Студия артемия лебедева сделала мне логотип. Артемий лебедев

Исследование:
как устроен бизнес
Артемия Лебедева

Балет - в Большом, электрокар - Tesla, дизайн - в «Студии Артемия Лебедева». Самый известный дизайнер страны за 25 лет карьеры создал империю по производству фирменного стиля, шрифтов, сайтов, упаковки, печатной продукции - всего.

Кроме того, у Лебедева есть магазины, кафе, школа бариста и подразделение по торговле доменами. Артемий Лебедев не любит разговаривать о своем бизнесе. Он считает, что деньги требуют тишины, а публичность работе ни к чему. Тем не менее, имя Лебедева известно даже тем, кто не ориентируется на рынке дизайна, а оборот его Студии, по подсчетам Inc., может превышать 1 млрд рублей в год. Inc. изучил, как устроен бизнес «Студии Артемия Лебедева», одной из крупнейших и наиболее успешных дизайн-студий в России.

Наталья Суворова, специальный корреспондент Inc.

Константин Моршнев ,
сооснователь Студии Лебедева.

Родился 9 августа 1973 года в Кривом Роге (Украина). Закончил с отличием Национальный исследовательский университет МИЭТ. Короткое время работал в Кремниевой долине (США). Программист. Возглавляет техническое обеспечение Студии. Владеет 44,54%
ООО «Студия Арт. Лебедева»


Андрей Дьяков , директор Студии.

Родился 17 января 1978 года в Москве. Окончил Jewett Scio High School. Работает с Лебедевым с 2000 года, с 2002 года - директор Студии. В числе прочего, ведёт переговоры с госзаказчиками.

Сегодня в копилке «Студии Лебедева» более 3300 выполненных заказов, а среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», московская мэрия, крупнейшие банки и сотовые операторы. Совокупный оборот его бизнеса может превышать 1 млрд рублей в год. Лебедев отказался общаться с Inc. для этого материала, пояснив, что ему «нечего сказать прессе». Его примеру последовали сооснователи Студии Денис Шохин и Константин Моршнев, арт-директор Эркен Кагаров, а также директор Студии Андрей Дьяков. Тем не менее, Inc. выяснил, когда прошел (и прошел ли) «золотой век» Студии, для чего создан десяток юридических лиц и откуда ценник на дизайн сайта в 3 млн рублей.

Путь к вершине

Первую дизайн-студию - «А-Квадрат» - Лебедев организовал вдвоем с партнером в 1992 году. Артемий тогда учился на факультете журналистики МГУ, но на лекциях не появлялся и его отчислили. Через полгода, на сей раз самостоятельно, Лебедев учредил студию «Артографика», которая располагалась у него «в гостиной на диване». Единственным сотрудником был сам Артемий. На лекции в ГУ ВШЭ в 2001 году дизайнер вспоминал, что первых клиентов он привлек с помощью вымышленного портфолио с логотипами и фирменным стилем: «Поскольку в тот момент никаких клиентов у меня быть не могло, мне пришлось их придумать, - и я сделал огромное портфолио на 20 заказчиков, каждый из которых был выдуман с нуля».

В октябре 1995 года, через полтора года после появления домена.ru, Лебедев запустил сайт tema.ru , а в июле 1996-го - design.ru. Он основал новую студию - WebDesign, которая через три года стала «Студией Артемия Лебедева». Среди основателей WebDesign - Денис Шохин (сегодня отвечает за управление Студией) и программист Константин Моршнев (возглавляет техническую часть), а также будущий медиаменеджер Демьян Кудрявцев, который тогда разрабатывал сайты группы «Аквариум» и поэтического журнала «АЙ».

Дизайнер Андрей Логвин вспоминает, что в те годы Лебедев был «маленьким незаметным мальчиком», но не боялся сложных задач.

Мне предложили создать один из первых новостных сайтов Рунета (сайт «Ситилайн», одного из первых интернет-провайдеров России – Inc.). Я отказался, потому что не понимал, что надо делать, а Тема взялся за работу, - вспоминает Логвин.

Постепенно число заказчиков Лебедева росло. С «Ситилайн» и агентством корпоративных коммуникаций NetSkate, для которого Лебедев сделал логотип и сайт, сотрудничал блогер Антон Носик, которого причисляют к «отцам Рунета».

Не было так, что сначала дружба с нами, а потом что-то ему удалось, - вспоминает Носик. - Мы обращались к Лебедеву за дизайном не по дружбе. Наоборот, он стал другом, потому что мы любили его дизайн.

В 1997 году свежесозданная WebDesign договорилась с Центробанком о разработке его первого сайта. Лебедев вспоминает, что представителей финансового учреждения принимал прямо в гостиной на диване. Сколько получил дизайнер за первый сайт ЦБ, неизвестно, - Центральный банк оставил запрос Inc. без ответа. Однако уже тогда заказать проект у Лебедева было недешевое удовольствие: в 1998 году средний контракт на разработку дизайна сайта от Лебедева стоил $30–40 тыс., - примерно как 2,5 автомобиля ВАЗ-2110 по додефолтным ценам. Стоимость полной разработки сайта с привлечением пользователей составляла $60–100 тыс.

Денис Шохин , сооснователь Студии Лебедева.

Родился 6 апреля 1975 года в Москве. Изучал сценическое искусство в ГИТИСе и работал главным администратором в театре-студии Табакова. С самого начала был правой рукой Лебедева и отвечал за клиентов. Сегодня управляет Студией и наймом сотрудников. Владеет 55,46% ООО «Студия Арт. Лебедева»


Эркен Кагаров , арт-директор Студии Лебедева.

Родился 7 апреля 1966 года в Ташкенте. Закончил Художественное училище им. Бенькова и Театрально-художественный институт в Ташкенте. Весной 2011 года Кагаров сменил Артемия Лебедева на должности художественного руководителя Пермского центра развития дизайна, куда его позвал Марат Гельман. Работает в Студии с 2012 года.


Сайт cityline.ru в апреле 1996 года

Первый выпуск журнала RUSSIA! 2007 год

На первой волне успеха WebDesign, сменив название, стала «Студией Артемия Лебедева», а ее логотип в 1999 году появился на порталах, определивших судьбу российского Интернета: «Яндекс» (дизайн третьей версии поисковика), Лента.ру и Газета.ру. Стараниями основателя вокруг «Студии Лебедева» уже с конца 1990-х была атмосфера эксклюзивности и избранности, чему способствовала популярность сайта в Рунете: в мае 1999 года его посетил 1 млн уникальных пользователей.

В моем восприятии Лебедев всегда был человек номер один в интернете, и его студия мне всегда казалась крутой. Для меня и моих друзей это был просто бог интернета, - рассказал Inc. основатель кафе «Циферблат» и проекта Иван Митин, который в 2000-м году работал в Cтудии программистом.

Лебедев был заботливым работодателем: в студии было «модно, уютно и прогрессивно», сотрудников кормили за счет «Студии» в расположенном неподалеку ресторане «Мурена». Рабочий день начинался в 12 часов, но приходить можно было в любое время, некоторые предпочитали ночь. При этом, несмотря на творческую атмосферу, работа с заказчиками была выстроена четко и системно.

Сейчас таким никого не удивишь, а в 90-е это было круто. Мне кажется, Тема с самого начала к этому шел, - вспоминает дизайнер Петр Банков.

Х***о или О*****о?

В июне 2000 года студию преобразовали в холдинг Art Lebedev Group (ALG), где работали более 130 человек. Та структура во многом сохранилась до сих пор: Лебедев отвечал за дизайн, Константин Моршнев - за техническую составляющую, Денис Шохин - за финансовую. В холдинг входил целый ряд компаний, вспоминает бывший начальник пресс-службы холдинга Николай Данилов: ООО «Студия Артемия Лебедева» делала сайты, студия TeleType брала заказы попроще и работала с дизайнерами на аутсорсе, «Артографика» занималась графическим дизайном, iman – трехмерными картинками. Кроме того, в холдинг входила компания RotaBanner, рекламное агентство ADEX и Учебный центр Артемия Лебедева.

Заказывать проекты у Лебедева было показателем статуса, вспоминает Илья Мерензон, основатель журнала Russia! Magazine, дизайн которого в 2005 году разрабатывала команда Лебедева.

В тот момент лучшим пиаром было размещение проекта в разделе «Портфолио» на сайте Студии. То, что делал Лебедев, было классно и очень важно: это помогло нам получить первые рекламные контракты, - говорит Мерензон.

Работа Студии строилась по западным стандартам. Над каждым проектом трудилась отдельная команда, а презентации для клиентов поражали детальностью подготовки, вспоминает Мерензон. Студия и сейчас работает как бизнес-машина, уверяет Елена Васильева, бывший коммерческий директор компании-регистратора доменных имен Ru-Center, которая в 2014 году заказывала у Лебедева фирменный стиль доменов в зоне.москва. Результат так понравился, что Ru-Center купил сразу два макета: русско- и англоязычный.

Art Lebedev Group
(ALG) в 2000 году

Учебный центр Артемия Лебедева «Артографика» iman

Студия присутствует в жизни заказчика ровно столько, сколько нужно. Документы, доски для решения вопросов, встречи – минимум затрат по времени, максимум проникновения в задачи, идеальная организация, идеальный документооборот, - перечисляет Васильева. Стоимость заказов она не раскрывает, ссылаясь на NDA (договор о неразглашении - Inc.).

Сегодня «Студия Лебедева» работает во всех сферах, где так или иначе требуется дизайн: шрифты, книги, навигационные знаки, городская среда, промышленные объекты и даже пищевая упаковка. Для подмосковной кондитерской фабрики «Озерский сувенир» студия в 2008 году создала фирменный стиль, сайт и обертку для конфет «Ореховичи» и «Фруктовичи». С новым дизайном фабрика быстро вошла в столичную розницу, хотя до этого пробиться на полки московских магазинов не могла.

