Закупка нир по 44 фз. Как организовать закупки ниокр: пошаговая инструкция. Критерий «деловая репутация»

Многие заказчики, желая получить льготы при проведении закупок, квалифицируют разные предметы своих закупок в качестве НИОКР. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Поможем разобраться в особенностях закупок НИОКР в статье.

Однако ФАС России установила, что предмет контракта и способ определения поставщика определены верно. В качестве мотивировки, указав на ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В ней определено, что научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы .

Согласно ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Полагаем, что в спорных ситуациях квалифицировать работы как НИОКР целесообразно только если в них, исходя из технического задания, присутствует элемент научной новизны. А сами работы при этом направлены на получение и применение новых знаний. Следствием такого подхода может являться принципиальная возможность регистрации права на результаты работ в Роспатенте. При наличии такой возможности предполагается создание новой технологии, а не копирование уже имеющегося технического решения.

В случае же, когда предметом договора было копирование уже имеющейся технологии, договор не может быть признан договором на выполнение НИОКР.

Время или результат?

Особенности закупок НИОКР в том, что заказчик фактически оплачивает не столько конечный результат, сколько затраченное научным коллективом время на решение поставленных задач. Поскольку предметом заключаемого контракта выступают работы, в результате которых должен быть создан уникальный продукт. А именно новые знания или их материальное выражение в форме отчетов, технической и конструкторско-технологической документации, опытных образцов новой техники.

При этом заявленные в техническом задании результаты работ могут либо существенно отличаться от полученных результатов, либо попросту отсутствовать, что повлечет за собой значительные убытки от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого контракта. Причиной этого является неоспоримый факт того, что научно-исследовательская среда имеет ряд важных особенностей, затрудняющих традиционное планирование. Среди таких особенностей можно выделить:

  • детерменированность событий;
  • вероятностность событий;
  • возможность отклонений приводящих к ненужным результатам;
  • нечеткий характер результатов;
  • слабая прогнозируемость будущих событий.

Как следствие, НИОКР всегда сопряжены с принятием решений в нестабильных, постоянно меняющихся условиях, где в любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема.

Описание объекта закупки

В отличие от закупок существующей на рынке продукции, где Закон о контрактной системе вменяет заказчику необходимость объективного описания объекта закупки путем указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, закупка НИОКР не должна в своих технических характеристиках содержать отпечаток конкретных технических решений, которые ограничивали бы возможности участников конкурса предлагать новые (и зачастую более инновационные!) научно-технические предложения . Логика же Закона о контрактной системе диктует, что конкурсные предложения с безусловно полезными, но ранее неизвестными потребительскими свойствами должны быть отклонены как не соответствующие формальным техническим требованиям конкурсной документации. Что, разумеется, недопустимо.

Заказчики, зачастую не обладающие штатом высококвалифицированных научных специалистов, могут столкнуться с ситуацией, когда никто из сотрудников не может точно и формально описать в конкурсной документации требования к закупаемой НИОКР. Прежде всего из-за многовариантности достижения поставленной цели этой работы. Более того, при закупках НИОКР самой целью конкурса является именно поиск инновационных подходов к решению поставленных задач, находящихся на передовой современной научно-технической мысли.

Поэтому при формулировании требований к результатам НИОКР заказчики должны использовать наиболее обобщенные требования к закупаемой продукции, отражающие необходимые или желательные потребительские свойства, но никак не технические параметры каких-либо конкретных решений. То есть решений, уже известных заказчику .

Пример

Вариант формулировки КД: «в результате выполнения НИОКР должна быть разработана интеллектуальная информационная система, интегрированная в единый интерфейс базы данных заказчика, позволяющая автоматизировать процесс контроля повторяющихся номеров при осуществлении исполнителями полномерного учета пассажирского подвижного состава».

Критерии оценки при определении победителя НИОКР

«Субъективный» критерий

При определении победителя должна оцениваться, с одной стороны, формальная степень соответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, а с другой - соответствие предложений участников требованиям к результатам НИОКР. И если в первом случае закупочная комиссия зачастую обладает достаточной квалификацией для оценки поданных заявок, то во втором варианте, где описание осуществляется в наиболее общих терминах, оценка носит неконкретный и трудно формализуемый характер.

Оценка конкурсных предложений по «субъективным» критериям такого типа возможна, на наш взгляд, только экспертными методами. Что в совокупности с широким спектром тематики закупаемых НИОКР, а также в связи с необходимостью владения специальными знаниями и экспертными технологиями вынуждает заказчика проводить экспертизу внешними организациями. А именно многокритериальную оценку предпочтительности конкурсных заявок специалистами соответствующих предметных областей.

До недавнего времени считалось, что при оценке «субъективных» показателей установка шкалы оценки была не обязательна, однако теперь же «официальный» подход к порядку оценки по таким критериям принципиально изменился. Так, решением от 24.04.2015 по делу № Е306/15 ФАС России посчитала недостаточным указание заказчиком в конкурсной документации в качестве предмета оценки формулировки «степень детализации и содержательной проработанности предложения участника закупки». Комиссия ФАС пришла к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта: в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, а также в связи с отсутствием характеристик, определяющих степень детализации и содержательной проработанности предложения, подлежащих оценке в рамках данного критерия.

Представляется, что для соблюдения принципа прозрачности закупки необходимо раскрыть содержание всех «субъективных» показателей оценки, введя формальную шкалу (см. пример). Делегировать же оценку этих показателей следует временному внешнему экспертному совету, созданному на базе ведущего по тематике исследования вуза или НИИ , поскольку не существует конечного набора объективных параметров используемых для оценки «субъективных» показателей.

Пример

Количество баллов, присуждаемых по критерию «качество работ» (КР), определяется по формуле:

КР = (К1 + К2 + … + Кi) / n,

n - количество членов комиссии;

Ki - значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по показателю.

При этом количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному показателю, определяется установлением диапазона значений:

Ki = 0 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, полностью не соответствуют поставленной цели работы либо отсутствуют;

0 < Ki ≤ 50 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, не в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам;

50 < Ki ≤ 70 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, в значительной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных требований, в т. ч. технических и других требований к работам;

70 < Ki ≤ 100 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, практически в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам.

Критерий «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

При оценке конкурсных заявок на НИОКР заказчик сталкивается с предложениями, которые из-за специфики НИОКР зачастую ничем не могут быть подтверждены. А это, в свою очередь, может стать одной из причин ненадлежащего исполнения контракта по НИОКР. Именно поэтому в процессе закупки участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из проблемных критериев применительно к закупкам НИОКР является «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», используемый в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители документов в 30-дневный срок доставляют в орган научно-технической информации обязательный экземпляр отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Которые, в свою очередь, регистрируются с обязательной передачей на руки исполнителю зарегистрированной НИОКР. Исполнителю передается один экземпляр информационной карты (ИК) установленного образца, оформленной в соответствии с требованиями положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (утв. приказом Миннауки России от 17.11.1997 № 125). Неотъемлемой частью ИК являются индексы УДК - система классификации информации, широко используемая для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек и охватывающая всю совокупность знаний по иерархическому принципу деления от общего к частному с использованием цифрового десятичного кода.

Устанавливая этот критерий, заказчик должен не только раскрыть в документации его содержание, чтобы было возможно определить, насколько имеющийся у участника опыт отвечает потребностям заказчика. Заказчик также должен однозначно указать в документации, по какому значению будет оцениваться такой опыт: по сумме выполненных работ , по количеству актов приемки или по количеству лет, в течение которых выполнялись работы.

При оценке конкурсных заявок по критерию «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» зачастую возникает вопрос определения сопоставимости предложенных участником конкурса работ объекту НИОКР. Оценку аналогичности опыта выполнения НИОКР целесообразно проводить с учетом присвоенных органом научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности индексов УДК с детализацией не менее чем до шестого знака.

В подтверждение «опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» целесообразно запрашивать у участника не только копии государственных контрактов и актов сдачи-приемки выполненных работ, но и регистрационные карты (РК) и ИК.

Критерий «деловая репутация»

Критерий «деловая репутация участника закупки» может быть использован в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

Деловая репутация является одним из самых спорных на данный момент критериев оценки и зачастую, ассоциируясь с гудвиллом, включает такие нематериальные составляющие, как эффективные взаимоотношения с потребителями и поставщиками, партнерские отношения с государством, квалификацию и накопленный опыт сотрудников, наличие клиентской базы, положительную историю развития, удачное местоположение. А также другие факторы, которые в рамках контрактной системы либо полностью неприменимы, либо не подлежат формальной оценке.

При всем этом положительная деловая репутация, не обладающая материально-вещественной формой, применительно к предмету закупки, а именно НИОКР, свидетельствует о способности к производству высококачественной и конкурентоспособной разработки.

Формализовать подход к оценке деловой репутации в рамках контрактной системы целесообразно на базе ГОСТ Р 66.0.01–2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности». В п. 5.8 данного документа отмечено, что при определении поставщика с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо использовать экспертный метод, базирующийся на факторной модели.

Факторная модель, в свою очередь, предполагает использование 4 основных факторов:

  • «История» - продолжительность присутствия субъекта предпринимательской деятельности на рынке по профилю экономической деятельности плюс объем выполненных работ, оказанных услуг, количество произведенной продукции (товаров). Под рынком подразумевается система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе выполнения работ, оцениваемая по количеству лет работы субъекта предпринимательской деятельности на рынке с учетом объемов выполнения работ за все годы такой деятельности;
  • «Средства» - обеспеченность субъекта предпринимательской деятельности материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ. Оценивается по наличию основных средств организации, находящихся на балансе на момент подачи конкурсной заявки, и ее финансовой автономии, определяемой отношением суммарного собственного капитала к заемным средствам;
  • «Кадры» - наличие у субъекта предпринимательской деятельности квалифицированных специалистов и руководителей, характеризующихся определенным уровнем образования, стажа работы в организации и практического опыта по заявленным при сертификации видам деятельности, а также наличие у сотрудников ученых степеней и (или) почетных званий;
  • «Имидж» - восприятие субъекта предпринимательской деятельности клиентами и обществом в целом, определяемый на базе индекса цитируемости организации в научных изданиях, наличия сертифицированной системы менеджмента качества, а также благоприятных отзывов клиентов.

Постановление Президиума РАН № 201 от 12.10.2010 регламентирует, среди прочего, использование следующих показателей для оценки результативности научных организаций РАН:

  • Научный потенциал и эффективность научных исследований.
  • Число публикаций работников научной организации, отнесенное к численности исследователей, в т. ч. в зарубежных научно-технических изданиях; в отечественных изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России.
  • Число публикаций работников научной организации в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), отнесенное к численности исследователей.
  • Цитируемость работников научной организации в РИНЦ по соотношению к численности исследователей.

Предложенный подход позволит исключить фактор субъективности при оценке критерия «деловая репутация», поскольку для каждого из представленных показателей возможно использование в целях оценки заявок (предложений) шкалы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в условиях отсутствия четких и отлаженных механизмов оценки заявок на участие в конкурсах на выполнение НИОКР заказчикам следует с большой осторожностью относиться и к формулировке предмета контракта и к использованию «субъективных» факторов при оценке конкурсных заявок .

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

На практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона . Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - НИОКР ). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции . Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике.

Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат.

Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:

  • договор на выполнение научно-исследовательских работ , по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;
  • договор на выполнение опытно-конструкторских (или технологических) работ , по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - ОКР), так и только одного вида работ.

В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них.

При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее - УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ.

УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

  • выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
  • своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:

  • передавать исполнителю по контракту необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности , регулирующие следующие вопросы:

  • разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;
  • распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;
  • права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;
  • права авторов на получение вознаграждения;
  • сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;
  • сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;
  • и иные.

Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР , исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных».

При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников.

В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой , и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта.

Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР , конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией.

По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику.

Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР

№ п/п Особенность Конкурс на выполнение НИОКР Конкурс на любые другие виды работ
1. Подача заявок Если договором предусмотрено выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать только одну заявку в отношении одной такой работы . Заявка, поданная одновременно в отношении 2-х или более работ, не будет рассматриваться. Одна в отношении каждого лота.
2. Случаи признания конкурса несостоявшимся Если по окончанию срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся , и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки. Не было подано ни одной заявки; подана одна заявка; только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; только один УРЗ допущен к участию в конкурсе.
3. Вскрытие конвертов с заявками Протокол размещается в течение 3-х рабочих дней со дня подписания такого протокола. Протокол размещается в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.
4. Рассмотрение заявок Не предусмотрено. Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
5. Срок оценки и сопоставления заявок Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
6. Победитель Если документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение НИОКР с несколькими УРЗ, то комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам , содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение НИОКР. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наилучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
7. Обеспечение конфиденциаль?ности договора Все стороны договора обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. Не регламентировано.
8. Результат
  • разработка опытных образцов новой техники и технологической документации на внедрение новой техники;
  • новая технология;
  • документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация.
  • поставка товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

Отношения, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регулируются ГК РФ (гл. 38). Конкурсы на заключение таких договоров имеют свои особенности. Предмет договоров на выполнение НИОКР определяется в статье 769 ГК, в которой говорится, что по договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы. Специфика договоров на выполнение НИОКР обусловлена, вопервых, творческим характером работ, составляющих предмет договора, и, во-вторых, тем, что предмет договора составляет не сам результат работ, а работы как таковые.

Отсюда вытекают два основных элемента правового режима подобных контрактов: – условия договора должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности); – если не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИР и ОКР несет заказчик. Различие между договорами НИР и ОКР, относящимися к единому договорному типу, состоит в характере работ и определяется неодинаковой степенью творчества, присущей этим работам. Именно более высокой степенью творческого характера НИР объясняется то, что, как правило, исполнитель должен выполнить их лично, а для привлечения к исполнению третьих лиц ему необходимо получить согласие заказчика. Для договоров на выполнение ОКР такого согласия не нужно, и исполнитель на правах генподрядчика вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. С этим же связано различие двух видов договоров в определении последствий невозможности достигнуть результатов.

В случае невозможности достигнуть результатов по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость выполненных работ по договору на НИР, а для ОКР – понесенные исполнителем затраты. На практике заказчик нередко не желает нести эту ответственность, и по условиям договоров на выполнение НИОКР риски несет исполнитель. В таком случае заказчик рискует творческим характером выполнения работ. Исполнители, чтобы не рисковать, не берутся

за непосредственное выполнение работ, а предлагают заказчику более-менее готовые, когда-то ранее полученные результаты. Обычно результатами выполнения НИОКР являются объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности – ОИС), которые могут самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте. Исключительная особенность таких объектов состоит в том, что созданная один раз интеллектуальная собственность способна без дальнейших затрат многократно окупать себя (путем продажи лицензионных соглашений). Существенным условием для договоров на выполнение НИОКР является обеспечение конфиденциальности. Ведь, с одной стороны, в результате работы исполнителя может появиться информация, имеющая ценность для заказчика и исполнителя лишь при условии ее конфиденциальности в течение определенного срока, а с другой стороны – исполнитель в процессе выполнения работы заинтересован в публикации своих результатов. Это повышает его рейтинг, в том числе и как участника будущих конкурсов. Существенным условием договора является его цена. Отметим два важных момента.

Во-первых, поскольку предметом договоров на выполнение НИОКР являются работы как таковые, а не результат, то цена формируется из описания программы выполнения работ. Главной задачей заказчика является обеспечение минимального риска случайной невозможности достижения результата работ. Значит, при выборе победителя цена уже не является главным критерием – на первое место выходят квалификация претендента, предложенная им программа выполнения работ. Во-вторых, рынок НИОКР может считаться в основном монополизированным вследствие ограниченности круга заказчиков и потенциальных исполнителей, и в первую очередь собственников охранноспособных решений, имеющих необходимые и желательные для выполнения договора наработки. Поэтому на механизм рыночного регулирования цены в отличие от конкурса с простыми предметами закупки больших надежд возлагать не следует. Минимизация риска случайной невозможности достижения результата обеспечивается определением наиболее квалифицированного исполнителя, разработкой и согласованием сторонами детальной программы исполнения работ, которая отражается в техническом задании заказчика. Поскольку заказчик обязан принять результаты выполненных работ, целесообразно в техническом задании описать программу приемки осуществляемых работ и критерии ее выполнения.

Закон дополнительно предусматривает следующие особенности закупки НИОКР: 1) закупка НИОКР осуществляется путем двухэтапного конкурса; 2) возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта; 3) при оценке конкурсных заявок сумма величин значимости критериев «цена контракта» «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна составлять не менее чем 20 % суммы величин значимости всех критериев.

И исследовательской работы. Рассказываем, как можно привлечь дополнительные внебюджетные средства и приводим примеры.

Ученые зарабатывают деньги, выполняя заказы на разработки и исследования. Государственные заказы на научные работы формируются с помощью системы закупок.

Основы системы госзакупок

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Закупки для нужд юридических лиц, где доля государственного участия в уставном капитале превышает 50%, а также дочерних предприятий таких организаций, бюджетных учреждений и определенных унитарных предприятий подчиняются Федеральному закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

По 44-ФЗ, заказчики планируют свои закупки в соответствии с законом о российском бюджете на следующий финансовый год и плановый период. Согласно 223-ФЗ, план закупки составляется на срок не менее года. В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции».

В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций.

Утвержденные планы закупок публикуются в единой информационной системе (ЕИС). Сайт ЕИС - zakupki.gov.ru. Там размещаются все запросы от государственных и муниципальных заказчиков. Информация обо всех конкурсах, связанных с научными исследованиями и инженерно-технологическими разработками, цена которых превышает ₽500 тысяч, публикуется на .

По закону участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Дополнительные требования к участникам - в отношении опыта, квалификации, финансового положения и материальных ресурсов - выдвигает организатор закупки при объявлении конкурса.

Госзакупки проводятся в двух форматах: в традиционном виде, когда участник конкурса должен предоставить все необходимые документы напечатанными на бумаге, и в электронной форме - на специальных площадках, таких как sberbank-ast.ru , roseltorg.ru , etprf.ru , etpgpb.ru .

Изменения в законах о госконтрактах

Теперь помимо аукциона в электронной форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Пока заказчики смогут осуществлять электронные закупки в добровольном порядке, а с 1 января 2019 года электронные закупки станут обязательными.

Для участия во всех этих видах электронных закупок нужно получить аккредитацию на электронной площадке, необходимое требование для этого - . До конца 2018 года порядок аккредитации устанавливается статьей 61 44-ФЗ . С 1 января 2019 года будет вестись единый реестр участников закупок.

Важной составляющей контрактной системы является обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта. Обеспечение заявок на участие в электронных конкурсах и аукционах может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на виртуальный счет на электронной площадке. До 30 июня 2019 года включительно это единственный способ.

В дальнейшем появится еще один вид обеспечения заявки - банковская гарантия. Такую возможность предусматривают поправки, внесенные в контрактную систему Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ . В этом случае денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в определенных банках. Их перечень установит правительство, и операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше ₽1 млн. Это изменение было внесено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 .

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта меньше ₽1 млн.

Величину платы определяет оператор площадки, но правила регламентированы законом. Размер платы не может превышать ₽2 тысяч при закупках среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), и ₽5 тысяч - при прочих закупках. Если НМЦК не больше ₽500 тысяч или меньше ₽200 тысяч для закупок среди СМП и СОНКО, то плата за участие не превысит 1% НМЦК. При этом те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены.

С 2017 года регламентированы сроки оплаты выполненных работ. Контракты теперь надо оплачивать в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Контракты оплачиваются в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Итоги конкурсов на выполнение НИОКР

На сайте госзакупок можно увидеть как объявленные конкурсы на выполнение различных НИОКР, так и результат определения исполнителя.

Например, две заявки было подано на конкурс по теме «Исследование аккумулирующей способности Ивинского разлива, ее влияние на режим эксплуатации Верхне-Свирского водохранилища и разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации режима регулирования водохранилища с целью снижения негативного воздействия вод на прибрежную территорию». Заказчик - Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Победителем был признан Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова, предложивший цену ₽6,8 млн. Вторым участником был Государственный гидрологический институт с заявкой на ₽7,6 млн.

Минпромторг России проводил конкурс на НИОКР « Создание комплексов бортовой аппаратуры, на основе распределенной интегрированной модульной авионики (ИМА второго поколения), необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-2-го уровней на мировой рынок» . Цена контракта составила ₽1,3 млрд. Тендер выиграло ОАО « Раменское приборостроительное конструкторское бюро» , конкурентом которого выступило АО «Концерн радиоэлектронные технологии».

На выполнение НИОКР для «Росатома» по теме «Исследование, разработка технологий и изготовление экспериментальных образцов узлов и систем преобразователей тепловой энергии в электрическую. Этап 2018 года» по цене ₽175,4 млн претендовали Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации и АО «Научно-исследовательский институт приборов» (победил НИИТФА).

Гораздо чаще на сайте госзакупок можно увидеть более скромные суммы. Россельхознадзор предложил ₽5 млн за выполнение НИОКР по созданию противоящурной инактивированной вакцины для ранней защиты против вируса ящура типа О. Контракт достался ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», который обошел в конкурсе соперника - ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

Нередко на научные конкурсы подается единственная заявка. Примеров много. Контракт с ФГБНУ «Аграрный научный центр «Донской» на сумму ₽915 тысяч заключил Донской государственный технический университет. Он выполняет НИОКР

Научные исследования и разработки лежат в основе научно-технического прогресса и важнейших мировых открытий. Спрос на данный вид работ наблюдается в самых разных отраслях и сферах жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные хорошо финансируемые тендеры и госзаказы. Положение исследовательской деятельности на тендерном рынке России выражено приведенной ниже статистикой.

В 2015 году было проведено свыше 5000 тендеров на научные исследования. Общая сумма заключенных контрактов составляет 44,5 млрд. руб., а средняя цена одного тендера - 8,9 млн. руб. Во время торгов падение цены достигало в среднем 8%. Конкурентность в отрасли можно охарактеризовать соотношением 1,31 поставщика на контракт. Среди 6530 участников было 1752 постоянных заказчика и 1886 постоянных поставщиков. Допуск к участию в аукционах на научные исследования получили 82,21% подрядчиков. 35,57% заказчиков потребовали обеспечение исполнения контракта.

Статистика по регионам

Наибольшее число тендеров по разработке технологии термической обработки заключили:

По итогам торгов крупнейшие контракты заключили:

  • Москва - 77,5%
  • Санкт-Петербург - 4,4%
  • Татарстан - 3,2%
  • Московская область - 2,5%
  • Томская область - 1,5%
  • Башкортостан - 1,0%
  • Приморский край - 0,9%
  • Свердловская область - 0,9%
  • Нижегородская область - 0,8%

Сезонность

С января по март покупательский интерес к исследованиям был невысоким. Ситуация кардинально изменилась в апреле - был объявлен 351 тендер. Это число увеличивалось вплоть до июня (661 тендер). После небольшого спада в следующие три месяца число закупок вернулось к прежнему уровню в октябре (655 закупок). Затем тендерная активность постепенно снизилась до 502 заказов. В ноябре были заключены крупнейшие контракты на сумму свыше 15 млрд. руб. С января по апрель сделки не превышали 3 млрд. руб. В остальное время сумма контрактов колеблется в пределах 5-8 млрд. руб.

Площадки

Чаще всего госзаказы на научные исследования проходили на следующих площадках:

  • FABRIKANT.RU - 450 заказов на 4 619 876 тыс. руб.
  • Сбербанк-АСТ - 415 заказов на 973 479 тыс. руб.
  • Группа площадок B2B - 194 заказа на 763 342 тыс. руб.
  • РТС-тендер - 162 заказа на 159 239 тыс. руб.
  • Росэлторг - 183 заказа на 144 305 тыс. руб.
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 57 заказов на 113 922 тыс. руб.
  • Система Электронных Торгов - 33 заказа на 16 226 тыс. руб.

Заказчики

Крупнейшие заказы объявили: Федеральное космическое агентство, Минпромторг России, Концерн Моринсис - Агат, Росатом, Башнефть, ЗАО «Аэрокомпозит», Минобороны России, Минкомсвязь России, ОАОА «ТВ ЦЕНТР» и другие.

Для оперативного информирования о госзакупках на научные исследования предлагаем подписаться на бесплатную e-mail рассылку портала сайт.