Презентация по предмету маркетинг на тему опрос как. Анкета… Что это такое и как ее составить? Презентация на тему анкетирование как метод исследования


…Пионером использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» 1874 год










Достоинства метода oВысокая оперативность получения информации. oВозможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. oСравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. oОтсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. oНевыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.


Недостатки метода oОтсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов oВлияние воросов на ответы oПристрастность респондентов oДостоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут


Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленность вопроса Отсутствие двусмысленность вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Должна быть доверительная обстановка Должна быть доверительная обстановка Учёт возраста и профессии отвечаемых Учёт возраста и профессии отвечаемых Нельзя задавать нетактичные вопросы Нельзя задавать нетактичные вопросы








Способы повышения эффективности контрольных вопросов В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными Контролю необходимо подвергать, лишь наиболее существенные вопросы в анкете Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределённости мнения(«не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.) [ 1,182 ]




Композиция анкеты 1.Название. 2.Вступление- обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. 3.Инструкция по заполнению бланка. 4.Вопросы анкеты. 5.Благодарность за сотрудничество.


Этапы подготовки анкеты 1.Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем. 2.Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. 3.Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. 4.Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. 5.Анкетирование. 6.Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.









Используемая литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. Самара, Бахрах-М, 2003, 272с. 2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатови др.; Под редакцией Ю. М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с. 3. С. И. Мелехина Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии, Киров, 2002


Метод «воронки» Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. От простых вопросов к более сложным, от общих к конкретным. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части бланка вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.


Контактные вопросы Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными. Данные вопросы формируют установку на сотрудничество. стимулируют заинтересованность у испытуемых. вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете. Служат для получения информации.


Примеры контактных вопросов: -Если бы вам предложили сниматься в кино, какую бы роль вы выбрали? -Случалось Вам знакомиться с интересным молодым человеком возле остановки автобуса? -У Вас есть домашние животные (собаки, кошки, рыбки)? -Вы когда-нибудь катались на машине или мотоцикле? -Какая тебе музыка больше всего нравится?


Закрытые вопросы Вопрос, содержащий полный набор возможных вариантов ответа Варианты ответаПримеры 1 противоположные, взаимоисключающие («да - нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.)(дихотомическая форма вопроса) У Вас хороший аппетит? 1.да 2. нет 2 предусматривающие «меню ответов», предполагают наличие вариантов ответов (поливариантная форма вопроса) Чем привлекает Вас выбранная марка автомобиля? 1.Мощностью 2.Надёжностью 3.Экономичностью 4.Дизайном 3 шкальная форма (используется в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п.) - полностью согласен - согласен, но бывают исключения - не знаю - не согласен, но иногда бывает - совершенно не согласен 4 табличная форма Достаточно ли у Вас времени на: данетНе знаю Выполнение уроков Помощь родителям Занятия спортом


Открытые вопросы Вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент. Предполагая произвольные ответы, вопросы помогают узнать мнение людей. Но в таком случае трудно будет сопоставить ответы. Подобные вопросы используются на ранних стадиях составления анкеты, либо когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое место имеет анонимность респондентов. Примеры: - Как вы относитесь к своей профессии? - В каком стиле вы общаетесь с одноклассниками? - Каково значение обучения в вашем мировосприятии?




4 3 Иллюстрированные вопросы Вопросы дополненные фотографиями, картинками, проспектами, образцами. Эти дополнения помогают наилучшим образом показать то, о чём спрашивается, правильно сориентировать опрашиваемого. Пример: Какой из этих автомобилей вы бы хотели иметь? 1 2 5


О личности респондента Вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, профессии, семейного положения …и т.д. Наличие данных вопросов позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп. Примеры: -Сколько Вам лет? -Какое образование Вы имеете? -Укажите семейное положение? -По какой специальности Вы работаете? -Сколько у Вас детей?


О фактах сознания Вопросы, выявляющие мнение, мотивы, ожидания, планы, оценочные суждения отвечающих. Примеры: - Каковы Ваши планы после окончания школы? - Учитывая какие мотивы, Вы выбрали свою будущую профессию? - Какое сложилось мнение о новом однокласснике? - Что Вы ожидаете от Нового года? - Чьё мнение для Вас самое важное? - Как Вы относитесь к религиозным праздникам?


О фактах поведения Вопросы, выявляющие реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Примеры: -Что Вы сделаете, если вас обидит друг? -Каковы будут ваши действия по сигналу пожарной тревоги? -Перечислите последствия пребывания учеников в школе? -Помогло ли Вам лечение, назначенное доктором? -Как изменилась экологическая обстановка после школьного турслёта?




Вопросы - фильтры Используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете».Начало и окончание фильтра обычно чётко обозначают графически. Пример: «Следующие два вопроса только для студентов педучилища. Проходите ли вы практику в школе? Каких знаний вам не хватает в работе? Оказывают ли Вам помощь учителя? Внимание! Вопросы для всех».


Контрольные вопросы Вопросы, дающие возможность уточнить правильность сообщённых респондентами сведений, а так же исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. 1.Вопросы, представляющие собой повторение информационных, сформулированных другими словами 2.Вопросы, служащие для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов.


Прямые вопросы Направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Примеры: -Как зовут ваших родителей? -Укажите ваш домашний телефон. -В каком городе вы живёте?


Косвенные вопросы Вопрос, связанный с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Используются там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим. В таких случаях многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле каков будет ответ на вопрос: «Что мешает Вам хорошо выполнять домашние задания?» А если сформулировать его косвенно: «Не секрет, что часть учеников вашего класса крайне редко хорошо выполняют домашние задания. Как Вы думаете, почему?»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Метод опроса Анкетирование План урока:специфика опроса;виды вопросов;композиция и оформление анкет;апробация анкет Эпиграф урока «Как ни коротки слова: «да», «нет», все они требуют самого серьезного размышления» Пифагор I. Специфика опроса признак Требование к признаку человек – источник первичной соц. информации, участник опроса (респондент) учет состояния респондента (его здоровье, мотивация к опросу) опрос - вид социально-психологического общения качество работы анкетёра, интервьюера, соблюдение условий проведения опроса формы опроса: устная (интервью) и письменная (анкета) содержание, количество вопросов и ответов в зависимости от целей СИ сроки проведения, выборочная совокупность, характер получаемой информации максимально короткие сроки, большая ВС, получение разнообразной информации охват разнообразных областей соц. практики учет субъективности, искажения информации Виды анкетирования Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Виды анкетирования групповое индивидуальное II. Виды вопросов Классификациявопросов по содержанию по функциям по форме факты сознания факты поведения личностьреспондента основные/неосновные открытые/закрытые прямые/косвенные Вопросы по содержанию виды характеристики примеры Факты сознания Выявление мнений, планов на будущее Вы хотите учиться в ВУЗе? Факты поведения Выявление поступков, результатов деятельности людей Что необходимо Вам для этого? Личность респондента Выявление социально-демографических характеристик («паспортичка»), уровня информированности респондентов Укажите Ваш возраст.Знаете ли вы условия поступления в ВУЗ? Вопросы по форме виды характеристики примеры закрытые:А) альтернативные;Б) неальтернативные Ответы в полном наборе вариантов:А) выбор только одного варианта ответа;Б) выбор нескольких вариантов ответаВсе ответы имеют линейную форму расположения. Коды ответов изменяются в строгом направлении изменения оценок. А) Вы хотите учиться в ВУЗе?1. да; 2. нетБ) В каких ВУЗах вы хотите учиться?1. УрГУ; 2. УГТУ-УПИ; 3. УрГЭУ открытые Нет вариантов ответа. Число кодов зависит от возможных вариантов ответа (до 10). Что необходимо для поступления в ВУЗ?_________________________________ Вопросы по форме виды характеристики примеры косвенный Представление ситуации, которая не требует оценки личностных качеств или обстоятельств деятельности респондента Просим Вас закончить фразу: «Когда я слышу, как упрекают директора, что его фирма плохо работает, я думаю, что…» прямой Требование от респондента высказать критическое отношения к себе, к другим людям, событиям Что мешает Вам успешно руководить фирмой: Ваши личные качества или сопротивление коллектива? Вопросы по функциям виды характеристики примеры основные Сбор информации о содержании исследуемого явления. Знаете ли вы о мероприятиях, запланированных на новый учебный год? неосновные Выявление адресата основного вопроса («вопросы-фильтры»), проверка искренности ответов («контрольные вопросы») Какие мероприятия, запланированные на новый учебный год, Вы считаете самыми важными? Требования к составлению вопросов Обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение («затрудняюсь ответить», «бывает по-разному»).Не допускать в формулировках вопросов явных или неявных подсказок («Что Вам нравится в работе школы?»).Сбалансировать положительные и отрицательные суждения («Что Вам нравится и не нравится в работе школы?»), расположить их в виде двух параллельных столбцов.Учитывать возможности памяти респондента, его способность к анализу и обобщению собственных поступков, взглядов.Не использовать неясные формулировки и неизвестные термины. III. Композиция и оформление анкет Фазы опроса Части анкеты Адаптация (формирование общей положительной установки к опросу) Вводная (непосредственное обращение к респонденту): краткая информация о целях, задачах СИ, использовании результатов СИ; правила заполнения анкеты. Достижение цели СИ (сбор необходимой информации) Основная (вопросы, направленные на получение необходимой информации): для каждой задачи свой блок вопросов; первый вопрос - нейтральный; расположение сложных вопросов в центральной части анкеты; максимальная компактность, время выполнения –до 40 минут. Завершение опроса (снятие напряжения) Заключительная («паспортичка»): выяснение социально-демографических характеристик; высказывание мнения респондента по теме опроса; выражение благодарности за участие в СИ. IV. Апробация анкет Алгоритм проверки правильности составления вопросов:Не забыты варианты ответов: «не знаю», «затрудняюсь ответить»Использованы разные виды вопросовЕсть вопросы-фильтрыНет несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измеренияНет в формулировке вопроса непонятных, специфических терминовНе превышена компетентность респондентаНе превышены возможности памяти респондентаНе задето самолюбие респондентаВопросы не вызывают отрицательных эмоций IV. Апробация анкет Алгоритм проверки композиции анкеты:Соблюден принцип правильного расположения вопросовПредшествующие вопросы прямо не влияют на последующиеСмысловые блоки вопросов отделены друг от друга «переключателями внимания»Вопросы-фильтры снабжены указателями перехода к другому вопросуНет скопления однотипных вопросовНет нарушений графического оформления анкеты Проверь себя! Соотнесите типы вопросов и их примеры типы примеры 1. открытый А) Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы работаете ради денег? 2. закрытый Б) Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию? 3. прямой В) В какой мере Вы удовлетворены своей работой? 4. косвенный Г) Как часто Вы посещаете стоматолога? 1/ 1 раз в год; 2/ 2 раза в год; 3/ 1 раз в месяц 5. основной Д) Хотели бы Вы сменить свою работу? 6. неосновной Е) Что Вам не нравится в оформлении здания нашей фирмы?__________________ Правильные ответы 1 - Е; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б; 5 - В; 6 – Д. Домашнее задание:1. знать классификацию вопросов;2. разработать проект анкеты по теме группового проекта

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»

Cлайд 1

Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды

Cлайд 2

I. Опрос - это метод сбора первичной информации через устное или письменное обращение исследователя к респондентам с вопросами, содержание которых освещает изучаемую им проблему. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой информацией, он должен знать: о чем именно спрашивать, кого спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Cлайд 3

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют два вида опросов: 1. Массовый опрос - это изучение мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме. 2. Экспертный опрос - это изучение мнений специалистов по исследуемой проблеме. Специфика его состоит в отсутствии анонимности.

Cлайд 4

Cлайд 5

II. В зависимости от характера и способа проведения существует несколько вариантов анкетного опроса: раздаточный почтовый телефонный прессовый

Cлайд 6

Вопросы в анкете группируются в несколько блоков: вопросы о фактах вопросы об оценках вопросы о мотивах данные о личности респондента

Cлайд 7

Вопросы в анкете делятся на несколько типов: основные вопросы, из которых исследователь получает большую часть интересующей его информации контрольные вопросы, которые используются для проверки искренности ответов респондента вопросы-фильтры, которые применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых.

Cлайд 8

По форме заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов: закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему вариантов открытые вопросы, которые дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ полузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть "другое", "что еще"

Cлайд 9

Достоинства и недостатки каждого типа вопросов состоят в: конкретном или абстрактном характере полученных ответов легкости или сложности обработки результатов

Cлайд 10

Общие требования к анкете: вопросы должны быть ясными, четкими и понятными для всех опрашиваемых. вначале должны быть поставлены вопросы об установлении того или иного факта, затем вопросы о его оценке. в первой части анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть.