться. Помимо этого, в крупной компании особую важность представляет работа в команде, поэтому стоит выбирать сотрудников, ориентированных, в первую очередь, на бесконфликтность и быстрое приспособление к коллективной работе.

Сплочение коллектива организации является управляемым процессом , где руководителю организации отводится ключевая роль. Однако стоит помнить, что помимо руководителя в процесс сплочения коллектива должны быть подключены все члены коллектива. Как говорится, «один в поле не воин », но следует всегда понимать, что сплочение – это увлекательный и творческий процесс для всех. С плоченность реализуется за счет использования различных формальных и неформальных методов управления. Представим некоторые ключевые стратегии и действия по сплочению коллектива.

Целенаправленное систематическое совместное обучение

При обучении сотрудников стоит особое внимание уделять именно совместному обучению, так как в ходе такого обучения помимо развития профессионального личного мастерства, сотрудники обмениваются своими знаниями, учатся друг у друга, что в дальнейшем оказывает позитивное влияние на коллектив, и сплоченность значительно повышается. Для усиления эффекта обучения и повышения сплоченности проводятся технические форумы-собрания, тренинги, на которых члены коллектива глубже знакомятся с техническими и практическими аспектами выполнения своих работ. В последнее время при совместном обучении широко используется творческий подход. В процессе совместного обучения для работников устраиваются активные игры, групповые задания, мозговые штурмы, дискуссии и т.д.

Проведение мероприятий по улучшению взаимоотношений и взаимопонимания в коллективе

По мнению специалистов, благоприятную рабочую атмосферу также поддерживает неформальное общение сотрудников. Поэтому развитие взаимоотношений в коллективе может осуществляться не только в формальной рабочей обстановке, но и за счет общественных мероприятий в неформальной среде. Цель развития взаимоотношений можно выразить простой формулой:

Общественные мероприятия можно проводить на формальном и неформальном уровнях. Вот некоторые примеры таких мероприятий: общение за чашечкой кофе; c овместный обед; особые торжества (8 Марта, Новый Год, День рождения организации и т.д); c портивные мероприятия и выезды на природу. Данные мероприятия хорошо снимают стресс и являются великолепным средством повышения сплоченности.

Благоустройство помещения

Опыт ведущих и успешных компаний показывает, что «нехитрую креативность» в сплочении коллектива можно осуществить с помощью решений по благоустройству пространства офиса. Считается, что возникновению позитивных взаимоотношений в коллективе способствует открытое пространство офиса. Специалисты считают, что для сближения сотрудников очень подходят офисные помещения со стеклянными перегородками или вообще без стен. Общее пространство позволяет всем сотрудникам быть в курсе событий, проектов, быстрее налаживать общение. Это создает позитивную командную атмосферу и помогает добиваться лучших результатов в работе. Для эффективности коммуникаций между сотрудниками одного уровня не стоит иметь множество отдельных кабинетов. Рабочие места сотрудников отдела по работе с клиентами, секретарей и работников службы персонала желательно расположить так, чтобы с ними всем было удобно общаться.

Совместное принятие решений, или «даем слово каждому »

Отличным инструментом для сплочения коллектива является привлечение сотрудников к процессу принятия решений. Если организация сталкивается с проблемами, не стоит это воспринимать, как только негативный аспект. Положительным моментом является возможность привлечь к решению проблем сотрудников.

Руководители обязаны постоянно прибегать к этой стратегии – приучать работников к совместной работе для выполнения важных задач. Групповая ответственность при выполнении общих задач имеет большое значение для групповой динамики и перехода от индивидуалистического образа мышления к коллективному [ 5] (Bronshteyn, 2004).

Примером мероприятия по принятию общего решения может быть и выбор новых сотрудников компании. Зачастую новый сотрудник вызывает у трудового коллектива определенный дискомфорт, поэтому, привлекая в самом начале самих сотрудников к процессу подбора кадров, можно избежать конфликтов в будущем.

Возможностей для совместного коллективного решения вопросов у организации предостаточно. Например, можно устроить круглый стол на тему совершенствования рабочего процесса для повышения его эффективности. Обсуждая различные точки зрения и идеи, члены коллектива одновременно находят лучшие пути выполнения работы и учатся эффективному взаимодействию.

Итак, в данной работе были рассмотрены основные методы по сплочению коллектива, которые уже проверены в реальной жизни и будут еще долгое время служить хорошим путеводителем для многих хозяйствующих организаций. Конечно, нельзя никогда забывать тот факт, что сегодня с быстро развивающейся экономикой изменяются и отношения между людьми в организациях, поэтому надо всегда искать новые методы и решения для того, чтобы создать сплоченный коллектив и не бояться их применять, ведь только тогда, передавая свой опыт, будут открыты и другие неординарные подходы к решению этой проблемы. .
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: Инфра-М, 2005. – 212 с.
Огарев Г. Законы эффективного управления компанией. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 445 с.
Бронштейн М. Управление командами. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильямс, М.: Диалектика, 2004. – 318 с.

Дружный, сплоченный коллектив, готовый сделать все возможное для достижения поставленных целей, является мечтой любого руководителя. При этом каждый топ-менеджер желает видеть у себя на предприятии настоящую команду. В широком смысле это понятие означает трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, каждый член которого обладает приверженностью общим целям, а также ценностям организации. Команда - это не что иное, как группа единомышленников, идущих к своей цели под руководством лидера. Им и является высшее должностное лицо данной организации.

Но как создать такую команду?

Сформировать подобный коллектив помогает тимбилдинг. С английского языка данный термин переводится как «создание, построение команды». Другими словами, командообразование. Так что такое тимбилдинг, и какие он применяет методики?

На заре истории

Еще в самом начале развития человеческого общества люди, утрачивая свою агрессивность и социализируясь, начали обретать возможность сотрудничества и взаимовыручки. Появившаяся групповая территориальность способствовала консолидации всех членов племени. Это дало возможность ведения коллективной трудовой деятельности на охоте и в быту. Если рассматривать современное понятие, то можно сказать следующее: то, что мы называем сегодня тимбилдингом, возникло еще в далекие времена. Подобное явление стало вынужденной мерой, призванной повысить эффективность коллективных действий определенной группы людей, во главе которых всегда находился лидер (вождь, вожак) или группа лидеров.

В античные времена важность поддержания на должном уровне командного духа стала одной из основных целей полководцев. Для того чтобы добиться сплоченности армии, среди ее солдат проводились соревнования на изобретательность, выносливость и силу.

Проходили столетия, одно поколение приходило на смену другому. Но эта идея не была заброшена. Ее начали внедрять в жизнь руководители крупных компаний. Именно они первыми задумались об использовании методики, которая была призвана повысить эффективность группового труда. Особенно актуальная эта проблема стояла в годы промышленной революции. Тем не менее научные разработки в данной области в то время так и не были созданы.

Внедрение игровых методик

Активное проведение командообразующих мероприятий началось в 40-х годах прошлого века в США, Франции и Великобритании. Для этого использовались групповые и спортивные игры. Целью подобных мероприятий являлось сплочение недостаточно хорошо знакомых между собой людей, которым впоследствии предстояло выполнение общей задачи. В результате применения таких игр стала очевидна их результативность. В те годы проведение командообразующих мероприятий активно использовалось во время тренировок военнослужащих.

Развитие концепции

В литературе по ведению бизнеса найти точную дату, когда впервые упоминается термин «командообразование», просто невозможно. Но родоначальником этой концепции считается американский социолог и психолог, профессор Эптон Мэйо. Этот ученый в свое время занимался исследованием влияния разнообразных факторов на рост производительности труда. Его исследования проводились на одном из чикагских промышленных предприятий. Мэйо сумел доказать особую роль группового и человеческого фактора. По утверждению ученого:

  • на производительность оказывают непосредственное влияние взаимоотношения, складывающиеся между подчиненными и руководителем;
  • увеличение объемов выпуска продукции зависит от рабочих норм;
  • людям очень важна поддержка и забота, они стимулируют больше, чем улучшение условий труда;
  • рабочее место обладает своей культурой.

Все эти выводы, сделанные в ходе эксперимента, и явились первым импульсом, позволившим зародиться концепции тимбилдинга.

Современная теория менеджмента

Командообразующее мероприятие - что это? Теория менеджмента рассматривает тимбилдинг с различных точек зрения. С одной стороны считается, что командообразующее мероприятие - это процесс, позволяющий сплотить коллектив. При этом он основывается на таких научных направлениях, как организационное развитие и динамика, психология группы и групповая динамика. Развитием данной концепции занимаются многие видные деятели психологии и менеджмента.

С другой стороны, командообразующие мероприятия рассматриваются как альтернативное направление в развитии и обучении. Подтверждением тому становится коренное отличие этого процесса от классических форм получения умений и знаний. Ведь часто проводят командообразующие мероприятия на природе. При этом их участники обучаются благодаря имеющемуся у них опыту и активному взаимодействию.

Необходимость тимбилдинга

Нужны ли коллективу вашей организации командообразующие мероприятия? Без всякого сомнения. Дело в том, что на сегодняшний день наблюдается постоянный рост конкуренции на экономических рынках. Именно поэтому компаниям, работающим в современных условиях, приходится прилагать огромные усилия в поисках нестандартных решений, которые бы позволили ей стать лидером в своей сфере, а после этого удерживаться на самых высоких позициях.

Не менее острая конкурентная борьба наблюдается и среди специалистов. Для подъема по служебной лестнице и получения достойной зарплаты сотруднику приходится постоянно доказывать своему руководителю, что в своем деле он самый лучший. Подобная тенденция нередко сказывается на взаимоотношениях между членами коллектива. Но ведь руководителю нужна слаженная Только в таком случае можно будет повысить рейтинг компании на рынке. Именно поэтому и необходимо налаживать продуктивную коммуникацию сотрудников. В этом руководителю помогут командообразующие мероприятия для коллектива. Они представляют собой самые совместно проведенные вечера, выезды на природу и соревнования, способствующие формированию общей корпоративной философии и сплочению сотрудников.

Профессиональная помощь

Каким образом можно организовать командообразующие мероприятия? В этом руководителю компании способны помочь профессионалы. Например, совсем не сложно заказать командообразующее мероприятие в Москве на 250 человек и более. Для этого специализированные организации предлагают свои площадки для активного отдыха, а также для проведения банкетов и фуршетов.

Проводятся командообразующие мероприятия каждый день. Руководителю предприятия необходимо только выбрать любой из них. Понадобится также согласовать сценарий командообразующего мероприятия. Он может быть самой разной направленности.

Например, некоторые компании выбирают туристические походы, при проведении которых специалисты используют элементы тимбилдинга. В самой интересной и оригинальной форме такой активный отдых будет способствовать:

  • формированию мотивации, направленной на совместное достижение результата;
  • созданию высокого эмоционального фона и благоприятных условий для физической разрядки сотрудников;
  • предоставлению возможности реализации имеющегося у специалистов потенциала в нестандартной обстановке;
  • созданию условий для сплочения людей и принятия коллективного решения при постановке задач.

Весьма популярным на сегодняшний день является сценарий под названием «Цепная реакция». Это уникальная недавно разработанная программа тимбилдинга. Ее реализация предполагает раскрепощение сотрудников, развитие их творческого потенциала и неформальных отношений, а также повышение эффективности групповой работы и способности к достижению общего результата.

Проведение подобных командообразующих мероприятий позволяет людям получить положительные эмоции, отвлекает их от ежедневной рутины. Но помимо выстраивания отношений в коллективе подобный отдых является яркой демонстрацией заботы и внимания начальства, проявляемых к своим сотрудникам. Весьма полезным является командообразующее мероприятие для руководителей компании. Директору и начальникам отделов предоставляется возможность лучше узнать своих работников, открыв для себя их возможности, позволяющие принимать решения в самых сложных ситуациях.

Сколько стоит организация командообразующих мероприятий? Конкретная сумма будет находиться в зависимости от численности коллектива, места проведения, а также необходимости использования специального оборудования и т.д. Исходя из существующей практики, эта стоимость, как правило, оказывается меньшей, чем та, в которую выливается организация обычных вечеринок. Однако производимый от мероприятий тимбилдинга эффект оказывается намного сильнее.

Позитивные результаты для компании

Качественная организация тимбилдинга позволяет выработать у сотрудников корпоративную культуру, сформировать в коллективе единый дух и ориентировать на совместную деятельность. Помимо этого, целью командообразующих мероприятий является:

  • снятие стресса у сотрудников;
  • увеличение уровня доверия в коллективе;
  • психологическое расслабление людей;
  • мягкая адаптация в коллективе новых специалистов;
  • быстрое пресечение неблагоприятных моментов, которые имеют место в общении между людьми.

В чем же заключается польза корпоративного тимбилдинга? На сегодняшний день такое совместное проведение времени становится прекрасным вариантом, направленным на стимулирование сотрудников. При регулярном графике командообразующих мероприятий они обладают большим эффектом, чем премии и бонусы для работников. К тому же качественная организация тимбилдинга позволяет укрепить имидж компании на рынке и привлечь в ее ряды специалистов, обладающих самой высокой квалификацией.

Позитивные результаты для работников

Организация тимбилдинга помогает каждому из сотрудников лучше узнать коллег по работе и сблизиться с ними, раскрыв при этом свои самые лучшие качества. В ходе подобных мероприятий каждый человек получает уверенность в том, что он имеет значимость для компании.

При организации тимбилдинга могут быть использованы различные варианты. Рассмотрим их подробнее.

Однодневные программы

Ознакомимся с примерами командообразующих мероприятий. Как один из вариантов организации тимбилдинга - игра, которая проводится на тематической площадке и связана с увлекательными приключениями. Сюда же могут входить и спортивные задания. Это, например, командообразующее мероприятие «Веревочный курс», а также «Лазертаг» и т.д., проводимые на природе. Сотрудники компании выезжают в живописное место и находятся на свежем воздухе. Это способствует их психологическому и физическому оздоровлению.

Помимо этого, все члены коллектива получают навыки совместного принятия решений, и брать на себя ответственность за все действия партнеров.

Выезд на выходные

Такие мероприятия являются интересным и веселым времяпровождением. Они сближают даже тех людей, которые мало знакомы друг с другом. Выезд с коллективом на выходные позволяет замечательно сплотить команду. В этом случае создаются исключительные условия для преодоления стоящих на пути трудностей.

Проведение подобных командообразующих мероприятий, как правило, организуется на лесных полянах, живописных берегах, в санаториях и т.д. При наличии необходимых средств руководство может организовать тимбилдинг за границей, включив обучающие и познавательные мероприятия в виде тренингов, мастер-классов, посещений выставок и т.д.

Выходные, проходящие под лозунгом командообразования, остаются в памяти как динамичные и увлекательные.

Офисный тимбилдинг

Командообразующие мероприятия в этом случае организуются непосредственно на рабочих местах. Такой вид тимбилдинга для руководства является самым экономичным. Тем не менее при небольших затратах возможно получение самого высокого результата.

Кроме экономии средств офисный вариант выгоден из-за скорости подготовки. Это дает возможность уплотнить график командообразующих мероприятий. Проводить их можно будет даже в рабочие дни. Подобный ход позволит обеспечить присутствие 100 % сотрудников. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в офисе, довольно много. Это могут быть различные сценарии, в числе которых развлекательные и деловые, интеллектуальные и т.д.

Игры и задачи, используемые для организации подобного мероприятия в офисе, подбираются в зависимости от размера помещений, количества сотрудников, а также от целей, которые ставит перед собой руководитель.

Идеи тимбилдинга

Как провести командообразующее мероприятие на самом высоком уровне? Для этого понадобится со всей ответственностью подойти к его подготовке. Например, чтобы наладить отношения между сотрудниками, лучше всего, если будет использован «Веревочный курс».

Еще до проведения мероприятия понадобится сформировать команду, не учитывая при этом личные симпатии работников. Одновременно с этим выбирается капитан команды, придумывается ее девиз и название. Порой участников заранее знакомят с правилами игры. Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они максимально соответствовали особенностям коллектива.

Активный тимбилдинг

Подобные программы позволят повысить доверие между сотрудниками. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в активной форме, достаточно много. Так, может быть проведена игра в строителей. Она способствует повышению концентрации внимания и научит собранности.

По сценарию игры, участникам предлагается выполнение задания, за что они должны получить виртуальные деньги. Далее за полученные баллы члены команды имеют право «купить» все необходимые материалы. При этом чем лучше игроки будут справляться со своими заданиями, тем большим будет список приобретенного ими. Во время проведения мероприятия в задачу ведущего входит правильное перераспределение ролей в команде. Это и сориентирует людей на достижение общих целей.

Фотоохота

Это одна из самых замечательных идей для организации тимбилдинга. При проведении такого мероприятия у его участников развивается фантазия, раскрываются скрытые таланты. При этом создаются все необходимые условия, позволяющие сплотить коллектив.

Организовать фотоохоту довольно просто. Ведущему понадобится просто задать тему, которой должны быть посвящены фотоснимки, а также время на их выполнение. За самые яркие работы участникам выдаются ценные призы. Задание при этом должно быть выдано конкретное. Это может быть, например, подборка снимков случайных прохожих для социальной рекламы, коллажа и т.д. В выполнении заданий фотоохоты должен учитываться не профессионализм, а творческие способности и креативность участников.

Проведение такого мероприятия не потребует больших финансовых затрат. Однако оно позволит получить прекрасные результаты в достижении цели командообразования.

Квесты и приключения

Это один из наиболее интересных вариантов для проведения командообразующих мероприятий. Сценарий в этом случае может быть самым разным. Нередко в качестве основы используется принцип всем известной игры «Форт Боярд». Участники такого квеста должны справляться с различными заданиями, успешное выполнение которых возможно лишь при эффективных действиях каждого из членов команды.

Самым лучшим временем для проведения такого мероприятия является теплый сезон. Это позволит сотрудникам отвлечься от офисной суеты, побывать на природе. Квест, проводимый на свежем воздухе, непременно сблизит людей.

Творческие мастер-классы

Такие мероприятия рекомендуется проводить для раскрытия креативного потенциала сотрудников. При этом могут быть задействованы самые различные направления. Среди них кулинария и живопись, гончарное искусство и проч. При выборе того или иного варианта следует учитывать особенности коллектива.

Для подобных мероприятий понадобится привлечь специалиста. С его помощью можно будет познать азы мастерства в выбранной области творчества.

Команда в этом случае должна быть настроена на дружеский лад. Очень важно, чтобы моменты соперничества между участниками были полностью исключены.

«Веревочный курс»

Подобный тренинг является эффективной технологией, позволяющей сформировать команду и развить лидерство. Задания «Веревочного курса» предусматривают преодоление физических, эмоциональных и интеллектуальных препятствий, что позволяет улучшить навыки работы в коллективе и отношения внутри его. Программа предусматривает прохождение командных диагностических упражнений, а также выполнение заданий, в которых необходим личностный порыв.

Сильной стороной «Веревочного курса» является вовлечение всех участников группы в работу без какого-либо предварительного обучения. В этом случае сотрудников компании привозят на площадку тренинга, которой, как правило, является лес. В течение целого дня их здесь ждут разнообразные приключения, которые и являются обучением.

Характер поставленных задач необычен для участников. Именно это и лишает их возможности услышать подсказку со стороны своих более опытных сослуживцев. Большинство испытаний не имеет ни одного верного способа выполнения. Порой число правильных вариантов доходит до десятка и более. Именно поэтому способ, позволяющий решить задачу, должен быть выбран всей группой.

Перед каждым упражнением участниками вырабатывается стратегия и тактика выполнения задания, а между членами команды заранее распределяются все роли с назначением ответственных. При необходимости группа делает пробные попытки, оттачивая или дополняя заранее составленный план. Только после этого команда получает возможность без ошибок выполнить стоящую перед ней задачу. В связи с имеющимися четкими критериями выполнения или невыполнения упражнений группе предоставляется возможность увидеть степень своей эффективности. Это позволяет сформировать ответственность - персональную и коллективную.

Обязательным условием при прохождении «Веревочного курса» является участие в нем всех членов команды. Это может быть любой доступный способ, а именно эмоциональная поддержка, совет или подставленная коленка. В этом случае тот участник, который по имеющимся у него объективным ограничениям физически не способен выполнять упражнения, порой становится главным стратегом.

Исследование межличностных отношений коллектива на предприятии является необходимым звеном в получении высокоэффективных результатов трудовой деятельности предприятия.

Проведение настоящих организационных конфигураций может быть лишь через внутреннюю интеграцию, обеспечиваемую с помощью работы группы.

Работа группы - это инструмент, используемый для ряда изменений в рамках программы развития организации.

А.И. Пригожин предложил один из видов вариации методов работы группы. По его словам: «Любая форма групповой работы начинается со стадии знакомства, в процессе которого происходит взаимное раскрытие участников и слом барьеров между ними. Далее групповая работа строится следующим образом»:

  • 1) динамика группы. Задача данной формы работы, прежде всего в организации эмоционально положительных условий вовлечённости коллектива, качественно созданная структура рабочей группы и правильное распределение ролей и обязанностей. Цель активизации мышления в коллективе - приобретение эффекта синергии в группе средством взаимоусиления соучастников работы. Для этого применяются методы активной паузы, групповой саморефлексии, визуализация процесса и результата работы, фасилитация.
  • 2) Активизация группового мышления. При этой форме используются техники мозгового штурма, синектика, групповая дискуссия.
  • 3) Работа по содержанию. Цель - обеспечить группу практической работой, т.е. нахождением решения проблемы. Для применения данной методики психолог должен использовать теоретические знания, передовой и собственный опыт для разрешения аналогичных проблем.

Все три формы должны присутствовать одновременно.

Вторую классификацию методов работы с группой можно представить следующим образом:

  • 1. метод содержательной групповой работы;
  • 2. метод качественной групповой работы;
  • 3. метод структурирования группы;
  • 4. метод координатора.

Методы качественной групповой работы используются для раскрытия причинно-следственных связей, анализа процессуальных характеристик в группе внутренней структуры и взаимосвязей, планирования, развития и ускорения динамических процессов в группе, формирования навыков сензитивности, коммуникативности, общения, взаимопонимания, решения проблем, разрешения конфликтов, повышения сплоченности группы и формирования команды (СПТ, транзактный анализ, гештальт, НЛП, психосинтез, артметоды, психодрама, социодрама, ролевые игры и др.).

Методы структурирования направлены на формирование структуры группы и проводимых интервенций. Они включают диагностику, формирование и структурирование группы (социометрию, ассиссмент, методы «разогрева» группы и др.).

Методы координатора использует психолог в групповой работе. Определяется позиция психолога и его роль (модератор, фасилитатор, тренер, участник, наблюдатель и т. д.).

Все группы методов взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Для психолога важно определить задачу, которую он ставит для выполнения на определенном этапе развития организации. В зависимости от этого выбирается метод или группа методов работы.

Экспериментальные игровые техники в виде классификации были представлены Д. Прюиттом и имеют следующие разновидности:

  • - матричные (типичный пример -- «дилемма узника»);
  • - переговорные. Смысл - поиск общего альтернативного решения при разделении группы на противостоящие стороны. Действие происходит в процессе общения, переговоров, поиска ряда альтернатив;
  • - коалиция. В этой форме игры взаимодействие различных коалиций внутри участников группы;
  • - локомоционные. Такая форма предлагает противостоящим сторонам внутри группы прийти к заданной цели при постановке определённых условий игры или своеобразной схемы;
  • - социальная игра-ловушка. Форма игры с провокационными действиями, провоцирующими наибольшую конкуренцию и борьбу между соперниками двух сторон.

Все вышеперечисленные формы игровых методик вызывают большой интерес у соответствующих специалистов. Но на практике большее значение предается матричной и переговорной форме игры, т.к. они дают лучший результат в провокации внутригруппового конфликта для изучения в контролируемых условиях. Это дает возможность определить факторы, способствующие или препятствующие конфликтным ситуациям группы, динамику прохождения конфликта, индивидуальной поведенческой реакции каждого сотрудника и др.

Методы работы с трудовым коллективом разнообразны и зависят от множества факторов, например от поставленных предприятием целей и задач, от запросов директоров, менеджеров организации, а так же требований работников предприятия. Основные используемые психологами методы это:

  • - деловые и ролевые игры;
  • - метод принятия группового решения;
  • - метод социально - психологического тренинга;

Целью данной квалификационной работы является рассмотрение социально-психологического тренинга, как метода сплочение коллектива.

Основы социально - психологического тренинга.

Метод социально - психологического тренинга в настоящее время является наиболее эффективным и широко используется на практике.

Понятие социально - психологический тренинг в широком смысле слова - психологическое воздействие, основанное на активных методах работы с группой, при которой используются особые формы обучения навыкам, умениям и техникам в сфере развития, общения, построения отношений, коррекции.

Социально - психологические тренинги направлены на:

  • - овладевание необходимыми социально-психологическими знаниями и навыками;
  • - развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков сотрудников организации;
  • - развитие навыка анализирования ситуации, поведений, самоанализа, состояния группы;
  • - развитие умения адекватного восприятия себя и окружающих.

При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Рассматривая различные методы практической психологии по сплочению коллектива, для тренинга характерными являются наличие определённых специфических требований:

  • - соблюдение необходимых правил для работы с группой;
  • - обращённость на психологическую поддержку участникам тренинга в саморазвитии. Организация такой помощи не только от ведущего тренинга, но и от соучастников группы;
  • - постоянство группы. От 7 до 15 участников, которые периодически собираются или работают непрерывно от двух до пяти дней (группы-марафоны);
  • - правильная организация рабочего пространства. Помещение должно быть комфортным и изолированным. В основном группа располагается сидя в кругу;
  • - принцип «Здесь и теперь». Все действия и взаимоотношения участников должны развиваться по этому принципу;
  • - использование активных методов работы с группой;
  • - объективная оценка индивидуальных чувств и эмоций тренинговой группы по отношению друг к другу и внутри группы. Вербализованная рефлексия;
  • - создание комфортной атмосферы, при которой участники чувствуют себя раскованно, в безопасности и могут свободно общаться;

Данные требования имеют разнообразные формы модификаций, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого тренинга. Они существенно отличаются между собой по ряду признаков. Особенно большое различие имеется во времени продолжительности тренингого занятия, от несколько часов до нескольких дней и даже лет с еженедельными занятиями.

Для тренингов одной из важной части является стадийность, обуславливающая социально - психологические закономерности развития малой группы.

Метод тренинга является формой практической психологии и отражает те парадигмы, которым следует практикующий психолог, проводящий тренинг, в своей работе. Можно выделить несколько форм:

  • 1. форма построение тренинга с применением жёстких манипуляционных приёмов - «дрессировщик» проходит при помощи положительных или отрицательных подкреплений. Задача положительного - сформировать необходимые модели поведений, а задача отрицательного - убрать вредные, ненужные модели, по мнению тренера.
  • 2. Форма тренинга для формирования и отработки уровня эффективных поведений и навыков в поведении человека.
  • 3. Форма тренинга, как активный обучающий процесс. В ходе его проведения происходят передачи психологических знаний, развиваются определённые умения и навыки.
  • 4. Форма тренинга для индивидуального раскрытия всех участников и самостоятельной работы над собой. Поиска способа решения собственных психологических проблем.

Вышеописанные формы располагаются по степени уменьшения уровней манипуляционных воздействий тренера и возрастания уровня ответственности происходящего на тренинге. Осознанность ситуации всеми участниками группы.

В первой форме тренер берёт на себя ответственность за все изменения, происходившие с участниками, и не фокусирует внимание на уровень осознания процессов внутриличностных и групповых. При форме отработки умений, малая часть ответственности делегируется участникам, а основная направленность - выработка необходимых умений и навыков. В форме обучения уже осуществляется сотрудничество с участниками группы, но полностью ответственность членам группы не отдаётся. И только в последней форме тренер берёт на себя ответственность только за организацию безопасных и благоприятных условий проведения занятий, которые дают возможность раскрытия личности и понимания самоизменения.

Краткая характеристика основных видов тренинговых групп.

Рассматривая социально - психологический тренинг, необходимо дать краткую характеристику основных тренинговых видов, которые используются разнообразными школами психологии.

Т-группы - тренинги для развития личности в межличностном пространстве. Это вид тренинга появился благодаря Курту Левину, социальному психологу при работе с проблемами групповой динамики и социальных воздействий.

Всем видам психологических групповых работ, объединённых под понятием «социально - психологический тренинг» как раз предшествуют Т - группы. Цели лабораторной тренинговой работы в основном содержат следующие аспекты:

  • - повышение уровня самопознания за счёт минимизации психологических барьеров и снижения защитных реакций. Основная задача - устранить неискренность перед самим собой, на уровне личности;
  • - понимание условий, которые затрудняют или облегчают функциональность группы;
  • - изучение межличностных отношений в рабочей группе для лучшего взаимодействия;
  • - качественное применение индивидуальной и групповой диагностики для выявления таких проблем как, возникновение конфликтных ситуаций, их разрешение, укрепление уровня сплочённости группы.

Участники Т-группы, имеют возможность приобрести и развить ценные навыки и умения, такие как коммуникативные, получить опыт анализа межличностных отношений и динамики группы, лучшее осознание собственных и чужих потребностей, эмпатия к другим, расширение диапазона поведенческий возможностей. Также у участников тренинговой группы вырабатывается адекватность самооценки, способность лучше ориентироваться в решении жизненных проблем.

Б - группы. Группы бихевиорально ориентированные. Фокус тренинга направлен на жизненные умения или просто умения. Задача таких тренингов - обучение участников умению справляться с возникающими трудностями, проблемами и научиться приспосабливаться к складывающимся жизненным обстоятельствам. Основан на бихевиорическом направлении Д. Уотсона. Общий смысл данного подхода в следующем: если собственный опыт был получен человеком средством самоучения, то для коррекции неадекватности поведения нужно отучить его от неэффективных реакций, а наиболее адаптивные реакции следует выработать.

Б - группы схожи с Т-группами тем, что на занятиях вырабатываются определённые навыки социального взаимодействия, которые имеют проявления на уровнях поведения, так как только в присутствии и при помощи окружающих людей, группы возможно изменение реакций поведения. Поведенческие тренинги не ставят перед собой задач личностного развития или реализации потенциала человека, они направлены на рост и развитие необходимых личностных навыков, например как коммуникативные, умение принятия решений и другие.

Пси - группы. Группы, в основе которых лежит психодраматический подход. Такие тренинги направлены на поиск решений личностных проблем. Основателем метода психодрамы, популярных в настоящее время метода социометрии и социодрама как психотерапии, является Джекоб Леви Морено.

Техника психодрамы предъявляет большие требования к знаниям, квалификации, опыту и творческим способностям тренера. Сама по себе техника психодрамы представляет собой очень эмоциональное, яркое групповое занятие, а ведущий исполняет роль и режиссёра, и аналитика, и терапевта. Данный метод представляет собой постановку спектакля, участниками которого являются члены группы под руководством ведущего, он же режиссёр. Для сценария выбирается личная проблема, актуальная для всех участников, далее распределяются роли, и разыгрывается сцена, основанная на жизненном опыте либо отражающая специфические социальные роли (социодрама). В ходе спектакля участники испытывают глубокие переживания - катарсис. И через сильное эмоциональное воздействие получают терапевтический эффект. Наступает стадия озарения - инсайд. Такое действие помогает освобождения от тревоги, преодолению стереотипного поведения, раскрыть свой творческий и человеческий потенциал.

B - группы, «группы встреч», основанные на гуманистическом подходе. Фокус тренинга на свободном самоопределении группы. Гуманистическая психология основана на психологии уникальности личности, её переживаниях в человеческом мире, осознания своего места в нём. Каждый человек имеет возможность постоянно развиваться и самореализовываться. И его задача использовать эти возможности. На основе такого подхода было сформировано новое направление работы в группе - «группы встреч». Основатель данного направления Карл Роджерс. Особенность В - группы состоит в том, что ведущий тренинг не направляет и не организовывает действия участников. Создаётся ситуация фрустрации, которая и вынуждает всех участников к проявлению активности и принятию на себя ответственности за всё происходящее с ними. Не тормозится проявление негативных эмоций, так как это даёт участникам возможность для откровенного высказывания любых (а не только одобряемых) возникающих чувств. В результате таких откровений возникает атмосфера открытости и взаимного доверия между участниками группы, а негативные эмоции впоследствии конструктивно перерабатываются. Здесь роль ведущего - это модель открытой личности. В ходе откровенных рассказов о себе, раскрываются участники. Компетентность тренера должна быть и в виде внимательности, заботливости для создания в группе атмосферы взаимопонимания и эмпатии. В ходе работы создаётся специфический климат, позволяющий каждому участнику осознавать и изменять свои защитные установки, проверять и принимать новые формы поведения и, следовательно, реализовывать их в повседневной жизни, относясь к другим адекватнее и более эффективно.

ТА - группы. Группы, основанные на трансактном анализе. Фокус тренинга на рациональном самопознании и саморазвитии. Направление трансактного анализа в психологии достаточно новое. Его основателем является Эрик Бёрн, который выявил существование трёх состояний, в одном из которых может прибывать каждый индивид. Эти состояния Эго называются: «ребёнок», «взрослый», «родитель». Они определяются по поступкам человека, как он думает, что чувствует, как ведёт себя в той или иной ситуации.

Изначально трансактный методы работы в группе был направлен только на психотерапевтические цели. Но со временем распространился в тренинговых методиках, помогающих людям давать адекватную оценку своему и чужому поведению, объясняя разницу состояний человека. Метод хорош для лучшего понимания себя и структуры своей личности, а также взаимодействие с другими и запрограммированный внутренне сценарий - стиль жизни. Во время занятий в процессе общения участники ТА - группы учатся распознавать психологические игры, в которые они вовлечены, и какие манипуляции в них используются; как при этом происходит распределение ролей жертвы, спасителя, преследователя и как происходит обмен этими ролями. В процессе тренинговой работы трансактный анализ применяется для помощи участникам лучше осознавать неконструктивные способы общения.

Г - группы. Группы, основанные на гештальт подходе. Фокус тренинга на самоактуализации и саморегуляции. Основателем гештальт-терапии является Фредерик Перлз. Он создал собственное направление в психологии, собрав воедино идеи экзистенциальной философии, биоэнергетики, гештальтпсихологии, психодрамы и ещё некоторых психологических концепций. Основная задача участников Г - групп осознание ими личного совершенства, самоидентичности, понимание ответственности за всё происходящее с ними. Гештальт подход основаны на принципе доверия чувствам. При работе в группах такой метод способствует самоактулизации личности, расширяет понимание самого себя, развивает чувство эмпатии, способности к контактам, уменьшает отчуждённость внутри группы и помогает перейти от зависимости и стереотипности к самостоятельности и уверенности в себе.

Основные методы, используемые на тренинговых занятиях.

Всё разнообразие конкретных упражнений, техник и приёмов, которые используются в работе социально - психологического тренинга, принято сводить к нескольким базовым методам тренинга. Это групповая дискуссия и ситуационно - ролевые игры.

Помимо того, исследователями - теоретиками и практиками тренинговых программ предлагается добавить базовым методам тренинг сензитивности, который ориентируется на выработку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Данный тренинг включает в себя техники невербального общения. В процесс работы тренинга целесообразно включать техники медитации и аутотренировок для самовнушения.

На рис. 1 представлены базовые методы, используемые при проведении тренинга, которым далее будет дана краткая характеристика.

