Какие функции имеет профсоюз. Основные функции профсоюзов. Профсоюз на предприятии

профсоюз профессиональный союз функция

Функции профсоюзов - это направления их деятельности.

Защитная функция профсоюзов, является традиционной и для советских профсоюзов. В силу того, что исторически она возникла раньше других функций, ее содержание характеризуется значительными и сложными изменениями.

Задача защиты профсоюзами прав и интересов трудящихся в социалистическом обществе представляет собой составную деятельности часть всей системы организаций советского общества и прежде всего Коммунистической партии и социалистического государства. Особенности защитной функции профсоюзов по сравнению с защитой прав и интересов трудящихся другими организациями советского общества состоит в том, что, во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы рабочих и служащих главным образом в области общественно - трудовых отношений; во-вторых, основная цель профсоюзов при этом заключается в недопущении (предупреждении) возможных нарушений, указанных прав и интересов; в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и законных интересов рабочих и служащих такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата.

ФУНКЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА. В условиях, когда профсоюзы не имеют (по российскому законодательству) права на законодательную инициативу, они активно реализуют свое участие а процессе нормотворчества через предложения и поправки в проекты законов, которые направляются в Комитеты ГД РФ, через РТК, через объединение профсоюзов России (ФНПР) и др.

Реализуя эту функцию профсоюзные комитеты, формулируя мотивированное мнение по тому или иному локальному правовому акту образовательного учреждения, осуществляет по существу экспертизу и глубокий его анализ, что бы защитить членов Профсоюза от негативных последствий введения нормативного акта в жизнь

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ. В соответствии с законодательством РФ профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзные правовые и технические инспекторы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в учреждении образования имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, норм охраны труда, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

ФУНКЦИЯ СОУПРАВЛЕНИЯ. Основными формами участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения образования являются: учет мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение консультаций с работодателем (администрацией) по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Одной из важных форм соуправления является получение профсоюзным комитетом от администрации необходимой информацию по таким вопросам как: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В рамках функции соуправления профсоюзный комитет имеют право вносить по вышеперечисленным вопросам предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Реализация функции соуправления является для профсоюзной организации важным механизмом в реализации уставных целей и задач.

ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Определение содержания профсоюзной учебы, разработка наиболее эффективных методов и организационных форм обучения профсоюзного актива, их совершенствование - является основными проблемами в деятельности профсоюзных комитетов по обучению. Формируя свою систему подготовки актива, следует активно вводить и нестандартные модели их подготовки. В обучающие программы наряду с традиционными вопросами целесообразно включать риторику, логику и другие необычные компоненты, расширяющие возможности профсоюзного активиста особенно в условиях широкого социального партнерства. Важно в организациях Профсоюза создать обучающую среду, которая бы активно способствует формированию и развитию необходимых качеств, умений, навыков. Это сложная задача требует постоянного к себе внимания и участия в ее разрешении всех структур Профсоюза.

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ. Организаторская функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций, выборных органов в профсоюзе и реализуется на четырех уровнях.

  • 1. Организационный (практический) уровень:
    • - обеспечение деятельности высших органов профсоюзной организации;
    • - обеспечение деятельности коллегиальных выборных профсоюзных органов;
    • - организация работы постоянных комиссий профкома;
    • - проведение встреч, бесед, «круглых столов», деловых переговоров, конференций и др.;
    • - организация и использование устной и наглядно-художественной информации (лекции и выступления, профсоюзные уголки, информационные стенды профкома, объявления, информационные листки, выставки и др.);
    • - организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий (вечера, спортивные соревнования и др.);
    • - организация отдыха (поездки выходного дня, организация семейного досуга и др.);
    • - здоровьесберегающие мероприятия (профилактические медицинские осмотры, организация санаторно-курортного лечения) и др.
  • 2. Уровень профсоюзного нормотворчества:
    • - разработка и принятие Положения об организации;
    • - формирование и принятие решений высших и исполнительных органов профсоюзных организаций (в форме постановлений);
    • - формирование мотивированного мнения профсоюзного комитета и др.;
    • - формирование и принятие решений индивидуальных выборных профсоюзных органов (председателей организаций в форме распоряжений);
    • - подготовка и принятие резолюций, заявлений, обращений, открытых писем по тем или иным актуальным социально-трудовым проблемам в коллективе;
    • - формирование представлений, обращений и исков в органы инспекции, профсоюзные органы и суды и др.
  • 3. Уровень аналитико-творческой деятельности профкома:
    • - разработка планов, определение перспектив развития профсоюзной организации, уточнение целей и конкретизация задач;
    • - разработка проекта коллективного договора, соглашения по охране труда и др.;
    • - разработка сценариев проведения мероприятий, акций;
    • - обобщение практики и опыта работы комиссий, профсоюзного актива (составление справок информаций);
    • - анализ состояния и результатов деятельности выборных профсоюзных органов по тем или иным направлениям (статистические и иные отчеты);
    • - подготовка методических материалов;
    • - подготовка информационных бюллетеней, наглядной информации и др.
  • 4. Технологический уровень:
    • - адаптация различных методик организационно-уставной работы профкома; - адаптация методик и рекомендаций по проведению коллективных акций, забастовок и др.
    • - разработка мер по использованию опыта и внедрению новых форм работы профсоюзных организаций в практику (профсоюзные кружки, опыт разработки целевых проектов деятельности первичной организации др.);
    • - выработка критериев оценки деятельности постоянных комиссий и актива, выявление эффективности деятельности профсоюзных организаций и др.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональ­ными интересами по роду их деятельности, создаваемое в це­лях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуще­ствляющий трудовую (профессиональную) деятельность, име­ет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для за­щиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюз­ной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без граж­данства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами или международными договорами Российской Федера­ции.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциа­ции) по отраслевому, территориальному или иному учитываю­щему профессиональную специфику признаку - общероссий­ские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действу­ет на основании положения, принятого в соответствии с уста­вом, или на основании общего положения о первичной профсо­юзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), полити­ческих партий и других общественных объединений, им не по­дотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, ко­торое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отноше­ния внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица воз­никает с момента их государственной (уведомительной) регис­трации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не при­обретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или не­принадлежностью его к профсоюзу.


Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществлять­ся только по решению их членов в порядке, определяемом ус­тавом профсоюза, положением о первичной профсоюзной орга­низации, а их ликвидация как юридического лица в соответ­ствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Кон­ституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена ре­шением Верховного Суда Российской Федерации или соответ­ствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генераль­ного прокурора Российской Федерации, прокурора соответству­ющего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение де­ятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов ра­ботающих, поэтому их главная функция - защитная. Потреб­ность защиты прав и интересов работников в сфере труда осо­бенно актуальна в современный период, обнаживший социаль­но-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с ра­ботодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-парт­нерских отношений, начиная с производства и кончая феде­ральным уровнем, при этом используют свою защитную функ­цию, а также вторую их важнейшую функцию - представи­тельства интересов работников. Для эффективного осуществ­ления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность проф­союзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работ­ников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предус­мотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их со­ответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование обществен­ных отношений, в которые они вступают в процессе своей дея­тельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - мора­ли, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспече­ния представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политичес­ких условий, в которых они развиваются.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Профессиональный союз, сокращенно профсоюз, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» - добровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Роль профсоюзов в гражданском обществе:

· Защита законных прав и интересов работников.

· Участие в установлении эффективной экономики, позволяющей осуществлять принцип экономической демократии и социальной справедливости.

· Индикатор общественного мнения, элемент системы обратной связи для корректировки политики государства.

· Представительство экономических интересов работников на рынке труда.

Основы для создания профсоюзов в России заложены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, то есть гарантируется право как свободного вступления в профсоюзы, так и беспрепятственного выхода.

Основные функции профсоюзов:

а) Представительская - представление интересов работников перед работодателем, органами муниципальной, региональной и федеральной власти.

б) Защитная - защита трудовых прав работников, их социально-экономических интересов.

в) Контрольная - контроль: исполнения законодательства в сфере труда, социальной сфере, коллективного договора на предприятии и соглашений федерального, регионального и муниципального уровней; соблюдения норм труда и промышленной безопасности.

г) Организаторская - организация работников для совместных действий по защите своих прав и интересов.

1. Организационное строение Профсоюзов

Основу организационного строения профсоюза составляют первичные профсоюзные организации. Закон о профсоюзах дает такое определение первичной профсоюзной организации: "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза" ФЗ «О профсоюзах», ст. 3.

Если в субъекте федерации действуют несколько первичных организаций одного профсоюза, они, как правило, объединяются в территориальную организацию профсоюза.

Федерация объединяет два вида членских организаций:

а) общероссийские и межрегиональные профсоюзы;

б) территориальные объединения организаций профсоюзов.

Территориальное объединение организаций профсоюзов объединяет территориальные организации общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР, которые действуют на территории субъекта федерации.

Функции территориального объединения организаций профсоюзов:

а) Представительство интересов Федерации Независимых Профсоюзов России в субъектах Федерации.

б) Координация действий организаций профсоюзов в субъекте Федерации.

в) Обеспечение взаимодействия членских организаций.