В прошлом году «Студия Лебедева» разработала логотип, фирменный стиль и сайт для крем-меда «Демилье» от «Фабрики Медолюбов». Продукт появился в продаже в феврале 2017-го. По словам руководителя отдела продаж ООО «Демилье» Сергея Бородкина, с задачей Студия справилась «на все сто» - дизайн упаковки привлекает внимание любого, даже незаинтересованного человека.

Лебедев - шоумен настолько, насколько это нужно для бизнеса. Профессионал и хороший организатор, – говорит совладелец крупной дизайнерской компании, пожелавший сохранить анонимность. - «Студия Лебедева» - фабрика, с администрированием и дисциплиной. Насколько я знаю, Лебедев не ездит на встречи с заказчиками, - приезжают к нему. С клиентами не церемонятся: тем, кто не нравится, указывают на дверь. Стиль рискованный, но у него это срабатывает: подтверждает «крутизну».

Заказчики Студии, не называя конкретных цифр, признают: расценки существенно выше рынка. Это надбавка не только за статус, но и за гарантию качества, считает генеральный директор издательств Byblos и Pretext Дмитрий Пасечник, с 2006 года оформляющий почти все обложки книг в «Студии Лебедева».

С фрилансерами дешево, но много мучений. Неизвестно, что вам товарищ частный дизайнер выдаст. Здесь ты получаешь определенную гарантию, - говорит Пасечник.

Но есть и клиенты, считающие, что гарантий на самом деле нет. Евгений Чичваркин в 2010 году за 120 тыс. евро заказал Лебедеву создать интернет-магазин для своего лондонского стартапа по продаже вин Hedonism Wines . В феврале 2012 Студия разработала для этого проекта логотип и брендбук, которыми бизнесмен доволен и использует их до сих пор. Но разработка сайта затянулась: она продлилась более года и онлайн-версия не успела к открытию оффлайн-магазина в 2012 году. Менеджеры Студии, по словам бизнесмена, не отвечали на письма и звонки, и Чичваркин отказался принять выполненную с опозданием работу. Он хотел вернуть хотя бы часть аванса, но договориться не удалось.

Прежде мы прекрасно сотрудничали, общались, и бдительность моя уснула: я должным образом не посмотрел договор. Считал, что в России принято верить на слово, - рассказал Чичваркин в разговоре с Inc.

В итоге он заказал сайт вместе с мобильным приложением британской студии вчетверо дешевле, за 29 тыс. фунтов. Хотя Артемий Лебедев во время дебатов с Алексеем Навальным в эфире «Дождя» говорил, что работа была выполнена и что Студия отработала деньги, конфликт положил конец и дружеским, и деловым отношениям предпринимателей.

Их слоган «Долго. Дорого. О*****о». Только в нашем случае концепт был «х***о», а не «о*****о», - говорит Чичваркин.

Визуализация упаковки меда «Демилье» artlebedev.ru



Около дизайна

Помимо основного дизайнерского, у Артемия Лебедева есть другие бизнесы, прямо или косвенно связанные со Студией. Например, как подтвердили собеседники Inc., в Студии действует внутренняя биржа, где наименее интересные заказы продают на сторону. Это происходит так: клиенту направляется предварительное предложение с расценками и сроками работ (Студия берется за создание сайтов или шаблонов дизайна от определенной суммы и за определенный срок). Если клиента не устраивают входные параметры, он может сообщить бюджет, сроки и Студия выставит кейс на биржу. В пул подрядчиков входят компании, прошедшие конкурс и отобранные Лебедевым. «Среди крупных студий это распространенная практика: к нам тоже обращаются региональные студии, предлагая передавать им не интересные для нас заказы», - говорит сооснователь дизайн-бюро «Щука» Иван Величко.

Еще один дополнительный источник дохода Студии – Магазинус: онлайн и оффлайн-магазины собственных дизайнерских товаров и продуктов партнеров. Розничная сеть включает 5 собственных (3 в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Киеве) и 5 партнерских магазинов – в Петропавловске-Камчатском, Челябинске, Одессе, Харькове и Минске. Точки работают под разными названиями: «Лавка на Никитской», «Магазинус на ВДНХ» или вообще «Наноприлавок». Кроме того, в регионах товары продаются и в других магазинах . Партнерские магазины - по сути франшизная сеть, хотя и без формального лицензирования: Студия продает им товары оптом и со скидкой, предоставляет макеты торгового оборудования, материалы для обучения продавцов, шаблоны ценников и визиток, а взамен просит от партнеров «внимательного и ответственного
отношения к работе».