Групповая дискуссия. В социально - психологическом тренинге групповая дискуссия используется для совместного обсуждения каких - либо спорных вопросов, позволяющих прояснить и по возможности изменить мнения, позицию, установку участников группы тренинга в процессе непосредственного обсуждения. Метод групповой дискуссии используется в целях предоставления возможностей видения участниками проблемы с разных сторон, а так же и в качестве возможности обсуждения, групповой рефлексии, анализируются индивидуальные переживания. Всё это способствует усилению сплочённости рабочей группы и раскрытию каждого участника тренинга.

Рис. 1

Формы групповой дискуссии можно классифицировать по различным основаниям. Структурированные дискуссии - тема для обсуждения уже задана, и порядок проведения дискуссий иногда чётко регламентируется.

Неструктурированная дискуссия характеризуется неактивной ролью ведущего, темы для них определяются произвольно, время формально не ограничивают.

Кроме вышеописанных дискуссий существуют ещё тематические дискуссии. На них проходит обсуждение значимых для всех участников тем, интеракционные, биографически ориентированные на прошлый опыт. Метод дискуссии применяется при разборе ситуаций из практики работы, жизни участников группы, для анализа сложных ситуаций межличностных отношениях и других.

Игровые методы. Являются достаточно популярными для организации сплочения коллектива. Игры помогают созданию атмосферы доверия, общения, за счёт постоянного процесса контактирования участников между собой. Игровое содружество достаточно глубокое и сохраняется долгое время после проведенного занятия. Игры создают условия неопределённости, оживляют, активизируют умственные способности, приводят к поиску нестандартных решений.

Игровые методы бывают: ситуационно - ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. Игровые методы достаточно продуктивны. На начальной стадии работы с группой игры полезны в качестве способа снятия напряжённости участников, психологической защиты. Достаточно часто игры используются в качестве диагностики, позволяющей легко обнаружить трудности в общении и более серьёзные психологические проблемы. Игры способствуют развитию новых поведенческих навыков, вербальных и невербальных коммуникативных умений, способов лучшего взаимодействия с людьми.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции, используются для развития восприятия, понимания и оценивания других людей, себя, свою группу. В ходе занятия участники при помощи специальных упражнений получают вербальную и невербальную информацию о восприятии их другими людьми и насколько точно их самовосприятие. Преобретаются умения глубокой рефлексии, смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия.

Методы телесно-ориентированной, как методы психотерапии. Их основателем является В. Райх. Данный метод терапии на сегодняшний день стал привлекать всё больше психологов. Суть метода заключается в работе над структурой тела, приёмов чувственного осознания и нервно - мышечных релаксаций, использование методов восточных практик (йоги, тайчи, цигун).

Медитативные техники используются, прежде всего, для физической и чувственной релаксации. Для снятия стрессовых, напряжённых состояний. Обучают навыкам аутотренинга, способам саморегуляции.

Каждый руководитель в своей ежедневной работе обязательно взаимодействует с другими сотрудниками организации, следовательно, такой процесс носит коллективный характер. Поэтому в проблеме теории и практики управления персоналом организации особое место занимает формирование трудового коллектива, его сплочение и уровень микроклимата рабочей группы.

В ходе теоретического исследования была определена проблема создания благоприятной социально - психологического микроклимата в коллективе, рассмотрены различные формы и методы сплочения коллектива организации.

Сплочение коллектива является одним из наиболее важных показателей правильного управления и напрямую влияет на эффективность производственной деятельности. Одним из главных факторов, влияющих на сплочённость коллектива, является эффект сработанности группы, т.е. взаимодействия в ходе работы, которые приносят максимальные результаты трудовой деятельности при минимальных эмоциальных и энергетических затратах.

Это позволило провести практическое исследования уровня сплочённости и установления микроклимата коллектива МБУ РМ «ЦГПВ «Армеец».

Команда единомышленников, которая движется к одной цели - это сплоченный коллектив. Готовность к сотрудничеству - это залог плодотворного сотрудничества между людьми. Речь может идти не только о рабочем процессе, ведь сплочение - это возможность понять человека, с которым существуешь в одном пространстве. Действовать по одному алгоритму в тандеме с партнером, не выходя из зоны комфорта - продуктивность действий и эффективность даже в форс-мажорных ситуациях.

Чтобы группе сплотиться, у нее должен быть единый подход к рабочему процессу м взаимопонимание. Мотивация и поощрения могут стать отличным подспорьем в этом деле. Сплочение коллектива - это совокупность определяющих факторов межличностных отношений, продуктивная организация жизненных мотивов в пределах совместной деятельности. Для сплоченности важен социально-психологический климат в коллективе и взаимопонимание между
руководителем и подчиненными.

Сотрудники - единое целое

На заметку! Чтобы сплотиться, нужно уметь грамотно преодолевать любые трудности и разногласия внутри коллектива.

Характеристика

Дружный коллектив - это хорошие межличностные отношения. Чтобы организовать связь между людьми, мало демократического подхода. В первую очередь нужно адекватно оценивать оптимальный уровень психологической совместимости каждого члена группы, сглаживать шероховатости и находить оптимальное решение. Чтобы коллектив мог характеризоваться, как успешный, стоит рассмотреть основные нюансы этого вопроса:

  • Единство возможно только в том случае, если цель будет социально одобряемой.
  • Принуждение к чему либо, даст незамедлительную реакцию, поэтому такой подход стоит исключить.
  • Целостность - это объединение абсолютно разных людей, которые работают, как отлаженный механизм.
  • Четкое распределение позиций и грамотное управление коллективом.
  • Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности.
  • В сплоченности большое значение имеет ответственность. Она должна быть не только у руководителя, но и у каждого члена команды.
  • Движение к цели, когда все в коллективе объективно оценивают свои успехи и неудачи.
  • Преодоление трудностей и помощь единомышленнику в сложной ситуации.
  • Открытость коллектива - способность поддерживать благоприятную атмосферу внутри команды и любые разногласия разбирать и ликвидировать.
  • Рациональный выход из конфликтных ситуаций. Он строится на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями

У каждого члена команды должно быть свое мнение. Стоит исключить безликость. Если организовывать корпоративные тренинги, где будут разбираться насущные проблемы, то можно найти выход из самой сложной ситуации. Стоит понимать, что коллективизм подразумевает не только заботу и стремление, но также уверенность в человеке, с которым работаешь.


Способы сплочения

Когда необходим сплоченный коллектив

Сплоченная команда имеет свои критерии эффективности. Необходимо разработать конкретную методику, которая подойдет каждому члену команды. Ниже прописаны факторы, которые укажут руководителю на то, что команда разобщена и ее необходимо сплачивать:

  • Отсутствует честность. Люди предоставляют друг другу недостоверную информацию, преследуя собственные цели: лгут, сплетничают, провоцируют конфликтные ситуации.
  • Коррупция внутри компании, злоупотребление властью. Когда сотрудники ищут выгоду из деятельности предприятия.
  • Отсутствие мотивации.
  • Непрозрачность системы оплаты труда и премиальных.
  • Нет контроля, из-за чего происходит разлад. Яркие лидеры стараются зажать в рамки более ведомых сотрудников.
  • Появляются негласные правила и кодекс поведения в социуме, который идет в разрез общепринятым понятиям.
  • Порождение внутренней нездоровой конкуренции. Чаще всего связано с неграмотным руководством. Когда основной акцент - соревновательный момент, полностью пропадает доверие работников друг к другу.
  • Отсутствие стратегии и формирования и развитие внутрикорпоративной культуры.
  • Бездействие при возникновении конфликтных ситуаций или отсутствие реакции на определенные поступки коллег, лишь потому, что они хорошие специалисты.
  • Отсутствие цели, когда люди приходят на работу, чтобы бездарно отсидеть восьмичасовой рабочий день.

Необходимо грамотно организовать комплекс тренингов, которые будут проводиться регулярно. Существует масса методик, позволяющих изменить отношение сотрудников к рабочему процессу и к коллективу.


До и после

Методы и механизмы формирования

Сплоченность коллектива легко организовать, если применять несколько современных методик. Вместе с взаимопониманием придет доверие, создастся оптимальная атмосфера для эффективности труда. Основные способы сплочения команды:

  • социально-ролевое, деловое общение;
  • обсуждение спорных моментов, щекотливых ситуаций;
  • психологические тесты;
  • разбор манеры общения и поведения сотрудников;
  • проработка взгляда каждого сотрудника на конкретный случай;
  • формирование общей позиции;
  • обсуждение обстоятельств, связанных с достижением общей цели;
  • взаимопомощь;
  • экспертный метод, оптимизирующий кадровую политику.

В любом из этих мероприятий по сплочению коллектива необходимо активное участие руководителя или человека, который непосредственно контролирует работу конкретного отдела.


Элементы команды

Факторы

Чтобы понимать, как сплотить коллектив, нужно понять, какие нюансы приводят к разобщенности. Более того, на начальном уровне необходимо помнить, что формирование команды происходит поэтапно. Любой тимбилдинг - это коллективная работа и она требует погружения. Ниже приведены определения основных условий/критерий формирования сплоченного коллектива:

  • совпадение интересов;
  • в коллективе работают люди одной возрастной категории;
  • доброжелательность;
  • общая психологическая безопасность;
  • желание рассмотреть и принять мнение другого человека;
  • активная деятельность;
  • работа на результат;
  • положительный пример в лице руководителя.

Разобщенность может быть вызвана даже не внутренними конфликтами, а тем обстоятельством, что в компании работают люди разного возраста.


Факторы

Как формируется сплоченная команда

Успех и общая цель сплочает коллектив. Заинтересованность - основа всех основ. Речь идет даже не о финансовой выгоде, а в духовном развитии. Каждый человек желает стать профессионалом своего дела. Если отложить размолвки и сосредоточится на процесс, то вскоре люди станут больше понимать друг друга и показатель работоспособности пойдет вверх. Основные факторы формирования:

  1. Выбор стратегии и стадия притирки.
  2. Определение основных негативных факторов.
  3. Проработка конфликтных ситуаций.
  4. Моделирование случаев и проведение экспериментов.
  5. Добавление творческой нотки в тренинги.

Когда формирование завершится, коллеги будут понимать многофункциональность коллектива и проникнуться задачами, которые поставлены конкретно перед ними.

На заметку! Получая предупреждение от начальства, оно должно мотивировать, а не принижать самооценку работника. Каждый руководитель должен быть психологом.


Формирование

Инструменты сплочения

Если развить в сотрудника желание помогать друг другу, то появится взаимопонимание. Ведь сплоченность коллектива это совокупность человеческих качеств, которые развиты в положительном ключе. Основные инструменты:

  1. Создание корпоративных традиций.
  2. Совместное времяпровождение вне работы: активный отдых, тренинги, празднования.
  3. Систематические собрания, на которых будут обсуждаться не только рабочие моменты.
  4. Геймификация и общение.
  5. Творческий и интеллектуальный тимбилдинг.

Требуется проводить анализ индивидуальных/психологических особенностями каждого члена команды. Разобщенность может возникать даже в том случае, когда людей объединяет одна цель.


Инструменты создания сплоченности

Слаженный коллектив - это заслуга руководителя предприятия. Он должен подходить к организации рабочего процесса с точки зрения психологии. Разрешение конфликтных ситуаций, дельные советы среднему звену - это правильный путь. У «правильного подхода» к сотрудникам есть множество синонимов, который должен знать каждый начальник:

  • Обоснованность распоряжений и претензий.
  • Выбор системы методов и приемов.
  • Правильное распределение полномочий.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Участие в деятельности коллектива.

Равноправие и адекватная оценка работы сотрудников должны быть на первом месте. Сложно найти общий язык двадцатилетнему парню с дамой бальзаковского возраста, но если молодой человек посмотрит на коллегу, как на наставника, а тот, в свою очередь, увидит в молодом сотруднике ученика, сплоченность произойдет, невзирая на возрастную пропасть.

Даже если коллектив - единое целое, требуется постоянная работа, которая позволит поддерживать это состояние. Его может нарушить любой фактор извне: появления нового члена команды, конфликтная ситуация или несовпадение во взглядах. Успех будет зависеть от ряда факторов и иногда одних тренингов недостаточно.