6 стратегическое планирование в условиях инновационной экономики. Научная электронная библиотека. Список использованной литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона

1.1 История развития стратегического планирования

1.2 Основные подходы к планированию

2.1 Цели и задачи инновационного развития региона

2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием региона

3. Разработка стратегического плана инновационного развития региона

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день переход к инновационно-ориентированной экономике является основной мировой тенденцией, которая направлена на формирование стабильного экономического развития и основывается на интеллектуальных ресурсах, новых технологиях, что порождает повышение важности управления инновационными процессами в регионах. Стратегическое планирование становится одним из основных инструментов инновационного развития и должно базироваться на принципах избирательности целей, мультипликативности, ограниченности ресурсов, учета специфики региона и пр.

Разработка и реализация стратегии инновационного развития региона необходимо для решения задач интенсификации и модернизации производства, роста уровня конкурентоспособности, ориентации экономики на экспорт, укрепления позиций региона в масштабах мира и страны, решения социальных и экономических проблем.

Актуальность темы работы обусловлена недостаточной проработанностью различных аспектов применения стратегического планирования инновационного развития регионов. Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость данной темы необходимо более тщательное изучение вопросов, связанных с совершенствованием инновационного потенциала регионов и поиском эффективных методик его оценки, взаимодействия участников инновационного процесса, разработки мероприятий по реализации стратегических приоритетов инновационного развития.

Рассматривая регион в качестве хозяйствующего субъекта, который развивается на базе инновационной идеологии, исторических традиций, конкурентных преимуществ, необходима разработка практического инструментария стратегического планирования инновационного развития.

Обеспечение высокого и стабильного уровня благосостояния, улучшения качества жизни населения, рост конкурентоспособности регионов невозможно без формирования инновационной модели экономического развития регионов. Переориентация экономики страны в инновационную модель развития -- довольно длительный и трудоемкий процесс, предполагающий совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на активацию инновационных процессов, координацию преобразований ресурсов, сроков и этапов, объединенных в единую стратегию.

По причине отсутствия общей концепции и моделей инновационного развития формирование инновационной экономики страны происходит на фоне усиления социально-экономических диспропорций. На сегодняшний день заметно увеличение числа регионов, которые значительно отстают в своем экономическом развитии от среднероссийских показателей по темпам роста.

В таких условиях разработка стратегии инновационного развития регионов становится обязательным условием дальнейших эффективных преобразований и развития интеграционных процессов. Проблема формирования данной стратегии обуславливает важность анализа текущего состояния методов стратегического планирования на предмет их соответствия потребностям инновационно-ориентированного развития региона. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Действующая система стратегического управления социально-экономического развития регионов несовершенна: в ней отсутствует взаимосвязь стратегического планирования экономического и инновационного развития регионов, а также не используются прогнозы регионального инновационного развития. Применяемые плановые показатели не дают комплексной оценки инновационным процессам и состояния инновационных систем регионов.

Методы управления и планирования социально-экономического развития регионов, используемые на данный момент, показывают свою неэффективность в условиях перехода к инновационной модели и обуславливают необходимость совершенствования методологии стратегического планирования.

Целью данной работы является системное исследование и разработка комплекса мероприятий по модернизации стратегического планирования инновационной деятельности регионов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «стратегия инновационного развития региона» и рассмотреть основные принципы стратегического планирования инновационного развития;

- изучить методику оценки инновационного потенциала;

- провести анализ основных социально-экономических закономерностей развития региона, которые оказывают воздействие на инновационную деятельность;

- определить взаимосвязь показателей валового регионального продукта и инновационного потенциала;

- разработать перечень мероприятий для реализации стратегического планирования инновационного развития региона.

Объект исследования -- управление инновационным развитием региона.

Предмет исследования -- экономические и управленческие механизмы совершенствования стратегического планирования инновационного развития региона.

Теоретической основой данного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные стратегическому планированию инновационного развития, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации по проблемам социально-экономической и инновационной политики.

1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона

1.1 История развития стратегического планирования

Международная практика показывает, что при рыночной экономике заметна тенденция усиления взаимодействия государственного управления и механизмов рыночного саморегулирования. Важной задачей управления экономикой в таких условиях становится обеспечение устойчивого развития регионов.

По причине того, что основной функцией управления является планирование, разработка системы планирования стратегического развития регионов становится актуальной задачей.

Планирование становится необходимым по мере развития общественно-государственной и муниципальной собственности. На основе исторических данных можно сделать вывод о том, что СССР стал первым государством, где идея о возможности планомерного управления народным хозяйством, предложенная К. Марксом, была реализована на практике.

Для организации планового руководства в 1917 году в СССР был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а в 1920 году -- Государственная комиссия по электрификации, на основе которой в следующем году был организован Госплан (общегосударственная плановая комиссия).

Формирование и развитие методов планирования и прогнозирования на внешнеэкономическом уровне в России началось в 20-х годах ХХ века. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2.

Основными вопросами планирования были следующие:

Подходы к планированию. Некоторые ученые рассматривали в качестве отправного пункта методологии планирования генетические и телеологические начала создания плана. Генетический подход основывается на объективных условиях, анализе опыта других стран и экстраполяции на будущее. В рамках планирования это означало направленность на научное предвидение на основе прошлого опыта, не учитывающее потребности общества и текущих условий. Теологический подход предполагает целевое построение преобразований;

В методологии планирования на протяжении длительного времени оставался спорным вопрос о пропорциях объективного и субъективного начала в разработке плана. Некоторые ученые считали, что процесс выбора цели зависит от субъективной позиции определенного специалиста или государственного чиновника. Данный факт отодвигал объективные условия на второй план и делал проблематичной целевую установку плана. Данная проблема привела к возникновению бюрократического стиля управления экономикой;

- внимание ученых того времени было сфокусировано на реальности планов, их соответствии имеющимся возможностям.

Особенностью первых планов стал необязательный характер их выполнения. Лишь с 30-х годов они стали строго обязательными и приобрели характер директив. Стал расширяться перечень объектов планирования и соответствующих показателей. Вместе с планированием развития экономики внимание уделялось планированию социально-экономического развития, а позже и планированию охраны окружающей среды.

Важный вклад в развитие инструментария планирования был внесен отечественными учеными В.В. Леонтьевым, В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и Н.П. Федоренко. В качестве основного метода планирования стал использоваться балансовый метод, а позже -- проблемно-комплексный и территориально-комплексный. В конце 70-х годов в СССР на первый план вышли методы оптимизации, на основе которых были разработаны экономико-математические модели эффективного функционирования экономики и отраслевого планирования.

Одним из важных этапов стало принятие постановления «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» в 1979 году. Согласно данному документу предусматривалось усиление роли среднесрочных планов.

В следующем постановлении 1987 года был определен ряд мер, направленных на повышение научной обоснованности планов и переход к экономическим методам планирования. При этом важную роль играла разработка концепции социально-экономического развития страны на долгосрочный период, в которой определялись приоритеты развития экономики, а также направления инвестиционной политики, научно-технического прогресса и социальной политики. Предполагалась также разработка годовых и пятилетних планов и сокращение перечня показателей.

Однако, не смотря на свою научную обоснованность, данные подходы не были реализованы на практике. Реформы экономики 90-х годов породили множество неверных экономических суждений о развитии экономики страны. В частности произошел отказ от методов планового регулирования в пользу методов рыночной экономики.

Система централизованного экономического планирования была разрушена, а плановые органы в структурах территориального управления упразднены. Прекращение работы по комплексному анализу социально-экономической ситуации и прогнозированию социально-экономического развития стало причиной разрушения информационной базы расчетов аналитического характера. Это вызвало дезорганизацию экономики и потерю управления ей. Экономические реформы, направленные на создание эффективной экономики оказались направленными против населения страны. В обществе стали преобладать негативные тенденции по ухудшению демографической ситуации:

- снижение численности населения;

- превышение смертности над рождаемостью;

- сокращение продолжительности жизни;

- рост общей заболеваемости;

- общее снижение уровня жизни;

- разрушение социальной сферы.

На уровне регионов тенденции развития социально-экономических процессов практически полностью соответствуют общероссийским. Предоставление организациям права самостоятельно определять цены на продукцию привело к росту инфляции издержек, перенесению их на потребителей. Как следствие, платежеспособный спрос на продукцию упал, что вызвало резкий спад натуральных объемов производства.

Переход от плановых методов управления к рыночным оказал негативное воздействие и на сельское хозяйство, которое подверглось серьезному спаду. На сегодняшний день кризис сельскохозяйственной сферы еще полностью не преодолен, не смотря на поддержку со стороны государства.

Таким образом, российский опыт планирования социально-экономических процессов говорит о том, что развитие системы планирования в СССР происходила от стратегического индикативного планирования к тотальному директивному. В начале 90-х годов ХХ века был совершен полный отказ от планирования социально-экономического развития страны в целом, в том числе и региональных социально-экономических систем, что резко снизило эффективность деятельности властных структур и явилось одним из главных факторов ухудшения состояния экономики и социальной сферы.

Основными причинами отказа от планирования стали, во-первых, несовершенство директивного планирования и повышенная детализация планов; во-вторых, принятие тезиса о «несовместимости плана и рынка»; в-третьих, отсутствие ресурсов для социально-экономического развития.

1.2. Основные подходы к планированию

Теоретико-методологические основы планирования, созданные отечественными экономистами, и практический опыт СССР стали основой для разработок в области экономического планирования и прогнозирования в зарубежных странах.

В 60-х годах ХХ века за рубежом начало происходить расширение сферы индикативного планирования и усложнения государственного аппарата. Необходимость планирования макроэкономических процессов была вызвана экономической нестабильностью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли государства в использовании ВВП, нарастающим ухудшением окружающей среды в результате деятельности частных предприятий.

В ряде капиталистических стран в 50-ые годы ХХ века получило широкое развитие индикативное планирование, которое доказало высокую эффективность как средство государственного регулирования рыночной экономики.

В следующее десятилетие в данных государствах началось расширение области планирования и усложнение административного аппарата. Планирования стало занимать важное место среди способов государственного регулирования экономики.

Проанализировав опыт планирования иностранных государств можно выделить четыре подхода к определению понятия индикативного планирования, отражающие его различные аспекты.

Согласно первому подходу индикативное планирование является макроэкономическим планированием при относительной самостоятельности хозяйствующих субъектов. Данный подход применялся в России и Китае. Индикативное планирование рассматривалось как «процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов». Мировая экономика: учебник / А. А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - с.241

Следующий подход к индикативному планированию отражает его информационно-ориентирующую и мотивационную функции. Согласно ему индикативное планирование означает, что «государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора); устанавливаются конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели». Там же, с.242 Таким образом происходит мотивация частных предприятий к активному участию в выполнении задач, стоящих перед государством и реализации общенациональных проектов.

Третий подход основывается на том, что в индикативном плане содержатся обязательные задачи для государственных предприятий. Частные предприятия также ориентируются на индикаторы данного плана, не смотря на то, что это носит необязательный характер. Соответственно под индикативным планом понимается система показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики. Сюда включаются ориентирующие показатели, имеющие информационное значение для предприятий, директивные показатели и экономические регуляторы, в том числе налоги, цены, процентные ставки и иные экономические нормативы.

Последователи четвертого подхода считали, что индикативное планирование -- это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - с.215 Данное планирование выполняет одновременно информационную и координационную роль и предполагает согласование деятельности государственных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них собственных планов и производственно-хозяйственных программ. Сторонники данного подхода считали план результатом различного рода уточнений и согласований, что делает всех участников заинтересованными в его реализации. При этом плановые показатели носят необязательный характер и выступают лишь экономическими индикаторами, отражающими информацию об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Именно координирующая функция индикативного планирования является главной, т.к. все остальные функции, так или иначе, присутствуют и в системе центрально-директивного планирования. Но именно индикативное планирование дает возможность равноправного взаимодействия государственных органов и частных предприятий.

Таким образом, индикативное планирование -- это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны; определения приоритетов и разработки мероприятий государственного регулирования социально-экономических процессов, направленных на достижение установленных индикаторов.

В индикативных планах отсутствуют обязательные задания хозяйствующим субъектам, они разрабатываются с учетом предложений частного бизнеса. Таким образом, индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельно хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию «маяков, высвечивающих перспективные направления экономической конъюнктуры и политики государства». Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - с. 294

Участие в процессе планирования частных предприятий привело к структурной форме индикативного планирования, когда государство проводит еще и структурную политику согласно соответствующих целевых программ. Частным предприятиям оказывается поддержка пропорционально их степени участия в данных программах. Интересы государственных и частных субъектов управления регулируются посредством применения налоговых льгот, кредитов на льготных условиях и других мер государственной поддержки.

Для стратегической формы индикативного планирования характерна гибкость, необходимая при быстрых изменениях в экономике и способствующая разработке и реализации долгосрочной социально-экономической политики. В стратегическом планировании по сравнению со структурной его формой значительно сокращается регламентация действий субъектов, сроков и количество показателей планирования.

стратегический планирование инновационный потенциал

2. Направления инновационного развития региона и методы их реализации

2.1 Цели и задачи инновационного развития региона

Инновационное развитие основывается на постоянно наращиваемой силе науки и высоких технологий и становится главным путем развития общества в условиях современной цивилизации. Основной особенностью инновационного подхода является то, что сфера научно-технической деятельности становится доминирующей в вопросах развития территорий и обеспечивает оптимальное сочетание экономического роста, социального прогресса и охраны окружающей среды.

Анализ процессов, происходящих в современной экономике, показывает, что для роста ее эффективности необходимо стимулировать процесс накопления и реализации знаний, способность регионов внедрять в производство новые разработки и технологии. Эти аспекты являются основным источником стабильного экономического роста и социального развития.

В связи с этим актуальной научной задачей на сегодняшний день становится изучение методологических подходов к развитию инновационной системы и обоснование такого развития, призванного обеспечить стабильный экономический рост регионов.

Представляется необходимым определиться с методологическими основами формирования инновационной системы на региональном уровне, предпосылки которых начали складываться во второй половине ХХ века.

Отечественными учеными того времени инновационная экономика рассматривалась как принципиально новая модель расширенного воспроизводства, главная роль в которой отведена инновационному развитию, научно-техническому прогрессу, а информация становится важной составляющей процесса воспроизводства.

Реализация инновационной экономики происходит через следующие инновации:

- технологические инновации, характеризующиеся существенным вкладом человеческих ресурсов по сравнению с материальными;

- организационно-управленческие технологии или инновационный менеджмент;

- инновационную культуру, в том числе образовательные технологии.

Основными проблемами перехода к инновационной экономике являются создание инноваций, готовность общества к инновациям, их воспроизводство, а также воспроизводство инновационной деятельности и механизмов ее регуляции.

Цели и задачи инновационного развития региона вытекают из региональной научно-инновационной политики, определяющейся экономическими условиями конкретного региона. Задачи инновационного развития региона основываются на создании и развитии современной инфрастуктуры и системы финансового обеспечения, определения приоритетов, создании и реализации соответствующих программ и проектов.

Процесс выбора приоритетов в инновационном развитии должен основываться на изучении существующих ресурсов, анализе различных ограничений промышленного производства для обеспечения стабильной конкурентоспособности отечественных производителей на российском и мировом рынках и оценке возможностей инновационного фактора в их преодолении.

С точки зрения системного подхода региональное регулирование инновационного развития -- это открытая система, которая подвержена влиянию внешних и внутренних факторов.

Факторами внешнего воздействия, оказывающими воздействие на направления инновационной политики в регионах относятся следующие:

- национальные приоритеты;

- региональные приоритеты;

- федеральная научно-техническая и инновационная политика;

- федеральное законодательство;

- региональное законодательство и пр.

Любые серьезные изменения данных факторов приводят к трансформации стратегических направлений развития регионов и методом управления регионом.

К факторам внутреннего воздействия, которые влияют на направления региональной инновационной политики, относятся:

- особенности региональной хозяйственной среды, связанные с отраслевой направленностью, степенью развитости производительных сил в регионе, имеющимся научным и производственно-техническим потенциалом;

- инновационные инициативы субъектов хозяйствования;

- мотивационный механизм, меняющийся в соответствии с развитием производственных отношений.

Согласно мнению ученых «не существует единого рецепта применения различных мер по реализации региональной научно-инновационной политики. Каждое государство и каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей». Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. -с.242

2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием региона

Анализ инновационной деятельности регионов позволяет выявить ряд организационно-экономических мер, которые способствуют региональному инновационному развитию.

К ним относятся:

- реализация конкретных целевых программ на национальном, региональном и местных уровнях;

- прямые государственные субсидии и ассигнования региональных органов власти;

- налоговые льготы, предоставляемые с целью мотивации регионального инновационного развития;

- создание научных парков;

- формирование инкубаторов малого инновационного бизнеса;

- формирование при поддержке государства центров по передаче технологий из государственного сектора в промышленность;

- организация консультирования предпринимателей по поводу внедрения инноваций и другие.

Управление инновационными процессами в России происходит на двух уровнях: региональном и федеральном. Федеральный уровень предусматривает управление, нацеленное на создание государственных структур регулирования инновационной деятельностью, разработки методологии и механизмов, выработку налоговой и инвестиционной политики, определение соответствующей нормативно-правовой базы.

Субъектами реализации инновационной политики являются региональные органы государственной власти, хозяйствующие субъекты и население. Данные субъекты не равнозначны по своим задачам в реализации региональной инновационной политике. На региональные государственные органы власти возложен более широкий перечень задач, причем они являются не только их исполнителем, но и автором наполнения политики, легитимным органом, который несет ответственность за реализацию инновационной политики в целом. Являясь исполнителем, государственные органы регионов создают необходимые условия для стимулирования реализации политики и сами осуществляют свою деятельность согласно этим условиям.

Хозяйствующие субъекты и население принимают участие в реализации инновационной политике в той мере, в которой государству удается вовлечь их в данную деятельность путем создания стимулирующих условий.

Реализация инновационной политики в регионе предполагает формирование специального механизма, направленного на достижение целей и принятие стратегических решений в рамках установленных приоритетов и направлений деятельности.

В Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется активная деятельность по созданию инновационной системы на общенациональном и региональных уровнях. Начиная с 1997 года ведется работа в данном направлении, однако пока можно констатировать факт того, что отдельные элементы данной системы пока не взаимосвязаны между собой и с другими секторами экономики. Изучение и перенос опыта других стран на российскую действительность происходило путем заимствования отдельных элементов в отрыве от единых механизмов, что не привело к положительным результатам. В результате России не удалось обеспечить прорыва в области инновационного развития экономики.

Выделяют следующие подходы к созданию системы инновационного развития в регионе:

- процессный;

- институционально-эволюционный;

- рыночный;

- консолидирующий лидерский.

На сегодняшний день система формирования инновационного процесса в недостаточной степени адаптирована к рыночной экономике, основной причиной чего является кризис науки, инновационной деятельности и технологического развития. Отсутствуют стратегические приоритеты на общенациональном и региональном уровнях. В недостаточной мере применяются новые механизмы кооперации и информационного обмена знаниями.

Основные аспекты инновационной деятельности регионов должны основываться на оценке их инновационного состояния по основным параметрам. Анализ существующих подходов и практического опыта дает возможность выявить основные приоритетные направления, которые должны стать основой для разработки стратегии инновационного развития. Они должны включать в себя:

- распространение новейших технологий и освоение новых направлений технологических укладов будущего, рост конкурентоспособности российского производства, освоение новых рынков и повышение уровня жизни населения;

- содействие приоритетным исследованиям в области техники и технологий нового поколения, которые обеспечат конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;

- ускоренное развитие информационных технологий в качестве источника экономического роста и повышения производительности труда;

- придание инвестициям инновационного характера, совершенствование экономике на базе новейших научно-технических разработок, переход от физически и морально устаревших основных фондов к новейшим технологическим системам, позволяющим сохранять ресурсы и повышать конкурентоспособность продукции, развитие инновационной инфраструктуры.

С целью инновационного прорыва необходимо развивать отношения между государством, частными предпринимателями и населением. Достижение данных целей и реализация приоритетных направлений инновационного развития регионов предполагает организации управления на базе системного подхода, требующего формирования единой системы управления в рамках инновационной системы регионов. Региональная инновационная система -- это комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политики региона. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - с. 125 На первый план в перечне функций региональной инновационной системы выходит формирование научно-технической политики.

На уровне регионов задачами управления становятся:

- устойчивое социально-экономическое развитие регионов;

- эффективное применение материально-технического и трудового потенциала;

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка;

- оценка конкурентоспособности действующих предприятий с целью определения уровня инновационной восприимчивости и активности;

- выбор приоритетных направлений, конкурентный потенциал которых наиболее высок;

- разработка программ реализации инновационной политики с привлечением частных инвесторов (коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов);

- обеспечение соответствующих дифференцированных режимов экономического стимулирования.

Таким образом, региональные органы управления должны осуществлять разработку и реализацию эффективной научно-технической политики, базирующейся на общегосударственной научно-инновационной политике. Одновременно с этим необходимо учитывать уровень инновационного потенциала каждого региона.

3. Разработка стратегического плана инновационного развития региона

С процессом формирования местного самоуправления и осуществлением рыночных реформ в Российской Федерации сложилась принципиально новая система взглядов на процесс стратегического планирования инновационного развития регионов на основе принципов сбалансированности интересов и установления системы взаимовыгодного сотрудничества между государственной властью, бизнесом и обществом. Одновременно с этим перестройка межбюджетных отношений и экономический кризис усилили потребность местных властей в управлении инновационным развитием регионов, базирующейся на эффективном использовании потенциала и адаптации к изменениям внешней среды.

Для достижения целей стабильного развития региона требуется разработка современного механизма стратегического планирования на основе стратегических альтернатив. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. - № 2. - С. 26-30

Стратегическое планирование -- это часть стратегического управления, нацеленного на достижение желаемого состояния регионов в долгосрочной перспективе. Основой такого планирования становятся ориентация на будущее состояние территории, эффективная реализация потенциалов, усиление положительных тенденций.

Стратегическое планирование инновационного развития региона предполагает разработку научно обоснованных суждений о перспективах инновационного развития экономики на основе экономических и социально-политических закономерностей развития и влияния факторов внешней среды в неопределенном времени (рис. 1). Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития региона// Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - №8. - С. 96-108

Рисунок 1 -- Основные этапы формирования стратегии управления инновационным развитием региона

На первой стадии разработки стратегического плана инновационного развития региона требуется провести анализ воздействия на экономическое развитие ряда факторов: внутренние и внешние инвестиции, движение финансовых ресурсов, научно-инновационный уровень, степень квалификации рабочей силы.

В процессе стратегического планирования инновационного развития региона должен преимущественно применяться нормативный метод определения количественных характеристик инновационности с учетом ориентации на достижение стратегической цели регионального развития.

В отечественной практике под стратегическим планированием могут пониматься совершенно разные по содержанию и организационной форме действия планирования, существенно отличающиеся от идеального представления о стратегическом планировании.

Стратегическое планирование должно основываться на следующих принципах:

- принцип субсидиарности -- передача полномочий, ресурсов и ответственности на более низкие уровни управления с цель. Их более эффективного использования;

- внешняя и внутренняя интеграция -- включение региона в мировые, федеральные, межрегиональные социально-экономические и культурные процессы для достижения максимальных выгод и преимуществ;

- социальное партнерство -- выстраивание нового типа взаимодействия между государственной властью, частным предпринимательством, населением;

- объединение ресурсов;

- участие населения -- привлечение граждан к обсуждению проблем региона;

- прозрачность -- открытость деятельности власти.

Выделяют несколько основных элементов в формировании стратегического плана:

1) современный облик региона;

2) перспективный облик региона;

3) внутренняя среда региона;

4) внешняя среда региона;

5) стратегия -- система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе.

Данные элементы комбинируются в различных вариантах и составляют план стратегического инновационного развития региона. Стратегический план региона включает в себя следующие разделы:

- преамбула;

- стратегический анализ;

- сценарии инновационного развития;

- стратегические направления;

- механизмы управления реализацией стратегического плана и его проектов;

- план действий по реализации стратегии на 1-2 года.

Таким образом, стратегический план становится определяющим для разработки системы мер по достижению желаемого состояния инновационного развития региона. При этом должен сформироваться определенный механизм стратегического планирования, основанный на партнерстве власти, бизнеса, населения. Этот механизм включает в себя не только сам текст доку-мента, но и организационные структуры и постоянно воспроизводимые процедуры разработки, обсуждения, реализации, мониторинга и обновления стратегии. Наглядно механизм стратегического планирования инновационного развития регионов представлен на рис. 2.

Рисунок 2 -- Механизм стратегического планирования инновационного развития региона

Таким образом, стратегический план инновационного развития региона необходим органам местным органам власти в качестве плана действий для выбора приоритетных направлений распределения ресурсов, а также для инвесторов, принимающих решение по долгосрочному вложению средств. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2.

Заключение

Разработка и внедрение методов стратегического планирования инновационного развития регионов обеспечит плавный и эффективный переход к инновационной модели региональной экономики в условиях социально-экономического дисбаланса и межрегиональной дифференциации инновационного развития.

В процессе исследования были обоснованы и разработаны методологический подход и инструментарий стратегического планирования инновационного развития региона, которые дают возможность выработать эффективную стратегию перехода инновационно-ориентированной модели развития экономики.

Основные выводы, полученные в результате написания работы:

1. Инновационное развитие социально-экономической системы региона подразумевает под собой поступательный процесс, направленный на разработку условий активизации инновационной деятельности путем построения региональной инновационной системы, реализуемый по основным направлениям перехода экономики региона к инновационной модели развития.

2. Основными отличиями стратегического планирования инновационного развития региона от традиционного типа являются следующие:

- формирование единой системы целей, основанной на принципе декомпозиции;

- использование принципиально нового методологического подхода, основанного на поддержке и развитии инноваций;

- ориентации на будущее состояние экономической системы региона путем использования информационной базы научных разработок;

- применение системы индикаторов, показывающих состояние инновационной системы регионов для мониторинга и прогноза инновационного развития регионов;

- использовании новых подходов к принятию управленческих решений.

3. Критерий систематизации подходов к формированию основных принципов регионального стратегического планирования должен основываться на общих принципах планирования и учете особенностей технологических стадий стратегического планирования инновационного развития регионов.

4. Для обеспечения направленности принципов на нивелирование проблем разработки региональных стратегий необходимо определить состав основных принципов стратегического планирования инновационного развития экономической системы региона.

5. Методологический подход к разработке стратегии инновационного развития экономической системы региона основывается на создании уникальных инновационных продуктов, производство которых позволит повысить эффективность инновационной деятельности региона.

В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:

- используя основные принципы стратегического планирования инновационного развития разработан системный комплекс целей и задач;

- описан алгоритм формирования стратегического портфеля инновационных проектов, который может лечь в основу разработки инновационной стратегии развития региона;

- предложен методический подход к анализу уровня инновационного развития региона на основе обобщения действующих методик и с учетом универсальности индикаторов;

- уточнен методический подход к оценке эффективности региональных программ стратегического планирования, основанный на достижении целевых показателей и изменения позиций региона в соответствующем рейтинге.

Практическая значимость работы заключается в том, что изложенные в работе теоретические положения дополняют ранее описанные в литературе и научных статьях знания в области развития регионального стратегического планирования социально-экономического и инновационного развития регионов, уточняют и расширяют их понятийный аппарат. Выводы и предложения, которые были получены в ходе исследования, дополняют инструментарий стратегического планирования развития экономики регионов и могут стать базой для дальнейшего изучения данной темы.

Сформулированные в работе предложения по совершенствованию стратегического планирования инновационного развития региональной экономики могут применяться для повышения эффективности управленческих решений, разработки программ социально-экономического развития регионов и мероприятий по повышению их инновационной активности.

Список использованной литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря2011 г. №2227-р).

3. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. - М.: КноРус, 2012. - 334 с.

4. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

5. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. - № 2. - С. 26-30.

6. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.

7. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - Москва: КноРус, 2009. - 415 c.

8. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Гугелев. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - 335 с.

9. Инновационный менеджмент: учебное пособие / К.В. Балдин и др. - Москва: Академия, 2010. - 362 с.

10. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.

11. Козьева И.Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: КНОРУС, 2012. - 346 с.

12. Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - 509 с.

13. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус,2012. - 254 с.

14. Мировая экономика: учебник / А.А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 589 с.

15. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. - М.: КноРус, 2012. - 320 с.

16. Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. - 464 с.

17. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с.

18. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - 366 с.

19. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - (Высшее образование).

20. Чапек В.Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В.Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.

21. Экономика и управление инновациями: учебно-методический комплекс / В.И. Кудашов, Е.В. Иванова, Т.Г. Машковская. - Минск: Издательство МИУ, 2012. - 239 с.

22. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2.

23. Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов// Фундаментальные исследования. - 2013. - №4 (Ч. 3). - С. 710-714.

24. Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития региона// Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - №8. - С. 96-108.

25. Яковлева Н.В. Теоретико-методологические подходы к анализу мезоэкономических систем инновационной экономики// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - №29 (162). - С. 57-62.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Инновация: теоретический анализ понятия. Теоретические и методические основы, понятие, структура и функции инновационного потенциала. Исследование и оценка инновационного потенциала и персонала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2010

    Основные понятия и категории инновационного потенциала организации. Количественная и экспертная оценка инновационного потенциала. Кадровая, информационная, финансовая, материально-техническая, организационно-управленческая составляющие инноваций.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Сущность и основные понятия инновационного потенциала сотрудников организации. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного потенциала персонала организации в ЗАО "РосЭнергоСтрой". Уровень квалификации используемого труда, его оценка.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие инновационного климата и его формирование. Сущность инновационного потенциала предприятия и расчет его уровня. Приоритетность интеллектуального потенциала в его формировании. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2013

    Сущность инновационного климата и потенциала организации. Основные функции формирования структур систем управления. Структура инновационного процесса. Индикаторы инновационного состояния организации. Система сбалансированных показателей в организации.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Характеристика общего технического потенциала национальной экономики России и Хабаровского края в условиях структурной перестройки экономики. Особенности оценки инновационного потенциала Информационно-Вычислительного Центра Сахалинской железной дороги.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Обоснование актуальности инновационного предложения, его описание. Разработка мероприятий по размещению и продвижению на рынке нового продукта с учётом специфики инновационного предложения и полученных показателей оценки экономической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Инновационный экономический потенциал предприятия: анализ классификации и особенности структуры. Анализ ОАО "Мясокомбинат": задачи, структура инновационного климата, оценка. Развитие инновационного потенциала через коммерциализацию продуктовых инноваций.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2012

    Понятие инновационного менеджмента, его сущность и особенности, место и значение в управлении современной организацией. Уровни инновационного менеджмента, их характеристика и отличительные черты. Причины сложности развития инновационной сферы в России.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Изучение тенденций развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения. Выявление основных этапов развития инновационного менеджмента как научной дисциплины. Определение современного состояния данной дисциплины.

Установление взаимосвязи между методическими подходами к оценке, отбора и реализации стратегий и инноваций. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия на основе инновационного развития обусловливает изменение состава и содержания задач стратегического планирования. В этом случае, взаимосвязь функций стратегического и инновационного менеджмента позволяет разработать эффективные направления стратегического управления инновационным развитием за счет формирования инновационной стратегии.

Активизация инновационной деятельности на всех уровнях является актуальной для экономики страны и только инновационный путь развития обеспечит конкурентоспособность продукции и предприятий благодаря постоянному обновлению техники и технологий, расширению рынков сбыта, эффективному использованию научно-технологического потенциала и стимулированию его роста.

Инновационное развитие целесообразно определять как на основании интеграции методов оценки стратегий развития и отбора инноваций

Способность предприятия динамично развиваться на собственной основе за счет систематического формирования комплекса действий, направленных на разработку, внедрение, дальнейшую модификацию нововведений. Инновационный потенциал выражает совокупность имеющихся ресурсов предприятия, обособленных через их способность быть задействованными в инновационном процессе.

Перед стратегическим инновационным менеджментом ставится задача эффективного распределения имеющихся ресурсов инновационного потенциала, определение потребности в ресурсах для обеспечения нововведения на протяжении всего жизненного цикла, выработка комплекса мер для укрепления жизнеспособности и мощности предприятия – формирование внутренней стратегии инновационного развития, и адаптивной реализации освоенных нововведений в соответствии с этапами инновационного процесса и изменений среды внешнего – внешняя стратегия инновационного развития.

Важность стратегического управления инновационным развитием предприятия формирует потребность определения инновационной стратегии в структуре общей стратегии предприятия. Инновационное развитие, в свою очередь, основывается на системе взаимосвязанных этапов, направленных на эффективную оценку и отбор инноваций для внедрения на предприятии. Эти этапы обосновываются экономическими методами эффективности инноваций с тем, чтобы предприятия на корпоративном уровне при определении перспективных целей могли анализировать и учитывать задачи инновационного развития.

Сближение и взаимопроникновение стратегических и инновационных процессов обеспечивается интеграцией методов оценки стратегий развития и отбора инноваций на основании следующих основных этапов:

1) анализ внешней среды и разработка инновационного поведения;
2) анализ внутренней среды и оценка инновационной активности;
3) рассмотрение альтернативных вариантов достижения стратегических целей;
4) отбор инновационных проектов;
5) технико-экономическое и организационно-техническое обоснование инновационных стратегий;
6) анализ инновационного потенциала;
7) оценка эффективности разработки и реализация продуктовых и технологических инноваций с учетом внутренних инфраструктурных возможностей;
8) анализа инновационного процесса для выявления соответствий между достигнутыми и планируемыми результатами реализации инноваций.

Таким образом, реализация одной из существенных характеристик механизма интеграции стратегического и инновационного развития, заключающийся в сближении и взаимопроникновении этих двух процессов, может быть выполнена на основе модели установления взаимосвязи между методическими подходами к оценке, отбора и реализации стратегий и инноваций.

Это способствует реализации эффективных источников инновационного развития предприятия, а именно:

– определение стратегических целей и задач на основе инноваций,
– построение эффективной инновационной политики,
– разработка и реализация инноваций как направлений стратегического развития,
– инвестиционная поддержка инновационных процессов на корпоративном уровне.

Рассматривая развитие предприятия как непрерывный процесс приобретения и расширение его ресурсных возможностей. Следует подчеркнуть тот факт, что поскольку ход развития каждого предприятия строго индивидуален. А значит, каждое предприятие обладает индивидуальным набором ресурсов, нельзя не учитывать влияние. Которое оказывает существующий ресурсный набор на выбор стратегии предприятия. Утверждая, что важным фактором выбора предприятием того или иного вида инновационной стратегии должно выступать ресурсное обеспечение в органическом сочетании с целями стратегии. Исследуем взаимодействие именно этих двух факторов и их влияние на формирование предприятием стратегии инновационного развития. Отмечая, что инновационные цели организации вытекают из общих стратегических целей, а ресурсный набор предприятия формирует необходимый инновационный потенциал.

Итак, можно утверждать, что управление инновационным развитием предприятия не ограничивается лишь определением целей инновационной стратегии, а требует оценки возможностей фирмы по их реализации

Из этого следует, что инновационная цель формирует вектор развития, который должен обеспечивать достижение поставленных целей, но лучшие результаты предприятие может получить только при условии соответствия его целей имеющемся инновационному потенциалу, через который происходит развитие организации.

Выбор и реализация инновационной стратегии зависит от состояния инновационного потенциала. Формирование которого может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Набор ресурсов, которыми располагает организация, формирует ее инновационный потенциал и характеризует готовность к систематическому инновационного развития. А следовательно, влияет на структуру и направления инновационной стратегии.

Вконтакте

В условиях сегодняшнего дня действия российских промышленных предприятий, ориентированных на инновационное развитие, напоминают скорее панику, чем систему стратегического планирования. В чем проявляется паника? В компаниях возникает ощущение, что инновационных проектов много и теряется контроль над их постановкой, развитием. Руководство пребывает в состоянии цейтнота от переизбытка информации, которая существует в разных системах и с трудом поддается сопоставлению. Если и осуществляется стратегическое планирование, то планы не выполняются в силу многоуровневое™ инновационного процесса и управления в целом. Отсутствие же развитой технологии управленческого учета приводит к тому, что при общей стабильной ситуации в компании не ясно, имеется ли потенциал для инновационного развития, хотя инновационная деятельность осуществляется. Инновационные и самообучающиеся компании, входящие в организационную сеть, становятся уязвимыми в силу несовпадения интересов, которое может привести к уходу отдельной компании и, как результат, разрушению сети как основы инновационного развития.

Отличие современного подхода к осуществлению инновационной деятельности заключается в том, что инновации базируются не столько на результатах мировой новизны и креативных изменений, сколько на эффективном стратегическом управлении инновационными процессами, происходящими как в отдельной компании, так и внутри организационной сети. Инновацией в данном случае является выбор системы стратегической модернизации. Возникают вопросы, знают ли компании, какую инновационную стратегию избрать и как происходит реализация этой стратегии в сложившихся условиях?

Использование самообучающимися компаниями сетевого взаимодействия не только возможное, но и необходимое средство обеспечения инновационного развития. Любое промышленное предприятие - самообучающаяся организация, так как производство обычных товаров и услуг вытесняется производством социально и культурно акцентированных продуктов, предполагающих возможность удовлетворения потребностей и в технологическом отношении соответствующих планке стандартов, задаваемой текущим состоянием сферы идей и технологий.

Механизм управления на основе сетевого взаимодействия самообучающихся компаний напрямую зависит от сформированной и выбранной инновационной стратегии самообучающейся компании, определяющей ее место в организационной сети.

Таким образом, нецелесообразно для самообучающихся компаний разрабатывать процесс стратегического планирования и процесс формирования инновационной стратегии одновременно. Необходимо придать разработке стратегии компании, ориентированной на инновационное развитие, комплексный вид: встроить в процесс стратегического планирования анализ инновационности внешней и внутренней среды.

Стратегическое планирование самообучающейся компании может получить наименование инновационно-стратегического планирования и происходить в самообучающейся компании так, как показано на рис. 11.3.

Этап I. Миссия и цели компании. Формирование инновационной стратегии самообучающейся компании начинается с четкого понимании миссии и целей функционирования. Миссия в стратегическом управлении - это общая цель деятельности компании. Она определяет сущность организации и перспективы ее роста 1 .

Рис. 11.3.

В настоящее время, по мнению В.Н. Баса, стратегически важными являются четыре проекции показателей, учитывающие такие критически важные аспекты, как рынок, финансы, бизнес-процессы и интеллектуальный капитал. Данная система представляет собой не просто набор целей и показателей, но систему причинно-следственных связей между ними. Стратегические цели организации в четырех важных сферах ее деятельности (финансы, маркетинг, внутренние процессы, развитие) связываются в единую карту целей .

На наш взгляд, именно карта целей Баса обеспечит инновационное развитие самообучающейся компании, осуществляющей свою деятельность на основе как внутреннего потенциала, так и ориентированного на рынок.

Этап II. Анализ внешней среды. На данном этапе проводят оценку состояния и перспектив развития важных для фирмы факторов окружающей среды прямого и косвенного воздействия. Анализ служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют состояние внешних факторов в целях предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей.

Вследствие приоритетности инновационного развития целесообразно выделить наряду с внешней и внутренней средой инновационный спрос (анализ инновационной ситуации), исследование которого позволяет компании достичь стоящих перед ней целей инновационного развития.

При определении инновационного спроса самообучающаяся компания вырабатывает представления о желаемой потребности на инновационный товар и об инновационных условиях развития своего бизнеса.

Инновационный спрос - это сложившиеся потребности рынка в инновациях за определенный период времени и научно-технические условия в окружении фирмы, влияющие на осуществление инновационной деятельности в рамках той или иной инновационной стратегии.

В любой отдельно взятый момент времени уровень инновационного спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Соответственно для каждой компании желаемый уровень инновационного спроса определяется индивидуально. В связи с этим анализ инновационного спроса будет основываться на трех уровневых градациях: низкий, средний и высокий.

Определение инновационного спроса базируется на расчетах насыщенности исследователями, удельного веса отгруженной инновационной продукции, коэффициентов изобретательской активности, патентования и т.д.

Оценка инновационного спроса позволяет обозначить главные инновационные характеристики сектора деятельности, области науки, субъекта, провести оценку сил конкуренции и конкурентных позиций компаний, спрогнозировать вероятные действия ближайших конкурентов, оценить перспективы развития сектора деятельности, рассмотреть приоритетность направления развития.

Этап III. Управленческое обследование. Анализ внутренней среды фирмы вскрывает тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своих инновационных целей.

ВАЖНО. Главным фактором, определяющим инновационную стратегию, выступает инновационный потенциал компании. Самообучающаяся организация, являясь частью внешней среды, должна в своей инновационной деятельности не только адаптироваться к любому изменению внешней среды, но и уметь приспособить к этим изменениям свою внутреннюю среду, чему содействует оценка потенциала, выявление слабых и сильных мест и развитие его составляющих.

Анализ инновационного потенциала как процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия в области осуществления инновационной деятельности следует выделить в подэтап управленческого обследования инновационно-стратегического планирования.

Оценка инновационного потенциала происходит на основе изучения функциональных областей компании, таких как научно-исследовательская составляющая, персонал, финансы и материально-техническая база.

Результаты оценки инновационного потенциала позволяют выявить его резервы и возможности (сильные стороны), «узкие места» (слабые стороны) и определить направления адаптации инновационных возможностей к условиям внешней среды при выборе инновационной стратегии.

Конечная цель оценки инновационного потенциала состоит в принятии решения в области выбора стратегической направленности инновационной деятельности.

Этап IV. Анализ альтернатив и выбор инновационной стратегии. Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления, который занимает ключевое место. Различных альтернатив может быть достаточно много, но на практике они ограничиваются потенциальными инновационными возможностями организации, зависящими от динамики инновационных разработок, доступности финансовых ресурсов, квалификации персонала, наличия материальных ресурсов и т.д.; требованиями внешней среды и целями компании. Формулирование инновационной стратегии происходит по следующей классификации: стратегия исследовательского лидерства, стратегия торговли исследованиями, стратегия предприимчивости и стратегия коммерсанта.

Стратегия исследовательского лидерства характерна для тех самообучающихся компаний, которые, развивая внутренний потенциал, самостоятельно управляют всеми процессами разработки инноваций. Данные компании генерируют свои собственные инновационные идеи, которые затем сами развивают, внедряют в производство, т.е. создают и реализуют инновации.

Стратегия исследовательского лидерства реализуется предприятиями с достаточно сильным подразделением НИОКР, занимающимся разноплановыми исследованиями, и предприятиями с высоким технологическим потенциалом.

Стратегия торговли исследованиями основана на том, что данные компании специализируются лишь на некоторых процессах разработки инновации, в частности на распространении результатов своей деятельности в виде инновационных разработок «на сторону». В большинстве случаев это те предприятия, которые работают на заказ.

Стратегия предприимчивости заключается в том, что на основе приобретенной инновационной идеи, продукции (например, путем закупки лицензии) фирма, осуществляя инновационную деятельность, создает инновации. Успех стратегии зависит от адаптации разработки к условиям конкретного производства, для чего необходимы соответствующий технологический уровень производства, профессионализм работников, способных быстро осваивать «чужие» инновационные идеи и технологии.

Стратегия коммерсанта характеризуется тем, что данные компании приобретают наилучшие идеи, продукты, инновации из самых различных источников и предлагают клиентам продукцию по конкурентным ценам. Компаниям, придерживающимся данной стратегии, присущи четкая ориентация на рынок и грамотный маркетинг (детальное исследование инновационного спроса, пробный маркетинг, рыночная ориентация).

При осуществлении выбора фирмой инновационной стратегии компетентные лица должны ответить на вопрос: почему необходимо изменить инновационную стратегию и необходимо ли вообще?

Организация выберет ту стратегию, которая позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал сообразно ситуации, сложившейся во внешней среде.

Для демонстрации возможностей осуществления перспективного выбора инновационной стратегии в зависимости от уровней инновационного спроса и инновационного потенциала создается матрица «инновационный спрос - инновационный потенциал» (рис. 11.4). Как инструмент выбора инновационной стратегии и выравнивания способности промышленного предприятия к инновационному развитию она наглядно демонстрирует перспективы стратегического выбора в области инноватики, что крайне важно для обеспечения устойчивого развития бизнеса в условиях формирующейся инновационной экономики.


Рис. 11.4.

Логика матрицы основана на том, что:

  • ? расположение инновационной стратегии в матрице зависит от уровней инновационного потенциала: чем выше уровень инновационного потенциала, тем больше возможностей появляется для осуществления собственных НИОКР и использования их в деятельности компании (стратегия исследовательского лидерства может реализоваться только при высоком инновационном потенциале);
  • ? уровни инновационного спроса определяют как рыночную ориентацию организации, так и возможности занятия рыночной позиции самообучающейся компанией (стратегия коммерсанта, которая реализуется только при высоком и среднем уровнях инновационного спроса, в противном случае смысл их деятельности теряется);
  • ? наращивание инновационного потенциала может привести к инициированию, увеличению инновационного спроса (движение инновационных стратегий по диагонали, например стратегия торговли исследованиями и предприимчивости).

Таким образом, при наращивании инновационного потенциала, инициируя тем самым инновационный спрос, компании переходят на более высокий уровень инновационного развития.

Этап V. Управление реализацией инновационной стратегии. Выполнение стратегии является самым сложным, так как именно здесь материализуются все разработки и намерения предыдущих этапов.

Формализовав инновационную стратегию, важно выстроить систему, которая обеспечивала бы ее эффективную реализацию. Необходимо осуществить трансляцию стратегии, преодолеть сопротивления в организации 1 .

План реализации инновационной стратегии предполагает конкретизацию общих стратегических положений инновационной деятельности предприятия, т.е. разработку направлений и программ тактических мероприятий по достижению конкретных целей, предусмотренных в инновационной стратегии предприятия. С использованием позиции Л.Н. Оголевой план реализации инновационной стратегии в зависимости от выбранного вида может выглядеть следующим образом:

  • 1) проведение НИОКР по разработке идеи новшества, по осуществлению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • 2) подбор новых видов сырья, материалов для изготовления новых видов продукции;
  • 3) разработка технологического процесса изготовления новой продукции;
  • 4) проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новых средств труда, т.е. новой техники, необходимой для изготовления продукции, в том числе машин, механизмов, приборов;
  • 5) разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • 6) исследование, разработка или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • 7) подготовка, обучение, переквалификация и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • 8) проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, ноу-хау;
  • 9) организация и проведение маркетинговых исследований по продвижению инновации.

Намеченные планы осуществляются в зависимости от инновационной стратегии и выбора уникальных преимуществ (научно-исследовательская деятельность, купля-продажа инновационных разработок и т.д.).

Организационное обеспечение реализации инновационной стратегии обязательно в силу того, что инновационная деятельность (отличающаяся от обычной) занимает особое место в пространстве компании, обеспечивая ее развитие в целом.

Варианты пространственного выделения инновационной деятельности зависят от возможностей компании и ее масштабов и могут быть следующими:

  • ? создание научно-технических подразделений;
  • ? создание проектной группы (как самостоятельного подразделения, так и в рамках проектно-функциональной или матричной организационной структуры);
  • ? создание предприятия в рамках дивизиональной организационной структуры;
  • ? создание совместных с субъектами внешней среды исследовательских центров;
  • ? принятие отдельных сотрудников, выполняющих функции по осуществлению инновационной деятельности.

Этап VI. Оценка инновационной стратегии. Основной целью инновационного планирования является оценка достижения (или недостижения) определенных конкретных показателей инновационной деятельности. В ходе контроля за выполнением показателей оценивается степень этого выполнения, выявляются и оцениваются причины и последствия возникающих отклонений. Из этого должен логически следовать процесс принятия определенной системы мер, направленных на устранение выявленных негативных проявлений. При этом может произойти возврат к этапу «Миссия и цели компании» (при необходимости корректирующего воздействия).

  • Оголева Л.Н., Чернецова Е.В., Радиковский В.М. Реинжиниринг производства:учеб, пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. М.: КноРус, 2005. С. 184-186.
  • Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отставать от конкурентов. Инновационная стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Чётко сформулированная инновационная стратегия важна для продвижения новшеств. Кроме того, инновационная стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными словами, инновационная стратегия это детальный, всесторонний, комплексный план достижения поставленных целей . Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но и предвидеть, планировать возможные изменения, чтобы видеть и выиграть в конкурентной борьбе. С выбором инновационной стратегии связана также разработка планов проведения исследований и других форм инновационной деятельности.

    Стратегическое планирование преследует две основные цели:

    1) эффективное распределение и использование ресурсов – это так называемая «внутренняя стратегия», где планируется использование ограниченных ресурсов, таких как капитал, технологии, люди. Кроме того, здесь осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из неприбыльных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятия;

    2) адаптацию к внешней среде, т. е. ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

    Кроме того, стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных, что позволяет не потерять контроль за рынком.

    Разработка инновационной стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку, поскольку играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

    Общая цель организации должна учитывать :

    – основное направление деятельности фирмы;

    – рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей);

    – культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

    После постановки общей цели организации осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.



    Инновационная стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство какой-либо организации поддерживает попытки реализовать нововведение, то вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в данной организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

    Разработанная стратегия нововведений редко бывает чисто формальной и зачастую базируется на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Она осуществляется по следующей схеме: фаза А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен на рис. 5.3.

    Многие инновационные стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством.


    Рис. 5.3. Фазы стратегического планирования

    Для оценки инновационного стратегического состояния организации могут применяться различные методы: метод ключевых вопросов, метод SWOT-анализ, SPACE-метод и другие методы1 (рис. 5.4).


    Рис. 5.4. Формулировка инновационной стратегии

    Метод ключевых вопросов основан на постановке вопросов и анализе ответов по всем факторам внешней и внутренней среды организации, препятствующих или способствующих достижению целей организации.

    Метод SWOT-анализ основан на выявлении сначала сильных и слабых сторон организации, внешних угроз (опасностей) и возможностей (шансов), а затем – на установлении цепочек взаимосвязей между ними для последующего установления корректировки целей организации и выбора стратегий для их достижения.

    Таким образом, сначала необходимо выявить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы и свести их в таблицу (табл. 5.2).

    Таблица 5.2. Факторы SWOT-анализа

    Затем необходимо составить матрицу SWOT (табл. 5.3).

    Таблица 5.4. Матрица возможностей

    Аналогично производится и оценка влияния угроз на организации (табл. 5.5).

    Таблица 5.5. Матрица угроз


    Рис. 5.5. Координаты состояния предприятия

    SPACE-метод (стратегическая оценка положений и действий) основан на анализе положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: по конкурентному преимуществу фирмы (CА); по ее стратегическому потенциалу (SР); по привлекательности отрасли (IA); по адекватности макросреды (М).

    Затем с помощью таблиц показателей статуса определенности исчисляются значения IА, СА, SР, М, а далее – координаты стратегического состояния фирмы в настоящее время: X = IА – (6 – СА). Y = SР – (6 – М).

    Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

    Выделяют следующие типы инновационных стратегий :

    1)наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам;

    2)оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция данной стратегии – активизировать соотнесение «затраты – результат» в инновационном процессе.

    Такая инновационная стратегия требует интенсивных НИОКР;

    3)имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

    Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися «пионерами» в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом ими копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

    Инновационная стратегия исходит из принципа «время–деньги».

    Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на следующей схеме (рис. 5.6).

    Выбор инновационной стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цен. Упрощенная модель этого выбора, представленная ниже в виде матрицы, разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора инновационной стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли.

    В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в относительно стабильных или сокращающихся отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегии ограниченного роста. Их главная цель – удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки»), выбирают стратегию отсечения лишнего (табл. 5.6).

    Таблица 5.6

    Доля рынка

    Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях экономики, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ здесь неоднозначен и имеют место две альтернативы:

    1) интенсификация усилий на данном рынке;

    2) уход с рынка.

    Выбирая варианты инновационной стратегии, фирма может воспользоваться матрицей «Продукция рынок» (табл. 5.7).

    Принимая к реализации ту или иную инновационную стратегию, руководство должно учитывать четыре основных фактора, а именно:

    1) риск (какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений);

    Таблица 5.7. Матрица «Продукция – рынок»

    Продукция, выпускаемая в настоящее время, в % Новая продукция, связанная с выпускаемой, в % Совершенно новая продукция, в %
    Имеющийся рынок
    Новый рынок, но связанный с имеющимся
    Совершенно новый рынок

    2) знание прошлых инновационных стратегий и их результатов, применение которых позволит фирме более успешно разрабатывать новые инновационные стратегии;

    3) фактор времени . Нередко хорошие идеи терпели неудачу в результате того, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент;

    4) реакцию на владельцев . Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, однако часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

    Разработка инновационной стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной формы . В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления.

    При разработке «снизу вверх» каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т. д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции, затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждение в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке инновационной стратегии.

    Кроме того, фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки инновационной стратегии.

    1. Введение

    Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период.

    В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба всё более приобретает форму гиперконкуренции, в которой конкурентные преимущества могут, как быстро приобретаться, так и быстро теряться. В этих условиях предприятия должны быть готовы к постоянным переменам, требующим активных действий на рынке, таких как продуктовая и ресурсная гибкость, быстрота реакции на действия конкурентов. Персонал предприятий должен обладать современной организационной культурой, в частности высоким когнитивным потенциалом и готовностью к переменам. Сказанное не означает, что стратегический менеджмент, как система управления предприятием, теряет сегодня смысл и заменяется искусством импровизации. Просто сужается время для стратегической реакции, что требует постоянно действующей эффективной системы мониторинга рынка и состояния ресурсной базы предприятия, а также наличия системы экстренного стратегического реагирования на возникновение угрозы. Что касается российских предприятий, то, как степень интенсивности конкуренции, так и этап рыночной эволюции, на котором они находятся, определяют актуальность стратегических изменений (преобразований) для достижения ими устойчивой конкурентоспособности на рынке.

    Проведение стратегических изменений на предприятии (фирме) – это спланированный и управляемый процесс. Его осуществление опирается на теоретические и прикладные исследования в области управления изменениями.

    Преобразование бизнеса достигаются в результате одновременной работы, хотя и с разной скоростью, по представленным четырем направлениям: рефрейминг – преобразование корпоративного сознания предприятия (фирмы) в направлении осознания исходной ситуации, наполнения корпоративного сознания новым видением перспективы и решимостью к переменам. На этом этапе качественным изменениям должны быть подвергнуты рутины фундаментального уровня (ментальность, культурные, институциональные, когнитивные особенности); реструктуризация – достижение минимально достаточного уровня эффективности и конкурентоспособности предприятия, позволяющего ему удержаться на рынке; преобразования на уровне функциональных рутин; оживление (ревитализация) – вхождение в стадию роста посредством достижения эффективной связи с рыночной средой; обновление – приобретение устойчивого рефлекса адаптации к изменениям окружающей среды, что позволяет предприятию достичь устойчивого качественного развития.

    В основе теории и практики проведения стратегических изменений лежат следующие методологические подходы: метод организационного развития как целенаправленное фундаментальное изменение корпоративной (организационной) культуры с целью адаптации организации к меняющимся условиям внешней среды (социальная подсистема организации бизнеса); метод реинжиниринга бизнес-процессов как их фундаментальное и радикальное перепланирование для достижения существенных улучшений ключевых показателей, таких как издержки, качество, уровень сервиса (технологическая подсистема организации бизнеса); системный метод – синтез организационного развития и реинжиниринга, как наиболее эффективный метод преобразований, требующий системной диагностики организации и разработки системных воздействий на нее с помощью инструментов стратегического планирования.

    Стратегия предприятия – это комплексная программа спланированных действий по реализации стратегических целей. Формирование стратегии предполагает проведение анализа и разработку программ обновления всех сфер деятельности предприятия и во многих случаях приводит к полному его реформированию. Инструментом для разработки стратегии является методика стратегического планирования.

    1. Сущность и понятие стратегического планирования

    Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования.

    В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

    Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

    Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы: с точки зрения стратегического планирования улучшаем учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее; с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление; с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

    Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта посредством использования потенциала внутренней среды и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

    Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому, изучая внешнюю среду, необходимо концентрировать внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

    Анализ среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического планирования вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.

    После того как анализ внутренней и внешней среды завершен, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

    Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

    К инструментам стратегического анализа относятся: формальные модели и количественные методы. Период особого увлечения ими и появления наиболее популярных моделей приходится на 70-е годы предыдущего столетия; самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

    Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа: сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними; анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

    Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии - выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.

    Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

    На этапе внедрения разработанной стратегии необходимо проводить постоянный стратегический контроль. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

    1. Этапы принятия стратегических решений

    На первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и возможное определение рыночных окон, изучение макросреды компании, анализ практики торговли и коммерческих норм поведения, изучение законодательной базы.

    На втором этапе определяются собственные возможности компании и выявляются рамки использования той или иной инновационной стратегии.

    На третьем этапе в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации компании к новым условиям внешней среды.

    На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

    Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту (экономических, политических, технических.)

    Организация принятия решения - шестой этап, на котором происходит: конкретизация заключений и выводов, сформулированных на высшем уровне руководства; доведение положений решения до всех уровней управления; распределение функций; делегирование полномочий нижестоящим руководителям.

    В основе формирования фирменной конкурентной стратегии путем использования достижений инновационного менеджмента лежит взаимодействие между внешней средой, функционирующей системой (организацией), которая стремится к стабильности, и системой управления, обеспечивающей адаптацию организации к условиям функционирования (к внешней среде).

    1. Диагностика внешней и внутренней среды предприятия

    Бизнес-диагностика подразумевает тщательный анализ внешних и внутренних факторов, являясь исходной точкой стратегического планирования.

    Диагностика предприятия проводится по всем его ресурсным составляющим и основным процессам (видам линейной и функциональной деятельности).

    Ресурсы предприятия – это основные средства и оборотные активы, технологии, персонал, инновационный потенциал, финансы.

    Основные процессы (виды функциональной деятельности), диагностика которых обязательна: маркетинг и сбыт, закупки (снабжение), производство, персонал, финансы. Кроме вышеназванных обязательными объектами диагностирования являются структура собственности предприятия, действующая система управления и организационная структура.

    Методы анализа предприятия: SWOT - анализ; анализ затрат цены в сравнении с затратами и ценами конкурентов; оценка конкурентоспособности и эффективности бизнес-портфеля с использованием специальных матриц.