г) Регулирование социально-трудовых отношений на территории субъекта Российской Федерации.

занятость трудовой законодательство профсоюз

2. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке.

Правовой основой деятельности профсоюзов в современной России являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс Российской Федерации:

а) право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

б) право профсоюзов на содействие занятости;

в) право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением;

г) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

д) право профсоюзов на информацию (получать ее от работодателя, органов государственной власти, пользоваться государственными СМИ);

е) право на подготовку и повышения квалификации профсоюзных кадров;

ж) право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства;

з) право в области охраны труда и окружающей среды;

и) право на участие в приватизации государственного и муниципального имущества;

к) право на социальную защиту работников;

л) право на представительство интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

м) имущественные права профсоюзов.

Гарантии деятельности профсоюзов:

а) гарантии имущественных прав;

б) гарантии выборным работникам;

в) гарантии на судебную защиту;

г) гарантии со стороны работодателя.

Ответственность профсоюзов:

а) за нарушение конституционных норм;

б) за невыполнение коллективного договора;

в) за организацию признанной по суду незаконной забостовки.

Взаимоотношения с органами государственной власти:

а) неподотчетность;

б) система соглашений;

в) приостановка деятельности профсоюзов только в судебном порядке.

Международные принципы и нормы права оказывают определяющее влияние на формирование российского законодательства, в том числе и в вопросах деятельности профессиональных союзов.

3. Социальное партнерство

Социальное партнерство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.

Основными принципами социального партнерства являются:

а) - равноправие сторон;

б) - уважение и учет интересов сторон;

в) - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

г) - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

д) - соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

е) - полномочность представителей сторон;

ж) - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

з) - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

и) - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

к) - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

л) - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

м) - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Профсоюзы выступают в качестве представителей стороны работников. Защищая интересы членов профсоюзов, они действуют в интересах всех работников.

Коллективный договор является формой участия работников в управлении организацией и обеспечивает защиту их трудовых прав и социально-экономических интересов.

Стороны социального партнерства несут взаимную ответственность.

4. Обеспечение занятости и достойной оплаты труда

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Участие профсоюзов в содействии занятости и достойной оплаты труда гарантировано нормативно-правовыми актами:

а) создать новые рабочие места с хорошими условиями труда и достойной заработной платой;

б) добиваться соблюдения законодательства при высвобождении работников и сокращении рабочих мест на предприятии;

в) содействовать переобучению, повышению квалификации работников;

г) способствовать созданию условий для развития системы профессионального образования.

Позиция профсоюзов на рынке труда: «Эффективная занятость - необходимое условие для достойного труда».

Идеология профсоюзов заключается в тезисе: «Достойная оплата достойного труда».

Позиция профсоюзов в вопросах оплаты труда

а) Минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума в регионе и в Российской Федерации.

б) Средняя заработная плата не ниже четырех прожиточных минимумов.

в) Индексация заработной платы в зависимости от роста инфляции.

г) Установление системы оплаты труда на предприятии, способствующей росту заработной платы, стимулированию работников за высокую производительность труда.

д) Защита заработной платы.

е) Установление постоянной (базовой) части заработной платы на уровне не ниже 70% от общего объема оплаты труда.

5. Социальная защита работников и членов их семей

Социальная защита - это комплекс целенаправленных мер правового, экономического и организационного характера ограждения граждан от негативных проявлений социальной среды, смягчения их последствий, для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная защита работников и членов их семей - одно из главных направлений деятельности профсоюзов.

Социальное страхование - основа социальной защиты работников.

Профсоюзы используют различные формы своей деятельности с целью защиты социальных прав и интересов работников:

а) Участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих социальную сферу.

б) Участие в управлении внебюджетными социальными фондами.

в) Обеспечение социальной защиты работников через систему соглашений и коллективных договоров.

г) Организация и проведение коллективных действий профсоюзов за социальные гарантии.

Решение проблем социальной защиты работников достигается прежде всего путем увеличения заработной платы.

6. Обеспечение охраны труда работников

Участие профсоюзов в охране труда закреплено международным и национальным законодательством, региональными и отраслевыми нормативными актами.

На федеральном уровне

а) Участие в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.

б) Участие в разработке нормативно-правовых актов.

в) Участие в формировании государственных программ.

г) Общественный контроль за соблюдением прав и интересов трудящихся в области охраны труда.

На предприятии

а) Разрабатывают и заключают коллективный договор и осуществляют контроль за его исполнением (в коллективном договоре есть раздел по вопросам охраны труда).

б) Представляют сторону работников в составе комиссии по охране труда.

в) Способствуют выявлению и требуют устранения опасных условий труда.

г) Участвуют в экспертизе условий труда и аттестации рабочих мест.

д) Участвуют в расследовании несчастных случаев и возмещении ущерба работнику предприятием.

е) Участвуют в разработке финансовых обоснований для мероприятий по охране труда.

ж) Оказывают консультативную помощь работникам, информируют их об опасных условиях и мерах предупреждения.

Вопросы охраны труда являются составной частью соглашений и коллективных договоров.

Контроль за соблюдением прав работников в области охраны труда осуществляется государственными и профсоюзными техническими инспекторами труда. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации они имеют ряд прав, в том числе:

а) беспрепятственно посещать организации, где работают члены данного профсоюза;

б) осуществлять контроль за соблюдением нормативно-правовых актов;

в) проводить независимую экспертизу и участвовать в расследовании несчастных случаев;

г) получать информацию от работодателя о состоянии условий и охране труда на предприятии;

д) защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью;

е) направлять предписания об устранении выявленных нарушений;

ж) обращаться в государственные органы управления по охране труда.

Работодатели несут ответственность за состояние охраны труда на производстве и обязаны возмещать работнику нанесенный ущерб:

а) Обязанность работодателя возмещать ущерб работнику основана на нормах федерального законодательства.

б) Возмещение осуществляется в виде: пособия по временной нетрудоспособности, единовременных выплат, ежемесячных страховых выплат, дополнительных расходов на реабилитацию.

Профсоюзы оказывают влияние на органы государственной власти и работодателей в выработке и реализации политики в области охраны труда, создании нормальных и безопасных условий труда на предприятии.

7. Контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников

Основным документом, регулирующим отношения в сфере труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый 30 декабря 2001 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями от 30 июня 2006 г.

Права профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудовых прав работников предусмотрены в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Виды профсоюзного контроля:

а) предварительный - предупреждение нарушений законодательства о труде;

б) текущий (периодический) - проверка условий труда;

в) последующий - восстановление нарушенных прав работников.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства профсоюзы вправе получать бесплатно и беспрепятственно информацию и вносить предложения.

Правозащитная деятельность профсоюзов в сфере труда осуществляется через профсоюзные технические и правовые инспекции. Они:

а) организуют проверки соблюдения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов;

б) добиваются устранения выявленных нарушений;

в) принимают участие в комиссиях по трудовым спорам в качестве представителей работников;

г) представляют интересы работников - членов профсоюза в суде;

д) проводят правовую экспертизу законопроектов и нормативных актов по социально-трудовым вопросам;

е) взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, государственной инспекцией труда;

ж) ведут учет и обобщают статистические данные о нарушениях и мерах по их пресечению.

Участие профсоюзов в обеспечении законности изменения условий трудового договора:

а) консультирование работника, которому работодателем предложены изменения условий трудового договора;

б) определение законности предложенных работодателем работнику изменений, проведение переговоров с работодателем;

в) участие в разрешении трудового спора в комиссии по трудовым спорам или в суде в качестве представителя работника - члена профсоюза;

г) проверка правовым инспектором труда наличия нарушений трудового законодательства на предприятии при проведении плановых проверок и направление работодателю соответствующих предписаний;

д) учет мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов;

е) заключение коллективного договора, условия которого распространяются на работников и регулируют особенности труда на конкретном предприятии;

ж) юридическая помощь членам профсоюза;

з) переговоры с работодателем по вопросам трудового договора.

При принятии локальных нормативных актов работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа.

Трудовой договор между работником и работодателем, оформленный в письменном виде, является обязательным документом, регулирующим социально-трудовые отношения.

8. Разрешение трудовых споров

Трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.

Трудовые споры бывают индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры решаются через комиссии по трудовым спорам с участием профсоюзов на стороне работника - члена профсоюза.

Роль профсоюзной организации в создании и формировании КТС (Комиссия по трудовым спорам)

а) - разъяснение целесообразности создания КТС в организации;

б) - подготовка и проведение общего собрания (конференции) работников;

в) - подбор кандидатур в состав КТС для избрания на собрании (конференции).

В коллективном трудовом споре профсоюзная организация выступает представительным органом работников, участвует в обязательных примирительных процедурах.

При недостижении разрешения трудового спора эффективной законной мерой воздействия на работодателя является забастовка.

Стороны коллективного трудового спора несут дисциплинарную и материальную ответственность.

Заключение

Профсоюзы могут существовать и выполнять свои функции лишь в определенном правовом пространстве. Необходимо, чтобы профсоюзный лидер в современных условиях обладал необходимыми знаниями в области трудового законодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах. Именно в рамках законов профсоюзы должны уметь защищать интересы работников. Эта сфера деятельности включает контроль профсоюзов за своевременной и полной оплатой труда, за созданием нормальных условий труда, соблюдением законодательных норм при найме и увольнении, недопущением нарушения производственного процесса со стороны работодателя.

Профсоюз постоянно и целенаправленно будет активно выступать за повышение жизненного уровня и реализацию прав членов Профсоюза, интересы которых представляет.

Литература

2. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ от 12 января 1996 г. (с изменениями от 9.05.2005 г.)

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2007.

4. Исайчева Е.А. «Справочник по трудовому праву» М. «Городец» 2005

5. Михеев В.А. «Основы социального партнерства» М. «Экзамен» 2001

6. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Характеристика совокупности прав и обязанностей профсоюзов по российскому законодательству. Деятельность профсоюзов в сфере занятости населения. Классификация прав и основные формы влияния профсоюзов на управление трудовым процессом на предприятии.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Понятие и сущность профсоюзов, нормативно-правовое регулирование их деятельности. Социально-правовые проблемы в повышении роли профсоюзов в защите прав и интересов работников. Примеры из судебной практики по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Защита трудовых прав и интересов работников как цель создания профсоюзов. Полномочия профсоюзов по участию в нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Нормативно-законодательные основы деятельности профессиональных союзов по защите прав и интересов работников. Правовой статус профсоюзов в сфере труда. Гарантии и методы защиты прав профсоюзов, их ответственность и меры пресечения возможных нарушений.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2010

    Право на объединение - одно из основных прав человека и гражданина. Правозащитный характер профсоюзов в сфере труда. Участники и стороны социального партнерства. Характеристика защитной, представительской и сотруднической функций. Полномочия профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2012

    Правовое положение профсоюзов в сфере труда. Классификация основных прав профсоюзов. Гарантии имущественных прав освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, по созданию работодателем условий для осуществления профсоюзной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правовые основы деятельности профсоюзов: защита интересов работников в сфере охраны труда; их полномочия в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства и правоотношениями с работодателем по выполнению обязательств Коллективного договора.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Понятие, статус профсоюзов, их защитная функция. Гарантии прав и деятельности профсоюзов. Классификация и принципы создания профсоюзных органов по различным признакам, правовые основы деятельности. Роль профсоюзов в современном правовом пространстве.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2009

    Понятие и сущность обеспечения защиты трудовых прав в России на современном этапе. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Формы реализации защитной функции профсоюзов и Федеральной инспекции труда. Проблемы судебной защиты.

Нестеров А.К. Роль профсоюзов // Энциклопедия Нестеровых

Сегодня институт социального партнерства в России стал одним из ведущих институтов гражданского общества. Органы власти уделяют большое внимание налаживанию долгосрочных партнерских отношений и развитию конструктивного социального диалога с предпринимателями и профсоюзами. Поэтому роль профсоюзов нельзя недооценивать, а большинство социально ответственных предприятий, являющихся лидирующими компаниями России, уже ориентируют свою деятельность на взаимодействие с профсоюзами.

Понятие и сущность профсоюзов

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов .

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов :

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Соответствуют принципам социального партнерства:

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

Принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов , увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

  1. Профсоюзы обладают широкими правами.
  2. Наемным работникам гарантированы минимальная заработная плата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, оплата сверхурочных переработок.

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Таким образом,

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Литература

  1. Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Функции профсоюзов

Функции профсоюзов - это основные направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная (взаимоотношения "профсоюз - предприниматели"). Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников (взаимоотношения "профсоюз - государство"). Некоторые экономисты добавляют к этим двум еще и третью функцию, экономическую - заботу о повышении эффективности производства. В юридической литературе выделяют следующие функции: защитная, производственная, воспитательная, социальная, международная.

Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников не на уровне фирмы, а в государственных и общественных органах. Целью представительства является создание дополнительных льгот и услуг. Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Права и обязанности профсоюзов в сфере труда составляют их правовой статус.

Помимо прав в сфере труда, профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Права и обязанности профсоюзов тесно связаны между собой. Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория оно характеризует пределы юридических возможностей деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

В условиях обострения конкурентной борьбы профсоюзы стали осознавать, что благосостояние работников зависит не только от противоборства с предпринимателями, но и от роста эффективности труда. Поэтому современные профсоюзные организации почти не прибегают к забастовкам, активно участвуют в повышении профессиональной подготовки своих членов и в совершенствовании самого производства.

Основные права профсоюзов

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи -- представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися .

Основные права-обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за ними. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).

Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами .