Аркадий скоров дальпитерстрой. Аркадий Скоров: «И будет храм, как маяк, стоять! Очень красивые купола получились…

Биографическая справка

В ноябре 2015 года стало известно, что Аркадий Скоров запланировал сельскохозяйственные проекты в Псковской области. Инвестиции в проекты оцениваются примерно в 500 млн рублей. Планируется построить молочное производство на 1,5 тыс. коров и птицеводческую ферму на 1 млн единиц индейки.

Аркадий Скоров известен не только в бизнес-сообществе, но и в социальной сфере. Он входит в попечительский совет издания Санкт-Петербургской епархии "Вода живая". Стал одним из героев книги "Вам поможет Бог. Подлинные истории явления Божией силы", выпущенной в издательстве "АСТ", где рассказал о чудесном спасении из безвыходной ситуации. Участвовал в строительстве часовни Ксении Блаженной, помогает Екатерининскому собору, часовне Анны Кашинской, православной газете "Вечный зов". Совместно с благотворительным фондом "Наши дети - будущее Отечества" компания "Дальпитерстрой" ведет строительство Ольгинских детских приютов трудолюбия в пос. Парголово. В июле 2014 года была сдана первая очередь Ольгинских детских приютов.

Аркадий Скоров создал и возглавил строительную компанию "Дальпитерстрой" в 1998 году. Инвестором на первом этапе выступило дальневосточное ОАО "Дальрыбстрой". Сейчас компанию полностью контролирует семья Скорова.­ На начало 2015 года компания ввела в строй 102 объекта (общая площадь 775 тыс. м2), в работе еще 150 проектов­ на 3,7 млн м2. Выручка за 2014 год - 3,2 млрд рублей. Аркадий Скоров также владеет долей щебеночного карьера Алхо и контролирует банк "РостФинанс". Ему же принадлежит пакет акций компании "Дальпромсинтез", имеющей право на разработку восьми нефтяных месторождений.
Вместе с семьей занимал 128 место в "Рейтинге миллиардеров - 2015", состояние оценивается в 4 млрд рублей.

Как изменилось состояние миллиардера в 2016 году

На начало 2016 года "Дальпитерстрой" ввел в строй более 100 объектов на 1 млн м2. В работе еще 100 проектов общей площадью 3,5 млн м2. Выручка за 2015 год - 3 млрд рублей.
В ноябре 2015 года стало известно, что Аркадий Скоров вложил 400 млн рублей в создание и развитие сетевых компаний. И в этом году он вложит в эти активы еще 200 млн рублей.

Глава холдинга «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров одновременно со строительным бизнесом занимается нефтедобычей — девелопер купил права на разработку восьми месторождений. Добыча нефти может подстраховать стройку в кризис, говорят эксперты.

Основной владелец промышленно–строительного холдинга «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров, как стало известно «ДП», параллельно с возведением жилья экономкласса в Петербурге занимается нефтедобычей. На фоне снижения потребительского спроса на жилье, который уже в этом году может упасть на 30%, диверсификация может стать своеобразной подушкой безопасности для девелопера, говорят эксперты. Между тем опыт других петербургских бизнесменов в нефтедобыче не всегда был удачным. Главный риск - отсутствие опыта, а также дефицит ликвидности и административных связей, говорят участники рынка.
Небольшое нефтяное хобби

По данным СПАРК, Аркадий Скоров через СК «Дальпитерстрой» владеет 60% ООО «Дальпромсинтез». Остальные доли у топ–менеджеров компании: 30% у Игоря Кальницкого и 10% у Вадима Белокопытова.
Это ООО было создано в 2009 году как ресурсное направление «Дальпитерстроя» в Приволжском федеральном округе. Лицензии на добычу нефти выданы ему на срок до 2032 года.
Структура основных активов Аркадия Скорова
Сам Аркадий Скоров сообщил «ДП», что «добыча нефти - это его небольшое хобби». От дальнейших комментариев он отказался.
По данным Роснедр, в собственности «Дальпромсинтеза» находятся восемь лицензий на разработку месторождений в Удмуртии, Пермском крае и Ханты–Мансийском автономном округе. Параметры месторождений в двух последних регионах выяснить не удалось. А в Территориальном агентстве по недропользованию по Удмуртской республике сообщили, что «Дальпромсинтез» разрабатывает два нефтяных месторождения - Кабановское и Налыгинское - с общим объемом разведанных запасов нефти более 500 тыс. т. «Нареканий к компании по выполнению лицензионных соглашений нет», - заявил «ДП» чиновник агентства.
Гендиректор «Дальпромсинтеза» Игорь Кальницкий в одном из интервью СМИ Удмуртии сообщал, что на Кабановском месторождении компания построила более 5 км линий электропередачи, около 8 км нефтепроводов, два пункта налива нефти, отладив весь цикл до сдачи нефти в систему «Транснефти» для продажи на перерабатывающие заводы России.

Инвестиции в развитие этого бизнеса «Дальпромсинтеза» не раскрываются. Из открытых источников известно, что за лицензию на Налыгинское месторождение компания заплатила 24 млн рублей. «Бурение одной скважины в зависимости от породы может стоить от 50 млн до 300 млн рублей. Сейчас преобладают трудноизвлекаемые ресурсы - их около 60%. Так что стоимость бурения растет», - добавил представитель ассоциации «Ассонефть» Сергей Ветчинин.

По оценке руководителя аналитического департамента QB Finance Дмитрия Кипы, учитывая нынешнюю стоимость сырой нефти на уровне около 3,5 тыс. рублей за баррель, совокупные доходы «Дальпромсинтеза» от разработки только двух месторождений в Удмуртии могут превысить 10 млрд рублей.

Риски диверсификации

Основной бизнес «Дальпитерстроя» - строительство жилья экономкласса. Выручка компании по итогам 2014 года составила 3,2 млрд рублей. С 1998 года компания ввела в Петербурге более 100 объектов общей площадью 775 тыс. м2 и создала земельный банк, на котором можно построить еще 3,7 млн м2.

Аркадий Скоров владеет 75% «Дальпитерстроя», еще 25% - у его сестры Екатерины Леоновой. В структуре холдинга помимо строительного подразделения есть производство стройматериалов и банк «РостФинанс» (см. схему).
Существование параллельного нефтяного бизнеса Аркадий Скоров никогда не афишировал. «Дополнительный непрофильный бизнес повышает риск использования денег дольщиков нецелевым образом. Поэтому о нем обычно не говорят», - отмечает исполнительный директор ГК «С. Э. Р.» Павел Бережной.

Примером, по его словам, может служить печальная история ГК «Город». На днях главное следственное управление ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти возбудило уголовное дело по признакам мошенничества в истории с хищением средств 5 тыс. дольщиков этой компании. По одной из версий, деньги выводились из холдинга через аффилированный банк.
Между тем некоторые эксперты полагают, что успешный нефтяной бизнес мог бы стать подушкой безопасности для девелопера в кризис. «В этом году спрос на жилье в Петербурге упадет на 30%. Самый большой спад спроса - до 50% - ожидается в сегменте экономкласса, где работает «Дальпитерстрой». Не исключено, что прибыль от нефтедобычи поддержит стройки компании», - рассуждает начальник отдела продаж УК Docklands Екатерина Запорожченко. Но гендиректор Hansa Group Олег Барков с коллегой не согласен: «В кризис нефть и стройка падают вместе. Причем нефть даже быстрее и глубже. Так что в руках девелопера не страховка основного бизнеса, а дополнительный риск».

Бизнес не для всех

Петербургских бизнесменов, которые могут похвастаться активами в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, можно сосчитать по пальцам. А серьезных высот на этом поприще достигли только те, кого СМИ называют друзьями президента РФ Владимира Путина. В их числе Геннадий Тимченко, который в 1996 году вместе с партнерами выкупил компанию «Киришинефтехимэкспорт» («Кинэкс»). Позже на ее базе был создан один из крупнейших мировых энергетических трейдеров Gunvor Group. Но в марте 2014 года из–за экономических санкций Тимченко продал 44% акций Gunvor своему партнеру Торбьорну Торнквисту.
Зарабатывает на участии в нефтяных проектах и Аркадий Ротенберг. Его компания «Стройгазмонтаж» - крупный подрядчик нефтегазовой отрасли. А экс–глава Госстроя Владимир Коган контролирует фирму «Нефтегазиндустрия», которая владеет Афипским НПЗ.

Опыт других бизнесменов города в этой сфере успешным не был. Занимался добычей и переработкой нефти глава корпорации «ВЕФК» Александр Гительсон. Но кризис 2008 года его корпорация не пережила. А сам Александр Гительсон в мае этого года был осужден за мошенничество.

Собирался добывать нефть и сооснователь холдинга «Фаэтон» Владимир Хильченко. В 2010 году он вложил 1 млрд рублей в покупку нефтяного месторождения в Саратовской области. Но бизнес не сложился (см. комментарий на стр. 7).
Эксперты отмечают, что редко кто приходит в нефтяной бизнес из других сфер. «Во–первых, там большой порог входа - сотни миллионов рублей. Во–вторых, сильна конкуренция со стороны крупных профильных компаний. В–третьих, необходимы серьезные связи в органах госвласти, чтобы получать все согласования. Так что эта сфера пока остается закрытым клубом для избранных», - говорит Артем Деев из компании AMarkets. «Нефтяная отрасль остается одной из самых высокомаржинальных. Хотя геополитические события в долгосрочной перспективе могут повлиять на ценообразование», - заключила Ольга Прокофьева, член совета директоров ГК «Энергия».

Биография

Аркадий Скоров

> Родился в 1959 году во Владивостоке.
> В 1994 году окончил ВМА им. Кузнецова в СПб. Преподавал в ВМИ радиоэлектроники и техники им. Попова. Доктор педагогических наук.
> С 1998 года - основатель и гендиректор компании «Дальпитерстрой». Инвестором на первом этапе выступило дальневосточное ОАО «Дальрыбстрой».
> СК «Дальпитерстрой» объединяет 19 компаний. По СПАРК, бизнес принадлежит Аркадию Скорову (75%) и его сестре Екатерине Леоновой (25%).
> На начало 2015 года компания ввела в строй 102 объекта на 775 тыс. м2. В работе еще 150 проектов.

«Семья»

«Темы»

«Новости»

Глава «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров купил права на разработку восьми нефтяных месторождений

Глава холдинга «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров одновременно со строительным бизнесом занимается нефтедобычей - девелопер купил права на разработку восьми месторождений. Добыча нефти может подстраховать стройку в кризис, говорят эксперты.

Основной владелец промышленно–строительного холдинга «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров, как стало известно «ДП», параллельно с возведением жилья экономкласса в Петербурге занимается нефтедобычей. На фоне снижения потребительского спроса на жилье, который уже в этом году может упасть на 30%, диверсификация может стать своеобразной подушкой безопасности для девелопера, говорят эксперты.

ЧТО СУЛИТ РЕГИОНУ ПРИОБРЕТЕНИЕ БАНКА «РОСТФИНАНС»?

В марте этого года крупнейший строительно-инвестиционный холдинг Санкт-Петербурга «Дальпитерстрой» приобрел коммерческий банк юга России «РостФинанс». О целях приобретения нового актива, а также о том, как изменится работа банка после того, как он вошел в консорциум, в эксклюзивном интервью журналисту ДелоРу рассказал один из собственников банка, генеральный Директор СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров.

Строитель расширяет нефтяной бизнес

Как стало известно «Ъ», новым собственником ООО «Энергетическая компания «РИФ»», ведущего нефтедобычу в Чусовском районе Пермского края, стала нефтедобывающая компания «Дальпромсинтез», контролируемая петербургским бизнесменом Аркадием Скоровым.

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, ООО «Дальпромсинтез» принадлежат 100% ООО «Энергетическая компания «РИФ»». При этом владельцем 60% ООО «Дальпромсинтез» является СК «Дальпитерстрой» Аркадия Скорова, еще 30% - у директора «Дальпромсинтеза» Игоря Кальницкого и 10% - у Вадима Белокопытова.

Аркадий Скоров - основной владелец ООО «СК «Дальпитерстрой»», занимающегося строительством жилья эконом-класса в Петербурге с 1998 года. Господин Скоров владеет 75-процентной долей компании, остальное - у его сестры Екатерины Леоновой. За 2014 год выручка компании составила 3,2 млрд рублей. В структуре холдинга - ООО «Алхострой» (доля Аркадия Скорова - 30%), производящее стройматериалы, а также банк «Росфинанс» (30%). В компании «Дальпромсинтез» господину Скорову принадлежит 45%, еще 15% - его сестре Екатерине. «Дальпромсинтез» имеет права на разработку нефтяных месторождений в Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Удмуртской республике (Кабановский и Нылгинский участки недр). Чистая прибыль ООО «Дальпромсинтез» по итогам 2013 года составила 21,9 млн рублей, выручка - 403,8 млн рублей.

«ДАЛЬПИТЕРСТРОЙ» НАСЫПЛЕТ ЩЕБНЯ

Компания «Дальпитерстрой», которую контролирует семья Аркадия Скорова, в конце марта запустит щебеночный карьер «Алхо» в Карелии. Инвестиции в проект составили 100 млн рублей. Собственный щебень поможет девелоперу снизить себестоимость строительства жилья массового спроса на 3-4%, надеются в компании.

Как сообщил генеральный директор и совладелец «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров, карьер «Алхо» находится в 150 км от Петербурга. Лицензию на его разработку девелопер приобрел семь лет назад. Она действительна до 2030 года. «До сих пор мы добычей щебня не занимались. Получали различные разрешения, согласования, покупали и завозили на место оборудование», – пояснил он. Общие инвестиции в разработку месторождения, по словам господина Скорова, составят 100 млн рублей. Окупить их компания рассчитывает за 3-4 года. Хотя весь добытый щебень будет использован, по словам Аркадия Скорова, для собственных нужд. «Разведанная мощность карьера – 30 млн куб. м щебня. В этом году мы планируем добыть 0,5 млн куб. м. А со следующего года увеличим добычу до 1 млн куб. м. Он будет использован для производства бетона подразделениями компании и для строительства дорог в новых жилых кварталах», – уточнил Аркадий Скоров. Сейчас компания реализует два крупных девелоперских проекта в Парголово и Шушарах. «На стадии строительства 300 тыс. кв. м, около 200 тыс. кв. м из них будет сдано в этом году», – подсчитал господин Скоров. В результате появления собственного щебеночного производства «Дальпитерстрой» планирует на 15% снизить стоимость щебня для своих проектов. «В итоге это даст 3-4% экономии себестоимости квадратного метра жилья. Что в нынешней непростой рыночной ситуации – серьезный козырь для строителя», – отметил господин Скоров. Он добавил, что застройщики города вынуждены снижать собственную маржу. «С начала кризиса она сократилась в среднем по рынку на 10-15%», – заключил он.

Павел Астахов вручил ключи от коттеджей двум многодетным семьям

Участок в 4,4 гектара для строительства коттеджного поселка в бессрочную аренду выделил бывший совхоз «Пригородный». Проект предусматривает строительство мини-городка, в состав которого войдут: 25 индивидуальных жилых домов для патронатных многодетных семей (с усыновленными детьми), церковно-приходская школа с учебными мастерскими, в которых дети будут учиться ремеслам, спортивная площадка и садово-фермерские хозяйства.

«Всего до 2017 года в Парголово планируется построить 25 таких коттеджей. В этом году начнется аналогичный проект в Шушарах, строительство продлится до 2018 года», — заявил главный инициатор и меценат проекта, гендиректор ООО «СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров.

Глава Дальпитерстроя Аркадий Скоров купил права на разработку восьми нефтяных месторождений

Глава холдинга Дальпитерстрой Аркадий Скоров одновременно со строительным бизнесом занимается нефтедобычей — девелопер купил права на разработку восьми месторождений. Добыча нефти может подстраховать стройку в кризис, говорят эксперты.

Аркадий Скоров: «Комплексное развитие скажется на цене жилья»

Вице-губернатор Марат Оганесян обещал приостановить выдачу градпланов под новые жилые проекты в Шушарах и поселке Ленсоветовский: аборигены организуют митинги и жалуются Президенту РФ. В Шушарах в школе на 476 учеников учатся 710 детей. Функционируют всего три детских сада, очередь - более 600 человек. Не хватает нормальных дорог, выездов из поселка.

В Ленсоветовском нужно построить школу на тысячу мест и реконструировать действующую, а также соорудить два детсада. Один застройщик возведет за свой счет, второй садик и школу у него выкупит город. Градпланы не будут выдавать, пока компания не закончит фундаменты всех социальных объектов. Задержка может продлиться до конца года. У строителей - свои аргументы. Ситуацию комментирует Аркадий Скоров, генеральный директор компании «Дальпитерстрой».

– Хотелось бы, чтобы люди понимали, чем отличается ООО «СК «Дальпитерстрой» от других компаний. Это не только объемы, хотя мы застраиваем целые районы. В Шушарах, например, это около 2 млн кв.м, 17 высоток построено, еще более десятка возводится. Осваиваем участки, которые принадлежат нам. Что касается претензий жителей, речь, скорее, может идти о комфортности. Граждане недовольны нехваткой объектов социальной инфраструктуры, зеленых зон, пишут о «градостроительном геноциде»

Компания «Дальпитерстрой» возводит две полярные разновидности жилых домов - элитарные в центре и спальные в преображенных совхозных поселках. Что такое современный петербургский стиль архитектуры, как сделать человечными окраинные районы и почему строительство церквей - это жизненная необходимость, «Канонеру» рассказал гендиректор «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров.

- С момента создания компании в 1990-х вам удалось воплотить в жизнь в исторических районах несколько проектов. Затем создалось впечатление, что вы ушли из центра. С чем это связано?

Мы не ушли из центра. Мы строим жилой дом на 24-й линии Васильевского острова, на Наличной улице у станции метро «Приморская», в Таврическом переулке, на Черняховского завершаем проект. Да, у нас в центре не такое масштабное строительство, как у некоторых других компаний, но работать мы продолжаем.

К сожалению, от нас ушел в мир иной архитектор Василий Никифорович Питанин. Именно он во многом определил облик домов на Тележной, на Гороховой, на Черняховского. Но его школу подхватили молодые архитекторы. С нами продолжает работать Сергей Игоревич Крюков. Он в основном делает церкви, но в его портфолио есть и бизнес-центр на Лиговском проспекте, 94, в котором мы сейчас находимся.

- Во время обсуждения облика новой постройки вы работаете вместе с архитектором? Или даете ему полную свободу?

Наверное, я беру на себя не совсем свои обязанности, но я всегда занимаюсь в том числе и архитектурой. Меня очень волнует облик Петербурга. А потому, когда мы проектируем объекты, я стараюсь сделать все, чтобы они соответствовали петербургскому стилю.

- Не могли бы вы объяснить, как вы понимаете петербургский стиль?

Я считаю, что мы должны продолжать то архитектурное направление, которое исторически присутствует в нашем городе. В первую очередь, главное, чтобы было меньше стекла. Очень аккуратно надо быть с так называемым фасадизмом, когда на старый дом лепят новые формы. Хотя и тут бывают приятные исключения, которые меня радуют.

Сейчас в городе действует закон, относящий чуть ли не к памятникам все дома до 1917 года. Но это тоже ведь неправильно, это уже перебор. А если это гараж - ну для чего вкладывать в него деньги, ведь не будет никакого экономического эффекта? Хороший пример - Лиговский, 127, трехэтажный дом Рыжкина. Снести эти развалины нельзя, строить можно только те же три этажа. Вот он и стоит, занавешенный сеткой, с начала 1990-х, и неизвестно, еще сколько будет стоять.

Надо дать больше возможностей девелоперам работать во дворах, чтобы убирать ветхую застройку. Мне очень нравятся примеры в Японии, когда за старым фасадом стоит паркинг, и машина поднимается на лифте. Почему бы ни сделать то же самое в Петербурге, на том же Лиговском проспекте?

- Застройщики сталкиваются с градозащитными организациями, которые пытаются повлиять на проекты в центре города. Вы встречались с таким противодействием?

Да, когда мы решили достроить жилой комплекс на Черняховке, «Живой город» вышел с протестами. Это были такие курьезные митинги из трех человек. Но потом очень быстро все улеглось. Чего они выходили, я так толком и не понял.

- Это был единственный раз?

Да, единственный.

- Ваша компания недавно спроектировала для центра необычное здание. О нем вы вскользь упоминали в начале разговора - это паркинг в Таврическом переулке. Со стороны мы видели, как шла работа над его обликом. Сначала это была полностью остекленная постройка, а в дальнейшем на ней появился, словно приклеенный, кирпичный фасад. С чем связаны такие изменения?

Проект со стеклом - это моя личная, возможно неудачная, идея. Там стекло было запроектировано как парус. На другой стороне Невы, на Малоохтинской набережной, есть стеклянное здание, в котором отражается Нева. И мне хотелось создать нечто похожее.

Однако КГИОП сделал нам замечание, что стекла получилось очень много, учитывая еще и соседний жилой дом на Шпалерной. И мы изменили свое решение по их рекомендациям.

- А это вышло сильно дороже или просто по-другому?

Просто по-другому. Дороже был первый вариант.

- Но вы от идеи с парусами не отказались, и теперь хотите построить похожий дом на Охте, на проспекте Энергетиков.

Да, есть такая идея. Мы там тоже «надули паруса». Хотя сначала хотели сделать… «яйцо», потому что рядом находится площадь Фаберже. Но прежний главный архитектор города сказал, мол, давайте не будем шутить с яйцом, потому что яйцо - дело нежное, и его надо располагать в выверенных местах.

Хотя в Лондоне есть похожее здание, и нам тоже хотелось что-то такое сообразить на Охте. Но по совету комитета по градостроительству и архитектуре решили не рисковать и от идеи отказались.

- Получается, чиновники пытаются влиять на архитектуру даже вне центральных районов?

Ладожский вокзал - это все-таки не спальный район. Это Заневский проспект. А подход к согласованию у комитета одинаковый - что к домам в центре, что к домам за его пределами.

- Что касается домов за пределами центра. Вы говорите, что городские власти интересуются архитектурой вне зависимости от расположения объекта. А чувствуете ли вы поддержку города при строительстве жилья в своих проектах в новых районах города, в тех же Шушарах?

Я благодарен правительству за то, что все социальные объекты - детские сады, школу, поликлинику - город выкупил. Причем выкупил в срок. И продолжает это делать: сейчас мы подписали соглашение на строительство школы, детского сада и поликлиники.

Город обязуется выкупить здания, а мы под угрозой штрафных санкций должны их вовремя сдать. В той же Ленинградской области такого нет: там надо бегать за властями, уговаривать, а здесь, напротив, нас заставляют такие согласования подписывать.

- Власти часто перекладывают обязанность по строительству дорог на девелоперов. В этом есть определенный смысл: город элементарно не поспевает всюду пробивать улицы. Застройщики, понятное дело, жалуются.

Закон о долевом строительстве не предполагает, чтобы дольщики за свой счет строили межквартальные дороги, то есть улицы. Нельзя тратить деньги дольщиков на дороги. Нужно привлекать средства как-то иначе: получить прибыль, заплатить налоги и с этой прибыли строить. Даже кредит в банке не взять - отдавать его с каких доходов? Строительство улиц всегда было обязанностью городского бюджета.

Но главное, конечно, это не дом, не дорога и не лифты. А главное - это человек, который придет туда жить и который будет платить. Один человек - это, грубо говоря, один рубль налогов. Два человека - два рубля. И чем больше будет людей, тем больше будет налогов, тем больше будет денег на строительство этих же дорог. Правильно же, да?

А когда есть люди, тогда нужны и предприятия, и офисы, где они будут работать. Будут и кинотеатр, и цирк, и школа. А если нет никого, то зачем что-то еще строить?

- В чем состоит социальная ответственность строительной компании?

Социальная ответственность присутствует всегда и везде. Вот мы построили дорогу. И уже восемь лет город ее не принимает на свой баланс. И мы до сих пор ее асфальтируем, когда она приходит в негодность, тратим на это свои средства. Это ответственность? Да. Хотя мы вырезали землю из своего участка, передали ее городу.

И я знаю, что, если мы дорогу не заасфальтируем, люди просто начнут ругаться. Район будет плохо выглядеть. И мы латаем, перекладываем асфальт. Еще делаем освещение, опоры, светофоры, дорожки, занимаемся уборкой.

Еще пример. Мы строим воскресные школы, спортивные центры, помещения для инвалидов. Строим и бесплатно передаем пользователям в эксплуатацию. И так, в принципе, должна поступать любая компания.

Ну а строительство магазинов, поликлиник? Это ведь тоже за средства компании происходит, а потом только выкупается городом. Ну слава богу, хорошо хоть выкупается.

- «Дальпитерстрой» сегодня одна из немногих компаний, которая, помимо жилых домов, по собственной инициативе возводит и храмы. Как вы к этому пришли и как это стало целым направлением деятельности?

Мы, люди, - социальный вид, и не можем без общения. Не можем жить без идеи. Всегда должна быть какая-то идея - в любом обществе, в любом коллективе. Лично я, так получилось, родился в православной семье. У меня бабушка была регентом хора и церковным старостой. Я, по сути дела-то, и вырос на церковном дворе. И мне повезло: я впитал именно эти идеи еще, как говорят, с ногтей.

Хотя потом, когда стал военным и командовал кораблем, конечно же, я был коммунистом. Тогда еще экзамены проводили на знание устава коммунистической партии. А в экзамене этом, как в десяти моисеевых законах, - те же самые десять заповедей, только заповедей строителя коммунизма: «Не укради», «Человек человеку друг, товарищ и брат»... И я, когда их читал, всегда думал: «Господи, да в чем же отличие?»

Коммунисты ведь, когда создавали свое общество, они тоже не могли без идеи. А брать идеи где? Их взять ниоткуда, кроме как, например, из евангельских заповедей. И они их просто переложили, убрав имя Бога. А все остальное осталось то же самое.

Когда, например, супруга приходила в партийную ячейку и жаловалась на мужа - что он просто достал, всё напивается и напивается, - мы вызывали его на партийное собрание. Чихвостили его, делали выговор. И это работало. Понимаете, да?

А сегодня, когда вместе с советским обществом все это сломалось (сломалось, потому что работало искусственно), конечно, нужно возвращаться к истокам, к Церкви. Это естественная потребность человека. Потому что в каждом из нас живет частичка Бога. Сегодня не говорить с Богом, не молиться, не очищаться невозможно.

Как только появилась такая возможность, строительство церквей стало просто необходимой реальностью жизни. И самое интересное, что со строительством церкви все-таки уходит коммерческая, ну, скажем, дьявольская, составляющая из жизни компании. Потому что Церковь, она освящает всё. И не коммерция главное, главное - человек. Главное - район. Главное - чтобы было как лучше.

- Рядом с жилыми новостройками обязательно должен быть храм, чтобы люди могли туда приходить?

Обязательно. На самом деле все это не происходит только по моей воле. «А давайте, - говорю, - построим здесь храм!» Нет. Как правило, когда начинается стройка, приходит местная православная община, которая до этого молилась в каких-то бытовках, и обращается к нам с просьбой: «Коль вы тут начинаете строительство, было бы неплохо, может быть, помочь нам в организации храма».

И мы, по сути дела, работаем вместе с этой общиной, которая давно существует и просто нуждается в храме. Когда строительство завершается, то все приходят с благодарностью за то, что им больше не приходится куда-то ездить. Ну и слава богу; значит, это не искусственная идея.

- У вас на сайте слоган - «Хорошо там, где мы». Что имеется в виду?

Имеется в виду, что еще ни один из моих партнеров - клиентов и сотрудников - не пострадал от нашей деятельности. Все только приумножили свои состояния. И сотрудники, и партнеры. Ни один партнер не ушел от нас, не заработав денег.

- Сейчас по городу и вокруг него строится довольно много экономичного многоэтажного жилья. Зачастую оно однообразное, типовое. Ваша же компания старается как-то разнообразить дома за счет жизнерадостных рисунков-граффити. Чувствуете ли вы какой-то положительный отклик?

Бывает, есть положительные отклики. А бывает, их нет, потому что какая-то графика или другое решение было не совсем удачным. Мы чувствуем это и стараемся улучшить свою работу.

- Как-то еще можно сделать современные новостройки более человечными?

Когда я смотрю на зарубежную архитектуру, то всегда радуюсь удачным решениям зарубежных архитекторов и девелоперов. И сетую на то, что у нас, к сожалению, пока с этим слабовато. Но мы стараемся. У нас проектное бюро свое, молодежь собралась достаточно креативная. Но бывает так, что приходится их немного стимулировать для того, чтобы была какая-то живая нитка.

- Как вы видите будущее Шушар в перспективе 10–15 лет? Появятся ли там новые скверы?

На 20 гектарах запроектирован парк. Съезды-выезды тоже проектируются, и они однозначно будут там сделаны. Шушары же на самом деле находятся на пересечении всех дорог. Это и Пулковское шоссе, и Московское, и Кольцевая автомобильная дорога, и Витебский проспект. И железная дорога там проходит. Сейчас еще СПАД пойдет со съездами.

Когда нет пробок, я добираюсь от Шушар на Лиговку за 15 минут. Даже, может быть, быстрее. Попробуйте приехать, скажем, с Приморского, или с Непокоренных, или с Гражданского проспекта в центр города меньше чем за полчаса. Не получится. А здесь - 15 минут. То есть вдвое короче. И расстояние меньше, и доехать проще - вот Витебский проспект прямой, вот прямая Бухарестская. Все они ведут в центр, и по ним очень легко двигаться.

- Как бы ни было хорошо в новых районах, люди все равно хотят в центр?

Конечно, хотят - в «Октябрьский» и в Мариинку.

Фото Вадима Кузьмицкого, Дмитрия Ратникова и Алексея Шишкина

Изображения, прикрепленные к публикации:

В материале о ДПС есть, мягко говоря, как неточности, так и полностью ложные оценки. Стоимость бизнеса ДПС по данным dp.ru - не "313 млн руб.", а 4,8 млрд рублей. Насчет "плохого финансового положения и доли заемных средств в 99%" - бред сивой кобылы, это даже технически невозможно, потому что компания строит как на деньги дольщиков, так и на заемные и на свои собственные средства. и потом любую крупную строительную компанию возьми - у них даже на сайтах указывается в проектных, что они обычно занимают миллиарды на строительство нового дома, потому что деньги дольщиков аккумулируются не сразу, а постепенно, дом же надо на что-то строить - его и начинают обычно строить на кредиты, а потом собираются деньги дольщиков, и постепенно возвращаются все кредиты (то есть статью либо писал человек, ваобще не понимающий, что такое долевое строительство сегодня, либо - понимающий, и тогда он сознательно вводит всех в заблуждение... вопрос риторический: почему?). Кмак могут "сокращаться объемы продажи жилья", если только в этом году ДПС вводит корп. 62, корп. 68, уч. 463 корп. 1,2 в Шушарах (при этом строятся ряд новых домов), дома в Парголово, дома в самом Петербурге? Казуистика насчет "сотен проигранных исков" - как правило речь о долгах, долги оплачены - иски отзываются, это обычная арбитражная практика вообще по всем, и тем более по таким крупным строительным компаниям, так что какой вывод можно сделать из этого "против ДПС"? да никакого. то есть еще один пустой посыл. Что касается ЖК в Ленсоветовском - опять ложь: не так давно вице-губернатор Албин на встрече с дольщиками и руководством ДПС высказал резкую критику в адрес СК "Титан", "Ареал", "Траверс", которые не исполнили свои обязательства перед городом в этом поселке, в том числе и по социальным объектам (вот они-то точно их не построили) и, вопреки утверждениям автора данной статьи, высказал основную надежду как раз в адрес компании "Дальпитерстрой", которая должна построить в поселке большую школу (типа построенной уже им шк. 93 в пос. Шушары), детсады и жилые дома. "Отказаться от строительства социнфраструктуры", в чем пытается обвинить ДПС автор статьи - сегодня невозможно, город просто не даст тогда застройщику участок и разрешение на строительство. То есть опять - ложь....

Стоимость бизнеса ДПС по данным dp.ru - 4,8 млрд рублей - а по данным СБИСА 313 млн руб. СБИС - информационная база, которая работает только с оф. источниками, а на что ссылается dp.ru?
доля заемных средств 99%. - опять же данные СБИСА, компании явно недостаточно собственных средств, на строительство объектов. В 2009 компания использовала всего 28% заемных средств, но после - увеличила ее до 99%. следовательно, компания зависит от кредитных средств.
В Шушарах компания вводит долгострой, где большая часть жилья реализована. И кстати обманутых дольщиков, согласно реестру в ЖК «Шушары» - 512 человек.
Сотни исков - говорят о ненадежности застройщика, требовать долги с которого партнеры и дольщики начинают в судебном порядке.
Про социнфраструктуру - «Дальпитерстрой» построил лишь одну школу в Шушарах. Однако городу выкупил ее за 1,5 млрд рублей. По информации активистов Пушкинского района, ни одного нового детского сада не построено этой компанией ни в Шушарах, ни в Ленсоветовском. Год назад, 1 сентября 2015 года, компании выдали разрешение на строительство школы в Ленсоветовском, однако ее не начали строить.