Так выглядит начертание шрифта «Клементина», из-за которого Студия подала иск к издательству «Эксмо»

Кроме того, «Студия Лебедева» продает паттерны (образцы принтов для оформления интерьера или одежды) по 2999 руб. за штуку и шрифты, стоимость лицензии на которые начинается от 2999 руб. Юристы Студии отслеживают факты пиратского использования шрифтов. Так, в июне 2015 года они подали несколько исков к издательству «Эксмо» на 1,5 млн рублей за незаконное использование шрифта «Клементина» в оформлении книг Татьяны Устиновой. В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение по книге Устиновой «Ковчег Марка», пояснили Inc. в юридическом отделе «Эксмо», и издательство заплатило Студии отступные в размере 30 тыс. рублей. По остальным книгам заключили лицензионное соглашение и выплатили Студии вознаграждение.

Доход приносит и торговля доменами , цены на которые доходят до сотен тысяч рублей. По легенде, домен vodka.ru, который Лебедев зарегистрировал в 1997 году, банк «Русский Стандарт» выкупил в 2006-м за $50 тыс.

Кроме того, у «Студии Лебедева» есть открывшаяся в 2009 году сеть «Кафетериус», куда входят 15 собственных и франшизных кофеен в России и одна в Латвии. Совладельцы московского «Кафетериуса» - бывшая сотрудница «Студии» Анастасия Мещерякова и Игорь Красилов, генеральный директор «Нефтегазимпекс» (компания поставляет оборудование «Лукойлу», «Газпрому» и «Газпромнефти»). По данным СПАРК, выручка ООО «Кафетериус» за 2015 год составила 33 млн рублей. При сети кафе также есть фабрика-кухня, которая доставляет еду в московские офисы, и школа бариста, обучение в которой стоит 40 тыс. рублей.

Занятие ресторанным бизнесом привело в 2010 году к скандалу между дизайнером и издательским домом «Афиша», после того как ресторанный обозреватель Евгения Куйда оставила разгромную рецензию на «Большое кафе » Лебедева в Банковском переулке в Москве. В рецензии (ее убрали с сайта «Афиши») она назвала работниц кафе «толстыми тетками», а ресторан - «столовой для заключенных». В ответ Лебедев разорвал отношения с ИД, отказавшись от их заказов (до этого Студия участвовала в ежегодном фестивале «Пикник Афиши», а иллюстрации от дизайнеров неоднократно печатались в журнале «Афиша»). Кафе проработало еще шесть лет и закрылось 5 августа 2016 года. О причинах Лебедев умалчивает, но накануне закрытия написал в ЖЖ: «Мы прошли через огонь, воду, медные трубы и Куйду. Настало время двигаться дальше».

Кафе Артемия Лебедева на улице Большая Никитинская, 35 Фотография: Василий Мостовщиков


Госконтракты без тендеров

В январе этого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального подсчитал, что из 27 госконтрактов , заключенных с 2013 года на общую сумму более 140 млн рублей, более половины Студия получила непрозрачным путем. Часть конкурсов не объявлялась официально (например, на разработку логотипа городов Сатка , Ижевск или Ярославль), часть контрактов отсутствует в реестре на сайте госзакупок (например, контракты на разработку фирменного стиля Парка Горького или на оформление плоскостных парковок в Москве).

Я не говорю, что все они коррупционные, но по ним нет никаких реальных данных, - заявил Навальный в эфире «Дождя».

408 миллионов рублей

На такую сумму, по словам Лебедева, студия проиграла тендеры за два года

Особенно горячий спор вызвал контракт на дизайн напольной навигации в московском метро на сумму 117 млн рублей зимой 2013-14 года – на сайте госзакупок он официально проходит как несостоявшийся (заявки обоих участников не были допущены до участия). Но студия, тем не менее, выполнила работу. Это дало Фонду борьбы с коррупцией повод предположить, что договор заключался в обход процедуры госзакупок.

Однако Лебедев ответил, что заключил контракт с частным подрядчиком, а потому не обязан отчитываться. По словам дизайнера, за два года студия проиграла тендеры на общую сумму более 408 млн рублей, в том числе тендер на разработку мобильных приложений для аэропорта Шереметьево, графического дизайна для «Роснефти», ребрендинга концерна «Алмаз-Антей» и т.д. То есть не имеет привилегий при госзакупках.


Логотип Парка Горького. Разработка студии Лебедева, 2012 год

Фильм компании «Ривелти групп»

Какие компании входят в бизнес-империю Лебедева

По данным СПАРК за 2015 год, дизайнер числится совладельцем или гендиректором более 10 действующих предприятий, еще несколькими компаниями владеют его партнеры - программист Константин Моршнев и управляющий директор Денис Шохин.

О деньгах говорить сложно, потому что нет «среднего» рынка: если сравнивать с ростовским фрилансером, услуги «Студии Лебедева», может быть, и в 1000 раз дороже. Все зависит от конкретных задач и запросов клиента, - объясняет Андрей Савельев из Firma. - Наша работа оплачивается по часам, и разработка логотипа в часах дизайнера, который ее рисует по готовой идее, достаточно низкая, зато стоимость оригинального проекта может обойтись в огромную сумму.

По данным исследования «Стоимость брендинговых услуг» АБКР, разработка концептуального дизайна упаковки, включая доработку, в среднем стоила в 2016 году 788 тыс. рублей, а структурный дизайн – разработка формы упаковки – около 490 тыс. рублей. Адаптация дизайна для различных форматов стоит около 60 тыс. рублей, для другой линейки - 260 тыс. рублей. Таким образом, общая стоимость дизайна, заказанного в крупной студии, составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Если речь не идет о госзаказах, «Студия Лебедева» вряд ли берется за проекты ниже определенной суммы - например, за сайты, чья стоимость разработки ниже 3 млн рублей, считает Иван Величко из «Щуки»:

Поскольку компания большая, им просто чтобы включить всю эту махину, нужно изначально иметь бюджет такой, чтобы он ее интересовал. Студия крупная, поэтому ей важна крупная добыча, это нормально.

Несмотря на громкое имя и коммерческий успех, Студия больше не задает стандарты на рынке дизайна, а Лебедева в профессиональной среде принято ругать и упрекать в плагиате , – для этого даже есть блог (вероятно, не один). Правда, признала плагиат Студия лишь единожды: в январе 2014 года обнаружилось, что разработанный за $20,000 логотип для рабочего пространства для бизнеса Workplace копирует фирменный стиль нью-йоркского кафе Moomah. Лебедев признал ошибку и немедленно уволил дизайнера.

Иван Величко ,
арт-директор и совладелец дизайн-бюро «Щука»

Мы очень уважаем «Студию Лебедева»: они всегда делают вещи, которые маленьким студиям сделать просто не под силу. По большому счету, некоторые инновации возможны только в больших конторах. То, что они озаботились промышленным дизайном, потом открыли кафе, теперь делают государственные проекты, - это выдающийся результат.

Иван Хмелевский ,
основатель студии The Bakery

С точки зрения дизайна работы Лебедева выглядят лет на 5-10 устаревшими. У них была очень сильная команда лет 10 назад, тогда и был золотой век Студии. Они и сейчас периодически делают успешные вещи, но это скорее единичные случаи. В основном же их работа неинтересная и посредственная. Отсутствие вкуса у крупного заказчика диктует свои правила, и по ним надо играть, - это проблема всех больших отечественных агентств. Сомнительно, что «Студия Лебедева» в погоне за качеством готова нести финансовые потери, - у них слишком большая ответственность перед штатом сотрудников.

Андрей Савельев ,
бывший исполнительный директор агентства Firma

Тема - это бренд. Тема молодец. Лебедев такой дизайнер всея Руси: он первый, и в свое время это имело большой хайп. Сейчас, когда появилось много маленьких крутых студий, к «Студии Лебедева» обращаются не столько из-за моды, сколько потому, что это гарантированный результат. Если бы я был бренд-менеджером и выбирал подрядчика, то я бы мог выбрать Студию именно по такому принципу.

Артемию Лебедеву удалось построить настоящий средний бизнес, начинавшийся на коленке на диване квартиры. Сегодня Студию сложно скинуть с рыночного пьедестала: во-первых, благодаря тому, что Лебедев был первым в стране, кто занялся веб-дизайном и создал успешный бренд, считает Антон Носик; во-вторых, благодаря возведенному в культ профессионализму, добавляет Николай Данилов. По мнению Ильи Мерензона, даже если сейчас Студия угасает на фоне , статус «примадонны российского дизайна» еще долго будет приносить Лебедеву дивиденды.

При участии Ивана Просветова и Станислава Мудрого
Иллюстрации: Тая Стрижакова


Заказал я у Тёмы логотип, есть у студии Артемия Лебедева опция "Экспресс дизайн" для молодых стартапов - можно купить логотип не за миллионы, как обычно, а за скромные 100 000 рублей. Мол, студии иногда нужны картриджи для принтеров и прочая канцелярка, а с больших контрактов не всегда остается.

Так вот, не остался и я в стороне и написал на студию письмо:

Мне логотип понравился, а спустя несколько дней я уже так к нему привык, что не терпится под него сделать весь сайт.

Ну а все инсайды, как и раньше, на моём Телеграм-канале

Добавляйтесь...
Живой журнал / Фейсбук / Твиттер / ВК / ОК / Инстаграм / Ютюб /


Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения, равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Рассказать друзьям или разместить в своём блоге.

Артемий Лебедев – известнейший российский дизайнер и блогер, который в 1992 году основал крупнейшую в России веб-студию, считающуюся «№1» в дизайнерской сфере страны. Его компания занимается графическим, промышленным и городским дизайнами. «Студия Артемия Лебедева» под руководством своего творческого основателя является разработчиком многих популярных проектов, в число которых входит дизайн поисковика «Яндекс» и растягивающихся по ширине окна «резиновых» сайтов, являющихся и сегодня большой редкостью на просторах Рунета.

Биография Артемия Лебедева насыщена его активной деятельностью в блогосфере, которая изобилует матерными и экспрессивными выражениями. Такой стиль делает личность самого высокооплачиваемого дизайнера России неоднозначной в глазах общества – одни считают его остроумным профессионалом своего дела с высоким интеллектом, а другие видят в Лебедеве человека, недостойного быть примером для подражания.

Детство и юность

Родился Лебедев Артемий Андреевич 13 февраля 1975 года в Москве в семье телеведущей и писательницы и профессора-филолога Андрея Лебедева. Имея в своих родословных корнях писателя и генерал-полковника Валентина Лебедева, профессия дизайнера и публициста для Артемия была вполне предсказуемой. Он с самого детства проявлял свой творческий потенциал в дизайнерском направлении, уже в младшей школе он придумывал «логотипы» для своих сверстников из их инициалов.


Дошкольное образование Артемий Лебедев не получал – родители занимались домашним воспитанием сына, это по их мнению должно было положительно отразится на его характере. Но, результат оказался иным – за первые четыре года школьного обучения Артемий поменял три школы, так как был плохим учеником и постоянно прогуливал уроки, за что отчислялся из учебных учреждений. В 1989 году семья Лебедевых переехала на ПМЖ в Америку, где будущий веб-дизайнер поступил в балтиморскую школу Parkville. Переезд в другую страну и кардинальное изменение условий обучения не заставили полюбить Лебедева школу – уже через год он возненавидел свое новое местожительство и вернулся в Москву без родителей.


На родине Артемий стал учащимся гуманитарного класса школы № 57, а в 1991 году поступил в МГУ им. на факультет журналистики. По словам самого дизайнера, он решил стать журналистом не по призванию, а потому что для поступления на эту профессию требовался самый низкий проходной балл. В вузе он так и не изменил своего отношения к учебе, поэтому за постоянные прогулы и нарушения дисциплины был отчислен уже со второго курса.


После этого он стал учеником арт-директора «Итогов» Аркадия Троянкера, являющегося одним из лучших книжных иллюстраторов, дизайнеров и графиков России. В этом направлении Лебедев проявил все свое упорство и способность к освоению интересного ему дизайнерского направления. Благодаря этому в 17 лет Артемий без родительской поддержки основал свой первый дизайнерский бизнес-проект, которые вывел его на высокий профессиональный уровень не только в России, но и за рубежом.

«Студия Артемия Лебедева»

Первую дизайнерскую студию совместно с партнером Артемий Лебедев основал в 1992 году, но в ней проработал не более года. Дизайнер захотел большего размаха и самостоятельности и поэтому в 1993 году создал собственную полиграфическую студию «Артографика», деятельность которой основывалась на выпуске книг и журналов. Тогда же он устроился работать арт-директором в «МакЦентр», где укрепил свой профессионализм на творческом поприще.


В 1995 году дизайнер расширил свои владения и основал студию WebDesign, которая в 1998 году была переименована в «Студию Артемия Лебедева». Именно тогда о нем заговорили как о «первом дизайнере российского интернета», который был единственным сотрудником своей компании. Его первый дизайн-проект стоил 3 тыс долларов, который он сделал в домашних условиях. Заработав первые 30 тысяч долларов, Артемий арендовал офис и нанял сотрудников, которые увеличили оборот фирмы до 100 тысяч долларов в месяц.


К началу 2000-х годов «Студия Артемия Лебедева» стала крупнейшей компанией веб-дизайна, которая расширила свои возможности и в категорию предоставляемых услуг внесла промышленный дизайн, пользующийся широким спросом. Клиентами Лебедева сегодня являются «Майкрософт», «Яндекс», «Евросеть», Центральный банк России, General Motors, Procter & Gamble, Nissan и многие другие известные компании, которые благодаря профессионализму Артемия смогли получить уникальные логотипы и дизайны сервисов, узнаваемые во всем мире.

Блогерство и путешествия

Большую известность дизайнеру принесли его некоммерческие проекты. В частности, блог Артемия Лебедева в ЖЖ является одним из самых читаемых в Рунете по версии "Яндекса". В блоге дизайнер откровенно высказывает свое мнение с употреблением ненормативной лексики и увлекательно рассказывает о своих путешествиях по разным странам.


Во время своих этнографических экспедиций дизайнер особенно обращает внимание на местные особенности городов, а именно светофоры, урны, бордюры, дорожные знаки и вывески различных заведений, характеристику которых в своем экстравагантном стиле освещает на личной сайте и в блоге «Живого журнала».

По личному заявлению Лебедева, в сентябре 2015 года он стал единственным выходцем из СССР, побывавшим в 193 странах мира, которые входят в ООН. Несмотря на то, что деятельность Артемия на первый взгляд носит вполне положительный характер, он неоднократно становился фигурантом скандалов из-за своего политически-религиозного настроя, а вернее его отсутствия.


Он является категоричным противником политики и церкви, в результате чего его некоторые посты вызывали возмущение православных экспертов, которые даже подавали уголовные иски на блогера. При этом сам Лебедев считает такую реакцию отличной пиар-кампанией для своего сайта и блога.

Кроме создания дизайна, ведения блога и путешествий Артемий Лебедев занимается ведением проекта «Ководство», посвященному рекомендациям и советам по проектированию интерфейсов, семиотики и типографии, а также графическому и промышленному дизайну. Здесь он делится своим профессионализмом и рассказывает о реалиях русского дизайна, чем старается вывести дизайнерскую сферу России на достойный уровень.

Личная жизнь

Личная жизнь Артемия Лебедева тщательно скрыта от любопытных глаз. Всё, что выходит за пределы его профессиональной деятельности, дизайнер не обсуждает с обществом, чем вызывает многочисленные слухи вокруг своей персоны.


Известно, что Артемий Лебедев был женат на журналистке Марине Литвинович, которая в 2001 году родила супругу первенца Савву. Семейная жизнь у супругов не сложилась, поэтому их брак распался. В СМИ появлялась также информация, что после развода с Литвинович Лебедев стал отцом еще троих детей, но сам дизайнер официально никогда не подтверждал эту информацию.

Свое свободное от путешествий и дизайна время Артемий уделяет социальным проектам, а также ездит по России с мастер-классами и лекциями, посвященными дизайну и созданию красивых и удобных вещей. Также он увлекается фотографией, благодаря чему блог Лебедева полнится качественными фото с посещаемых городов.

Главный офис Студии Артемия Лебедева больше напоминает музей старья. Здесь собраны десятки старых телевизоров, сотни советский табличек, швейные и печатные машинки, плакаты, посуда, уличные указатели, автомобильные знаки и еще тысячи предметов дизайна разных лет. Офису уже 10 лет, но он постоянно меняется. Каждый день появляются новые экспонаты, сотрудники студии меняют пространство вокруг себя. Если вы придете в офис студии через месяц, то он будет уже другим. Я зафиксировал состояние офиса на .

Студия была основана в 1995 году и изначально называлась «WebDesign», а своё нынешнее название получила в 1998 году. В соответствии со своими правилами, студия не работает с частными лицами, а также с политическими, религиозными организациями и мудаками. Девиз компании: «Дизайн спасёт мир».

Главный офис студии расположен в Москве на Газетном переулке, сюда студия переехала 10 лет назад.

01. При входе стоит телефонна будка которую специально доставили из Англии, кстати, изначально она была зеленого цвета, в красный ее покрасили уже в студии. Также при входе стоят велосипеды сотрудников.

02. Знаменитая стена с фотографиями посетителей студии, сделанными на Полароид. Стена перестала расти, когда закончились кассеты для фотоаппарата. В центре фото Ильи Лагутенко.

03. На первом этаже переговорная, где принимают клиентов.

04. Чтобы менеджерам было нескучно вести переговоры, для них придумали небольшую игру.

05. Здесь прошел дизайнер...

06. Комната сисадминов, справа на полу валяется инструмент, которым решаются многие вопросы.

07. Здесь же обитает russos .

08. Также на первом этаже есть много ничем не примечательных комнат, в которых сидят разные менеджеры.

09.

10. Точно не помню, кто сидит в этом кабинете, но, судя по оформлению, программисты. Кстати, сотрудники сами оформляют свои кабинеты, и для Лебедева часто бывает открытием новое дизайнерское решение его подчиненных.

11. "Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности вместе взятые. Все наградные доски мы вешаем в туалете. У нас аллергия на словосочетания «креативное решение» и «оптимизация бизнес-процессов»."

12. Основная часть студии располагается на пятом этаже, здесь все намного интереснее. Студия больше напоминает музей старья.

13. Основной зал. Здесь и фотостудия, и склад товаров для магазинов, буквы "Д" и "К" сняты с Детского мира перед реконструкцией.

14. Одну из стен украшает фрагмент схемы линий московского метро через много лет (http://www.artlebedev.ru/everything/metro/map-2100/).

15. Сейчас в студии работает 250 человек. Единственная причина по которой человеку может быть отказано в работе кроме профессиональных качеств - запах.

16. В коллекции студии более 40 старых телевизоров, многие из них работают.

17. Артемий ругает дизайнера.

18. Рябочее место Егора zhgun . Летом мы выиграли с ним регату, а компания организатор зажала наш приз. Если совесть до декабря у них не проснется, придется писать возмутительный пост.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Вход в кабинет Лебедева.

26. Вид с другой стороны.

27. - Почему ты не даешь интервью?
- Все, что я хочу сказать, я могу сказать через блог. А интервью - это чистая трата времени. Я на работе выполняю не декоративную функцию, поэтому время экономлю. Кроме того, все журналисты - мудаки.

28. На стеллажах огромная коллекция элементов уличного дизайна, старой посуды, схем, техники, книг и много другого. Медные кольца - это фрагмент старого потолка аэропорта Шереметьево-2, сейчас его заменили на дешевую подвесную сетку, справа виден указатель "Переход". Большинство экспонатов Лебедеву дарят читатели, что-то привозит сам. Знак перехода приехал из Егорьевска.

29.

30. "Я не боюсь опоздать на полчаса на встречу - пока человек ждет меня в моем кабинете, он сам себя занимает разглядыванием тонны говна, расставленного по полочкам."

31. Тема читает все комменты, которые ему пишут в ЖЖ, но отвечает редко. Еще реже пишет в другие блогах.
- Кого в ЖЖ ты читаешь и с какой периодичностью?
- Каждый день - записи из топа. teh_nomad -а и ibigdan -а не читаю. Раз в неделю - petrosphotos , navalny , drugoi . Раз в месяц - sergeydolya , mi3ch . Раз в полгода - tebe_interesno , radulova .
- Сколько писем в день ты получаешь?
- Около 200 писем и 2000 комментариев в ЖЖ. Отвечаю примерно на каждое пятое письмо.
- Другие блоги комментируешь?
- Если получается, пишу dolboeb у и nl у "первыйнах".

32. Большая картотека, здесь мелкие экспонаты разложены по полочкам. Например проездные метро, военные билеты, ПДД, значки, листовки, тетради, банкноты, паспорта, кредитки, сигареты и многое другое.

33. "Я ложусь в 5 утра, а завтракаю, когда все обедают."

34. Арт-директор Людвиг Быстроновский. У него на компьютере 1214 варианта песни "Summer Time".

Как тебя называют в студии?
- Раньше я время от времени использовал в студийной почте подпись "Карающий Бэтмен Кружка "Релевантность Ненависти" С Огненным Мечом". Но те времена давно забылись. Наверное, называют "наш толстячок", или какой-нибудь еще пушистик.

35. Для сотрудников в студии есть небольшое кафе, цены ниже чем в столовой госдумы. Оплата по карточкам.

36. Главный кофеначальник.

37. - Часто люди на улицах узнают?
- Часто, но я недавно в блоге попросил не узнавать, перестали. Когда на машине еду некоторые снимают на телефон.
- У тебя есть враги?
- В жизни нет. За что меня не любить? Я дизайнер, никому ничего плохого не сделал. Одно дело форумные войны, человек может вспылить, а потом на улицу выходит и сразу остывает.
- И что, у тебя никогда не было неприятных встреч?
- Недавно я сидел в кафе на летней веранде, пил кофе. Смотрю, подходит парень и кулаки сжимает. Как выяснилось ему очень не понравлся пост, где я написал "Кого-то, блять, мне этот ебaльник напоминает" (http://tema.livejournal.com/93701.html) и была фотография из юзерпика пользователя. Человек не понял прикола, подумал, что все 5000 комментаторов смеются над ним, удалил свой журнал, 2 года очень переживал. Пришлось объяснять, что это была шутка, фактически как зеркало, и никто именно над ним не смеялся.

38. Таблички.

39. "Нельзя создать хороший дизайн или написать хорошую программу, когда стол разваливается, телефон не работает, а кофе дрянь"

40. Стена, куда сотрудники вывешивают домашние задания, потом все дружно обсуждают результат.

41. Комнаты, где сидят промдизанеры снимать нельзя, повсюду эскизы новых разработок. Это коробки с пресс-формами продуктов студии.

Какие из ваших разработок лучше всего продаются?
- Чашки и Ридибундусы.
- А что не оправдало твоих ожиданий?
- "Пазлус" мне очень нравился проект, но люди его плохо покупают.

42.

43. Муляжи мобильных телефонов.

44.

45. А здесь сидят графдизайнеры.

46.

47. Место на балкончике, говорят, несчастливо. За последнее время уволили 3-х сотрудников, сидевших на нем. Новый хозяин, Леша Лури, не унывает, говорит работать тут хорошо, даже 2 выхода есть.

48. Чтобы сократить издержки, Лебедев играет с сотрудниками в различные настольные игры на зарплату.

49. Играет...

50. И выигрывает! Все-таки места на балкончике не счастливое.

51. Это первый Ридибундус, который прислали на утверждение китайцы, у него страшные пластиковые глаза и отвратительная шкура.

52. В комнате графдизайнеров все ярко и светло.

53.

54. Пока я снимал студию, к Теме постоянно подходили сотрудники и знакомились, многих он видел впервые, хотя и утверждает, что половину знает точно.

55. "Во всей работе мы руководствуемся одним-единственным правилом из двух слов: «без хуйни»."

56.

57. Начало рабочего дня в студии в 12:00, но приходить можно в любое время, некоторые сотрудники остаются на ночь, в туалетах лежат зубные щетки.

58. Студийная библиотека.

59.

60. Прототип нового товара студии, будет 2 наклейки.

62. В холле перед кабинетом Темы стоит огромны глобус, наверное на нем он выбирает новые страны для путешествий, пока он посетил 106 стран.

63.

64. Недавно Тема с Людвигом решили похудеть и заключили пари. По условиям каждый месяц нужно сбрасывать не мение 5 кг. Проигравший выплатит 2000 долларов.

65. 4 кабинки туалета на 5-м этаже студии оформлены в разном стиле.

Хотите еще? Сергей Мухамедов сделал новую запись о конкурсе: